г. Пермь |
|
17 февраля 2022 г. |
Дело N А50-23193/2021 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Трефиловой Е.М.,
рассмотрел без проведения судебного заседания и вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу
заинтересованного лица, Администрации Свердловского района города Перми в лице Административной комиссии Свердловского района,
на решение Арбитражного суда Пермского края,
принятое в порядке упрощенного производства
по делу N А50-23193/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Терра партнершип" (ОГРН 1155958020459, ИНН 5903113903) в лице конкурсного управляющего Чащиной Ксении Константиновны
к Администрации Свердловского района города Перми (ОГРН 1025900918251, ИНН 5904080513) в лице Административной комиссии Свердловского района
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Терра партнершип" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации Свердловского района города Перми в лице Административной комиссии (далее - административный орган, административная комиссия) об оспаривании постановления от 31.08.2021 N 558 о назначении административного наказания, предусмотренного статьей 6.6 Закона Пермского края от 06.04.2015 N 460-ПК "Об административных правонарушениях в Пермском крае" (далее - Закон N 460-ПК) в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Пермского края, принятым в порядке упрощенного производства (резолютивная часть решения вынесена 17.11.2021, мотивированное решение изготовлено 29.11.2021), требования удовлетворены, оспариваемое заявителем постановление признано незаконным и отменено.
Не согласившись с судебным актом, административный орган обратился в апелляционный суд с жалобой, просит решение суда отменить.
В апелляционной жалобе административный орган настаивает на том, что в действиях общества имеется состав вмененного правонарушения; утверждает, что им соблюден порядок привлечения к административной ответственности, процессуальные права и гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности, не были нарушены; административной комиссией были предприняты все действия для надлежащего извещения общества о составлении протокола об административном правонарушении.
Заявитель в представленном в суд апелляционной инстанции отзыве на апелляционную жалобу выразил несогласие с доводами апеллянта, указал на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Как установлено судом из материалов дела, согласно акту проверки, составленному отделом жилищно-коммунального хозяйства и жилищных отношений Свердловского района города Перми, обществом "Терра партнершип" не представлены документы о готовности многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Емельяна Ярославского, 34 к эксплуатации в осенне-зимний период, в сроки, установленные сводными пообъектными планами-графиками подготовки объектов жилищного фонда, утвержденными территориальными органами администрации г. Перми, чем нарушен пункт 5.1 Постановления Администрации г. Перми от 15.04.2021 N 266 "О подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы города Перми к эксплуатации в осенне-зимний период 2021-2022 годов".
Указанные обстоятельства послужили основаниями для составления в отношении общества протокола от 02.08.2021 N 234 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.6 Закона N 460-ПК.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, административным органом вынесено постановление от 31.08.2021 N 558, в соответствии с которым ООО "Терра партнершип" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.6 Закона N 460-ПК, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования и признавая оспариваемое постановление незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что административным органом допущено нарушение процедуры привлечения общества к административной ответственности.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, приняв во внимание возражения, приведенные в отзыве на жалобу, суд апелляционной инстанции оснований для отмены решения суда не установил.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии со статьей 6.6 Закона 460-ПК невыполнение или выполнение с нарушением установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления сроков работ по подготовке к сезонной эксплуатации зданий, инженерных сооружений и коммуникаций, объектов коммунального назначения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Постановлением Администрации города Перми от 15.04.2021 N 266 "О подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы города Перми к эксплуатации в осенне-зимний период 2021-2022 годов" установлена обязанность управляющих организаций, осуществляющих управление многоквартирным домом, обеспечить готовность жилищного фонда города Перми к эксплуатации в осенне-зимний период 2021-2022 годов в сроки, установленные сводными пообъектными планами-графиками подготовки объектов жилищного фонда к эксплуатации в осенне-зимний период 2021-2022 годов, утвержденными территориальными органами администрации г. Перми.
Согласно сводному пообъектному плану-графику многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Пермь, ул. Емельяна Ярославского, 34, должен был быть подготовлен к отопительному периоду в срок до 06.07.2021.
Между тем, как установлено судом, подтверждается материалами дела и заявителем не опровергнуто, по состоянию на 07.07.2021 обществом "Терра партнершип" готовность многоквартирного дома N 34 по ул. Емельяна Ярославского г. Перми к эксплуатации в осенне-зимний период 2021-2022 годов не обеспечена.
