г. Москва |
|
16 февраля 2022 г. |
Дело N А40-166461/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 февраля 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Ж.В. Поташовой,
судей: |
Е.А. Ким, В.А. Свиридова, |
при ведении протокола: |
секретарем судебного заседания Э.Э. Яриевым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу
Центральной энергетической таможни
на решение Арбитражного суда города Москвы от 07.12.2021
по делу N А40-166461/21 (145-1306)
по заявлению ООО "Черноморская буксирная компания"
к Центральной энергетической таможне
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Гордейчик В.А. по дов. от 10.08.2021; |
от ответчика: |
Джафаров А.Д. по дов. от 21.12.2021; |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Черноморская буксирная компания" (далее - ООО "ЧБК", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Центральной энергетической таможне о признании незаконным решения от 12.05.2021 об отказе в выпуске товара по декларации N 10006060/110521/0044960.
Решением суда от 07.12.2021 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судом решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить.
В судебном заседании представитель ЦЭТ доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представитель общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы. Представил письменный отзыв.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав представителей сторон, явившихся в судебное заседание, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы не имеется.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права.
Как следует из материалов дела 11.09.20 г. ООО "Черноморская буксирная компания" задекларировало товар "Прочие масла и другие продукты высокотемпературной перегонки каменно-угольной смолы или продукты аналогичные этим маслам - Смесь многокомпонентная тяжелая.
Продукция применяется для применения в качестве растворителя и пластификатора" СТО 73194070-002-2018 по временной таможенной декларации (ВТД) N 10006060/110920/0084937 (код 2707999900 ТН ВЭД ЕАЭС), предоставив все документы, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации в соответствии со ст. 325 ТК ЕАЭС и осуществило продажу и фактический вывоз товара за пределы России.
13.09.2020 товар, задекларированный по ВТД N 10006060/110920/0084937 был вывезен с таможенной территории РФ, что подтверждается Коносаментом и грузовым манифестом (CARGO MANIFEST) от 13.09.20г.
11.05.2021 в рамках контракта N BS-004/2020 от 24.06.2020 ООО "Черноморская буксирная компания" подало полную таможенную декларацию N 10006060/110521/0044960.
11.05.2021 уполномоченным должностным лицом ЦЭД предъявлены требования о предоставлении электронных документов, подтверждающих характеристики товара, использованные при классификации в соответствии с ТН ВЭД ЕФЭС (код 09023) из архива декларанта, а именно физико-химические показатели задекларированного товара в соответствии с дополнительными примечаниями 2 (Е) к ТН ВЭД ЕАЭС.
В ответ на данные требования письмом исх. б/н от 11.05.2021 ООО "Черноморская буксирная компания" сообщило, что дополнительные сведения предоставить не представляется возможным в связи с тем, что испытания по запрашиваемым показателям на партию товара, заявленного по ДТ N 10006060/110521/0044960 (ВТД N 10006060/110920/0084937), не производились в связи с тем, что на момент убытия товара с территории РФ (16.07.2020) по коду ТН ВЭД 2707999900 эти сведения не требовались.
Все показатели и испытания, проводимые по данной партии товара отражены в сертификате качества (CERTIFICATE OF QUALITY) N RUOPTJ20007923 от 13.09.2020.
12.05.2021 Центральной энергетической таможней было принято решение об отказе в выпуске товаров по декларации N 10006060/110521/0044960.
Решением Совета Евразийской Экономической Комиссии от 16.07.2012 N 54 (с последующими изменениями) утверждены "Единая ТН ВЭД ЕАЭС" и "Единый таможенный тариф ЕАЭС", которым установлены Основные правила интерпретации (далее - ОПИ) ТН ВЭД.
Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).
Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с ОПИ ТН ВЭД.
Классификационными критериями являются характеристики товаров, указанные в текстах товарных позиций, соответствующих примечаниям к разделам и группам, а также субпозициям.
