г. Самара |
|
17 февраля 2022 г. |
Дело N А55-7829/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2022 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 февраля 2022 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Буртасовой О.И.,
судей Деминой Е.Г., Кузнецова С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Боня Л.А.,
с участием:
от ответчика - представитель Васина Ю.Н., по доверенности от 22.12.2021,
от иных лиц представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 10 февраля 2022 года в зале N 3 апелляционную жалобу Администрации городского округа Тольятти, г. Тольятти, Самарская область на решение Арбитражного суда Самарской области от 25 ноября 2021 года по делу NА55-7829/2021 (судья Мехедова В.В.)
по иску Администрации городского округа Тольятти, г. Тольятти, Самарская область, к обществу с ограниченной ответственностью "ДЖКХ" (ИНН 7720367661), г. Тольятти, Самарская область, о взыскании
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "УК ЖКХ г. Тольятти",
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа Тольятти (далее - истец, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "ДЖКХ" (далее - ответчик, ООО "ДЖКХ") денежных средств, полученных в виде субсидии в целях возмещения затрат, связанных с выполнением работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов в рамках муниципальной программы "Формирование современной городской среды на 2018-2024 годы", утвержденной постановлением администрации городского округа Тольятти от 11.12.2017 N 4013-п/1 в размере 3 500 000 руб. в доход бюджета городского округа Тольятти.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено общество с ограниченной ответственностью "УК ЖКХ г. Тольятти" (далее - ООО "УК ЖКХ г. Тольятти").
Решением Арбитражного суда Самарской области от 25 ноября 2021 года в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Самарской области от 25.11.2021 года по делу N А55-7829/2021 отменить и принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования истца удовлетворить в полном объеме.
Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением и недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, несоответствием изложенных в обжалуемом судебном акте выводов обстоятельствам дела, нарушением и неправильным применением норм материального и процессуального права.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, поскольку получателем субсидии - ООО "ДЖКХ" был нарушен порядок предоставления субсидии согласно разделу II п.2.27 Порядка в части неисполнения получателем субсидии обязанности подтвердить целевое расходование средств субсидии. Заявитель также считает, что суд первой инстанции пришел к ошибочным выводам о необоснованности требований истца в виду подтверждения факта целевого их использования и отсутствие возможности у ООО "ДЖКХ" соблюдать раздел II п.2.27 Порядка в части обязанности подтвердить целевое расходования средств субсидии платежными документами.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.01.2022 апелляционная жалоба принята к производству.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От третьего лица поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором поддерживает доводы апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве на нее, и просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дате и месте судебного разбирательства извещены своевременно и надлежащим образом, что позволяет суду в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 АПК РФ правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в рамках реализации мероприятий муниципальной программы "Формирование современной городской среды на 2018-2024 годы" от 13.04.2018 N 1188-п/1 (далее - Порядок) между Администрацией городского округа Тольятти в лице Департамента городского хозяйства и ООО "ДЖКХ" заключено Соглашение (договор) "О предоставлении из бюджета городского округа Тольятти субсидии юридическому лицу (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальному предпринимателю, а также физическому лицу -производителю товаров, работ, услуг на возмещение затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг" от 29.04.2020 N 548-дг/2.1 (далее - Соглашение).
Пунктом 1.2 Порядка установлено, что субсидии предоставляются в целях возмещения затрат, связанных с выполнением работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов, включенных в адресный перечень дворовых территорий многоквартирных домов, подлежащих благоустройству на соответствующий год в рамках мероприятий программы.
Согласно пункту 1.3 Порядка субсидии предоставляются на безвозмездной основе за счет средств бюджета городского округа Тольятти, в том числе за счет поступлений в бюджет городского округа Тольятти средств областного бюджета, в том числе формируемых за счет поступающих в областной бюджет средств федерального бюджета, в пределах утвержденных бюджетных ассигнований и доведенных лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных главному распорядителю бюджетных средств - департаменту городского хозяйства администрации городского округа Тольятти на соответствующие цели.
В соответствии с пунктами 1.1 и 1.2 предметом Соглашения являлось предоставления из бюджета городского округа Тольятти в 2020 году субсидии ответчику (получателю) в целях возмещения затрат, связанных с выполнением работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов в размере 3 500 000 руб.
ООО "ДЖКХ" согласно заявлению, в соответствии с данным Соглашением и пакету документов была предоставлена субсидия в соответствии с Порядком в размере 3 500 000 руб., что подтверждается платежным поручением N 929 от 23.10.2020.
Расходование субсидии осуществляется Управляющей организацией путем перечисления на расчетные счета подрядных организаций денежных средств в размере сумм, указанных в заключенных с ними договорах подряда на выполнение работ с целью реализации мероприятий программы, в течение 10 дней со дня поступления субсидии на расчетный счет Управляющей организации, с предоставлением в Департамент подтверждающих документов (заверенная копия платежного поручения с отметкой об исполнении) в течение 3 рабочих дней с момента совершения операции (п.2.27 Порядка).
