г. Киров |
|
18 февраля 2022 г. |
Дело N А17-571/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 февраля 2022 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Волковой С.С., Ившиной Г.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Свиридовой А.А.,
без участия представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета имущественных и земельных отношений Администрации Вичугского муниципального района Ивановской области
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 06.12.2021 по делу N А17-571/2021
по заявлению Комитета имущественных и земельных отношений Администрации Вичугского муниципального района Ивановской области (ОГРН: 1023700509634, ИНН: 3707001741)
к Службе государственного финансового контроля Ивановской области
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамент строительства и архитектуры Ивановской области
о признании недействительным представления
УСТАНОВИЛ:
Комитет имущественных и земельных отношений Администрации Вичугского муниципального района Ивановской области (далее - заявитель, Комитет) обратился в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением к Службе государственного финансового контроля Ивановской области (далее - ответчик, административный орган, Служба) о признании незаконным представления N 05-01/01-19-40 от 15.12.2020 (далее - Представление) в части возмещения в областной бюджет средств в общем размере 150 000 рублей (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
К участию в деле привлечено третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамент строительства и архитектуры Ивановской области (далее - третье лицо, Департамент).
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 06.12.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Комитет обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель в апелляционной жалобе указывает, что судом первой инстанции не рассмотрен довод заявителя о том, что согласно пункта 4.1.2 соглашения между Департаментом строительства и архитектуры Ивановской области и Администрацией Вичугского муниципального района Ивановской области о предоставлении субсидий из областного бюджета бюджету Вичугского муниципального района Ивановской области на реализацию мероприятий подпрограммы "Развитие газификации Ивановской области" Государственной программы Ивановской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ивановской области" N 99 от 28.09.2018 (далее - Соглашение N 99) Департамент обязан обеспечить осуществление контроля за выполнением Комитетом обязательств по исполнению условий, целей и порядка, установленных при получении субсидии, своевременности и полноты предоставления отчетности об использовании субсидии, отчетности по итогам финансового года. При этом Комитет обращает внимание апелляционного суда на то, что какие либо замечания от Департамента к представленным в адрес Комитета документам для предоставления субсидии не поступали, требования о возврате средств субсидии в областной бюджет также не поступали. Соответственно Комитет полагает, что условия Соглашения N 99 были выполнены им в полном объёме, значения показателей результативности использования субсидии по состоянию на 31.12.2018 не нарушены, а значит и не подлежит возврату объем денежных средств, соответствующий 10 процентам размера субсидии. Комитет отмечает в жалобе, что в рассматриваемом случае нарушений срока заключения муниципального контракта и недостижения значения показателя результативности использования предоставленной субсидии не имеется.
Служба в письменном отзыве на апелляционную жалобу опровергает приведенные в ней доводы, просит обжалуемое решение суда оставить без изменения, а жалобу Комитета - без удовлетворения.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 19.01.2022 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 20.01.2022 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Стороны и третье лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Ответчик заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов настоящего дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с распоряжением Службы государственного финансового контроля Ивановской области от 28.09.2020 N 21 "О назначении плановой камеральной проверки в Комитете имущественных и земельных отношений администрации Вичугского муниципального района Ивановской области" в период с 30.09.2020 по 11.11.2020 проведена плановая камеральная проверка в Комитете имущественных и земельных отношений администрации Вичугского муниципального района Ивановской области, по теме: "Соблюдение целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, полученных из областного бюджета, соблюдения условий договоров (соглашений) об их предоставлении и условий контрактов (договоров, соглашений), источников финансового обеспечения (софинансирования) которых являются межбюджетные трансферты (выборочно)", за 2018-2019 годы.