Основаниями для отнесения товара к определенной товарной позиции являются его состав, область применения, свойства и технологическая функция каждого компонента.
Правовое значение имеет последовательность применения ОПИ ТН ВЭД, что, в частности, подтверждается Положением о порядке применения единой ТН ВЭД Таможенного союза при классификации товаров, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 г. N 522 (далее - Положение).
В соответствии с п. 35 ч.1 ст. 2 ТК ЕАЭС декларированием является заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров.
В соответствии ч. 1 и 2 ст. 20 ТК ЕАЭС декларант и иные лица осуществляют классификацию товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Проверка правильности классификации товаров осуществляется таможенными органами.
Согласно пункту 1 ч. 2 ст. 20 ТК ЕАЭС таможенный орган осуществляет классификацию товаров в следующих случае выявления им как до, так и после выпуска товаров их неверной классификации при таможенном декларировании.
В этом случае таможенный орган принимает решение о классификации товаров. Форма решения о классификации товаров, порядок и сроки его принятия устанавливаются в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
В соответствии со статьей 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию сведения о товаре, в том числе их классификационный код по ТН ВЭД.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 утверждены единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД) и Единый таможенный тариф Таможенного союза, которым установлены основные правила интерпретации ТН ВЭД (далее - ОПИ ТН ВЭД).
Выбор конкретного кода ТН ВЭД соответствующих примечаний к разделам или группам, и если такими текстами не предусмотрено иное, то в соответствии с положениями ОПИ 2-4 ТН ВЭД. При этом в соответствии с Правилом 3 (а) ОПИ ТН ВЭД предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара по сравнению с товарными позициями с более общим описанием.
В соответствии с ОПИ 1 ТН ВЭД для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам.
Это означает, что наименования товарных позиций и примечания к разделам или группам являются приоритетными, то есть учитываются в первую очередь при классификации товара.
В соответствии с ОПИ 1 ТН ВЭД определяются первые четыре знака в коде товара в соответствии ТН ВЭД.
В соответствии с текстом товарной подсубпозиции 2707 99 990 0 в ней классифицируются следующие товары: 2707 Масла и другие продукты высокотемпературной перегонки каменноугольной смолы; аналогичные продукты, в которых масса ароматических составных частей превышает массу неароматических: 2707 99 - прочие: неочищенные масла. 2707 99 990 0 - прочие.
В данные подсубпозиции согласно Пояснениям к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) включаются в основном продукты, содержащие смеси углеводородов.
Качественные показатели товаров также подтверждаются сертификатом качества, который был приложен к декларации.
Согласно разделу 1 "Область применения" СТО 73194070-002-2018 Смесь многокомпонентную тяжёлую применяют в качестве растворителя и пласификатора асфальтобитумных, резинобитумных дорожных и строительных покрытий, амортизирующих покрытий дорожных отбойных заграждений и обваловки дорожных кюветов, а также как универсальный растворитель лаков и красок, изготовленных на основе нефтеполимерных смол.
Также может использоваться для производства различных резиновых изделий. Может использоваться как компонент при производстве битумных, битумно-полимерных мастик, а также как компонент котельного топлива.
Указанная область применения отличается области применения товарной позции 2710 - "Нефть и нефтепродукты, полученные из битуминозных пород, кроме сырых; продукты, в другом месте не поименованные или не включенные, содержащие 70 мас.% или более нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород, причем эти нефтепродукты являются основными составляющими продуктов; отработанные нефтепродукты: - нефть и нефтепродукты (кроме сырых), полученные из битуминозных пород, и продукты, в другом месте не поименованные или не включенные, содержащие 70 мас.% или более нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород, причем эти нефтепродукты являются основными составляющими продуктов, за исключением содержащих биодизель и отработанных нефтепродуктов ".
