г. Киров |
|
16 февраля 2022 г. |
Дело N А29-12345/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 февраля 2022 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черных Л.И.,
судей Великоредчанина О.Б., Кононова П.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кряжевой У.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Коми" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 07.12.2021 по делу
N А29-12345/2021
по иску Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми
(ОГРН: 1021100513774; ИНН: 1101471400)
к Федеральному казенному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Коми" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
(ОГРН: 1041100439379; ИНН: 1101486290)
о взыскании ущерба,
третье лицо: Коваленок Светлана Владимировна,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Коми (далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском о взыскании Федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Коми" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Учреждение) 43 224 рублей 36 копеек ущерба в виде излишне выплаченной суммы пенсии по старости застрахованному лицу Коваленок С.В. за период с 01.04.2020 по 31.03.2021.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Коваленок Светлана Владимировна.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 07.12.2021 исковые требования удовлетворены.
Ответчик с принятым решением суда не согласился, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Ответчик указывает, что Учреждение не представило сведения СЗВ-М об осуществлении работы пенсионера за апрель 2020 года, однако указанные сведения за март и последующие месяцы были представлены своевременно. Таким образом, истец до принятия решения об установлении третьему лицу повышенного размера пенсии имел возможность и должен был уточнить факт осуществления пенсионером трудовой деятельности из сведений за другие отчетные периоды.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу с доводами ответчика не согласился.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Истец представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 06.05.2020 Учреждение представило в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения по форме СЗВ-М за апрель 2020 года тип формы "исходная", в которых отсутствовали сведения о пенсионере Коваленок С.В.
В связи с отсутствием сведений о работе указанного лица Центром ПФР в Республике Коми принято решение от 18.06.2020 о перерасчете пенсии с учетом повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии Коваленок С.В., которое было исполнено.
Сведения по форме СЗВ-М тип формы "дополняющая" за апрель 2020 года в отношении указанного застрахованного лица Учреждение представило 25.02.2021.
Выявив на основании указанных сведений факт работы пенсионера в спорный период и излишнюю выплату им сумм пенсии из-за недостоверно представленных страхователем ранее сведений по форме СЗВ-М на указанное лицо, Центр ПФР в Республике Коми обратился с претензией от 01.06.2021 к Учреждению о возмещении ущерба в виде излишне выплаченных сумм пенсии за период с 01.04.2020 по 31.03.2021 в размере 43 224 рублей 36 копеек.
Поскольку требования не были удовлетворены Учреждением, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), частями 1 - 8 статьи 26.1, частями 1, 2 статьи 28 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ), пунктом 2.2. статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), Арбитражный суд Республики Коми пришел к выводу, что действия страхователя по представлению недостоверных "исходных" сведений по форме СЗВ-М за апрель 2020 года повлекли возникновение у истца убытков в виде излишне выплаченной застрахованному лицу пенсии за спорный период.
Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.
В части 1 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ определено, что пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в целях реализации положений частей 1 - 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
На основании части 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи (часть 7 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
В соответствии с частью 8 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ в случае возобновления работы и (или) иной деятельности пенсионерами после осуществления индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона страховая пенсия, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности.
Из указанной нормы права следует, что в случае возобновления работы пенсионером после осуществления индексации (корректировки) страховая пенсия продолжает выплачиваться в повышенном размере.
В силу части 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 28 Закона N 400-ФЗ).
Согласно статье 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Как видно из материалов дела, сведения по форме СЗВ-М за апрель 2020 года с кодом "дополняющая" в отношении Коваленок С.В. (как работающего пенсионера) были поданы Учреждением 25.02.2021, то есть после принятия Центром ПФР в Республике Коми решения от 18.06.2020 о выплате пенсионеру сумм пенсии с учетом повышений с 01.04.2020.
На дату принятия решения о повышении пенсии Коваленок С.В. с 01.04.2020 (как неработающему пенсионеру) Центр ПФР в Республике Коми располагал сведениями СЗВ-М за апрель 2020 года, представленными Учреждением 06.05.2020, о том, что указанное лицо не работало в апреле 2020 года.
Таким образом, именно действия Учреждения по представлению недостоверных сведений по форме СЗВ-М за апрель 2020 года и исправление этих сведений в дополняющей форме СЗВ-М за апрель 2020 года только лишь 25.02.2021 повлекло необоснованную выплату пенсии в сумме 43 224 рублей 36 копеек в результате неправомерной ее индексации и, соответственно, возникновение у истца убытков в указанном размере.
Доводы ответчика о том, что сведения по форме СЗВ-М в отношении третьего лица были представлены за предыдущие (последующие) периоды, подлежат отклонению, поскольку правового значения не имеют, так как иными сведениями не подтверждается, что пенсионер работал в апреле 2020 года.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции правильно удовлетворен иск Фонда, апелляционная жалоба Учреждения удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 07.12.2021 по делу N А29-12345/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Коми" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Л.И. Черных |
Судьи |
О.Б. Великоредчанин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-12345/2021
Истец: ГУ Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации В Г. Сыктывкаре Республики Коми
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ГЛАВНОЕ БЮРО МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ" МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: Коваленок Светлана Владимировна, Управление по вопросам миграции МВД по РК