Администрация полагая, что ответчик, в нарушение условий Порядка, не представил платежные поручения, подтверждающие направление денежных средств в соответствии заключенными договорами подряда на выполнение работ с ООО "УК ЖКХ г.Тольятти" (договор N Д-418 от 11.06.2020), направила в его адрес требование от 25.12.2020 N 7309/2.1 о возврате субсидии в связи с нарушением условий ее предоставления.
Поскольку указанное требование ответчиком добровольно не исполнено, средства субсидии в бюджет не возвращены, истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентирован статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с 2 которой субсидии предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
По правилам частей 2 и 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий, должны определять в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий, а также порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В силу части 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателями предусмотренных статьей 78 Кодекса субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 статьи 78 Кодекса.
Согласно статье 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Таким образом, указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
Любые действия, приводящие к направлению бюджетных средств на цели, не обозначенные при выделении конкретных сумм, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Постановление Администрации городского округа Тольятти Самарской области от 11.12.2017 N 4013-п/1 "Об утверждении муниципальной программы "Формирование современной городской среды на 2018 - 2024 годы" утвержден Порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам на возмещение затрат по выполнению работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов в рамках реализации мероприятий муниципальной программы "Формирование современной городской среды на 2018-2024 годы" от 13.04.2018 N 1188-п/1.
На основании заключенного Соглашения получатель субсидии обязуется обеспечить выполнение работ в срок, указанный в Соглашении (п.2.15.1 Порядка), а также направить отчет о произведенных затратах с приложением документов, подтверждающих выполнение работ и отчет о достижении показателей результативности (п.2.15.2; п.2.16).
В случае принятия отчета о произведенных затратах субсидия перечисляется на расчетный счет получателя субсидии, указанный в Соглашении, в срок не позднее десятого рабочего дня после принятия отчета о произведенных затратах (п.2.20 Порядка).
Согласно п.2.27 Порядка субсидия, поступившая на расчетный счет получателя субсидии, расходуется на возмещение затрат, связанных с проведением работ по благоустройству дворовой территории многоквартирного дома.
Расходование субсидии осуществляется управляющей организацией путем перечисления на расчетные счета подрядных организаций денежных средств в размере сумм, указанных в заключенных с ними договоров подряда на выполнение работ с предоставлением в департамент подтверждающих документов (заверенная копия платежного поручения с отметкой об исполнении).
В случае установления департаментом или получения от органа муниципального финансового контроля, а также иных уполномоченных контролирующих органов, иных лиц информации о факте (ах) нарушения получателем субсидии порядка, целей и условий предоставления субсидии, предусмотренных Порядком, в том числе указания в документах, представленных получателем субсидии недостоверных сведений, департамент в течение 10 дней со дня выявления данного (-ых) фактов направляет получателю субсидии письмо, с указанием выявленных нарушений и сроков их устранения (п.4.4 Порядка; п.п. 4.1.7, 4.3.6 Соглашения).
В случае не устранения нарушений в срок, указанный в письме, департамент в течение 10 дней с момента истечения срока, указанного для устранения нарушения, направляет получателю субсидии требование о возврате субсидии в бюджет городского округа Тольятти (п.4.5 Порядка, п.4.1.7 Соглашения).
Раздел IV п.4.4, п. 4.5 Порядка и пп. 4.1.7, 4.3.6 Соглашения также предусматривают обязанность получателя субсидии возвратить полученную субсидию при установленных фактах нарушений получателем субсидий порядка, целей и условий предоставления субсидии.
В случае неисполнения получателем субсидии требования о возврате субсидии департамент производит ее взыскание в доход бюджете городского округа Тольятти в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством (п.4.8 Порядка).
По мнению Администрации, ООО "ДЖКХ" нарушило раздел II п.2.27 Порядка в части неисполнения получателем субсидии обязанности подтвердить целевое расходование средств субсидии.
Возражая против удовлетворения иска ответчик указал на то, что между ООО "УК ЖКХ г.Тольятти" и ООО "ДЖКХ" заключен договор от 11.06.2020 N ДП-418 на выполнение работ в рамках муниципальной программы "Формирование современной городской среды на 2018-2024 годы" на 2020 год (ремонт дворовых проездов, ремонт тротуаров), финансирование которых осуществляется за счет средств бюджета.
По условиям договора от 11.06.2020 N ДП-418, ООО "УК ЖКХ г.Тольятти" произвело ремонт дворовых проездов, ремонт тротуаров, согласно сметной документации, перечню объектов, а ООО "ДЖКХ" должно было оплатить стоимость работ в течение 30 календарных дней после подписания сторонами акта приемки-сдачи выполненных работ, согласно условиям договора - пп. 2.2, до 31.09.2020.