Согласно Рекомендации Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07.11.2017 г. N 21 "О Пояснениях к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза" (Том I.) (далее - Пояснения к ТН ВЭД Том 1) в товарной позиции 2707 под "аналогичными продуктами, в которых масса ароматических составных частей превышает массу неароматических", следует понимать "аналогичные масла и продукты с преобладанием ароматических составных частей, получаемые при низкотемпературной перегонке каменноугольной или другой минеральной смолы, при "отбензинивании" угольного (светильного) газа, при переработке нефти или при любом другом процессе".
Таким образом, Товары соответствует описанию получения "аналогичных продуктов" по товарной позиции 2707, поскольку получается при "переработке нефти или при любом другом процессе", при этом "масса ароматических составных частей превышает массу неароматических", данному в Пояснениях к ТН ВЭД к товарной позиции 2707.
В тексте товарной позиции 2707 ТН ВЭД ЕАЭС указано: "Масла и другие продукты высокотемпературной перегонки каменноугольной смолы; аналогичные продукты, в которых масса ароматических составных частей превышает массу неароматических".
Таким образом, текст товарной позиции 2707 ТН ВЭД ЕАЭС устанавливает 2 вида товаров, которые могут классифицироваться в ней:
1) Масла и другие продукты высокотемпературной перегонки каменноугольной смолы;
2) Аналогичные продукты, в которых масса ароматических составных частей превышает массу неароматических.
Согласно ст.3 Международной Конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров, закл. в Брюсселе 14.06.1983, каждая Договаривающаяся Сторона настоящей Конвенции обязуется использовать все товарные позиции и субпозиции Гармонизированной системы, а также относящиеся к ним цифровые коды без каких-либо дополнений или изменений.
В субпозиции 2707 50 ТН ВЭД ЕАЭС прямо поименован следующий товар: "смеси ароматических углеводородов прочие, 65 об.% которых или более (включая потери) перегоняется при температуре 250 °С по методу ISO 3405 (эквивалентному методу ASTM D 86)".
На возможность классификации в товарной позиции 2707 аналогичных товаров, выработанных из нефти, прямо указано в Пояснениях к ТН ВЭД Том I: "аналогичные масла и продукты с преобладанием ароматических составных частей, получаемые при переработке нефти или при любом другом процессе".
Указанный перечень согласно Пояснениям к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) (Том VI. Разделы I - XXI. Группы 01 - 97) (далее - Пояснения к ТН ВЭД Том VI), в которых даны примеры иных товаров, классифицируемых в товарной позиции 2707, но не поименованных в Пояснений к ТН ВЭД Том I к товарной позиции 2707 ТН ВЭД ЕАЭС.
Например, "тяжелые масла" и "ароматические экстракты", не является закрытым. Исходя из формулировки п.48.1 Приказа ФТС N 550 для классификации товаров в товарной позиции 2710 необходимо соблюдение одновременно двух следующих условий: товар является нефтепродуктом, полученным из битуминозных пород; содержание ароматических составляющих в товаре составляет более 50 масс.%.
Однако указанное разъяснение о классификации также не распространяется на спорный товар, поскольку последний хотя и содержит более 50 масс.% ароматических составных частей, тем не менее не является нефтепродуктом, полученным из битуминозных пород.
В соответствии со значениями слов "битуминозные породы", содержащихся в различных толковых словарях, битуминозные породы представляют собой осадочные горные породы, такие как пески, песчаники, сланцы, известняки, доломиты, заключающие в себе твёрдые или жидкие природные битумы.
Аналогичные сведения приведены и в Пояснениях к ТН ВЭД по товарной позиции 2709, где приведены примеры битуминозных пород для таких нефтепродуктов: сланцы, известковые породы, песчаники.
