г. Москва |
|
16 февраля 2022 г. |
Дело N А40-205317/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 февраля 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ж.В. Поташовой
судей: |
В.А. Свиридова, И.В. Бекетовой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.А. Третяком, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу АО "ДЕМОСФАРМ"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.12.2021
по делу N А40-205317/21
по заявлению АО "ДЕМОСФАРМ"
к ИНСПЕКЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 24 ПО Г. МОСКВЕ
о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,
при участии:
от заявителя: |
Лариков А.П. решение от 05.08.2021 Маралин С.В. по дов. от 12.08.2021; |
от ответчика: |
Беджанян М.А. по дов. от 07.02.2022; |
УСТАНОВИЛ:
АО "Демосфарм" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным решения от 19.07.2019 N 11916 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 15.12.2021 в удовлетворении заявления АО "Демосфарм" отказано.
На указанное решение заявителем подана апелляционная жалоба, в которой заявитель просит решение суда отменить, принять новый судебный акт, которым признать недействительным решение ИФНС России N 24 по г. Москве от 19 июля 2021 за N 11916, принятое по итогам проведения камеральной налоговой проверки в части доначисления АО "Демосфарм" налога на имущество в общей сумме 1 109 532 рубля, а также привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной п.1 ст. 122 НК РФ за неуплата налога на имущество в размере 20% от не полностью уплаченной суммы налога в размере 202 506 рублей ((1 109 532 рубля - 97003)*20%), за отсутствием события налогового правонарушения.
В судебном заседании апелляционного суда представитель заявителя поддержал требования апелляционной жалобы по изложенным в ней доводам.
Представитель Ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы. Представил отзыв.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права.
Как установлено судом первой инстанции, следует из материалов дела, инспекцией ФНС России N 24 по г. Москве (далее - инспекция, налоговый орган) проведена камеральная налоговая проверка АО "Демосфарм" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налога на имущество организаций по имуществу, не входящему в Единую систему газоснабжения за период с 01.01.2019 по 31.12.2019.
По результатам проведенной камеральной налоговой проверки АО "Демосфарм" составлен акт налоговой проверки от 31.05.2021 N 16593.
Согласно указанному акту по результатам проверки установлена неуплата налога на имущество в общей сумме 1 109 532 руб.
По результатам рассмотрения акта налоговой проверки от 31.05.2021 N 16593 и материалов камеральной налоговой проверки с учетом письменных возражений АО "Демосфарм" налоговым органом принято решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
АО "Демосфарм" привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неуплату налога в размере 20% от не полностью уплаченной суммы налога в размере 202 506 руб.
Налоговый орган, принимая решение по неуплате налога на имущество исходил из того, что начиная с 01.01.2015 налогоплательщики, в связи с вступлением в силу Закона г. Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций" и на основании включения конкретного объекта в перечень, утвержденный Постановлением Правительства г. Москвы, имеющие на балансе указанные в пункте 1 статьи 378.2 НК РФ объекты, должны облагать указанные объекты недвижимого имущества по кадастровой стоимости.
Постановлением Правительства Москвы от 27.11.2018 года N 1425-ПП определен Перечень объектов недвижимого имущества на 2019 год, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона города Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций" (в редакции Закона г. Москвы от 18.11.2015 года N 60, далее - Закон г. Москвы N 64) налоговая ставка по налогу на имущество организаций на 2019 год в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, установлена в размере 1,6 процента.
Согласно сведениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) имеются данные о регистрации имущественных прав на недвижимое имущество, находящееся в собственности общества: - здание по адресу г. Москва, ул. 1-я Стекольная, д.7, стр.2, кадастровый номер объекта недвижимости 77:05:0010001:1678 и кадастровая стоимость в размере 24 250 781 руб. 31 коп.; - здание по адресу г. Москва, ул. 1-я Стекольная, д.7, стр.6, кадастровый номер объекта недвижимости 77:05:0010001:1672 и кадастровая стоимость в размере 31 987 912 руб. 22 коп.; - здание по адресу г. Москва, ул. 1-я Стекольная, д.7, стр. 6А, кадастровый номер объекта недвижимости 77:05:0010001:1695 и кадастровая стоимость в размере 28 447 191 руб. 29 коп.; - здание по адресу г. Москва, ул. 1-я Стекольная, д.7, стр.19, кадастровый номер объекта недвижимости 77:05:0010001:1090 и кадастровая стоимость в размере 11 816 973 руб. 95 коп.
