г. Пермь |
|
16 февраля 2022 г. |
Дело N А50-16828/2021 |
Резолютивная часть постановления оглашена 16 февраля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 февраля 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Поляковой М. А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мухаметовой Д.Р.,
при участии:
лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции,
дело N А50-16828/2021
по иску Администрации города Березники (ОГРН 1025901701616, ИНН 5911000244)
к ответчику: индивидуальному предпринимателю Васюкову Евгению Михайловичу (ОГРНИП 318595800086277, ИНН 591152384315),
третье лицо: индивидуальный предприниматель Фотеев Михаил Александрович (ОГРНИП 316595800112172, ИНН 591111621574),
о взыскании расходов понесенных бюджетом муниципального образования установил:
Администрация города Березники (далее истец) обратилась в арбитражный суд с иском к индивидуальному предпринимателю Васюкову Евгению Михайловичу (далее ответчик, ИП Васюков Е.М.) о взыскании 2 296 руб. 37 коп. убытков.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен Фотеев Михаил Александрович.
В соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 07.09.2021, принятым путем подписания резолютивной части в порядке упрощенного производства (мотивированное решение изготовлено 04.10.2021),
в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец, Администрация города Березники, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, исковые требования удовлетворить.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2021 суд перешел к рассмотрению дела N А50-16828/2021 по иску Администрации города Березники к ИП Васюкову Е.М. о взыскании расходов, понесенных бюджетом муниципального образования, по общим правилам искового производства, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
В соответствии с определением от 18.01.2022 дело назначено к судебному разбирательству в судебном заседании и подлежит рассмотрению по правилам искового производства.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Апелляционный суд, рассмотрев исковое заявление, исследовав материалы дела, установил следующее.
Как следует из материалов дела, Администрацией города Березники в рамках реализации Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" выявлена рекламная конструкция, расположенная на фасаде торгового здания по адресу: Пермский край, г. Березники, ул. Свердлова, 105, принадлежащая ИП Васюкову Е.М.
Администрацией города Березники установлено, что указанная рекламная конструкция эксплуатировалась в отсутствие правовых оснований, предусмотренных ч. 9 ст. 19 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе".
Согласно акту визуального осмотра рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, на территории муниципального образования "Город Березники" от 17.02.2020 в результате визуального осмотра на фасаде торгового здания, расположенного на земельном участке по ул. Свердлова, 105, выявлена рекламная конструкция в виде настенного панно, в количестве 1 (одна) штука с размещенной на ней информацией: "шаурма дёнер тортилья еще и картошка фри, а также свежий натуральный кофе возьми с собой", установленная и (или) эксплуатируемая без разрешения.
19.02.2020, ответчику выдано предписание N 22-20/28 о демонтаже рекламных конструкций, установленных и (или) эксплуатируемых без разрешения, срок действия которого не истек, на территории муниципального образования "Город Березники", в соответствии с которым ответчику предписано удалить информацию, размещенную на рекламной конструкций, расположенной на фасаде торгового здания по адресу: Пермский край, г. Березники, ул. Свердлова, 105, в течение трех дней со дня выдачи настоящего предписания, а так же демонтировать рекламную конструкцию, расположенную на фасаде торгового здания по адресу: Пермский край, г. Березники, ул. Свердлова, 105 в течение месяца со дня выдачи настоящего предписания.
Согласно актам визуального осмотра рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, на территории муниципального образования "Город Березники" от 23.03.2020 и от 23.04.2020, произведен визуальный осмотр фасада торгового здания по адресу: Пермский край, г. Березники, ул. Свердлова, 105. В результате осмотров установлено, что незаконное (самовольное) размещение рекламной конструкции на фасаде торгового здания в виде настенного панно не демонтировано.
В результате осмотра 23.04.2020 установлено, что собственником недвижимого имущества с кадастровым номером 59:03:0400043:443, расположенного по адресу: Пермский край, г. Березники, ул. Свердлова, 105, к которому присоединена рекламная конструкция, является Фотеев Михаил Александрович (третье лицо).