Аналогичные Пояснениям к ТН ВЭД сведения о битуминозных породах и получаемых из них нефтепродуктах приведены в научно-технической литературе:
- Гужов С.С. Как ищут и добывают нефть и газ: Москва: Недра, 1973, раздел "Краткий терминологический словарь", стр.134 "Битуминозные породы - сланцы, известняки и другие - породы, пропитанные затвердевшим битумом";
- Техническая энциклопедия, Л.К. Мартене, том 2, М.: 1928, стр.530 "Битуминозные породы -горные породы, преимущественно осадочные, пористые, сланцеватые и трещиноватые, заключающие в себе органические вещества в виде битумов и пиробитумов";
- Нефтегазовая энциклопедия, Ю.В. Вадецкий, том. 1 (Б), стр.71 "Битуминозные породы -породы, содержащие в значительном количестве битумы в рассеянном состоянии или в виде включений";
- Коррозия и химически стойкие материалы: К.А. Поляков, Ф.Б. Сломянская, К.К, Полякова-Москва; Ленинград: Госхимиздат, 1953 "Природные битумы в чистом виде встречаются сравнительно редко.
Обычно они сопровождаются песчаниками, известняками и другими породами, от которых битумы отделяются вываркой в котле с водой или экстракцией растворителями ".
Пояснения к ТН ВЭД Том I к товарной позиции 2710 ТН ВЭД ЕАЭС разграничивают получение нефтепродуктов в результате переработки нефти и в результате переработки нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород.
Аналогичный подход зафиксирован и в Пояснениях к ТН ВЭД Том VI к товарной позиции 2710.
В учётной форме Государственного баланса запасов полезных ископаемых предусмотрено выделение в отдельную группу битуминозных пород: "Углеводородное сырье; Асфальтиты, битумы и битуминозные породы".
Изложенное подтверждается как Письмом Минэкономразвития РФ от 30.03.2007 N 4243-КА/Д18, так и тем, что помимо таможенного законодательства отдельные условия налогообложения по налогу на добычу полезных ископаемых в отношении битуминозных пород установлены налоговым законодательством.
В соответствии с пп. 8 п. 2 ст. 337 Налогового кодекса одним из видов добытых полезных ископаемых являются битуминозные породы, при добыче которых согласно пп.5 п. 2 ст. 342 Кодекса установлена налоговая ставка 6 процентов.
Положениями п. 1 ст. 6 ФЗ 289-ФЗ "О таможенном регулировании" акты законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании, а также указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - иные правовые акты Российской Федерации в сфере таможенного регулирования), применяются к отношениям, возникшим со дня вступления их в силу, и не имеют обратной силы, за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.
Согласно Постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.07.2008 N 4574/08 и Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 07.11.2008 N 631-0-0 представление декларантом в таможенный орган как временной, так и полной таможенной декларации производится в рамках единого комплекса отношений между декларантом и таможенным органом - процедуры временного периодического таможенного декларирования, регулирование которой осуществляется специальными нормами законодательства в отношении такой процедуры.
Положениями пункта 3 ст. 6 ТК ЕАЭС где указано, что если законодательством государств-членов о таможенном регулировании в соответствии с пунктом 8 статьи 104 Кодекса в качестве особенностей таможенного декларирования предусмотрена подача двух и более деклараций на товары, то в отношении товаров, таможенное декларирование которых осуществляется с такими особенностями, меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка, законодательные акты государств-членов в сфере налогообложения применяются на день регистрации первой декларации на товары.
В данном случае понятие налога необходимо трактовать широко, включая в него, в частности, и таможенные платежи.
В соответствии с Постановлением КС РФ от 11.11.1997 N 16-П налоговым платежом в смысле ст. 57 Конституции РФ является платёж, отвечающий следующим признакам:
- представляет собой основанную на законе денежную форму отчуждения собственности с целью обеспечения расходов публичной власти;
- осуществляется в том числе на началах обязательности, безвозвратности, индивидуальной безвозмездности;
- указанный сбор поступает в специальный бюджетный фонд.
Таможенные платежи отвечают признакам налоговых платежей, что означает необходимость применения положений ст. 57 Конституции РФ.