Данные нежилые здания отражены в Перечне объектов недвижимого имущества, утвержденном Постановлением Правительства Москвы от 27.11.2018 N 1425-ПП на 2019 год.
Таким образом, АО "Демосфарм" в 2019 году является плательщиком налога на имущество организаций, исходя из кадастровой оценки объектов недвижимого имущества.
АО "Демосфарм" в инспекцию представлена уточненная налоговая декларация по налогу на имущество организаций за налоговый период 2019 год, в которой по данным налогоплательщика налоговая база (кадастровая стоимость) и сумма налога, подлежащая уплате в бюджет в отношении указанных выше объектов недвижимого имущества в разделе 3 налоговой декларации не отражены.
Согласно сведениям налогового органа:
- кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества с кадастровым номером объекта 77:05:0010001:1090 составляет 11 816 974 руб., сумма налога за отчетный период составляет 189 072 руб. (11 816 974 руб. * 1,6%);
- кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества с кадастровым номером объекта 77:05:0010001:1678 составляет 24 250 781 руб., сумма налога за отчетный период составляет 388 912 руб. (24 250 781 руб.* 1,6%);
- кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества с кадастровым номером объекта 77:05:0010001:1672 составляет 31 987 912 руб., сумма налога за отчетный период составляет 511 807 руб. (31 987 912 руб. * 1,6%);
- кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества с кадастровым номером объекта 77:05:0010001:1695 составляет 28 447 191 руб., сумма налога за отчетный период составляет 455 155 руб. (28 447 191 руб. * 1,6%).
На основании изложенного, сумма налога по налогу на имущество организаций за отчетный период 2019 год подлежала доначислению в размере 1 544 046 руб.
Решением УФНС по г. Москве от 09.09.2021 N 2-10/135639, решение ИФНС N 24 по г. Москве от 19.07.2021 N 11916 оставлено без изменения.
Заявитель, оспаривая выводы ИФНС N 24 по г. Москве, изложенные в Решении от 19.072.021 N 11916 указал, что объекты недвижимости (здания) с кадастровыми номерами N 77:05:0010001:1678; N 77:05:0010001:1672; N 77:05:0010001:1695; N 77:05:0010001:1090 признаками объектов, предусмотренными статьей 1.1 Закона г. Москвы N 64 и статьей 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество исчисляется исходя из кадастровой стоимости имущества, не обладают. Заявитель считает, что включение данных объектов в указанный список, неправомерно, что необоснованно возлагает на налогоплательщика обязанность по уплате налога на имущество по завышенной ставке.
В подтверждение специального (функционального) назначения и фактического использования объектов недвижимости (зданий) Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы проведено обследование и составлены соответствующие акты.
Согласно актам N 9053010/ОФИ, N 9053011/ОФИ, N 9053012/ОФИ, N 9053019/ОФИ о фактическом использовании нежилых зданий (строений, сооружений) для целей налогообложения, составленным 08.05.2019 Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, установлено, что объекты недвижимости (здания) с кадастровыми номерами N 77:05:0010001:1678, N 77:05:0010001:1672, N 77:05:0010001:1695, N 77:05:0010001:1090 фактически не используются заявителем для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного и бытового питания. Заявитель считает, что объекты недвижимости (здания) с кадастровыми номерами N 77:05:0010001:1678, N 77:05:0010001:1672, N 77:05:0010001:1695, N 77:05:0010001:1090, включенные в спорный перечень, не отвечают признакам объекта недвижимого имущества, в отношении которого применяется налоговая база как кадастровая стоимость, по признаку отнесения его к таковым исходя из вида разрешенного использования земельного участка.
