г. Москва |
|
15 февраля 2022 г. |
Дело N А40-195402/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 февраля 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Никифоровой Г.М., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.11.2021 по делу N А40-195402/21
по заявлению ООО "КОНСАЛТКАДАСТР"
к Управлению Росреестра по Москве
третьи лица: 1. Кадастровый инженер Скобелева Е.Ю.;
2. Григорян А.М.
об оспаривании решения,
при участии:
от заявителя: |
Каржавина Н.С. по доверенности от 10.08.2020; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
от третьих лиц: |
1.Каржавина Н.С. по доверенности от 04.09.2020; 2.не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "КОНСАЛТКАДАСТР" (заявитель, общество)обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (ответчик, Управление) от 26 июля 2021 N MFC-0558/2021-657468-1 об отказе в осуществлении действий по государственному кадастровому учету изменений объекта недвижимости в связи с изменением сведений о планировке и площади помещения с кадастровым номером 77:07:0013003:16468, расположенного по адресу: г.Москва, Мичуринский проспект, д.26, обязании Управление в тридцатидневный срок с даты вступления решения в законную силу, осуществить государственный кадастровый учет изменений на основании обращения от 15.04.2021 N MFC-0558/2021-657468-1 с заявлением от 15.04.2021 N КУВ Д-001/2021 -14907546, N РКР YDMFC-2021 -04-15-595184 и документов, представленных с обращением и дополнениями к нему и устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "КонсалКадастр" и собственника объекта Григорьяна A.M.
Решением от 30.11.2021 Арбитражный суд г.Москвы удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с принятым судом решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель общества и Кадастрового инженера Скобелева Е.Ю. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Остальные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав представителя заявителя и третьего лица, явившегося в судебное заседание, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы не имеется.
Согласно материалам дела, 15 апреля 2021 года через Центр предоставления госуслуг "Мои документы" по району Соколиная Гора заявитель обратился в Управление Росреестра по Москве с заявлением о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество N MFC-0558/2021-657468-1 (изменение основных характеристик объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав).
К заявлению также был приложен Технический план объекта на оптическом компакт-диске.
В отношении вышеназванного поданного заявления ответчиком было принято решение о приостановлении осуществления действий по государственному кадастровому учету изменений объекта недвижимости N MFC-0558/2021-657468-1 (Решение о приостановлении).
В целях устранения причин приостановления кадастрового учета заинтересованным лицом 19.05.2021, 28.06.2021, 19.07.2021 были поданы заявления о предоставлении дополнительных документов к ранее представленному заявлению и технического плана от 19.07.2021 N б/н.
26.07.2021 Уведомлением было отказано в осуществлении действий по государственному кадастровому учету изменений объекта недвижимости N MFC- 0558/2021-657468-1 в связи с не устранением причин приостановления.
Не согласившись с оспариваемым решением Управления, общество обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявленными требованиями.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд, оценив в порядке ст.71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства с учетом всех обстоятельств дела, поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных ООО "КОНСАЛТКАДАСТР" требований.
При этом удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из неправомерности оспариваемого отказа регистрирующего органа.
Согласно п.1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и представлением содержащихся в нем сведений регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с п.3 ст.1 указанного Федерального закона государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав) (п.3). Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (п.5).
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (п.1 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приведены в п.2 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (п.4 ст.18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Согласно положениям п.5 ст.18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Из материалов дела усматривается, что общество является юридическим лицом, работник которого кадастровый инженер Скобелева Екатерина Юрьевна, член Ассоциации "Союз кадастровых инженеров" с учетом положений п. 2 ч. 1 ст. 31, ст. 33 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" подготовил технический план.
Кадастровый инженер Скобелева Екатерина Юрьевна является членом СРО КИ Ассоциации "Саморегулируемая организация кадастровых инженеров" (дата вступления в СРО 30 июня 2016, уникальный реестровый номер кадастрового инженера в реестре членов СРО КИ N 7530. Сведения о СРО КИ Ассоциации "Саморегулируемая организация кадастровых инженеров" содержатся в государственном реестре СРО КИ (уникальный номер реестровой записи от 08 июля 2016 г. N 002), СНИЛС: 092-730-978-91. Номер регистрации в реестре кадастровых инженеров - 31670.
