г. Хабаровск |
|
17 февраля 2022 г. |
А73-16111/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 февраля 2022 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой М.О.,
судей Воронцова А.И., Иноземцева И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Михайленко Т.Н.,
при участии в заседании:
от НО "Региональный оператор-фонд капремонта МКД в Хабаровском крае": Сизова М.И., представитель по доверенности от 10.01.2022,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Кокориной Ирины Игоревны
на решение от 25.11.2021
по делу N А73-16111/2021
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску некоммерческой организации "Региональный оператор - Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Хабаровском крае" (ОГРН 1132700001917, ИНН 2722999970)
к индивидуальному предпринимателю Кокориной Ирине Игоревне (ОГРНИП 321272400005302, ИНН 270411110585)
о взыскании 412 604,46 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Некоммерческая организация "Региональный оператор - Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Хабаровском крае" (Фонд капитального ремонта МКД) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с иском о взыскании с индивидуального предпринимателя Кокориной Ирины Игоревны (ИП Кокорина И.И.) 412 604,46 руб., из них: долг - 412 219,74 руб., неустойка - 384,72 руб.
Требования мотивированы наличием задолженности по взносам на капитальный ремонт многоквартирных домов за период с 01.09.2014 по 31.05.2021.
До принятия судебного акта истец в порядке статьи 49 АПК РФ уточнил требования: просил взыскать долг - 248 528,76 руб. за период с 01.07.2018 по 30.09.2021, неустойку - 1 946,65 руб. за период с 11.04.2021 по 10.11.2021.
Решением от 25.11.2021 иск в уточненном размере удовлетворен.
В апелляционной жалобе ИП Кокорина И.И. считает решение подлежащим отмене, а требования - оставлению без удовлетворения, ссылаясь на то, что ответчик стал собственником нежилых помещений только с января 2021 года.
По мнению заявителя жалобы, новый собственник не обязан оплачивать долги прежнего собственника, поскольку истец вправе предъявить иск о взыскании денежных средств к бывшему собственнику.
В отзыве на апелляционную жалобу Фонд капитального ремонта МКД выразил несогласие с ее доводами, считая их необоснованными.
В судебном заседании представитель истца указал на отсутствие оснований для отмены судебного акта.
ИП Кокорина И.И., извещенная в соответствии с требованиями статей 121-123 АПК РФ, с учетом Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", своего представителя не направила.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие не явившегося участника процесса.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, пояснения истца, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены оспариваемого решения.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объекты недвижимости от 27.07.2021 N 99/2021/407393583, N 99/2021/407396980, N 99/2021/407407019, N 99/2021/407401641, N 99/2021/407402170 ИП Кокорина И.И. является собственником помещений, входящих в состав многоквартирных домов, расположенных по следующим адресам:
- Хабаровский край, г. Советская Гавань, ул. Ленина, д. 26 пом. 7, 1 (61-70);
- Хабаровский край, г. Советская Гавань, ул. Ленина, д. 22 пом. N 2 1(1-14, 20-22);
- Хабаровский край, г. Советская Гавань, ул. Гончарова, д. 2 пом. N 1 1(1-8);
- Хабаровский край, г. Советская Гавань, ул. Пионерская, д. 18 пом. 1 1(1-7, 20, 26-29, 36);
- Хабаровский край, р-н Советско-Гаванский, рп. Лососина, ул. Луначарского, д. 1 пом. 3 1 (9, 10, 32, 46).
Дата регистрации перехода права собственности - 29.01.2021.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 02.09.2013 N 260-пр принято решение об учреждении НО "Хабаровский краевой фонд капитального ремонта регионального оператора, осуществляющего свою деятельность на территории Хабаровского края". Функции учредителя возложены на Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края.
Постановлением Администрации городского поселения "Город Советская Гавань" от 05.06.2014 N 401 (в ред. Постановления от 09.12.2014 N 914) в отношении перечисленных МКД (1-4) принято решение, в соответствии с частью 7 статьи 170 Жилищного кодекса РФ, о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.
Постановлением Администрации городского поселения "Рабочий поселок Лососина" Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края от 20.06.2014 N 48 в отношении МКД, расположенного по адресу: Хабаровский край, р-н Советско-Гаванский, рп. Лососина, ул. Луначарского, д. 1, принято решение в соответствии с частью 7 статьи 170 Жилищного кодекса РФ, о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.
Многоквартирные дома, в которых расположены спорные помещения, включены в Региональную программу капитального ремонта общего имущества Постановлением Правительства Хабаровского края от 31.12.2013 N 4790-пр "Об утверждении программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Хабаровского края на 2014-2043 годы.
Указанное постановление официально опубликовано 31.12.2013.
В период с 01.07.2018 по 30.09.2020 уплата взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов по направленным счетам не произведена.
В связи с нарушением сроков оплаты истцом начислена неустойка, предусмотренная частью 14.1 статьи 155 Жилищного кодекса РФ.