Объекты недвижимости (здания) с кадастровыми номерами N 77:05:0010001:1678, N 77:05:0010001:1672, N 77:05:0010001:1695, N 77:05:0010001:1090 ни по техническим, ни по архитектурным характеристикам не приспособлены для использования в качестве административных, офисных, торговых площадей.
Два здания являются складскими объектами (не имеющими кабинетов, в одном из них нет ни воды, ни канализации), одно здание является бомбоубежищем, из чего следует, что налоговая база должна определяться исходя из фактического использования объектов недвижимости, принадлежащих заявителю.
В июле 2021 заявитель обратился в специализированную организацию ООО "СКМ Стройсервис" для обследования технического состояния основных несущих конструкций зданий, расположенных по адресу: г. Москва, ул. Стекольная, дом 7, строение N 6 (кадастровый номер N 77:05:0010001:1672) и строение N 6А (кадастровый номер N 77:05:0010001:1695) и строение N 19 (кадастровый номер N 77:05:0010001:1090).
В отношении строений N 6 и N 6А специалистами ООО "СКМ Стройсервис" составлен технический отчет.
На странице N 45 технического отчета (N 6 выводы по результатам обследования), содержатся однозначные выводы о том, что, строение N 6А (кадастровый номер N 77:05:0010001:1695) как нежилое здание не используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, а используется по назначению как складское помещение.
На странице N 46 технического отчета (N 6 выводы по результатам обследования), содержатся однозначные выводы о том, что строение N 6 (кадастровый номер N 77:05:0010001:1672) как нежилое здание не используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, а используется по назначению как складское помещение.
В отношении строения N 19 специалистами ООО "СКМ Стройсервис" также составлен технический отчет.
На странице N 29 Технического отчета (N 6 выводы по результатам обследования), содержатся выводы о том, что, строение N 19 (кадастровый номер N 77:05:0010001:1090) имеет один подземный этаж, нежилое, не используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, а используется по назначению как складское помещение.
В соответствии с вышеизложенным, к заявителю не могут быть применены правила налогообложения как кадастровая стоимость, предусмотренные Законом г. Москвы N 64, налог на имущество с налогоплательщика должен быть применен в соответствии с требованиями статьи 346.11 НК РФ, предусматривающей освобождение от некоторых видов налогов, в том числе и налога на имущество с тех предприятий, которые применяют упрощенную систему налогообложения.
В связи с вышеизложенным заявитель считает, что не является плательщиком налога на имущество.
Инспекция с доводами налогоплательщика не согласна по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих требований или возражений, неся, в противном случае, бремя негативных для себя последствий. Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
На основании ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле обстоятельств. Арбитражным процессуальным законодательством установлены критерии оценки доказательств в качестве подтверждающих фактов наличия тех или иных обстоятельств.
Признак допустимости доказательств предусмотрен положениями ст. 68 АПК РФ, в соответствии с которой обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
АО "Демосфарм" 21.02.2021 в инспекцию представлена уточненная налоговая декларация по налогу на имущество организаций за налоговый период 2019 год.
По результатам камеральной налоговой проверки данной налоговой декларации инспекцией составлен акт от 31.05.2021 N 16593 и вынесено решение от 19.07.2021 N 11916 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 202 506 руб., согласно которому обществу доначислена сумма налога на имущество организаций за 2019 год в размере 1 109 532 руб.
Соглашаясь с доводами налоговой инспекции и принимая решение, суд руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 2 статьи 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 НК РФ, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении, в частности, следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов; объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Как следует из положений пунктов 2 и 7 статьи 378.2 НК РФ налоговая база в отношении перечисленных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ объектов недвижимости определяется как кадастровая стоимость в случае принятия законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации соответствующего нормативного правового акта и включения конкретного объекта в перечень, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 378.2 НК РФ, статьей 1.1 Закона г. Москвы N 64 установлены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
В целях реализации Закона г. Москвы N 64 и в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ - Постановлением Правительства Москвы от 28.11.2018 N 1425-ПП "О внесений изменений в Постановление Правительства Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП" определен перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год.
