город Томск |
|
18 февраля 2022 г. |
Дело N А67-9070/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 февраля 2022 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Павлюк Т. В., Хайкиной С. Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Полевый В. Н. с использованием средств аудиозаписи рассмотрел апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "САТП N 1412" (N07АП-11968/2021) на решение Арбитражного суда Томской области от 01.11.2021 по делу NА67-9070/2020 (судья Е.В. Чиндина) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "САТП N 1412" (634049, г.Томск, ул. Ивана Черных, дом 20; ИНН 7017366912, ОГРН 1147017024714) к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области (634034, г. Томск, пр. Кирова, дом 14; ИНН 7017052120, ОГРН 1027000852999) о признании недействительными решений об отказе в предоставлении субсидии, оформленных ответами от 17.08.2020 N3985, от 02.11.2020 N5520,
В судебном заседании принимают участие:
От заявителя: Сударчикова А. В. по дов. от 13.07.2021, диплом,
От заинтересованного лица: Фирсова Т. В. по дов. от 23.11.2020, диплом,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "САТП N 1412" (далее - ООО "САТП N 1412" общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области (далее - Департамент, заинтересованное лицо) о признании недействительными решений об отказе в предоставлении субсидии, оформленных ответами от 17.08.2020 N 3985, от 02.11.2020 N 5520.
Решением Арбитражного суда Томской области от 01.11.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, его требования удовлетворить в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что расчет размера субсидии исходя из положений п. 9, 11 Порядка предоставления субсидий, утв. Постановлением Администрации Томской области от 24.07.2020 N 347а, производится из показателей затрат при определении планируемой валовой выручки, а не из фактически произведенных затрат; представленные ООО "САТП N1412" документы, соответствуют требованиям подпункта 3, 2 пункта 6 Порядка; ООО "САТП N1412" при подаче заявки 04.08.2021 был представлен полный пакет документов, предусмотренный Порядком; Порядком также не предусмотрены полномочия Департамента на оставление заявок без рассмотрения, как при первоначальном предъявлении заявки, так и при повторном.
Департамент в отзыве на апелляционную жалобу, представленном на основании статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), с доводами апеллянта не согласился, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали каждый свою позицию по делу.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Согласно материалам дела, 04.10.2018 по результатам проведенного конкурсного отбора между Департаментом и ООО "САТП N 1412" заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории третьей зоны деятельности регионального оператора (далее - Соглашение).
На основании данного Соглашения ООО "САТП N 1412" был присвоен статус регионального оператора сроком на 10 лет (п. 1.2).
Уведомлением от 24.07.2020 N 3518 Департамент сообщил ООО "САТП N 1412", что в соответствии с постановлением Администрации Томской области от 24.07.2020 N 347а "Об утверждении Порядка предоставления субсидий на возмещение региональным операторам по обращению с твердыми коммунальными отходами части затрат, связанных с обеспечением непрерывной работы региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" национального проекта "Экология" в 2020 году" Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области объявляет прием заявок на предоставление субсидии в части возмещения затрат возникших не ранее 28 марта 2020 года, в результате сложившейся неблагоприятной ситуации, вызванной распространением новой коронавирусной инфекции, и связанных с предоставлением коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, в рамках регионального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" государственной программы "Обращение с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Томской области", утвержденной постановлением Администрации Томской области от 27.09.2019 N 357а. Прием заявок с подтверждающими документами, предусмотренными постановлением Администрации Томской области от 24.07.2020 N 347а, осуществляется по 03.08.2020 включительно.
04.08.2020 ООО "САТП N 1412" обратилось в Департамент с заявкой (вх.N 7700) о предоставлении субсидии из областного бюджета на возмещение региональным операторам по обращению с твердыми коммунальными отходами части затрат, связанных с обеспечением непрерывной работы региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" национального проекта "Экология".
По результатам рассмотрения заявления Департаментом принято решение об отказе в предоставлении субсидии (ответ от 17.08.2020 исх.N 3985), в котором указано, что решение об отказе в предоставлении субсидии принято по причине отсутствия договоров, предусмотренных пунктом 6 Правил предоставления субсидии: акты на "оказание услуг по вывозу ТКО" не могут являться подтверждающим документом в отсутствии договора, так как неизвестен предмет договора и срок его действия. Кроме того, в связи с тем, что в платежных поручениях отсутствует информация о периоде, за который вносится плата, и также не предоставлена справка с указанием сведений, позволяющих сопоставить платежные поручения с актами выполненных работ, невозможно определить месяц, за который соответствующая плата внесена. В тоже время в соответствии с Правилами предоставления субсидии производится возмещение затрат за три месяца (апрель, май, июнь).
27.10.2020 ООО "САТП N 1412" повторно обратилось в Департамент с заявкой (вх.N10503) о предоставлении субсидии из областного бюджета на возмещение региональным операторам по обращению с твердыми коммунальными отходами части затрат, связанных с обеспечением непрерывной работы региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" национального проекта "Экология".
