г. Чита |
|
16 февраля 2022 г. |
Дело N А19-15158/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 февраля 2022 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лоншаковой Т.В., судей Желтоухова Е.В., Мациборы А.Е., при ведении протокола судебного заседания секретарём Городецким Р.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Байкалстройконструкция" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 15 ноября 2021 года по делу N А19-15158/2021 по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "РТ-НЭО Иркутск" (ОГРН 1023801748948; ИНН 3812065046) к акционерному обществу "Байкалстройконструкция" (ОГРН 1023802719742, ИНН 3837049180) о взыскании 1 238 355 рубля 29 копеек,
при участии в судебном заседании:
от истца - Чебунин А.В., доверенность N РТ/1/01 от 10.01. 2022;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "РТ-НЭО Иркутск" (далее - "РТ-НЭО Иркутск", истец) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к акционерному обществу "Байкалстройконструкция" (далее - АО "Байкалстройконструкция", ответчик) о взыскании 1 238 355,29 руб., в том числе: 1 111 216,12 руб. основного долга по договору оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 17.01.2019 N 1105246/ТКО за период с 01.01.2019 по 30.04.2021, 127 139,17 руб. неустойки за период с 12.02.2019 по 25.06.2021.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 15.11.2021 иск удовлетворен. С АО "Байкалстройконструкция" в пользу ООО "РТ-НЭО Иркутск" взыскано 1 111 216,12 руб. основного долга; 127 139,17 руб. неустойки; 2 000 руб. судебных расходов, связанных с оплатой государственной пошлины. С АО "Байкалстройконструкция" в доход федерального бюджета взыскано 23 384 руб. государственной пошлины.
Не согласившись с принятым решением, АО "Байкалстройконструкция" обратилось в Четвертый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявитель жалобы утверждает, что договор сторонами не заключался, истцом не было направлено уведомление о необходимости его заключения и согласования между сторонами его существенных условий.
По мнению апеллянта, фактически ответчиком не могли быть оказаны услуги по вывозу ТКО, поскольку на место сбора указанных отходов их вывоз ответчиком не осуществлялся, так как АО "Байкалстройконструкция" в спорный период времени хозяйственной деятельности не осуществляло и соответственно никаких отходов не производило. Место вывоза баков для ТКО располагалось в 10 километрах от местоположения ответчика, проезд до места вывоза ТКО был невозможен в связи с ремонтными работами моста через реку Солзан, на котором постоянно ведутся ремонтные работы с 2019 года. Истец, по мнению заявителя, не доказал факт оказания услуг ответчику в период с 01.01.2019 по 30.04.2021, что подтверждается отсутствием в материалах дела доказательств фактического исполнения договора истцом, таких как представление документов о наличии у истца специализированного автотранспорта и путевых листов, выданных за спорный период. Взыскание неустойки за неоказание услуг, по мнению заявителя жалобы, является незаконным, поскольку начисленная истцом неустойка несоразмерна нарушенному обязательству.
В возражениях на апелляционную жалобу истец ее доводы отклонил, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом. Руководствуясь пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителя ответчика.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Четвертым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав пояснения представителя истца, Четвертый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "Байкалстройконструкция" является собственником объектов недвижимости, в том числе:
1. складские помещения - Слюдянский (р-н.), Байкальск (г.), Промплощадка, N 9 - площадь 121,40 кв.м.;
2. складские помещения - Слюдянский (р-н.), Байкальск (г.), Промплощадка N 9, инв.N6955 - площадь 284,70 кв.м.;
3. складские помещения - Иркутская область, Слюдянский р-н, Байкальск г., Промплощадка, д.9 - площадь 225,40 кв.м.;
4. складские помещения - Иркутская область, Слюдянский р-н, Байкальск г., Промплощадка, д.9 - площадь 5731,90 кв.м.;
5. складские помещения - Иркутская область, Слюдянский р-н, Байкальск г., Промплощадка, д.9 - площадь 959,30 кв.м.;
6. складские помещения - Иркутская область, Слюдянский р-н, Байкальск г., Промплощадка, д.6 - площадь 316,40 кв.м.;
7. ремонтная мастерская - Слюдянский (р-н.), Байкальск (г.), Промплощадка N 6. инв. N 6938 - площадь 430,60 кв.м.;
8. гаражи, парковки закрытого типа - Слюдянский (р-н.), Байкальск (г.), Промплощадка N 9 - площадь 728,30 кв.м.;
9. административные здания, учреждения, конторы - Иркутская область, Слюдянский р-н, Байкальск г., Промплощадка N 9 - площадь 302,90 кв.м.;
10. складские помещения - Слюдянский (р-н.), Байкальск (г.), Промплощадка N 9, иив.N 6954 - площадь 529,80 кв.м.;
11. складские помещения - Слюдянский (р-н.), Байкальск (г.), Промплощадка N 9 - площадь 260,20 кв.м.