По результатам проведения контроля соответствия требованиям и по результатам проверки условий членства в Ассоциации установлено, что деятельность кадастрового инженера Скобелевой Екатерины Юрьевны соответствует требованиям законодательства Российской Федерации в области кадастровых отношений, стандартов и правил Ассоциации, что подтверждается выпиской из реестра членов ассоциации "Саморегулируемая организация кадастровых инженеров" N 15267 от "12" января 2021 г.
ГригорьянАнзор Михайлович является собственником нежилого помещения с кадастровым номером 77:07:0013003:16468 площадью 346,2 кв. м по адресу: г. Москва, Мичуринский проспект, д. 26, что подтверждается государственной регистрацией права N 77:07:0013003:16468-77/051/2020-12 от 16.10.2020 и выпиской из ЕГРН N 99/2021/385507030 от 06.04.2021.
Технический план помещения подготовлен в результате выполнения кадастровых работ в связи с изменением сведений о площади и планировке помещения с кадастровым номером 77:07:0013003:16468 на основании договора подряда N 1606/21К от 31.03.2021.
Кадастровые работы проводились в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" (Далее - Требования N 953) и других.
Технический план подготовлен на основании Технического заключения о допустимости и безопасности выполненной перепланировки, Архитектурного проекта изменения фасадов здания от 28.04.2020 года и Акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме на ранее выполненные работы без решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, если такое решение требуется N б/н от 12.01.2021 года.
Перепланировка произведена на этаже N 1 в помещении XLIX, что повлекло за собой изменение площади помещения и составляет 336,7 кв. м.
Перечисленные выше документы являются Приложениями Технического плана помещения.
В соответствии с Требованиями к подготовке Технического плана в случае выполнения кадастровых работ в связи с изменением сведений ЕГРН о помещении, заполнению подлежат строки раздела "Характеристики помещения", содержащие новые значения соответствующих характеристик помещения, подлежащие внесению в ЕГРН. По данной причине все прочие характеристики кроме площади и планировки помещения не вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.
Площадь помещения после произведенной перепланировки определена в соответствии с Требованиями N П/0393.
В соответствии с письмом N ОГ-Д23-3893 от 24.04.2019 "О рассмотрении обращения от 26.03.2019 г. на вх. от 27.03.2019 г. N 52528-ОГ" в случае, если поэтажные планы, являющиеся частью проектной документации, содержат не все необходимые для оформления Плана этажа либо Плана объекта недвижимости обозначения, поэтажные планы дополняются кадастровым инженером необходимыми обозначениями. Требования N 953 не запрещают использование иных условных знаков, не указанных в разделе "Специальные условные знаки", включенном в Приложение к Требованиям, в случае, если описываемый объект недвижимости имеет иные, необходимые для включения в раздел План этажа либо План объекта недвижимости конструктивные элементы. Согласно пункта 59 Требований на Плане этажа либо Плане объекта недвижимости отображаются необходимые условные обозначения. Таким образом, в Условные обозначения Планов этажей добавлены все необходимые условные знаки и их изображения.
В результате согласования перепланировки в установленном законом порядке на основании Постановления Правительства Москвы N 508-ПП от 25.10.2011, Мосжилинспекция выпустила Акт о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме N б/н от 12.01.2021 в соответствии с Техническим заключением о допустимости и безопасности выполненной перепланировки и Архитектурным проектом изменения фасада здания.
Вопреки доводам Управления, требования к форме технического плана, к его подготовке, составу содержащихся в нем сведений и включаемым в него документам, утверждены приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 (Требования) и статьей 24 Закона о регистрации.
Так в частности, пункт 20 Требований, статья 24 Закона о регистрации указывает на ряд документов, которые выступают основанием для внесения в технический план сведений (количественных и качественных характеристик) об объекте недвижимости, за исключением сведений, указанных в данных нормах.
Подготовка документов, в частности, технического плана, с включением в состав его разделов сведений о количественных и качественных характеристиках помещения, и необходимого для осуществления государственного кадастрового учета и внесения сведений об объекте недвижимости в ЕГРН, является исключительной прерогативой кадастрового инженера в рамках выполнения кадастровых работ на основании заключенного договора подряда с заказчиком этих работ (часть 4 статьи 1, статья 29 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности").
Технический план от 19.07.2021 на объект недвижимости с кадастровым номером 77:07:0013003:16468 подготовлен в форме электронного документа в виде XML-документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, и оформлен в виде файлов в формате XML (далее - XML-документ), созданных с использованием XML-схем и обеспечивающих считывание и контроль представленных данных.