В силу части 21 статьи 102 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 289-ФЗ), ставки вывозных таможенных пошлин при подаче полной декларации на товары применяются на день фактического вывоза товара.
Положениями части 1 статьи 6 Федерального закона N 289-ФЗ акты законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании, а также указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с настоящим Федеральным законом, применяются к отношениям, возникшим со дня вступления их в силу, и не имеют обратной силы, за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.
Согласно Постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.07.2008 N 4574/08 и определению Конституционного Суда Российской Федерации от 07.11.2008 N 631-0-0, представление декларантом в таможенный орган как временной, так и полной таможенной декларации производится в рамках единого комплекса отношений между декларантом и таможенным органом - процедуры временного периодического таможенного декларирования, регулирование которой осуществляется специальными нормами законодательства в отношении такой процедуры.
Согласно пункта 3 статьи 6 ТК ЕАЭС, в котором указано, что если законодательством государств-членов о таможенном регулировании в соответствии с пунктом 8 статьи 104 ТК ЕАЭС в качестве особенностей таможенного декларирования предусмотрена подача двух и более деклараций на товары, то в отношении товаров, таможенное декларирование которых осуществляется с такими особенностями, меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка, законодательные акты государств-членов в сфере налогообложения применяются на день регистрации первой декларации на товары.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. В понятие налога включает таможенные платежи.
Положения части 17 статьи 102 Федерального закона N 289-ФЗ предусматривают закрытый перечень случаев, когда допускается уточнение в полной декларации на товары сведений, изменяющих коды товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, заявленные во ВТД:
1) при декларировании товаров в порядке, установленном частями 13 и 14 настоящей статьи, в части заявленных в полной декларации на товары (полной таможенной декларации) кодов ТН ВЭД ЕАЭС, указанных в списке товаров;
2) в случаях, предусмотренных частью 28 настоящей статьи;
3) в случаях, установленных Правительством Российской Федерации".
Возможность изменения таможенным органом кода ТН ВЭД при подаче ПВД по обоснованию принятия ФТС приказа от 19.06.2020 N 550 после подачи ВТД и вывоза товаров в вышеуказанном перечне случаев также отсутствует.
Приказ ФТС от 19.06.2020 N 550 опубликован уже после вывоза декларированных товаров и вступил в силу 14.09.2020.
На момент вывоза товаров ООО "ЧБК" законодательством не были установлены вывозные таможенные пошлины на товары, классифицируемые по коду товарной группы 2707 ТН ВЭД ЕАЭС.
В отношении ООО "ЧБК" решения о завершении процедуры декларирования по вышеуказанной поставке таможенным органом принято не было вопреки нормам действующего законодательства РФ, предусмотренных действующим законодательством РФ.
Согласно разъяснениям Минфина России от 16.09.2020 N 27-01-13/81348 "со дня вступления в силу приказа ФТС N 550, при подаче, как временной, так и полной таможенной декларации в отношении товара "нефтепродукты, полученные из битуминозных пород и содержащие более 50 масс. % ароматических составных частей" в графе 33 "Код товара" подлежит указанию код 2710 ТН ВЭД ЕАЭС".
Анализ указанного письма показывает, что Минфин противопоставляет положения пункта 3 статьи 6 ТК ЕАЭС и части 4 статьи 102 Закона N 289-ФЗ и вроде бы отдаёт приоритет последнему, с чем нельзя согласиться, поскольку приоритет имеет ТК ЕАЭС.
Однако, в итоге Минфин России сделал только вывод о том, что со дня вступления в силу Приказа N 550 при подаче, как ВТД, так и ПВД в отношении товара "нефтепродукты, полученные из битуминозных пород и содержащие более 50 масс. % ароматических составных частей" в графе 33 "Код товара" подлежит указанию код 2710 ТН ВЭД ЕАЭС.