Вышеуказанные обстоятельства правомерно признаны административным органом и судом первой инстанции свидетельствующими о наличие в действиях (бездействии) общества объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.6 Закона N 460-ПК.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина общества в совершении вмененного правонарушения установлена административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении, соответствующие выводы отражены в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности.
Доказательств, подтверждающих принятие заявителем всех зависящих от него мер для выполнения установленной постановлением администрации города Перми обязанности по обеспечению готовности вышеуказанного многоквартирного дома к эксплуатации в осенне-зимний период, в материалы дела не представлено. Приведенные в заявлении доводы не подтверждают факта принятия заявителем всех зависящих от него мер по недопущению правонарушения и не свидетельствуют об отсутствии вины в его совершении.
Таким образом, наличие состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.6 Закона N 460-ПК, доказано.
Оспариваемое постановление вынесено в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
Согласно части 3 статьи 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
В силу пункта 2, 4 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела; выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 29.8 КоАП РФ в протоколе о рассмотрении дела об административном правонарушении также указываются сведения о явке лиц, участвующих в рассмотрении дела и об извещении отсутствующих лиц в установленном порядке.
Системный анализ положений статей 25.1, 25.15, 28.2, 29.7 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении обязано заблаговременно известить (уведомить) лицо, в отношении которого составляется протокол, рассматривается дело об административном правонарушении о факте, времени и месте совершения соответствующих процессуальных действий в целях обеспечения ему возможности реализовать гарантии.
Данные правовые нормы призваны обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности. Лишая лицо возможности воспользоваться процессуальными правами при составлении протокола об административном правонарушении или при рассмотрении дела об административном правонарушении, административный орган нарушает предусмотренные статьей 24.1 КоАП РФ требования о всестороннем, полном и объективном выяснении всех обстоятельств дела.
В пункте 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (части 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении составлен административной комиссией 02.08.2021 в отсутствие представителя ООО "Терра партнершип" при отсутствии доказательств надлежащего извещения общества (его законного представителя) о времени и месте составления протокола.
В подтверждение извещения общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении административным органом в суд первой инстанции в составе административным материалов представлено письмо-вызов для составления протокола (от 13.07.2021 N 153), содержащее информацию о дате и времени составления протокола - 02.08.2021 16 час. 00 мин. Между тем, доказательств направления данного уведомления в адрес общества административным органом не представлено. Иных доказательств извещения общества о времени и месте составления протокола в материалах дела при рассмотрении спора судом первой инстанции также не имелось.
Допущенные нарушения процедуры привлечения к административной ответственности правильно признаны судом первой инстанции существенными, поскольку привели к несоблюдению предусмотренных статьей 1.6 КоАП РФ правовых гарантий лица, привлекаемого к административной ответственности.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы административного органа указанные выводы суда не опровергают, о соблюдении процедуры привлечения общества к административной ответственности не свидетельствуют.
Приложенные к апелляционной жалобе в подтверждение доводов о надлежащем извещении общества о составлении протокола документы (список внутренних почтовых отправлений от 15.07.2021 N 177, копия конверта, отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором N 80091262544674) к материалам дела не приобщаются на основании части 2 статьи 272.1 АПК РФ и оценке не подлежат, поскольку по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, дополнительные доказательства судом апелляционной инстанции не принимаются, за исключением случаев, если в соответствии с положениями части 6.1 статьи 268 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дела по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции. Настоящее дело подлежит рассмотрению в порядке упрощенного производства, оснований для принятия дополнительных доказательств не имеется.
Ссылку административного органа на то, что непредставление указанных документов в суд первой инстанции вызвано кадровыми изменениями состава административной комиссии и технической ошибкой при направлении в суд материалов административного дела, суд апелляционной инстанции находит несостоятельной. При должной степени заботливости и осмотрительности административному органу при подаче документов в суд следовало убедиться в том, что материалы дела об административном правонарушении направлены в полном объеме. Не приняв такие меры, административный орган в силу ст. 9 АПК РФ несет риск наступления последствий несовершения соответствующих процессуальных действий.
В силу части 2 статьи 211 АПК РФ, установив, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
При таких обстоятельствах, правильно установив, что административным органом допущены существенные нарушения процедуры привлечения к административной ответственности, суд первой инстанции правомерно признал незаконным и отменил оспариваемое постановление.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края по делу N А50-23193/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Судья |
Е.М. Трефилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-23193/2021
Истец: ООО "ТЕРРА ПАРТНЕРШИП"
Ответчик: Административная комиссия Свердловского района г. Перми