Согласно Постановлению Правительства Москвы от 28.11.2018 N 1425-ПП помещения, находящиеся в зданиях (строениях, сооружениях), включенных в перечень, относятся к объектам недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как их кадастровая стоимость.
При этом данный перечень носит технический характер и необходим для информирования налоговых органов и налогоплательщиков о применении порядка определения налоговой базы по налогу на имущество для отдельных объектов недвижимого имущества.
Если здание (строение, сооружение) безусловно и обоснованно определено административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) и включено в перечень, то все помещения в нем, принадлежащие одному или нескольким собственникам, подлежат налогообложению, исходя из кадастровой стоимости, вне зависимости от отсутствия этих помещений в перечне.
В соответствии с Законом РФ от 21.03.1991 N 943-1 налоговые органы Российской Федерации являются органами исполнительной власти, и в их компетенцию не входит право определять правомерность внесения тех или иных сведений в нормативные акты Правительства Москвы.
Кадастровая стоимость спорных объектов определена согласно распоряжению ДГИ г. Москвы N 40557 от 29.11.2018 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 1 января 2018 года".
Как установлено судом первой инстанции, следует из материалов дела, обществу на праве собственности принадлежат объекты недвижимости, которые включены в перечень.
Таким образом, исчисление налога на имущество организаций за 2019 год в отношении спорных объектов необходимо производить в соответствии с положениями статьи 378.2 НК РФ, то есть исходя из кадастровой стоимости.
Формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налогооблагаемая база определяется как их кадастровая стоимость, находится в компетенции Правительства Москвы.
При этом ошибочно включенные уполномоченным органом власти субъекта Российской Федерации в перечень объекты недвижимого имущества, а также включенные в перечень объекты, в отношении которых судом принято решение о неправомерности их включения в перечень (например, по причине несоответствия критериям отнесения объекта недвижимого имущества к объектам, в отношении которых региональным законодательством установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости), должны быть исключены из перечня, определенного на соответствующий налоговый период, с обязательным размещением соответствующей информации на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (соответственно, в зависимости от того, на каком сайте первоначально был размещен перечень).
В случае если принято решение об исключении из перечня неправомерно включенного в перечень объекта недвижимого имущества, налоговая база в отношении указанного объекта в соответствующем налоговом периоде определяется как среднегодовая стоимость.
Аналогичный порядок исчисления налоговой базы действует и в случае наличия судебного решения, признающего недействующим соответствующий пункт перечня, в отсутствие соответствующего постановления уполномоченного органа власти субъекта Российской Федераций об исключении объекта из перечня.
Учитывая, что в настоящее время уполномоченным органом власти субъекта Российской Федерации спорные объекты не исключены из перечня, а также принимая во внимание, что включение в перечень спорных объектов в судебном порядке не оспаривалось, доначисление налога на имущество организаций, исходя из кадастровой стоимости на спорные объекты, является обоснованным.
Вопреки доводам апелляционной жалобы о наличии актов Госинспекции по недвижимости Москвы от 08.05.2019 о фактическом использовании недвижимости для целей налогообложения, последние не являются допустимыми и относимыми доказательствами в свете наличия нормативного акта Правительства Москвы, определяющего кадастровую стоимость.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявления АО "Демосфарм" об оспаривании решения ИФНС России N 24 по г. Москве о признании недействительным решения от 19.07.2019 N 11916 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, заявителем на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Заявителем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, принято законное и обоснованное решение и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалуемого судебного акта Арбитражного суда города Москвы.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.12.2021 по делу N А40-205317/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В. Поташова |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-205317/2021
Истец: АО "ДЕМОСФАРМ"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 24 ПО Г. МОСКВЕ