То есть вывод Минфина России касается ситуации, когда обе декларации (и ВТД, и ПВД) поданы после вступления в силу Приказа N 550.
Соответственно, данное письмо Минфина России относится к другой ситуации и поэтому не может быть использовано, как подтверждающее правомерность рассматриваемых решений.
При этом письмо Минфина официально не опубликовано, не обладает нормативными свойствами и не может изменять положения актов, имеющих большую юридическую силу, в частности, путём установления возможности ретроспективного действия приказов ФТС.
По существу, в настоящем случае анализируемое письмо представляет собой мнение Минфина России, которое не имеет какой-либо заранее определённой силы.
Как неоднократно указывал Минфин России применительно к своим письмам по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, такие письма не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативными правовыми актами.
В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 такие письма имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют руководствоваться нормами законодательства в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в таких письмах.
Такая оценка значения писем Минфина России в равной степени относятся и к позициям ведомства по вопросам применения таможенного законодательства, о чем свидетельствует наличие аналогичной оговорки в соответствующих письмах.
При изложенных обстоятельствах, ссылка на Письмо Минфина России не может быть признана обоснованной." Письмо Минфина России от 16.09.2020 N 27-01-13/81348 не относится к правоотношениям в ситуации с ООО "ЧБК" и не может использоваться для отказа в выпуске ПВД.
Сфера применения товаров, экспортированных ООО "ЧБК" до 14.09.2020, отличается от сферы применения товаров, подлежащих классификации по коду товарной позиции ТН ВЭД ЕАЭС 2710.
Товары, в отношении которых таможенным органом не принято решение о завершении процедуры временного декларирования и приняты неправомерные решения о классификации товара, не является нефтепродуктом, полученным из битуминозных пород.
К каждой декларации прилагались технические условия, установленные стандартом организации, в которых отсутствовала сфера применения товара, совпадающая со сферой применения в товарной позиции 2710, отсутствовала возможность применения и использования товаров в качестве топлива без изменения свойств товара, отсутствовали сведения о происхождении товара из нефти битуминозных пород либо наличии в составе товара таковых нефтепродуктов.
Дополнительно об этом декларантом заявлялось таможенному органу в ответах на запросы на этапе таможенного контроля до выпуска ВТД.
Удовлетворяя заявленные требования, суд правомерно исходил из следующего.
ФАУ соответствует описанию получения "аналогичных продуктов" по товарной позиции 2707, поскольку получается при "переработке нефти или при любом другом процессе", при этом "масса ароматических составных частей превышает массу неароматических", данному в Пояснениях к ТН ВЭД к товарной позиции 2707.
ФАУ не является нефтепродуктом, полученным из битуминозных пород, в связи с чем положения Приказа N 550 не применимы.
На момент вывоза ФАУ в апреле-июне 2020 года законодательством не установлены вывозные таможенные пошлины на товары, классифицируемые с кодом 2707509000 ТН ВЭД ЕАЭС.
Приказ N 550, на который ссылалась таможня, принят после вывоза товаров - 19.06.2020 и вступил в силу 14.09.2020, и в любом случае не применим в ФАУ.
Ссылка таможни на разъяснения Минфина России от 16.09.2020 N 27-01- 13/81348 обоснованно отклонена судами, поскольку письмо Минфина официально не опубликовано, не обладает нормативными свойствами и не может изменять положения актов, имеющих большую юридическую силу, в частности, путем установления возможности ретроспективного действия приказов ФТС России;
Ссылка таможни на Сборник классификационных мнений, принятых на 63 сессии ВТамО, обоснованно признана судами несостоятельной, поскольку ФАУ отличается по своим характеристикам от описанных в Сборнике товаров по техническим характеристикам, предназначению, способу производств." Хотя задекларированный товар и содержит более 50% масс, ароматических составных частей, тем не менее не является "нефтепродуктом", полученным из "битуминозных пород".