В ходе проведения проверки Службой установлены нарушения, а именно:
1) в нарушение пункта 4.4.1 Порядка предоставления и распределения субсидий из бюджета Ивановской области бюджетам муниципальных образований Ивановской области на разработку (корректировку) проектной документации и газификацию населенных пунктов, объектов социальной инфраструктуры Ивановской области (приложение к подпрограмме "Развитие газификации Ивановской области" государственной программы Ивановской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ивановской области", утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 06.12.2017 N 460-п) (далее - Порядок N 460-п) (в редакции от 05.03.2018), пунктов 4.2.4, 4.2.13, Приложения N 4 Соглашения N 99 (в редакции дополнительных соглашений от 24.12.2018 N 1, от 29.12.2018 N2) Комитетом нарушены условия расходования субсидии на разработку (корректировку) проектной документации и газификацию населенных пунктов, объектов социальной инфраструктуры Ивановской области в 2018-2019 годах (далее - субсидия на газификацию населенных пунктов), в части не обеспечения достижения значения показателей результативности использования субсидии на газификацию населенных пунктов до 31.12.2018 (протяженность построенных распределительных, межпоселковых газопроводов - 2,451 км., газификация природным газом жилищного фонда (домовладения и квартиры) - 35 ед.), не обеспечения соблюдения графика выполнения мероприятий по реализации инвестиционного проекта "Строительство распределительных газопроводов по населенным пунктам Вичугского муниципального района (3 очередь д. Вандышево)", согласно которого предусмотрено заключение муниципального контракта в октябре 2018 года (муниципальный контракт заключен 21.12.2018),обеспечение технической готовности объекта - 100%, прокладка распределительных газопроводов - 2,451 км для газификации 35 домовладений и квартир не позднее 31.12.2018;
2) в нарушение пункта 4.12 Порядка N 460-п (в редакции от 28.12.2018) пункта 15 Правил предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Ивановской области, утвержденных постановлением правительства Ивановской области от 23.03.2016 N 65-п (далее Правила N 65-п) (в редакции от 28.12.2018), пункта 4.12.17 соглашения от 28.09.2018 N99 Комитетом до 01.05.2019 не осуществлен возврат средств в областной бюджет в сумме 150 000,00 рублей в связи с не достижением показателей результативности использования субсидии на газификацию населенных пунктов: протяженность построенных распределительных, межпоселковых газопроводов - 2,451 км., газификация природным газом жилищного фонда (домовладения квартиры) - 35 ед. в срок до 31.12.2018, установленных пунктом 4.2.4 Соглашения N99, несоблюдением графика выполнения мероприятий по реализации инвестиционного проекта "Строительство распределительных газопроводов по населенным пунктам Вичугского муниципального района (3 очередь д. Вандышево)", в части обеспечения технической готовности объекта -100%, прокладки распределительных газопроводов -2,451 км. для газификации 35 домовладений и квартир не позднее 31.12.2018 (код главного распределителя средств областного бюджета 011 "Департамент строительства и архитектуры Ивановской области", раздел, подраздел 0502 "Коммунальное хозяйство", целевая статья 2320182990 "Субсидии бюджетам муниципальных образований Ивановской области" на разработку (корректировку) проектной документации и газификацию населенных пунктов, объектов социальной инфраструктуры Ивановской области", вид расходов 500 "межбюджетные трансферты");
3) в нарушение пункта 4.4.1 Порядка N 460-п (в редакции от 05.03.2018), пункта 4.2.13, приложения N 4 соглашения между Департаментом строительства и архитектуры Ивановской области и администрацией Вичугского муниципального района Ивановской области о предоставлении субсидий из областного бюджета бюджету Вичугского муниципального района Ивановской области на реализацию мероприятий подпрограммы "Развитие газификации Ивановской области" государственной программы Ивановской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ивановской области" от 30.03.2018 N 36 (в редакции дополнительного соглашения от 24.12.2018 N 2) Комитетом нарушены условия расходования субсидии на газификацию населенных пунктов, в части не обеспечения соблюдения графика выполнения мероприятий по реализации инвестиционного проекта "Строительство распределительных газопроводов по населенным пунктам Вичугского муниципального района (5 очередь д. Ломы Большие, 6 очередь д. Казаркино, 8 очередь д. Синие Гари)", согласно которого предусмотрено заключение муниципального контракта в июне 2018 года (муниципальный контракт заключен 24.07.2018).
Результаты проведенной проверки и выявленные в ходе ее проведения нарушения подробно отражены в акте проверки от 11.11.2020.
