г. Москва |
|
16 февраля 2022 г. |
Дело N А40-163797/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 февраля 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лялиной Т.А.,
судей: Гончарова В.Я., Левиной Т.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ногеровой М.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
истца Управления федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.11.2021 по делу N А40-163797/21
по иску Управления федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю к 1) Министерству обороны Российской Федерации 2) Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
третье лицо: Администрация города Владивостока
о признании недействительным договора (как несоответствующим пункту 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции)
при участии в судебном заседании:
от истца - Голованова Т.А. по доверенности от 31.08.2021;
от ответчиков, третьего лица - не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
Управление федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с иском (уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ) к Министерству обороны Российской Федерации и Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации в котором просило признать недействительным договор от 29.09.2017 N З-УЖФ/ТОФ-2 управления жилищным фондом, закрепленным за вооруженными силами Российской Федерации, заключенный между Министерством обороны Российской Федерации и Федеральным государственным бюджетным учреждением "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации в лице его филиала по Тихоокеанскому флоту, в части, предусматривающей передачу в управление МКД N9, 15, 17, 19, 25, 30, 32, расположенные по ул.Анны Щетининой и МКД N20 по ул.Адмирала Горшкова (мкр. Снеговая падь) в г.Владивостоке (пункты 65-70 приложения к договору, пункты 2 и 3 приложения к дополнительному соглашению 2018 года к договору) как несоответствующий пункту 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции,
ссылаясь на то, что:
- Приморским УФАС России по результатам рассмотрения обращения хозяйствующего субъекта (управляющей организации ООО "ГУЖФ" обособленное подразделение "Восточное") от 21.05.2018 вх. N 3989, было установлено, что 29.09.2017 Министерством обороны Российской Федерации в лице Управления эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций объединенного стратегического командования Восточного военного округа (ныне Управление не является уполномоченным лицом, ликвидировано, преобразовано в отдел) был заключен договор N 3-УЖФ/ТОФ-2 управления жилищным фондом, закрепленным за вооруженными силами Российской Федерации, которым в управление ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны Российской Федерации в лице филиала ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ (по Тихоокеанскому флоту) сроком до 01.10.2022 года были переданы, в том числе многоквартирные дома (далее -МКД) N 9, 15, 17,19, 25,30,32, расположенные по ул. Анны Щетининой (мкр. Снеговая падь) в г. Владивостоке (пункты 65-68,70 приложения к договору, пункты 3 приложения к дополнительному соглашению 2018 года к договору);
- жилые помещения (квартиры) и общее имущество в перечисленных МКД являются собственностью Российской Федерации (100%), находятся в ведении Министерства обороны Российской Федерации;
- Министерство обороны РФ передало МКД в управление управляющей компании - филиалу ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ (по Тихоокеанскому флоту) без проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации, то есть договор N 3-УЖФ/ТОФ-2 заключен без проведения конкурентных процедур - конкурса;
- ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ в лице его филиала Тихоокеанскому флоту выбрано в качестве управляющей организации указанным МКД единоличным решением начальника Управления эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организации объединенного стратегического командования Восточного военного округа Тян В.Г. от 21.09.2017 на основании части 7 статьи 46 Жилищного кодекса РФ;
- заключение Министерством обороны РФ договора от 29.09.2017 N 3-УЖФ/УК-4 управления жилищным фондом, закрепленным за вооруженными силами Российской Федерации без проведения конкурсных процедур в нарушение части 2 статьи 163 ЖК РФ и постановления Правительства РФ от 06.02.2006 N 75 не соответствует пункту 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, так как ограничивает конкуренцию, предоставляя незаконные конкурентные преимущества (государственную преференцию) управляющей организации ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ в лице его филиала (по Тихоокеанскому флоту) в осуществлении деятельности на товарном рынке управления многоквартирными домами в границах г. Владивостока (мкр. "Снеговая падь") и ограничивая возможность иных хозяйствующих субъектов (управляющих организаций) получить доступ на данный товарный рынок конкурентным способом;
- сделки, не соответствующие антимонопольному законодательству, являются ничтожными, так как при их совершении нарушается явно выраженный запрет, установленный Законом о защите конкуренции, нарушаются публичные интересы в сфере защиты конкуренции;
- договор N 3-УЖФ/ТОФ -2 является ничтожной сделкой, так как при его заключении были нарушены публичные интересы в сфере защиты конкуренции, права неопределенного круга лиц -хозяйствующих субъектов на доступ (вход) на товарный рынок управления многоквартирными домами в границах г. Владивостока (мкр. "Снеговая падь");
- нарушение выразилось в заключении 29.07.2017 без проведения конкурса договора управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами Российской Федерации N 3-УЖФ/ТОФ-2, предусматривающего передачу МКД N 9, 15, 17, 19, 25, 30 и 32, расположенных по ул. Анны Щетининой (мкр. Снеговая Падь) в г. Владивостоке, в которых доля собственности Российской Федерации в общем имуществе составляет - 100 % в управление ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России.