Битуминозными породами нефти в соответствии со значениями в различных толковых словарях считаются осадочные горные породы: битуминозные пески, битуминозные песчаники, битуминозные доломиты и асфальтиты, в которых находится вязкая тяжелая нефть, схожая с битумом по составу.
По химическому составу битуминозные породы представляют собой тяжелые углеводороды. Запасы битуминозной нефти считаются трудноизвлекаемыми, получаемая нефть - тяжелая и высоковязкая.
В соответствии с Примечаниями 2,3 к группе 27 "Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные" в товарной позиции 2710 термин "нефть и нефтепродукты, полученные из битуминозных пород, означает не только нефть и нефтепродукты, полученные из битуминозных пород, но и полученные любым способом аналогичные нефтепродукты, включая состоящие главным образом из смешанных ненасыщенных углеводородов, при условии, что масса неароматических составных частей превышает массу ароматических.
Согласно сертификатам качества, выданным мировым лидером в области сюрвейерского контроля качества товара и проведения испытаний грузов - BUREAU VER-ITAS, представляемых ООО "ЧБК" при декларировании товара в целях подтверждения его характеристик, ароматические составные части (углеводороды) составляют в каждом случае (по всем вышеуказанным ВТД/ПВД) - более 50% масс, т.е. масса неароматических составных частей не имеет преимущественное содержание в составе товара и не превышает массу ароматических, что прямо исключает возможность классифицировать товар в товарной позиции 2710 ТНВЭД ЕАЭС в силу Пояснений и Примечаний к ТН ВЭД ЕАЭС.
Фактически таможенный орган изменяет природу происхождения товаров, относя товары, задекларированные ООО "ЧБК", к имеющим битуминозное происхождение, что не соответствует действительности и ничем не подтверждено.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих требований или возражений, неся, в противном случае, бремя негативных для себя последствий. Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
На основании ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле обстоятельств. Арбитражным процессуальным законодательством установлены критерии оценки доказательств в качестве подтверждающих фактов наличия тех или иных обстоятельств.
Признак допустимости доказательств предусмотрен положениями ст. 68 АПК РФ, в соответствии с которой обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Таможенный орган не представила суду доказательств генетической связи нефти с веществами, которые относятся к битуминозным породам, в то время как ТН ВЭД ЕАЭС разграничивает термины "нефть, не сырая" и "нефтепродукты, полученные из битуминозных пород, не сырые".
Таким образом, основным различием между товарными группами 2710 и 2707, имеющим правовое значение, является состав продукта, а именно: соотношение неароматических и ароматических углеводородов.
Во всех товарах, задекларированных ООО "ЧБК" по ВТД, ароматические углеводороды превышают неароматические. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Выполнение лицом этой процессуальной обязанности, также, как и реализация им права на представление доказательств по делу не обусловлены истребованием либо не истребованием доказательств судом.
В нарушение положений ст. 65 АПК РФ и ст.200 АПК РФ таможенный орган не представил в материалы дела доказательств, свидетельствующих о законности решений об отказе в выпуске товаров.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, Приказ ФТС России от 19.06.2020 N 550 вступил в законную силу 14.09.2020, т.е. после фактического вывоза товаров с территории России.
В силу ч. 21 ст. 102 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" ставки вывозных таможенных пошлин при подаче полной декларации на товары применяются на день фактического вывоза товара.
ВТД N 10006060/110920/0084937 подана 11.09.2020, товар вывезен 13.09.2020, т.е. фактический вывоз и убытие с таможенной территории ЕАЭС задекларированного товара осуществлены до 14.09.2020.
На момент вывоза товара таможенным законодательством не были установлены вывозные таможенные пошлины на товары, классифицируемые по коду 2707999900 ТНВЭД ЕАЭС.