15.12.2020 по итогам указанной проверки Комитету выдано представление N N 05-01/01-19-40, которым ему предложено в срок до 12.02.2021 устранить нарушения, указанные в пунктах 1,3 представления, путем разработки и выполнения плана мероприятий, направленного на установление причин выявленных нарушений и принятие предупредительных мер, в целях недопущения подобных нарушений в дальнейшей работе (пункт 1 резолютивной части представления); в срок до 31.03.2021 устранить нарушение, указанное в пункте 2 представления, путем возмещения средств в общем размере 150 000,00 рублей в областной бюджет, и принять меры по устранению причин и условий нарушений, путем разработки и выполнения плана мероприятий (пункт 2 резолютивной части представления).
Не согласившись с указанным представлением Службы в части возложения на него обязанности возместить в областной бюджет средства в размере 150 000 рублей, Комитет обратился в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании его в этой части незаконным.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия в данном случае совокупности условий, предусмотренных статьями 198, 200, 201 АПК РФ, необходимых для признания оспариваемого в части представления ответчика незаконным.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции исходя из нижеследующего.
На основании части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
По смыслу положений статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В случае если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 АПК РФ).
В силу пункта 1 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) в редакции, действовавшей на дату выдачи оспариваемого представления, государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета (абзац 1).
В соответствии с положениями абзацев 6-8 части 2.1 статьи 266.1 БК РФ государственный финансовый контроль за соблюдением целей, порядка и условий предоставления из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, бюджетных кредитов, а также за соблюдением условий договоров (соглашений) об их предоставлении и условий контрактов (договоров, соглашений), источником финансового обеспечения (софинансирования) которых являются указанные межбюджетные трансферты, осуществляется контрольно-счетным органом субъекта Российской Федерации и органом государственного финансового контроля, являющимся органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В силу норм статей 267.1, 268 БК РФ органы государственного финансового контроля субъектов Российской Федерации в целях осуществления указанного выше контроля вправе проводить соответствующие проверки, по результатам которых выдавать нарушителям бюджетного законодательства представления и предписания.
При этом под представлением понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению:1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; 2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения (часть 2 статьи 270.2 БК РФ).
Предметом оспаривания по настоящему делу является выданное Комитету представление Службы, которая является органом государственного финансового контроля Ивановской области, от 15.12.2020 N 05-01/01-19-40 об устранении причин и условий нарушений бюджетного законодательства, выявленных в ходе проведенной в период с 30.09.2020 по 11.11.2020 камеральной проверки.
Комитетом оспаривается пункт 2 резолютивной части указанного представления Службы в части возложения на него обязанности в срок до 31.03.2021 устранить нарушение, указанное в пункте 2 представления, путем возмещения в областной бюджет денежных средств в общем размере 150 000,00 рублей.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требования заявителя и признания представления Службы в обозначенной части незаконным.
Материалами дела подтверждается факт нарушения Комитетом пункта 4.4.1 Порядка N 460, пунктов 4.2.4, 4.2.13, Приложения N 4 Соглашения N 99 (в редакции дополнительных соглашений от 24.12.2018 N 1, от 29.12.2018 N2) В частности, Комитетом нарушены условия расходования субсидии на разработку (корректировку) проектной документации и газификацию населенных пунктов, объектов социальной инфраструктуры Ивановской области в 2018-2019 годах (далее - субсидия на газификацию населенных пунктов), в части необеспечения достижения значения показателей результативности использования субсидии на газификацию населенных пунктов до 31.12.2018 (протяженность построенных распределительных, межпоселковых газопроводов - 2,451 км., газификация природным газом жилищного фонда (домовладения и квартиры) - 35 ед.), необеспечения соблюдения графика выполнения мероприятий по реализации инвестиционного проекта "Строительство распределительных газопроводов по населенным пунктам Вичугского муниципального района (3 очередь д. Вандышево)", согласно которого предусмотрено заключение муниципального контракта в октябре 2018 года (фактически муниципальный контракт заключен 21.12.2018),обеспечение технической готовности объекта - 100%, прокладка распределительных газопроводов - 2,451 км для газификации 35 домовладений и квартир не позднее 31.12.2018.
Согласно пункта 4.11 Порядка N 460-п, в случае если муниципальным образованием Ивановской области по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения значений показателей результативности использования субсидии и в срок до первой даты представления отчетности о достижении значений показателей результативности использования субсидии в соответствии с соглашением в году, следующем за годом предоставления Субсидии, указанные нарушения не устранены, объем средств, подлежащий возврату из бюджета муниципального образования Ивановской области в областной бюджет в срок до 1 мая года, следующего за годом предоставления субсидии, рассчитывается в соответствии с пунктами 12-14 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Ивановской области, утвержденных постановлением Правительства Ивановской области от 23.03.2016 N 65-п.