27.04.2020 Фотееву М.А. выдано предписание N 22-20/56 о демонтаже рекламных конструкций, установленных и (или) эксплуатируемых без разрешения, срок действия которого не истек, на территории муниципального образования "Город Березники", в соответствии с которым Фотееву М.А. предписывается демонтировать рекламную конструкцию, расположенную по адресу: Пермский край, г. Березники, ул. Свердлова, 105, в течение месяца со дня выдачи настоящего предписания. Данное предписание было направлено в адрес Фотеева М.А. посредством федеральной почтовой связи, что подтверждается реестром отправки корреспонденции на 29.04.2020.
В соответствии с актом визуального осмотра рекламных конструкций, установленных и (или) эксплуатируемых без разрешения, срок действия которого не истек, на территории муниципального образования "Город Березники" от 06.07.2020 произведен визуальный осмотр фасада здания, расположенного по адресу: Пермский край, г. Березники, ул. Свердлова, 105. в результате которого установлено, что незаконное (самовольное) размещение рекламной конструкции на фасаде здания в виде настенного панно собственником недвижимого имущества не демонтировано.
В соответствии с протоколом заседания комиссии по демонтажу рекламных конструкций, установленных и (или) эксплуатируемых без разрешения, срок действия которого не истек, на территории муниципального образования "Город Березники" от 15.07.2020 N 3 принято решение о демонтаже, хранении или, в необходимых случаях, уничтожении за счет средств бюджета муниципального образования "Город Березники" незаконно (самовольно) размещенных рекламных конструкций, в том числе настенного панно, расположенного на фасаде торгового здания по адресу: Пермский край, г. Березники, ул. Свердлова, 105.
Информация о принятом комиссией решении опубликована на официальном сайте Администрации города Березники и официальном печатном издании "Два берега Камы" от 24.07.2020.
В свою очередь, ответчик был проинформирован уведомлением о принятом решении по демонтажу рекламных конструкций, установленных и (или) эксплуатируемых без разрешения, срок действия которого не истек, на территории муниципального образования "Город Березники", за счет средств бюджета муниципального образования "Город Березники" от 15.07.2020 N 22-20/83.
МКУ "Служба благоустройства г. Березники", созданным Администрацией города Березники в соответствии с полномочиями, предусмотренными п. 3 ч.1 ст. 17 Федерального закона N 131-ФЗ в целях разрешения вопросов местного значения, заключен договор подряда от 08.09.2020 N 86-п с ООО "Комбинат комплексного обслуживания" (далее Подрядчик) на выполнение работ по демонтажу незаконных/самовольных рекламных конструкций, в том числе рекламной конструкции, принадлежащей ответчику.
В соответствии с актом о демонтаже рекламной конструкции установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, на территории муниципального образования "Город Березники" от 02.10.2020, произведен демонтаж рекламной конструкции в виде настенного панно, принадлежащего ответчику, расположенного по адресу: Пермский край, г. Березники, ул. Свердлова, 105.
Исходя из локального сметного расчета, стоимость демонтажа рекламной конструкции, принадлежащей ответчику, составляет 2 296 руб. 37 коп.
В адрес ответчика направлено уведомление о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, на территории муниципального образования "Город Березники", за счет средств бюджета муниципального образования "Город Березники" от 14.10.2020 N 22-20/154, а так же уведомление о возмещении расходов, понесенных бюджетом муниципального образования "Город Березники" в связи с демонтажем и хранением демонтированной рекламной конструкции установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, на территории муниципального образования "Город Березники" от 14.10.2020 N 22-20/155.
Решение Администрации города Березники о выдаче предписания о демонтаже рекламной конструкции, демонтаж рекламной конструкции ответчиком в порядке п. 22 ст. 19 Федерального закона N 38-ФЗ не обжаловались.
В установленный в уведомлении от 14.10.2020 N 22-20/155 срок, ответчик денежные средства, в возмещение расходов, понесенных бюджетом муниципального образования "Город Березники" в связи с демонтажем и хранением демонтированной рекламной конструкции установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, на территории муниципального образования "Город Березники" не перечислил.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для обращения Администрации города Березники в арбитражный суд с иском о взыскании с ИП Васюкова Е.М. расходов, связанных с демонтажем рекламной конструкции, в размере 2 296 руб. 37 коп.
В соответствии с п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности и имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (п. 2 ст. 15 ГК РФ).