По результатам рассмотрения данного заявления Департаментом в адрес заявителя направлен ответ от 02.11.2020 N 5520, согласно которому заявка о предоставлении субсидии не рассматривалась, поскольку ООО "САТП N 1412" лишено статуса регионального оператора, а также, поскольку Порядком предоставления субсидии не предусмотрено повторное направление заявки заявителем и ее повторное рассмотрение, в случае принятия ранее решения об отказе в предоставлении субсидии.
ООО "САТП N 1412", полагая, что решения Департамента, оформленные ответами от 17.08.2020 N3985, от 02.11.2020 N5520, не соответствуют законодательству и нарушают его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требования ООО "САТП N 1412", суд первой инстанции пришел к выводу о том, что решения Департамента, оформленные ответами от 17.08.2020 N 3985, от 02.11.2020 N 5520, соответствуют положениям законодательства Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции считает данный вывод правомерным, при этом исходит из следующего.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.
Постановлением Администрации Томской области от 24.07.2020 N 347а утвержден Порядок предоставления субсидий на возмещение региональным операторам по обращению с твердыми коммунальными отходами части затрат, связанных с обеспечением непрерывной работы региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" национального проекта "Экология" в 2020 году" (далее - Порядок).
Согласно п. 2 Порядка субсидия предоставляется на возмещение части затрат региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, возникших не ранее 28 марта 2020 года, в результате сложившейся неблагоприятной ситуации, вызванной распространением новой коронавирусной инфекции, и связанных с предоставлением коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, в рамках регионального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" государственной программы "Обращение с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Томской области", утвержденной постановлением Администрации Томской области от 27.09.2019 N 357а.
В соответствии с абз. 2 п. 2 Порядка источником финансового обеспечения субсидии являются средства, предоставляемые из областного бюджета, в том числе за счет средств федерального бюджета в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2020 N 473 "Об утверждении Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по финансовому обеспечению расходов, связанных с обеспечением непрерывной работы региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" национального проекта "Экология" (далее - Правила предоставления межбюджетных трансфертов).
Согласно п. 12 Правил предоставления межбюджетных трансфертов средства, источником софинансирования которых являются иные межбюджетные трансферты, предоставляются субъектами РФ региональным операторам в размере, предусмотренном соглашением, и при условии предоставления региональными операторами коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в течение месяцев, в которых региональные операторы осуществили соответствующие затраты.
Под затратами понимаются экономически обоснованные расходы регионального оператора, учитывающиеся при определении планируемой необходимой валовой выручки (абз. 1 п. 11 Порядка предоставления субсидий).
Документы, предусмотренные подпунктами а) - е) подпункта 3) пункта 6 настоящего Порядка, являются документами, подтверждающими фактически произведенные затраты, понесенные региональными операторами, на возмещение которых предоставляется субсидия (абз. 2 п. 11 Порядка предоставления субсидий).
В силу п. 5 Порядка предоставления субсидии предоставляются региональным операторам при соблюдении следующих условий:
1) региональный оператор должен:
а) осуществлять деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами;
б) оказывать коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в течение месяца, в котором осуществил затраты, указанные в пункте 6 настоящего Порядка;
в) состоять на учете в налоговом органе на территории Томской области на дату подачи заявки;
2) региональный оператор на первое число месяца, в котором подается заявка, должен соответствовать следующим требованиям:
а) у регионального оператора должна отсутствовать неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
б) у регионального оператора должна отсутствовать просроченная задолженность по возврату в областной бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иная просроченная задолженность перед областным бюджетом, а также просроченная неурегулированная задолженность по денежным обязательствам перед Томской областью;
в) региональный оператор не должен находиться в процессе реорганизации, ликвидации, в отношении него не введена процедура банкротства, деятельность регионального оператора не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
г) региональный оператор не должен являться иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов;
д) региональный оператор не должен являться получателем средств из областного бюджета на основании иных нормативных правовых актов или муниципальных правовых актов на цель, указанную в пункте 2 настоящего Порядка;
3) согласие регионального оператора на осуществление Департаментом и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления.
Перечень документов, предоставляемых региональным оператором в Департамент для получения субсидии, установлен пунктом 6 Порядка предоставления субсидии.
В частности, в силу п. "в" п.п. 3) п. 6 Порядка предоставления субсидий региональными операторами в Департамент должны предоставляться оригиналы либо надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих расчет произведенных затрат на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, источником возмещения которых является субсидия, а именно: по расходам на оплату работ и услуг, выполняемых сторонними организациями и индивидуальными предпринимателями, по транспортированию твердых коммунальных отходов - договоры, акты оказанных услуг, платежные поручения.
Как верно отметил суд первой инстанции, для того, чтобы подтвердить осуществленные расходы, организации необходимо оформить подтверждающие документы, из которых должно четко и определенно должно усматриваться, какие расходы, в каком объеме и за какой период данные расходы произведены, то есть документы должны содержать реквизиты, позволяющие идентифицировать факт хозяйственной деятельности организации. Следовательно, представленные ООО "САТП N 1412" документы должны позволять идентифицировать факт хозяйственной деятельности общества в качестве регионального оператора за 3 месяца 2020 года: апрель, май, июнь. Такими документами являются документы, которые указаны в п.п. в) п.п. 3 п. 6 Порядка предоставления субсидий по направлениям затрат, на возмещение части которых предоставляется субсидия.