В суде первой инстанции Министерство обороны Российской Федерации возражало против удовлетворения заявленных требований по доводам отзыва на иск, ссылался на то, что договор N 3-УЖФ/ТОФ заключен 29.09.2017 г., до вступления в силу изменений в ст. 163 ЖК РФ, утвержденных Федеральным законом от 28.01.2020 г. N 4-ФЗ.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации возражало против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что при заключении договора в 2017 году требования законодательства нарушены не были
Оценив доводы и возражения сторон в совокупности с представленными сторонами доказательствами, руководствуясь ст. ст. 160, 166, 168, 421, 422, 432, 433 ГК РФ, ч. 2 ст. 44, ч. 1, ч. 7 ст. 46, 2 ст. 163 ЖК РФ; Решением от 29.11.2021 г. Арбитражный суд г.Москвы в удовлетворении иска отказал, поскольку:
- Договор N 3-УЖФ/ТОФ был заключен 29.09.2017 г., то есть до вступления в силу изменений в ст. 163 ЖК РФ, утвержденных Федеральным законом от 28.01.2020 N 4-ФЗ;
- в соответствии с пунктом 39 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления МКД, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса" в случае если до дня проведения конкурса собственники помещений в МКД выбрали способ управления МКД или реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится;
- при нахождении всех жилых помещений в собственности Российской Федерации проведение конкурса не предусматривалось в силу прямого указания закона, а в случае нахождения в собственности Российской Федерации более 50 %, но менее 100 % проведение конкурса было необходимым;
- Постановлением правительства Российской Федерации утверждено Положение о Минстрое России от 18.11.2013 N 1038. Пунктом 5.2.52 Положения определено, что непосредственно Минстрой России принимает порядок управления МКД все помещения, в котором находятся в собственности в Российской Федерации;
- Письмом Минстроя России от 03.04.2015 N 9591-ОД/04 подтверждается, что в МКД, в котором все помещения принадлежат государству, собственник таких помещений единолично принимает решение о выборе способа управления согласно ч. 7 ст. 46 ЖК РФ.
- Приказом Министра обороны РФ от 02.03.2017 N 155 создано ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, основной целью деятельности которого определено содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил РФ;
- пунктом 13, 14 Устава ФГБУ "ЦЖКУ" предусмотрено, что основными целями деятельности учреждения является осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры, в том числе управление недвижимым имуществом;
- собственником 100% жилых помещений специализированного жилищного фонда на территории Приморского края является Министерство обороны РФ. Собственник МКД принял решение о способе управления, о чем свидетельствует единоличное решение от 21.09.2017 г. о выборе управляющей организации - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России;
- Правительство РФ, реализуя полномочия, предоставленные ему ч. 1 ст. 163 ЖК РФ, определило порядок управления жилищным фондом, находящемся в 100% федеральной собственности, закрепленным за Минобороны РФ, указав в Постановлении от 29.12.2008 N 1035 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации;
-Договор N 3-УЖФ/ТОФ-2 заключен в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, нормы закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" не нарушены.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт, которым иск удовлетворить, ссылаясь на то, что суд ошибочно применил ч. 7 ст. 46 ЖК РФ; следовало применить ч. 2 ст. 163 ЖК РФ в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений; письмо Минстроя России от 03.04.2015 N 9591-ОД/04 не является нормативным правовым актом, не содержит нормативных предписаний; в качестве примера судебной практики ссылается на обстоятельства дела N А40-38756/2020.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме по основаниям, в ней изложенным, просила решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить;
представители ответчиков, в суд апелляционной инстанции не явились, о месте и времени судебного заседания извещались надлежаще, информация на официальном сайте суда размещена 21.01.2022 г., от ответчиков поступили отзывы на жалобу, в которых они возражали против доводов жалобы, отзывы приобщены к материалам дела, жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Проверив доводы апелляционной жалобы, отзывов, законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения в порядке статей 266, 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, выслушав представителя истца, апелляционный суд считает, что решение следует оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, поскольку не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции.