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 12 постановления от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление Пленума ВС РФ N 25) разъяснил, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Истцом заявлено требование о взыскании с ответчика убытков в виде понесенных истцом расходов на демонтаж рекламной конструкции ответчика.
Как указано в части 1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ, распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований указанной статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
Установка и эксплуатация рекламной конструкции производится на основании договора с собственником недвижимого имущества, к которому присоединяется эта конструкция, либо с лицом, уполномоченным собственником (часть 5 статьи 19 Закона о рекламе).
Согласно части 9 статьи 19 названного Закона установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 данной статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Частью 10 статьи 19 Закона о рекламе предусмотрено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
Владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи указанного предписания (часть 21 статьи 19 Закона о рекламе).
В соответствии с частью 21.1 статьи 19 Закона о рекламе, если в установленный срок владелец рекламной конструкции не выполнил указанную в части 21 настоящей статьи обязанность по демонтажу рекламной конструкции или владелец рекламной конструкции неизвестен, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа выдает предписание о демонтаже рекламной конструкции собственнику или иному законному владельцу недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, за исключением случая присоединения рекламной конструкции к объекту муниципального имущества или к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме при отсутствии согласия таких собственников на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, обязан демонтировать рекламную конструкцию в течение месяца со дня выдачи соответствующего предписания. Демонтаж, хранение или в необходимых случаях уничтожение рекламной конструкции осуществляется за счет собственника или иного законного владельца недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция. По требованию собственника или иного законного владельца данного недвижимого имущества владелец рекламной конструкции обязан возместить этому собственнику или этому законному владельцу необходимые расходы, понесенные в связи с демонтажом, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции.
На основании части 21.3 статьи Закона о рекламе по требованию органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа владелец рекламной конструкции обязан возместить необходимые расходы, понесенные в связи с демонтажем, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 21 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58), расходы по демонтажу самовольно установленной рекламной конструкции подлежат взысканию с лица, ее установившего, а при его отсутствии - с лица, осуществляющего непосредственную эксплуатацию такой конструкции.
Принадлежность рекламной конструкции ответчику подтверждена представленными в материалы дела доказательствами, которые не были оспорены ответчиком в установленном процессуальном законодательством порядке. В частности истцом были представлены соответствующие фотоматериалы к актам осмотра, установлено, что ответчик осуществляет деятельность по приготовлению и продаже пищи, готовой к непосредственному употреблению, в арендуемом помещении, где по результатам осмотров было зафиксировано размещение рекламной конструкции.
Факт несения истцом расходов на демонтаж рекламных конструкций подтверждается представленными в материалы дела документами, а именно договором подряда от 08.09.2020 N 86-п с ООО "Комбинат комплексного обслуживания", в котором указан перечень демонтируемых рекламных конструкций (приложение N 1 к техническому заданию), локальным сметным расчетом, актом приемки выполненных работ от 01.10.2020, справкой о стоимости выполненных работ от 01.10.2020, платежным поручением от 28.10.2020 N 87105 на сумму 18953,06 руб.
Оценив представленные доказательства по правилам ст. 71 АПК РФ, учитывая, что возмещение убытков является мерой гражданско-правовой ответственности, поэтому лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать факт нарушения права, наличие и размер понесенных убытков, причинную связь между нарушением права и возникшими убытками, указанная совокупность обстоятельств истцом доказана представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции полагает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению в заявленном размере.
При названных обстоятельствах решение Арбитражного суда Пермского края от 04 октября 2021 года подлежит отмене на основании ч. 4 ст. 270 АПК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
С ответчика в федеральный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина по иску в сумме 2000 руб.
Руководствуясь статьями 110, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражный суд Пермского края от 04 октября 2021 года по делу N А50-16828/2021 отменить.
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Васюкова Евгения Михайловича (ОГРНИП 318595800086277, ИНН 591152384315) в пользу Администрации города Березники в возмещение убытков 2 296 руб. 37 коп.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Васюкова Евгения Михайловича (ОГРНИП 318595800086277, ИНН 591152384315) в доход федерального бюджета государственную пошлину по иску в сумме 2000 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Судья |
М.А. Полякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-16828/2021
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА БЕРЕЗНИКИ
Ответчик: Васюков Евгений Михайлович
Третье лицо: Фотеев Михаил Александрович