Во исполнение принятых на себя обязательств по договору подряда ООО "УК ЖКХ г.Тольятти" выполнило работы, что подтверждается актами выполненных работ на общую сумму 3 500 000 руб., которые подписаны сторонами.
Обязательства по оплате выполненных работ ответчиком не исполнено, в связи с чем ООО "УК ЖКХ г.Тольятти" в адрес ООО "ДЖКХ" направлена претензия с требованием погасить задолженность. Поскольку претензия оставлена без удовлетворения ООО "УК ЖКХ г.Тольятти" обратилось с иском в арбитражный суд.
Согласно решению Арбитражного суда Самарской области от 31.08.2021, оставленному без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2021, с ООО "ДЖКХ" в пользу ООО "УК ЖКХ г.Тольятти" взыскана задолженность по договору подряда от 11.06.2020 N ДП-418, N ДП-419 в размере 10 253 150,43 руб.
Из материалов дела усматривается, что денежные средства поступившие на расчетный счет ООО "ДЖКХ", открытый в Приволжском филиале ПАО "Промсвязьбанк", были списаны на основании предъявленных ранее к счету инкассовых поручений и платежных ордеров, а именно: инкассовое поручение N 208585 от 12.08.2020 (поступило в банк 27.10.2020) - в пользу Швец Оксаны Николаевны (в счет оплаты материального ущерба); инкассовое поручение N 212796 от 24.08.2020 (поступило в банк 27.10.2020); в пользу АО "ТЭК", долг по договору энергоснабжения (дело N А55-9469/2020); инкассовое поручение N 212794 от 24.08.2020 (поступило в банк 27.10.2020) в пользу АО "ТЭК", долг по договору энергоснабжения (дело N А55-9467/2020); инкассовое поручение N 211799 от 21.08.2020 (поступило в банк 27.10.2020) в пользу АО "ТЭК", долг по договору энергоснабжения (дело N А55-4802/2020); инкассовое поручение N 212790 от 24.08.2020 (поступило в банк 27.10.2020); в пользу АО "ТЭК", долг по договору энергоснабжения (дело N А55-9477/2020); инкассовое поручение N 212792 от 24.08.2020 (поступило в банк 27.10.2020) в пользу АО "ТЭК", долг по договору энергоснабжения (дело N А55-7839/2020); инкассовое поручение N 233453 от 30.09.2020 (поступило в банк 27.10.2020 г.) в пользу ООО УК "АТП Сервис", долг (дело N А55-31890/2019); инкассовое поручение N 217433 от 08.09.2020 (поступило в банк 27.10.2020) в пользу АНО "Центр экспертиз", расходы на экспертизу (дело N А55-6994/2019); инкассовое поручение N 212799 от 24.08.2020 (поступило в банк 27.10.2020) в пользу Корсунской Майи Владимировны, долг (дело N 2-3126/2019); инкассовое поручение N 226116 от 22.09.2020 (поступило в банк 27.10.2020) в пользу АО "ТЕВИС", долг (дело N А55-39292/2019); платежный ордер N 241864 от 27.10.2020 (поступил в банк 19.10.2020) в пользу ООО "Сатон Энерго", долг (ИП 136106/20/63028-ИП); платежный ордер N 207370 от 27.10.2020 (поступил в банк 07.08.2020) в пользу АО "ТЕВИС", долг (дело N А55-28437/2019).
Поскольку материалами дела подтвержден факт выполнения работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов в рамках реализации мероприятий муниципальной программы "Формирование современной городской среды на 2018-2024 годы" от 13.04.2018 N 1188-п/1, действующими нормами права запрет на списание денежных средств, выделенных по программе субсидирования, не установлен, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что требования Администрации являются неправомерными и не подлежат удовлетворению.
По существу, доводы заявителя апелляционной жалобы повторяют правовую позицию истца изложенную в иске, однако не содержат фактов, которые не были бы проверены, или не учтены судом при рассмотрении дела, и имели бы значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на его обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Каких-либо новых обстоятельств, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность судебного акта, в апелляционной инстанции не установлено.
Суд первой инстанции оценил все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, установил имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы из установленных фактических обстоятельств о взаимоотношениях сторон.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд доводы заявителя жалобы отклоняет и считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права. Оснований для отмены обжалуемого решения не усматривается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
Заявитель апелляционной жалобы в соответствии с налоговым кодексом Российской Федерации освобожден от уплаты госпошлины, в связи с чем государственная пошлина взысканию в доход федерального бюджета не подлежит.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 25 ноября 2021 года по делу N А55-7829/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок не превышающий двух месяцев в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
О.И. Буртасова |
Судьи |
Е.Г. Демина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-7829/2021
Истец: Администрация городского округа Тольятти
Ответчик: ООО "ДЖКХ"
Третье лицо: ООО УК "ЖКХ Тольятти"