Ссылаясь на неисполнение ответчиком установленной законом обязанности по оплате взносов на капитальный ремонт, истец 05.08.2021 обратился в арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа.
Впоследствии выданный судебный приказ N А73-12530/2021 отменен определением от 29.09.2021, в связи с чем истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд (с учетом принятого судом уточнения иска).
В соответствии со статьей 178 Жилищного кодекса РФ региональный оператор является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда.
Региональный оператор создается субъектом Российской Федерации, и им может быть создано несколько региональных операторов, каждый из которых осуществляет деятельность на части территории такого субъекта Российской Федерации.
Деятельность регионального оператора осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Региональный оператор не вправе создавать филиалы и открывать представительства, а также создавать коммерческие и некоммерческие организации, участвовать в уставных капиталах хозяйственных обществ, имуществе иных коммерческих и некоммерческих организаций, за исключением случаев, предусмотренных частью 4.2 настоящей статьи.
Убытки, причиненные собственникам помещений в многоквартирных домах в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения региональным оператором своих обязательств, подлежат возмещению в размере внесенных взносов на капитальный ремонт в соответствии с гражданским законодательством.
Субъект Российской Федерации несет субсидиарную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение региональным оператором обязательств перед собственниками помещений в многоквартирных домах.
Методическое обеспечение деятельности региональных операторов (в том числе разработка методических рекомендаций по созданию регионального оператора и обеспечению его деятельности, контролю за работой регионального оператора в части организации проведения им капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также в части финансового контроля деятельности с учетом обеспечения публичности результатов такого контроля, назначению на конкурсной основе руководителя регионального оператора, разработка рекомендуемых форм отчетности и порядка ее представления) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В соответствии со статьями 210, 249 Гражданского кодекса РФ, пунктом 1 статьи 158 Жилищного кодекса РФ собственники помещения в многоквартирном доме обязаны нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника (пункты 1 и 2 статьи 39 Жилищного кодекса РФ).
Согласно статье 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
В силу части 3 статьи 169 Жилищного кодекса РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса.
Учитывая, что многоквартирные дома, в которых расположены спорные помещения, включены в Региональную программу капитального ремонта общего имущества Постановлением Правительства Хабаровского края от 30.12.2014, обязанность ответчика по уплате взносов на капитальный ремонт возникла с 01.09.2014.
Минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в МКД, расположенных на территории Хабаровского края, на 2018 год установлен Постановлением Правительства Хабаровского края от 17.05.2017 N 192-пр, на 2019 год - Постановлением Правительства Хабаровского края от 13.06.2018 N 214-пр, на 2020 год - Постановлением Правительства Хабаровского края от 19.06.2019 N 243-пр, на 2021 год - Постановлением Правительства Хабаровского края от 30.06.2020 N 280-пр.
В соответствии с частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса РФ взнос на капитальный ремонт вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Согласно части 14.1. статьи 155 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты. Уплата указанных пеней осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт.
На основании статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 310 ГК РФ).
По уточненному расчету истца задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт МКД за период с 01.07.2018 по 30.09.2021 составила 248 528,76 руб.
Апелляционным судом расчет проверен и признан верным.
Доказательств оплаты долга материалы дела не содержат.
Учитывая указанные выше нормы права, взыскание задолженности в заявленном размере (248 528,76 руб.), при отсутствии доказательств оплаты, является обоснованным.
Истцом, кроме того, заявлено требование о взыскании пени.
Принимая во внимание факт просрочки исполнения обязательства, предъявление требования о взыскание пени в соответствии с пунктом 1 статьи 332 ГК РФ, частью 14.1 статьи 155 Жилищного кодекса РФ также является правомерным.
По уточненному расчету истца размер пени за период с 11.04.2021 по 10.11.2021 составил 1 946,65 руб.
Данная сумма правомерно взыскана с ответчика в пользу истца, в отсутствие оснований для применения статьи 333 ГК РФ.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к отсутствию обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт за предыдущего собственника, со ссылкой на переход права собственности на спорные помещения 29.01.2021.
Указанные доводы подлежат отклонению по следующим основаниям.
В силу части 3 статьи 158 Жилищного кодекса РФ обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, за исключением такой обязанности, не исполненной Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, являющимися предыдущим собственником помещения в многоквартирном доме.
Учитывая требования части 3 статьи 158 Жилищного кодекса РФ, доводы жалобы отклоняются, как основанные на неверном толковании норм права.
По указанным основаниям решение суда отмене не подлежит.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Согласно статье 110 АПК РФ при отклонении заявленных требований расходы по оплате государственной пошлины относятся на сторону, обратившуюся в суд.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 25.11.2021 по делу N А73-16111/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.О. Волкова |
Судьи |
А.И. Воронцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-16111/2021
Истец: НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР-ФОНД КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ"
Ответчик: ИП Кокорина Ирина Игоревна
Третье лицо: Отдел адресно-справочной работы УВМ УМВД России по Хабаровскому краю