г. Ессентуки |
|
17 февраля 2022 г. |
Дело N А22-972/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 февраля 2022 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Сомова Е.Г., судей Цигельникова И.А. и Бейтуганова З.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Афанасовым К.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "ГТ Энерго" на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 24.11.2021 по делу N А22-972/2021, при участии в судебном заседании: от Администрации г. Элисты - Ожередова В.С. (по доверенности N дт-4033/01-22 от 27.12.2021), от акционерного общества "ГТ Энерго" - Дебелова А.А. (по доверенности N гтэ-149/21 от 15.12.2021), в отсутствие иных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "ГТ Энерго" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации г. Элисты (далее - администрация), в котором просило:
- признать незаконным отказ в лишении АО "Энергосервис" (далее - компании) статуса единой теплоснабжающей организации в зоне совместного действия ГТ ТЭЦ - Элистинская (АО "ГТ Энерго") и "Котельная 60 Гкал" (АО "Энергосервис"), содержащегося в письме от 15.04.2021 N ЦШ-1136/01-20;
- обязать администрацию принять решение о лишении компании статуса единой теплоснабжающей организации в зоне совместного действия ГТ ТЭЦ - Элистинская (АО "ГТ Энерго") и "Котельная 60 Гкал" (АО "Энергосервис") и разместить на официальном сайте соответствующее решение в течение 3 рабочих дней со дня его принятия.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечена компания.
Решением суда от 24.11.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд исходил их отсутствия совокупности установленных законом условий для признания оспариваемого отказа не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы общества.
В апелляционной жалобе общество просило решение суда отменить, принять новый судебный акт. Податель жалобы указывает, что компания не соответствует требованиям, предъявляемым к единой теплоснабжающей организации, в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по оплате тепловой энергии.
В отзыве администрация просила решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании представители участвующих в деле лиц поддержали доводы и возражения, изложенные в жалобе и отзыве на нее.
Компания извещена надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направила, в связи с чем, на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие указанных лиц.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела и установлено судом, постановлением администрации от 24.03.2014 N 1739 компания наделена статусом единой теплоснабжающей организации города Элиста.
Между обществом (поставщик) и компанией (покупатель) заключен договор купли-продажи тепловой энергии (мощности) от 12.10.2017 N 1365 (далее - договор), в соответствии с условиями которого поставщик обязуется продавать покупателю через присоединенную сеть тепловую энергию и (или) теплоноситель, а покупатель обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию и (или) теплоноситель, соблюдать режим потребления в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных договором.
В связи с ненадлежащим исполнением компанией обязательств по договору в части оплаты поставленного ресурса общество обратилось в администрацию с заявлением от 24.03.2021 N ГТЭ/МСК-21-00501 о лишении компании статуса единой теплоснабжающей организации.
Администрация по результатам рассмотрения указанного заявления письмом от 15.04.2021 отказала в лишении компании статуса единой теплоснабжающей организации ввиду того, что территория города Элисты является единой зоной теплоснабжения, схема теплоснабжения города Элисты на 2014-2028 годы утверждена постановлением администрации от 24.03.2014 N 1739, которым деление территории г. Элисты на отдельные зоны деятельности не предусмотрено.
Общество, полагая отказ администрации, оформленным письмом от 15.04.2021, не соответствующим закону и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд не усмотрел совокупности установленных законом условий для признания оспариваемого отказа не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы общества и отказал в удовлетворении заявления.
По смыслу статьи 198 АПК РФ во взаимосвязи с нормами статьи 201 того же Кодекса основаниями для признания незаконными решений (действий, бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются несоответствие оспариваемых решений (действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение данными решениями (действиями, бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 28 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) единая теплоснабжающая организация в системе теплоснабжения - это теплоснабжающая организация, которой в отношении системы (систем) теплоснабжения присвоен статус единой теплоснабжающей организации в схеме теплоснабжения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 12 Правил N 808 единая теплоснабжающая организация при осуществлении своей деятельности обязана:
- заключать и исполнять договоры теплоснабжения с любыми обратившимися к ней потребителями тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых находятся в данной системе теплоснабжения при условии соблюдения указанными потребителями выданных им в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности технических условий подключения к тепловым сетям;
- заключать и исполнять договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя;
- заключать и исполнять договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя в объеме, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче.
В пункте 13 Правил N 808 указаны случаи, при которых организация может лишиться статуса единой теплоснабжающей организации:
- неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате тепловой энергии (мощности), и (или) теплоносителя, и (или) услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, предусмотренных условиями указанных в абзацах третьем и четвертом пункта 12 настоящих Правил договоров, в размере, превышающем объем таких обязательств за 2 расчетных периода, либо систематическое (3 и более раза в течение 12 месяцев) неисполнение или ненадлежащее исполнение иных обязательств, предусмотренных условиями таких договоров, либо неоднократное (2 и более раза в течение одного календарного года) нарушение антимонопольного законодательства, в том числе при распределении тепловой нагрузки в системе теплоснабжения. Факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств должен быть подтвержден вступившими в законную силу решениями федерального антимонопольного органа, и (или) его территориальных органов, и (или) судов;
- принятие в установленном порядке решения о реорганизации (за исключением реорганизации в форме присоединения, когда к организации, имеющей статус единой теплоснабжающей организации, присоединяются другие реорганизованные организации, а также реорганизации в форме преобразования) или ликвидации организации, имеющей статус единой теплоснабжающей организации;
- принятие арбитражным судом решения о признании организации, имеющей статус единой теплоснабжающей организации, банкротом;
- прекращение права собственности или владения имуществом, указанным в абзаце втором пункта 7 настоящих Правил, по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации;
- несоответствие организации, имеющей статус единой теплоснабжающей организации, критериям, связанным с размером собственного капитала, а также способностью в лучшей мере обеспечить надежность теплоснабжения в соответствующей системе теплоснабжения;
- подача организацией заявления о прекращении осуществления функций единой теплоснабжающей организации.