Согласно ст. 57 Конституции РФ законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Таможенные платежи отвечают признакам налоговых платежей, что означает право применения к сложившейся ситуации положений Конституции РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ, в резолютивной части решения суда должно быть указано на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В связи с чем, в качестве способа восстановления нарушенного права заявителя в силу пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ исходя из заявленных обществом требований суд полагает необходимым обязать Центральную энергетическую таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Черноморская буксирная компания" в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требования заявителя, поскольку они являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с п. 4 ст. 325 ЕАЭС таможенный орган вправе запросить документы у декларанта в только в определенных случаях, а именно: документы, представленные при подаче таможенной декларации, не содержат необходимых сведений или должным образом не подтверждают заявленные сведения; таможенным органом выявлены признаки нарушения таможенного законодательства.
Как следует из требований ЦЭТ в соответствии с пунктом 2 статьи 112 ТК ЕАЭС при завершении процедуры периодического временного декларирования у ООО "Черноморская буксирная компания" запрашивались сведения о физико-химических показателях нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород, не относящиеся к сведениям о заявленном товаре, а характерные товару, оформляемому в таможенном отношении в товарной субпозиции 2710 ТНВЭД ЕАЭС, что прямо следует из толкования пункта 48.1 Приказа ФТС России от 14.01.2019 N 28 "О классификации в соответствии единой товарной ТНВЭД ЕАЭС отдельных товаров".
Вышеуказанное подтверждает, что отказ таможенного органа 12.05.2021 в выпуске товаров, оформленных по ПДЗ N 10006060/110521/0044960 необоснован, потому что закон не имеет обратной силы, а также требования таможенного органа были незаконны (пункт 5 статьи 325 ТК ЕАЭС) и не содержали перечень признаков, указывающих на то, что сведения, заявленные в таможенной декларации, и (или) сведения, содержащиеся в иных документах, должным образом не подтверждены либо могут являться недостоверными.
Задекларированный товар хотя и содержит более 50% масс, ароматических составных частей, тем не менее, не является "нефтепродуктом", полученным из "битуминозных пород", что прямо исключает возможность классифицировать товар в товарной позиции 2710 ТНВЭД ЕАЭС.
При этом, сфера применения товаров, экспортированных ООО "ЧБК" до 14.09.2020, отличается от сферы применения товаров, подлежащих классификации по коду товарной позиции ТН ВЭД ЕАЭС 2710. Товар, в отношении которого таможенным органом не принято решение о завершении процедуры временного декларирования, не является нефтепродуктом, полученным из битуминозных пород.
Согласно сертификатам качества, выданным мировым лидером в области сюрвейерского контроля качества товара и проведения испытаний грузов - В1ЖЕА11 УЕШТА8, представляемых ООО "ЧБК" при декларировании товара в целях подтверждения его характеристик, ароматические составные части (углеводороды) составляют в каждом случае (по всем вышеуказанным ВТД/ПВД) - более 50% масс, т.е. масса неароматических составных частей не имеет преимущественное содержание в составе товара и не превышает массу ароматических, что прямо исключает возможность классифицировать товар в товарной позиции 2710 ТНВЭД ЕАЭС в силу Пояснений и Примечаний к ТН ВЭД ЕАЭС.
Фактически таможенный орган изменяет природу происхождения товаров, относя товары, задекларированные ООО "ЧБК", к имеющим битуминозное происхождение, что не соответствует действительности и ничем не подтверждено.
Исходя из изложенного, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о несоответствии оспариваемого решения 12.05.2021 об отказе в выпуске товаров по декларации N 10006060/110521/0044960 требованиям действующего законодательства и нарушении права и законные интересы Заявителя.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы ее податель указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку в судебном решении.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в том числе, связанные с толкованием норм материального права, признаются коллегией несостоятельными, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта. Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 07.12.2021 по делу N А40-166461/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В. Поташова |
Судьи |
Е.А. Ким |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-166461/2021
Истец: ООО "ЧЕРНОМОРСКАЯ БУКСИРНАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ТАМОЖНЯ