г. Хабаровск |
|
18 февраля 2022 г. |
А04-6949/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 февраля 2022 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Вертопраховой Е.В., Тищенко А.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Осадчей Н.П.
при участии в заседании:
от министерства имущественных отношений Амурской области: до отложения Янова О.В. представитель по доверенности от 27.12.2021 (представлены паспорт, диплом о высшем юридическом образовании, документ о смене фамилии), Травицкий Д.А., представитель по доверенности от 19.03.2021 (представлены паспорт, диплом о высшем юридическом образовании);
от контрольно-счетной палаты Амурской области: до отложения Кузьмин В.М. представитель по доверенности от 18.05.2020 N 01-13/376 (представлены паспорт, диплом о высшем юридическом образовании);
от акционерного общества "Корпорация развития жилищного строительства": представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу министерства имущественных отношений Амурской области
на решение от 03.11.2021
по делу N А04-6949/2021
Арбитражного суда Амурской области
по заявлению министерства имущественных отношений Амурской области
к контрольно-счетной палате Амурской области
третье лицо: акционерное общество "Корпорация развития жилищного строительства"
о признании представления незаконным в части,
УСТАНОВИЛ:
министерство имущественных отношений Амурской области (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Амурской области о признании незаконным пункта 3 представления контрольно-счетной палаты Амурской области (далее - КСП) от 07.06.2021 N 21 в отношении квартир, находящихся в арендном многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: Амурская область г.Белогорск, ул. 50 лет Комсомола, 123Е, построенном за счет бюджетных средств: рассмотреть вопрос о безвозмездной передаче 30 квартир в муниципальную собственность города Белогорска. Рассмотреть вопрос о внесении изменений в программу отчуждения непрофильных активов акционерного общества на 2020-2022 годы, предусматривающих целевое использование акционерным обществом денежных средств, вырученных от продажи указанных квартир (например, на строительство наемного дома социального использования или иные цели, связанные с жилищным строительством), а в случае реализации указанных квартир посредством участия акционерного общества в конкурентных процедурах, размещаемых государственными, муниципальными заказчиками в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ на приобретение жилых помещений в государственную, муниципальную собственность в целях реализации ряда государственных и муниципальных программ, возврат в областной бюджет денежных средств, вырученных от реализации указанных квартир, с последующим уменьшением уставного капитала акционерного общества.
Определением от 07.09.2021 к участию в деле в качестве третьего лица,
не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Корпорация развития жилищного строительства" (далее - АО "КРЖС").
Решением Арбитражного суда Амурской области от 03.11.2021 в удовлетворении заявленных министерством требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, министерство обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 03.11.2021 по делу N А04-6949/2021 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
25.01.2022 в судебном заседании апелляционной инстанции представитель министерства доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме. Представитель КСП против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве.
АО "КРЖС" в судебное заседание апелляционной инстанции явку своего представителя не обеспечило. О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом по правилам статьи 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителя в порядке статьи 156 АПК РФ.
В порядке статьи 158 АПК РФ судебное разбирательство 25.01.2022 отложено на 15.02.2022.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.
На основании пункта 2.9 плана работы контрольно-счетной палаты Амурской области на 2021 год, утвержденного решением коллегии контрольно-счетной палаты Амурской области от 28.12.2020, поручения от 23.04.2021 N 13 председателя контрольно-счетной палаты Амурской области, проведена контрольная проверка финансово-хозяйственной деятельности за 2020 год акционерного общества "Амурское ипотечное агентство" (переименовано в АО "Корпорация развития жилищного строительства"), по результатам которой выявлены нарушения и недостатки в деятельности общества. Составлен акт проверки от 28.05.2021.
Министерству имущественных отношений области, осуществляющему от имени Амурской области полномочия собственника и единственного акционера акционерного общества, контрольно-счетной палатой вынесено представление от 07.06.2021 года N 21 для предотвращения нанесения материального ущерба субъекту Российской Федерации.
Пунктом 3 указанного представления министерству имущественных предложено: в отношении квартир, находящихся в арендном многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: г. Белогорск, ул. 50 лет Комсомола, 123Е, построенном за счет бюджетных средств, рассмотреть вопрос о безвозмездной передаче тридцати квартир в муниципальную собственность города Белогорска. Рассмотреть вопрос о внесении изменений в программу отчуждения непрофильных активов акционерного общества на 2020-2022 годы, предусматривающих целевое использование акционерным обществом денежных средств, вырученных от продажи указанных квартир (например, на строительство наемного дома социального использования или иные цели, связанные с жилищным строительством), а в случае реализации указанных квартир посредством участия акционерного общества в конкурентных процедурах, размещаемых государственными, муниципальными заказчиками в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ на приобретение жилых помещений в государственную, муниципальную собственность в целях реализации ряда государственных и муниципальных программ, возврат в областной бюджет денежных средств, вырученных от реализации указанных квартир, с последующим уменьшением уставного капитала акционерного общества.