Пунктом 4.12 Порядка N 460-п установлено, что в случае если муниципальным образованием Ивановской области по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательства по соблюдению графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции) в пределах установленной стоимости строительства (реконструкции) и в срок до 1 апреля года, следующего за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, объем средств, соответствующий 10 процентам размера субсидии, по которым допущено нарушение графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции) объектов капитального строительства, без учета размера остатка субсидии, не использованного по состоянию на 1 января текущего финансового года, потребность в котором не подтверждена Департаментом, подлежит возврату из бюджета муниципального образования Ивановской области в областной бюджет в срок до 15 апреля года, следующего за годом предоставления субсидии, если муниципальным образованием Ивановской области, допустившим нарушение соответствующих обязательств, не позднее 1 апреля года, следующего за годом предоставления Субсидии, не представлены документы, подтверждающие наступление обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению соответствующих обязательств.
При этом в случае одновременного нарушения муниципальным образованием Ивановской области значений показателей результативности использования субсидии и обязательства по соблюдению графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции) объектов капитального строительства, возврату подлежит объем средств, соответствующий 10 процентам размера субсидии, определенный в соответствии с настоящим пунктом.
Таким образом, в рассматриваемом случае в связи с указанными выше нарушениями Комитетом условий использования предоставленной из областного бюджета субсидии объем средств, подлежащих возврату в областной бюджет, составляет 150 000 рублей (10% от объема субсидии в размере 1 500 000 рублей, предоставленной бюджету Вичугского муниципального района в 2018 году).
Доказательств, подтверждающих отсутствие нарушений установленных условий использования субсидии, а также доказательств возврата Комитетом денежных средств в указанном размере в бюджет Ивановской области в сроки, установленные Порядком N 460-п, Правилами N 65-п, в материалах дела не имеется.
При указанных выше обстоятельствах представление Службы от 15.12.2020 N 05-01/01-19-40 в части возложения на Комитет обязанности в срок до 31.03.2021 устранить нарушение, указанное в пункте 2 представления, путем возмещения в областной бюджет денежных средств в общем размере 150 000 рублей соответствует приведенным выше нормам БК РФ, Порядка N 460-п, Правил N 650-п и не нарушает права заявителя в сфере экономической деятельности, не возлагает на него незаконно обязанностей в данной сфере.
Таким образом, повторно исследовав и оценив обстоятельства дела и представленные участвующими в нем лицами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ во взаимной связи и в совокупности с подлежащими применению положениями действующего законодательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии в данном случае совокупности условий, предусмотренных статьями 198, 201 АПК РФ, необходимых для признания недействительным оспариваемого представления Службы в указанной выше части.
Содержащиеся в апелляционной жалобе доводы Комитета об отсутствии претензий, требований в его адрес со стороны осуществляющего контроль за расходованием средств субсидии Департамента строительства и архитектуры Ивановской области подлежат отклонению. Отсутствие со стороны Департамента соответствующего контроля за действиями Комитета, невыявление им нарушений установленных условий использования субсидии и (или) непринятие мер по их устранению не исключают факта наличия таких нарушений и необходимости их устранения заявителем в порядке, предусмотренном приведенными выше положениями БК РФ и нормативных правовых актов Ивановской области.
На основании вышеизложенного, решение Арбитражного суда Ивановской области от 06.12.2021 по делу N А17-571/2021 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Комитета - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Комитет освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 06.12.2021 по делу N А17-571/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Комитета имущественных и земельных отношений Администрации Вичугского муниципального района Ивановской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ивановской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
П.И. Кононов |
Судьи |
С.С. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-571/2021
Истец: Комитет имущественных и земельных отношений администрации Вичугского муниципального района Ивановской области, Служба государственного финансового контроля Ивановской области
Ответчик: Комитет имущественных и земельных отношений администрации Вичугского муниципального района Ивановской области, Служба государственного финансового контроля Ивановской области
Третье лицо: Департамент строительства и архитектуры Ивановской области, Второй Арбитражный Апелляционный суд