В соответствии с пунктом 14 Правил N 808 лица, права и законные интересы которых нарушены по основаниям, предусмотренным абзацем вторым пункта 13 настоящих Правил, либо федеральный антимонопольный орган и (или) его территориальные органы в случае принятия решения о неоднократном нарушении антимонопольного законодательства, в том числе при распределении тепловой нагрузки в системе теплоснабжения, незамедлительно информируют об этом главу местной администрации городского поселения, городского округа, главу местной администрации муниципального района (в отношении сельских поселений, расположенных на территории соответствующего муниципального района, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации), федеральный орган исполнительной власти для принятия ими решения о лишении организации статуса единой теплоснабжающей организации. К указанной информации должны быть приложены вступившие в законную силу решения федерального антимонопольного органа, и (или) его территориальных органов, и (или) судов.
На основании пункта 16 вышеназванных Правил глава местной администрации городского поселения, городского округа, глава местной администрации муниципального района (в отношении сельских поселений, расположенных на территории соответствующего муниципального района, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации), федеральный орган исполнительной власти обязан принять решение о лишении организации статуса единой теплоснабжающей организации в течение 15 рабочих дней со дня получения от лиц, права и законные интересы которых нарушены по основаниям, предусмотренным абзацем вторым пункта 13 настоящих Правил, либо федерального антимонопольного органа и (или) его территориальных органов в случае принятия решения о неоднократном нарушении антимонопольного законодательства, в том числе при распределении тепловой нагрузки в системе теплоснабжения, вступивших в законную силу решений федерального антимонопольного органа, и (или) его территориальных органов, и (или) судов, а также получения уведомления (заявления) от организации, имеющей статус единой теплоснабжающей организации, в случаях, предусмотренных абзацами третьим - седьмым пункта 13 настоящих Правил.
В обоснование заявления о лишении компании статуса единой теплоснабжающей организации общество сослалось на наличие вступивших в законную силу решений Арбитражного суда Республики Калмыкия о взыскании задолженности с единой теплоснабжающей организации, исполнительного производства, возбужденного службой судебных приставов.
Судом принято во внимание, что наличие задолженности, формально соответствующей условиям пункта 13 Правил N 808, недостаточно для лишения компании статуса единой теплоснабжающей организации, поскольку заявитель не обосновал нарушение оспариваемым отказ своих прав и охраняемых законом интересов в сфере предпринимательской деятельности.
Доводы жалобы о том, что компания не соответствует требованиям, предъявляемым к единой теплоснабжающей организации, в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по оплате тепловой энергии, подлежит отклонению, поскольку лишение компании статуса единой теплоснабжающей организации не приведет к восстановлению прав общества в части получения имеющейся задолженности по договору. Кроме того, неблагоприятные последствия от имеющейся задолженности компенсируются кредитору мерами имущественной ответственности, установленными законом и договором.
Между тем, согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ от 8 августа 2012 года N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" в проекте схемы теплоснабжения (проекте актуализированной схемы теплоснабжения) должны быть определены границы зоны (зон) деятельности единой теплоснабжающей организации (организаций). Границы зоны (зон) деятельности единой теплоснабжающей организации (организаций) определяются границами системы (систем) теплоснабжения.
В случае если на территории поселения, городского округа, города федерального значения существуют несколько систем теплоснабжения, единая теплоснабжающая организация (организации) определяется в отношении каждой или нескольких систем теплоснабжения, расположенных в границах поселения, городского округа, города федерального значения.
Следовательно, законодатель определяет наличие одной и более зон теплоснабжения. В данном случае такая зона одна и является единой, ее схема теплоснабжения определена постановлением Администрации города Элисты от 23.04.2014 N 1739, иные зоны не выделены.
При указанных обстоятельствах, суд пришел к верному выводу о том, что заявленные требования о прекращении статуса единой теплоснабжающей организации в зоне совместного ведения ГТ ТЭЦ - Элистинская и "Котельная 60 Гкал" противоречит нормам действующего законодательства, вследствие чего удовлетворению не подлежит. Кроме того, общество не лишено возможности актуализировать схему теплоснабжения.
В силу пункта 4.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов в целях решения вопросов местного значения обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Законом о теплоснабжении.
В пункте 1 части 6 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях отнесены организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов.
Судом установлено, что лишение компании статуса единой теплоснабжающей организации нарушит права конечных потребителей тепловой энергии, в том числе в части обеспечения бесперебойного теплоснабжения населения в отопительный период до актуализации схемы теплоснабжения.
Доводы заявителя были предметом исследования арбитражного суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку, по существу направлены на переоценку выводов суда, не опровергая их, сводятся к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
В силу вышеизложенного, апелляционная коллегия приходит к выводу, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом апелляционной инстанции не установлено, основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 24.11.2021 по делу N А22-972/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Сомов |
Судьи |
И.А. Цигельников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А22-972/2021
Истец: АО "ГТ ЭНЕРГО"
Третье лицо: АО "ЭНЕРГОСЕРВИС", АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЭЛИСТЫ