г. Москва |
|
17 февраля 2022 г. |
Дело N А40-176453/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 февраля 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Никифоровой Г.М., Кочешковой М.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.12.2021 по делу N А40-176453/21
по заявлению ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
к Управлению Росреестра по Москве
об оспаривании решения,
при участии:
от заявителя: |
Виноградова Е.А. по доверенности от 30.11.2020; |
от заинтересованного лица: |
Панин А.А. по доверенности от 17.01.2022; |
УСТАНОВИЛ:
ОАО "РЖД" (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (ответчик, Управление) от 31.05.2021 N КУВД- 001/2020-23290468/5 об отказе в кадастровом учете и государственной регистрации права собственности ОАО "РЖД" на "Здание тяговой подстанции N 1 "Рогожская", обязании Управление в тридцатидневный срок с даты вступления решения в законную силу, осуществить государственную регистрацию права собственности ОАО "РЖД" на "Здание тяговой подстанции N 1 "Рогожская" с кадастровым номером 77:04:0001021:1679.
Решением от 07.12.2021 Арбитражный суд г.Москвы удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с принятым судом решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представитель общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав представителей сторон, явившихся в судебное заседание, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы не имеется.
Согласно материалам дела, между Государственным унитарным предприятием города Москвы "Московский орден Ленина и орден Трудового Красного Знамени метрополитен именно В.И.Ленина" (ГУЛ "Московский метрополитен", далее - Инвестор-Застройщик), Открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД"), Акционерным обществом "Мосинжпроект" (далее - Заказчик-Генподрядчик), совместно именуемыми - Стороны, заключено соглашение о порядке компенсации потерь ОАО "РЖД" в связи с освобождением территории для строительства соединительной ветки в электродепо "Нижегородское" от 24 марта 2020 г. N ЦРИ/04/К/9986/20/000002 (далее - Соглашение).
В целях исполнения условий заключенного Соглашения, ОАО "РЖД" подано заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности ОАО "РЖД" на объект недвижимого имущества "Здание тяговой подстанции N 1 "Рогожская"", расположенный по адресу: Российская Федерация, город Москва, внутригородская территория (внутригородское муниципальное образование) города федерального значения муниципальный округ Таганский, улица Рабочая, дом 91А строение 1, от 10 ноября 2020 г. N КУВД-001/2020-23290468.
25 ноября 2020 г. управлением Росреестра по Москву вынесено уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права N N КУВД-001/2020-23290468/1 по следующим причинам:
1. В нарушение пункта 2 части 1 статьи 26 Закона с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо.
2. В нарушении пункта 21 Требований электронный образ документа не обеспечивает визуальную идентичность его бумажному оригиналу в масштабе 1:1. Качество представленных электронных образов документов и документов в формате JPEG должно позволять в полном объеме прочитать текст документа и распознать его реквизиты. Если бумажный документ состоит из двух и более листов, электронный образ такого бумажного документа в формате PDF формируется в виде одного файла. Для сканирования документов необходимо использовать полноцветный режим с разрешением 300 dpi. Документы в формате JPEG должны быть выполнены в 24-битном цветовом пространстве. Разрешение изображения не должно быть меньше 250 dpi и больше 450 dpi.
3. Требования к проектной документации, а также к ее составу установлены ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком (ч. 15 указанной статьи).
4. В нарушении п.57 Приказа Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 (ред. от 09.08.2018) "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" графическая часть технического плана оформляется в масштабе 1:100 на листах формата А4, а в случае, когда местоположение здания, сооружения, помещения, машино-места, объекта незавершенного строительства не может быть отображено на листе указанного формата, графическая часть технического плана может оформляться на листах больших форматов и (или) в масштабе 1:200.
5. В соответствии с ч. 10 ст. 40 Закона, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Вместе с тем, не предоставлены правоустанавливающие документы на земельные участки, в границах которых располагается сооружение, заявленное к кадастровому учету.
С целью устранения замечаний государственного регистратора 12 января 2021 г. доработанный технический план подан с заявлением о представлении дополнительных документов N КУВД-001/2021-350185.
13 января 2021 г. Управлением Росреестра по Москву вынесено уведомление о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав права N N КУВД- 001/2020-23290468/2, по причинам, указанным в пунктах 1, 2, 4, 5 Уведомления от 25 ноября 2020 г.
Заявлением от 15 февраля 2021 г. N КУВД-001/2021-5404011 государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав приостановлены в срок до 31 мая 2021 г.
17 февраля 2021 г. объект поставлен на государственный кадастровый учет под кадастровым номером 77:04:0001021:1679, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 18 февраля 2021 г.
Поскольку причины приостановления N 2, 4, 5 государственной регистрации прав относились к документам, включенным в состав технического плана, то постановка объекта на государственный кадастровый учет подтвердила, что данные замечания были устранены.
По вопросу разъяснения неправомерности причины приостановления 1 было представлено Информационное письмо, поясняющее, что с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав обратилось надлежащее лицо.
Так, с заявлением в Управление Росреестра по Москве обратился представитель ОАО "РЖД" Фомина Е.Я. по доверенности N МОСК-117/Д от 25.05.2020, являющейся действующей на момент подачи заявления. Также с заявлением была представлен нотариальная копия доверенности начальника Московской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" Глазкова М.О. N268-Д от 17 мая 2019 г., уполномочившего Фомину Е.Я. на представление интересов ОАО "РЖД". Также к заявлению приложена нотариальная копия доверенности главного инженера Московской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" Шустова Д.В. N540-ДП от 18 сентября 2019 г., на основании которой было подписано Соглашение, а также нотариальная копия доверенности первого заместителя генерального директора ОАО "РЖД" Михайлова В.В. N 938-Д от 6 декабря 2017 г., уполномочивающая главного инженера Московской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" Шустова Д.В.на заключение от имени ОАО "РЖД" соглашений о порядке компенсации потерь.
С заявлением о представлении дополнительных документов от 3 марта 2021 г. N MFC-0558\2021-3 5 6942-1 в Управление Росреестра для государственной регистрации прав на уже поставленный на кадастровый учет объект "Здание тяговой подстанции N 1 "Рогожская"" была сдана выписка из ЕГРН от 18 февраля 2021 г., информационное письмо, а также расписка в получении документов на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, поскольку заявление подано через МФЦ, а не как основной пакет документов - через территориальный отдел кадастровой палаты.
Поскольку по указанному заявлению с приложением дополнительных доркументов, решение (уведомление) Росреестром не вынесено, информационное письмо и выписка ЕГРН от 18 февраля 2021 г. повторно поданы с заявлением о представлении дополнительного пакета документов N КУБ Д-001\2021-12160274 от 31 марта 2021 г.
21 апреля 2021 г. Управлением Росреестра по Москве вынесено уведомление о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав права N КУВД- 001/2020-23290468/4 в связи с тем, что не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (отсутствует технический план объекта учета в электронной форме в виде файлов в формате XML, созданных с использованием XML-схем).
По мнению государственного регистратора, изложенному в уведомлении от 21 апреля 2021 г. N КУВ Д-001/2020- 23290468/4, причины, ранее препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (отраженные в уведомлении от 13 января 2021 г. NN КУВ Д-001/2020- 23290468/2), отсутствуют.
Поскольку кадастровый учет объекта "Здание тяговой подстанции N 1 "Рогожская"" осуществлен, объекту присвоен государственный номер кадастрового учета 77:04:0001021:1679, о чем государственный регистратор был уведомлен приложенной выпиской из ЕГРН, а также информационным письмом, предоставление технического плана объекта недвижимости не требуется, замечание, указанное о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав права NN КУВД-001/2020-23290468/4 - неправомерно.
По истечению срока приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав Управлением Росреестра по Москве вынесено уведомление об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 31 мая 2021 г. КУВ Д-001/2020- 23290468/5, по причинам, указанным не в уведомлении от 21 апреля 2021 г. N КУВД-001/2020-23290468/4, а в уведомлении от 13 января 2021 г. NN КУВД- 001/2020-23290468/2.
Не согласившись с оспариваемым решением Управление, общество обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявленными требованиями.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд, оценив в порядке ст.71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства с учетом всех обстоятельств дела, поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных ОАО "РЖД" требований.
При этом удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из неправомерности оспариваемого отказа регистрирующего органа.
Согласно п.1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и представлением содержащихся в нем сведений регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с п.3 ст.1 указанного Федерального закона государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав) (п.3). Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (п.5).
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (п.1 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приведены в п.2 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (п.4 ст.18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Согласно положениям п.5 ст.18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В силу пункта 1 статьи 24 Закона о регистрации технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
Согласно пункту 4 статьи 24 Закона о регистрации, в графической части технического плана здания, сооружения, объекта незавершенного строительства или единого недвижимого комплекса воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке, а также указывается местоположение таких здания, сооружения, объекта незавершенного строительства или единого недвижимого комплекса на земельном участке.
Из фактических материалов дела, как было указано выше, причины приостановления государственного кадастрового учета по заявлению от 13 января 2021 г. N N КУВ Д-001/2020-23290468/2 были устранены.
Учитывая, что заявителем при обращении в Управление полностью соблюдены требования законодательства и предоставлены все необходимые документы для осуществления регистрации прав на здание тяговой подстанции N 1 "Рогожская", достаточные для проведения регистрационных действий, в связи с чем основания для отказа в постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права в отношении объекта недвижимого имущества отсутствовали.
Таким образом, оспариваемое решение Управления является незаконным и необоснованным, нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
На основании пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ исходя из заявленных обществом требований суд первой инстанции правомерно обязал Управление в тридцатидневный срок с даты вступления решения в законную силу, осуществить государственную регистрацию права собственности ОАО "РЖД" на "Здание тяговой подстанции N 1 "Рогожская" с кадастровым номером 77:04:0001021:1679.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, заявителем на момент рассмотрения апелляционных жалоб не представлено.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 07.12.2021 по делу N А40-176453/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
Г.М. Никифорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-176453/2021
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