Доводы жалобы подлежат отклонению, поскольку не опровергают вышеуказанных выводов суда первой инстанции, с которыми апелляционная коллегия согласна.
Заявителем жалобы не учтено, что Договор N 3-УЖФ/ТОФ заключен 29.09.2017, то есть до вступления в силу изменений в ст. 163 ЖК РФ, утвержденных Федеральным законом от 28.01.2020 N 4-ФЗ.
Частью 2 ст. 163 ЖК РФ (в редакции, действующей на момент заключения договора), управление многоквартирным домом, в котором доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов, осуществляется на основании договора управления данным домом, заключенного с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса, который проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 161 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 39 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления МКД, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса" в случае если до дня проведения конкурса собственники помещений в МКД выбрали способ управления МКД или реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится.
При этом, законодателем были четко разделены понятия "более чем 50% жилых - помещений" и "все жилые помещения", которые содержатся в ч. 1 и 2 ст. 163 ЖК РФ.
Данные понятия имели существенное значение, поскольку при нахождении всех жилых помещений в собственности Российской Федерации проведение конкурса не предусматривалось в силу прямого указания закона, а в случае нахождения в собственности Российской Федерации более 50 %, но менее 100 % проведение конкурса было необходимым.
Специфика управление МКД со 100 % долей собственности государства заключалась в том, что они находятся в собственности одного публично-правового образования и ни одно жилое или нежилое помещение не находится в собственности других лиц. В таких объектах нет общего имущества, и соответственно, не может быть общего собрания собственников помещений в МКД. Порядок управления таким домом должен был быть установлен уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, с учетом ранее действовавшей ч. 1 ст. 163 ЖК РФ.
Постановлением правительства Российской Федерации утверждено Положение о Минстрое России (далее - Положение) от 18.11.2013 N 1038. Пунктом 5.2.52 Положения определено, что непосредственно Минстрой России принимает порядок управления МКД все помещения, в котором находятся в собственности в Российской Федерации.
Письмом Минстроя России от 03.04.2015 N 9591-ОД/04 подтверждается, что в МКД, в котором все помещения принадлежат государству, собственник таких помещений единолично принимает решение о выборе способа управления согласно ч. 7 ст. 46 ЖК РФ.
Согласно ч. 2 ст. 44 ЖК РФ, к компетенции общего собрания собственников помещений в МКД относится в том числе выбор способа управления МКД.
Приказом Министра обороны РФ от 02.03.2017 N 155 создано ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, основной целью деятельности которого определено содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил РФ.
Пунктом 13, 14 Устава ФГБУ "ЦЖКУ" предусмотрено, что основными целями деятельности учреждения является осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры, в том числе управление недвижимым имуществом.
В рассматриваемом же случае собственником 100% жилых помещений специализированного жилищного фонда на территории Приморского края является Министерство обороны РФ. Собственник МКД принял решение о способе управления, о чем свидетельствует единоличное решение от 21.09.2017 о выборе управляющей организации - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России.
Кроме того, Правительство РФ, реализуя полномочия, предоставленные ему ч. 1 ст. 163 ЖК РФ, определило порядок управления жилищным фондом, находящемся в 100% федеральной собственности, закрепленным за Минобороны РФ, указав в Постановлении от 29.12.2008 N 1035 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации.
Таким образом, в соответствии с ч. 7 ст. 46 ЖК РФ, договор N 3-УЖФ/ТОФ-2 на основании решения собственника спорных МКД является законным и заключенным без нарушения действующего законодательства.
Заявитель жалобы верно указывает на то, что письмо Минстроя России от 03.04.2015 N 9591-ОД/04 не является нормативно-правовым актом, при этом используется в качестве вспомогательного методического материала.
Ссылка заявителя на обстоятельства дела, установленные судом в рамках дела N А40-38756/2020 не состоятельна, так как в представленном заявителем судебном решении судом рассматривались и устанавливались иные обстоятельства, чем в настоящем деле.
При данных обстоятельствах, выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, а потому апелляционная жалоба по изложенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Расходы по госпошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 266 - 269 (п. 1), 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.11.2021 по делу N А40-163797/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.А. Лялина |
Судьи |
В.Я. Гончаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-163797/2021
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ВЛАДИВОСТОКА