О незаконности пункта 3 представления от 07.06.2021 N 21 министерство обратилось в арбитражный суд, который правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Министерством в месячный срок представление исполнено, т.е. предложения КСП рассмотрены. По результатам рассмотрения представления в направлен ответ от 07.07.2021 (л.д.25), из которого следует, что министерство не считает необходимым вносить изменения в программу отчуждения непрофильных активов акционерного общества на 2020-2022 годы, так как согласно заключению о крупной сделке и об определении цены отчуждаемого имущества, утвержденному решением совета директоров акционерного общества (протокол N 2 от 02.03.2021), вырученные от продажи квартир в арендном доме, расположенном по адресу: Белогорск ул.50 лет Комсомола, 123 Е, средства будут направлены на строительство нового арендного жилья на территории Амурской области. Двойное бюджетное финансирование при условии целевого использования вырученных от продажи денежных средств исключается. Вопрос о целесообразности безвозмездной передачи 30-ти квартир в муниципальную собственность города Белогорска будет рассмотрен на совете директоров после представления акционерным обществом финансово-экономического обоснования, а также наличия согласия муниципального образования на принятие в дар недвижимого имущества, то есть данный вопрос продолжает рассматриваться всеми заинтересованными лицами, и, в первую очередь, акционерным обществом.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 9 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации осуществляет контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 16 указанного выше Закона контрольно-счетные органы по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.
Аналогичные положения содержатся в статье 19 Закона Амурской области от 10.06.2011 N 494-ОЗ "О контрольно-счетной палате Амурской области", в силу которой органы государственной власти области, государственные органы области, органы местного самоуправления и муниципальные органы, а также организации в течение одного месяца со дня получения представления обязаны уведомить в письменной форме контрольно-счетную палату о принятых по результатам рассмотрения представления решениях и мерах.
Указанный жилой дом был введен в эксплуатацию в октябре 2013 года. В декабре 2016 года акционерному обществу из областного бюджета была предоставлена субсидия на возмещение части затрат, понесенных акционерным обществом в 2015 году на реконструкцию данного жилого дома, в сумме 4500,0 тыс. рублей (стр. 29 акта проверки от 01.06.2017). Общая сумма расходов средств областного бюджета на строительство и реконструкцию данного жилого дома составляет 5 8624,8 тыс. рублей, а расходы областного бюджета на указанные цели на одну квартиру в среднем составляют 1 954,16 тыс. рублей. Все 30 квартир находятся в собственности акционерного общества.
Заключением о крупной сделке и об определении цены (денежной оценке) отчуждаемого имущества, утвержденным решением совета директоров общества (протокол N 2 от 02.03.2021), по каждой из 30-ти квартир определена начальная минимальная цена реализации квартир в данном жилом доме. Согласно заключению общая сумма от реализации квартир в данном жилом доме составит 62 419,9 тыс. рублей. Таким образом, средняя стоимость реализации одной квартиры составит 2080,7 тыс. рублей.
Государственные, муниципальные заказчики, осуществляющие в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" приобретение жилых помещений в государственную, муниципальную собственность с целью реализации государственных и муниципальных программ по обеспечению жилыми помещениями граждан, переселяемых из ветхого, аварийного жилищного фонда, детей-сирот и детей, оставшихся без обеспечения родителей, а также иных государственных и муниципальных программ, оплачивают приобретаемые жилые помещения за счет бюджетных средств.
В случае, если муниципальное образование город Белогорск для обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, за счет субвенций, предоставленных из областного бюджета, приобретет в муниципальную собственность у акционерного общества квартиру, то минимальные расходы областного бюджета в среднем составят 4 034,86 тыс. руб. (1954,16 тыс. руб. + 2080.7 тыс. руб.). Не имеет существенного значения выделение средств из областного бюджета в разные финансовые годы.
Из содержания оспариваемого пункта представления предполагается, что в случае реализации квартир в арендном доме посредством участия акционерного общества в конкурентных процедурах, размещаемых государственными, муниципальными заказчиками в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ, возникнет ситуация двойного бюджетного финансирования строительства и последующего приобретения в государственную (муниципальную) собственность одного и того же объекта недвижимого имущества. Единственным способом этого избежать является возврат обществом в областной бюджет средств, вырученных от продажи квартир.
Фактически квартиры в указанном доме не продавались. Возможное возникновение указанной ситуации по предполагаемым обстоятельствам правомерно квалифицировалось как двойное бюджетное финансирование одного и того же объекта недвижимого имущества, поэтому в п. 3 представления обоснованы предложения в целях исключения такой ситуации.
В оспариваемом пункте 3 представления выводов о неэффективном расходовании бюджетных средств не имеется.
Доводы жалобы о финансово-хозяйственной деятельности общества, увеличения уставного капитала за счет дополнительного выпуска акций, которые собственные средства общества, отсутствие оснований для возврата денежных средств в бюджет, отклоняются по изложенному выше. Министерством указано развитие предполагаемой ситуации в случае реализации квартир.
Заявителем жалобы не доказано нарушение его прав и возложения незаконных обязанностей оспариваемым пунктом представления.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 03.11.2021 по делу N А04-6949/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Харьковская |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-6949/2021
Истец: Министерство имущественных отношений Амурской области
Ответчик: Контрольно-счетная палата Амурской области
Третье лицо: АО "Амурское ипотечное агентство", АО "Корпорация развития жилищного строительства", Шестой арбитражный апелляционный суд (6949/21 2Т. 2818/21 1т, 3111/21 1т)