Между ООО "РТ-НЭО Иркутск" (региональный оператор) и ООО "Байкалстройконструкция" (потребитель) заключен договор оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 17.01.2019 N 1105246-2019/ТКО в редакции дополнительных соглашений от 24.05.2021 N 2 и N 3, по условиям которого региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
По пункту 2 договора объем твердых коммунальных отходов, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза твердых коммунальных отходов, а также информация о размещении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов) определяются согласно приложению к настоящему договору.
Способ складирования твердых коммунальных отходов - в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках, в том числе крупногабаритных отходов - в бункеры, расположенные на контейнерных площадках (пункт 3 договора).
Дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами 01.01.2019 (пункт 4 договора).
Согласно пункту 5 договора под расчетным периодом по настоящему договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг по настоящему договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа, на услугу регионального оператора в сумме указанной в пункте 5 приложения N 1 к настоящему договору.
Потребитель (за исключением потребителей в многоквартирных домах и жилых домах) оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами. Потребитель в многоквартирном доме или жилом доме оплачивает коммунальную услугу по оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (пункт 6 договора).
По пункту 15 договора стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 года N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", следующим способом: расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема.
В соответствии с расчетом стоимости услуг (пункт 5 приложения N 1 к договору в редакции дополнительных соглашений от 24.05.2021 N 2 и N 3) стоимость услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами составила: за период с января по декабрь 2019 года - 385 106,52 руб. (тариф с января по июнь -435,74 руб.; с июля по декабрь - 464,80 руб.); с января по декабрь 2020 года - 484 861,08 руб. (тариф с января по июнь - 464,80 руб.; с июля по декабрь - 480,04 руб.), с января по декабрь 2021 года - 460 013,52 руб. (тариф с января по июнь - 480,04 руб.; с июля по декабрь - 416,38 руб.).
За период с 01.01.2019 по 30.04.2021 ответчиком оплата оказанных услуг по договору оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 17.01.2019 N 1105246-2019/ТКО не произведена, образовалась задолженность ответчика перед истцом в сумме 1 111 216,12 руб.
Согласно пункту 22 договора в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
На основании пункта 22 договора истец начисли ответчику неустойку в сумме 127 139,17 руб. за период с 12.02.2019 по 25.06.2021 исходя из 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации размере 5,5 %, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
В порядке досудебного урегулирования спора истцом в адрес ответчика направлена претензия от 25.06.2021 N 11294-1 с требованием в течение 10 календарных дней с момента получения претензии произвести оплату задолженности.
Ответчик обязательство по оплате оказанных услуг не исполнил надлежащим образом, что послужило основанием для обращения истца с исковыми требованиями в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, принимая решение, руководствовался положениями статей 329, 330, 432, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2012 N 1156.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы по следующим мотивам.
В соответствии со статьями 309 и 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно статьям 779 и 781 Гражданского кодекса РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре.
ООО "РТ-НЭО Иркутск" является региональным оператором на территории Иркутской области, оказывает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (Зона 2 - Юг) на основании соглашения с Министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 28.04.2018 N 318 "Об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Иркутской области (Зона 2)" и законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской 6 Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами по обращению с ТКО в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО, Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156.
Между истцом (региональный оператор) и ответчиком (потребитель) путем направления публичной оферты заключен договор оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 17.01.2019 N 1105246-2019/ТКО, по условиям которого региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы (далее - ТКО) в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Пунктами 1, 5 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ установлено, что договор на оказание услуг регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным и заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы. Если потребитель, не направил региональному оператору заявку в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
ООО "РТ-НЭО ИРКУТСК" исполнило обязанность по направлению публичной оферты; информация по направлению публичной оферты с приложением форм типовых договоров размещена в газете http://www.ogirk.ru/issue-print/292937/ на странице 33.
Так как ответчик не направил истцу заявку в указанный срок, сторонами достигнуто соглашение по оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на условиях типового договора, следовательно, договор является заключенным с 17 января 2019 года, а датой начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными услугами, согласно пункту 4 договора, определено 01 января 2019 года.
Факт оказания истцом услуг ответчику по вывозу ТКО в период с 01.01.2019 по 30.04.2021 подтвержден представленными в материалы дела доказательствами, в том числе, универсальными передаточными документами, а также дополнительно представленными во исполнение определения апелляционного суда сведениями спутниковой системы STAVTRACK, выкопировкой из электронного журнала вывоза ТКО за период с января 2019 года по апрель 2021 года, территориальной схемой обращения с отходами, в том числе, с ТКО; Договором на оказание услуг N 2100700000518000004-1028257-01 по сбору и транспортированию ТКО от 09.11.2018, заключенным между ООО "РТ-НЭО Иркутск" и ООО "ИТК".
Возражений по факту оказания услуг, их объему и качеству ответчиком в суде первой инстанции не заявлено.
При расчете стоимости услуги по обращению с ТКО используются единые тарифы на услугу, которые утверждены приказом Службы по тарифам Иркутской области от 28.06.2019 N 113-спр "О внесении изменения в приказ службы по тарифам Иркутской области от 18 декабря 2018 г. N 394-спр "Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Иркутской области (Зона 2) в отношении ООО "РТ-НЭО Иркутск", а также приказом Службы по тарифам Иркутской области от 20.12.2019 N 375-спр "Об установлении долгосрочных предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Иркутской области (Зона 2) в отношении ООО "РТ-НЭО Иркутск" (ИНН 3812065046)".
Согласно приложению к приказу службы по тарифам от 28.06.2019 N 113-спр для прочих потребителей установлен тариф с 01.01.2019 по 30.06.2019 в размере 435,74 рублей за кубометр (без учета НДС), с 01.07.2019 по 31.12.2019 в размере 464,80 рублей за кубометр (без учета НДС).
В соответствии с пунктом 6 договора ответчик оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10 числа месяца, следующего за месяцем, в котором было оказана услуга по обращению с ТКО, на основании выставленного счета.
Ответчиком оплата оказанных в период с 01.01.2019 по 30.04.2021 услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не произведена, в связи с чем задолженность ответчика перед истцом составила 1 111 216,12 руб.
Ответчик факт наличия задолженности в заявленном размере не оспорил, контррасчет основного долга не представил.
Расчёт суммы основного долга представленного истцом судом проверен, признан верным.
Доводы ответчика о том, что услуги по вывозу ТКО истцом не оказывались, либо оказывались третьими лицами, какими-либо доказательствами со стороны ответчика не подтверждены.
Учитывая, что факт оказания услуг подтвержден материалами дела и ответчиком не опровергнут, доказательств оплаты услуг не представлено, требование истца о взыскании задолженности за оказанные услуги в размере 1 111 216,12 руб. за период с 01.01.2019 по 30.04.2021 признано судом обоснованным и подлежащим удовлетворению в заявленной сумме.
Истец за ненадлежащее исполнение потребителем обязательств по оплате предоставленных услуг, начислил ответчику неустойку за период с 12.02.2019 по 25.06.2021, исходя из 1/130 ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации в размере 5,5 %, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки, в размере 127 139,17 руб.
Согласно статье 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
В соответствии со статьей 331 ГК РФ соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства.
В соответствии с пунктом 22 договора в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Довод ответчика о том, что приведенный расчет истца является неверным, поскольку фактически услуги по вывозу ТКО не оказывались, подлежит отклонению.
Истцом представлен расчет неустойки за спорные периоды, исходя из 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации в размере 5,5%, установленной на день предъявления соответствующего требования (дату предъявления иска), от суммы задолженности за каждый день просрочки в период с 12.02.2019 по 25.06.2021.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 N 424 "Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" приостановлено до 1 января 2021 г. действие положений подпункта "а" пункта 32 в части права исполнителя коммунальной услуги требовать уплаты неустоек (штрафов, пеней), подпункта "д" пункта 81(12), подпункта "а" пункта 117, пункта 119, положений подпункта "а" пункта 148(23) в части права исполнителя коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами требовать уплаты неустоек (штрафов, пеней), пункта 159 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
С учетом установленного законом запрета на взыскание неустойки за просрочку оплаты оказанных услуг по вывозу ТКО истец обоснованно исключил из периода начисления неустойки период с 06.04.2020 по 31.12.2020 моратория на начисление неустоек, установленного статьей 18 Федеральный закон от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".
Ответчик в суде первой инстанции правильность расчета неустойки не оспорил, обоснованный контррасчет не представил, ходатайство об уменьшении размера неустойки ответчиком также заявлено не было.
В связи с отсутствием в материалах дела доказательств оплаты суммы основного долга за оказанные на основании договора от 17.01.2019 N N 1105246-2019/ТКО услуги по обращению с ТКО, истцом правомерно заявлено требование о взыскании неустойки за просрочку оплаты стоимости оказанных услуг по обращению с ТКО.
Расчет суммы неустойки судом апелляционной инстанции проверен, является верным, обоснованным.
При таких обстоятельствах решение обжалуемое решение является законным и обоснованным.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут быть приняты судом апелляционной инстанции в качестве основания для отмены или изменения решения арбитражного суда, поскольку выводов суда первой инстанции они не опровергают, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При изложенных фактических обстоятельствах и правовом регулировании дела у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Руководствуясь статьями 268 - 271 АПК РФ, Четвёртый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 15 ноября 2021 года по делу N А19-15158/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.В. Лоншакова |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-15158/2021
Истец: ООО "РТ-НЭО Иркутск"
Ответчик: АО "Байкалстройконструкция"