Судом установлено, что 04.08.2020 в адрес Департамента от ООО "САТП N 1412" поступила заявка (вх. N 7700) о предоставлении субсидии, в состав которой входили только акты оказанных услуг и платежные поручения. Договоры по расходам на оплату работ и услуг, выполняемых сторонними организациями и индивидуальными предпринимателями, по транспортированию твердых коммунальных отходов ООО "САТП N 1412" вместе с заявкой в Департамент предоставлены не были. В поле платежных поручений "Назначение платежа" содержится информация об оплате либо по договору подряда б/н от 01.01.2020 либо по договору подряда б/н от 30.12.2019, в то время как основанием для выставления к оплате актов N 65 от 30.04.2020, N 97 от 31.05.2020, N 98 от 30.06.2020 являлось следующее "основной от 30.12.2019".
При этом, как верно отметил суд первой инстанции, сами по себе акты на оказание услуг по вывозу твердых коммунальных отходов не могут являться подтверждающими документами в отсутствии договора, поскольку данные документы не содержат в себе информации, как о предмете, так и о сроке действия. Также в платежных поручениях отсутствует информация о периоде, за который вносится плата, а суммы, которые указаны в актах, не соответствуют суммам, указанным в платежных поручениях, в связи с чем невозможно определить ни месяц, за который соответствующая плата внесена, ни размер денежных средств, которые были уплачены ООО "САТП N 1412" за вывоз твердых коммунальных отходов в соответствующем периоде.
Проанализировав представленные заявителем документы (акт N 65 от 30.04.2020, платежное поручение N 206 от 10.04.2020, платежное поручение N 208 от 14.04.2020, акт N 97 от 31.05.2020, платежное поручение N 312 от 26.05.2020, платежное поручение N 315 от 27.05.2020, акт N 98 от 30.06.2020, платежное поручение N 352 от 05.06.2020, платежное поручение N 363 от 09.06.2020), суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что содержащиеся в них данные не соответствуют друг другу, не представляется возможным установить, что посредством представленных платежных поручений были оплачены именно услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов согласно выставленным актам в третьей зоне деятельности регионального оператора.
На основании изложенного подлежат отклонению доводы апеллянта о предоставлении обществом полного пакета документов.
Таким образом, следует признать обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что ООО "САТП N 1412" не подтвердило фактически произведенные им затраты в указанный период, в связи с чем невозможно произвести расчет размера субсидии в соответствии с п. 9 Порядка.
27.08.2020 (вх. N 8378, исх. N 387 от 25.08.2020) ООО "ПАТП N 1412" направило в адрес Департамента копию договора N б/н от 30.12.2019 на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов и копию письма от 17.08.2020 N 378/1 об изменении назначения платежа в платежном поручении.
Как верно отметил суд первой инстанции, поскольку 17.08.2020 (исх. N 3985) Департаментом уже было направлено решение об отказе в предоставлении субсидии по третьей зоне деятельности регионального оператора, а процедура, установленная Порядком предоставления субсидий, не предусматривает досыла документов региональными операторами и возможность изменения в связи с этим принятого Департаментом решения, представленные заявителем документы Департаментом не рассматривались.
Исследовав по правилам, предусмотренным в статье 71 АПК РФ, представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у Департамента правовых оснований для принятия положительного решения по предоставлению ООО "САТП N 1412 субсидии по третьей зоне деятельности регионального оператора.
В апелляционной жалобе общество ссылается на обязанность Департамента рассматривать повторно направленные заявки.
Вместе с тем, согласно пункту 6 Порядка заявка и прилагаемые к ней документы представляются в течение 10 (десяти) дней со дня получения письменного уведомления от Департамента о начале сбора заявок от региональных операторов на предоставление субсидии. Иных вариантов направления заявки о предоставлении субсидии Порядком не предусмотрено.
Судом установлено, что уведомление от Департамента о начале сбора заявок было направлено Департаментом в адрес региональных операторов, в том числе в адрес Общества, посредством электронного сообщения 24.07.2020 (исх. N 3518). Соответственно, прием заявок Департаментом осуществлялся в период с 25.07.2020 по 03.08.2020 (10 календарных дней).
Как верно отметил суд первой инстанции, Порядок не содержит иных регуляторов и способов подачи заявок и не предусматривает возможность рассмотрения еще раз направленной заявки в случае принятия ранее решения об отказе в предоставлении субсидии.
В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения и оценки судом первой инстанции, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на апеллянта; излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Томской области от 01.11.2021 по делу N А67-9070/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "САТП N 1412" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "АТП N 1801" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 29.11.2021 N 628 за общество с ограниченной ответственностью "САТП N 1412".
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
Т. В. Павлюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-9070/2020
Истец: ООО "САТП N1412"
Ответчик: Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области
Третье лицо: Сударчикова Анастасия Ивановна