Документы, подготовленные на бумажном носителе, которые в соответствии с Требованиями подлежат включению в состав приложения, оформлены в форме электронных образов бумажных документов в виде файлов в формате PDF, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего технический план.
Электронный образ документа должен обеспечивать визуальную идентичность его бумажному оригиналу в масштабе 1:1. Качество представленных электронных образов документов и документов в формате JPEG должно позволять в полном объеме прочитать текст документа и распознать его реквизиты. Если бумажный документ состоит из двух и более листов, электронный образ такого бумажного документа в формате PDF формируется в виде одного файла. Для сканирования документов необходимо использовать полноцветный режим с разрешением 300 dpi. Документы в формате JPEG должны быть выполнены в 24-битном цветовом пространстве. Разрешение изображения не должно быть меньше 250 dpi и больше 450 dpi.
Технический план и приложенные сканы документов, в том числе и сканы проектной и сходно-разрешительной документации, оформлены кадастровым инженером в соответствии с Требованиями.
В соответствии с Уведомлением об отказе государственного кадастрового учета причинами отказа являются нарушение пунктов 21, 62 Требований и Требования постановления Правительства Москвы от 25.10.2011 N 508-ПП "Об организации переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирных домах".
Согласно п. 20 Требований сведения о помещении, за исключением площади и местоположения в пределах этажа здания, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод здания в эксплуатацию, проектной документации здания, проекта перепланировки и акта приемочной комиссии, подтверждающего завершение перепланировки помещения.
Порядок предоставления государственной услуги по переустройству и перепланировке помещений в многоквартирных домах регламентируется постановлением Правительства Москвы от 25.10.2011 N 508-ПП "Об организации переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирных домах", (далее - 508-ПП)
В силу п. 1 ст. 28 Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ завершение переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме подтверждается актом приемочной комиссии.
В соответствии со ст. 28 ЖК РФ и 508-ПП акт о завершенном переустройстве и перепланировке помещения в многоквартирном доме оформляется по результатам комиссионной приемки выполненных работ и является результатом предоставления государственной услуги, а также основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости в установленном законом порядке.
Согласно Приложению 6 к Административному регламенту предоставления государственной услуги "Согласование переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирных домах и оформление приемочной комиссией акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещений в многоквартирных домах" в городе Москве 10.02.2021 Заместителем начальника Мосжилинспекции Сергиенко В.Г. утвержден Акт о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме на ранее выполненные работы без решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, если такое решение требуется от 12.01.2021 на объект по адресу: г. Москва, просп. Мичуринский, д. 26, пом. XLIX, который является официальным документом, подтверждающим, что перепланировка выполнена без нарушения строительных, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правовых норм.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, установлено, что государственный контроль за соблюдением всеми участниками жилищных отношений настоящих Правил осуществляется Государственной жилищной инспекцией Российской Федерации.
Акт Мосжилинспекции согласован и утвержден в установленном нормативно- правовыми актами порядке.
В техническом плане от 19.07.2021 графические части в составе технического плана оформлены в соответствии с пп. 52-59, 62 Требований.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что представленный технический план соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и отражает информацию, необходимую для государственного кадастрового учета объекта недвижимости в ЕГРН.
Учитывая, что представленные на регистрацию документы позволяли осуществить действия по государственному кадастровому учету изменений объекта недвижимости в связи с изменением сведений о планировке и площади означенного помещения, правовые основания для отказа в регистрации отсутствовали.
Таким образом, оспариваемое решение Управления является незаконным и необоснованным, нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
На основании пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ исходя из заявленных обществом требований суд первой инстанции правомерно обязал Управлениев тридцатидневный срок с даты вступления решения в законную силу, осуществить государственный кадастровый учет изменений на основании обращения от 15.04.2021 N MFC-0558/2021-657468-1 с заявлением от 15.04.2021 N КУВ Д-001/2021 -14907546, N РКР YDMFC-2021 -04-15-595184 и документов, представленных с обращением и дополнениями к нему и устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "КонсалКадастр" и собственника объекта Григорьяна A.M.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Расходы по уплате госпошлины распределяются согласно ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 30.11.2021 по делу N А40-195402/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
Г.М. Никифорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-195402/2021
Истец: ООО "КОНСАЛТКАДАСТР"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: Григорьян Анзор Михайлович, Скобелева Екатерина Юрьевна