г. Москва |
|
17 февраля 2022 г. |
Дело N А41-79044/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 февраля 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Л.В.,
судей Виткаловой Е.Н., Погонцева М.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кононихиной Е.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Товарищества собственников недвижимости "ТСЖ Центральная 96к1" на решение Арбитражного суда Московской области от 02.08.2021 по делу N А41-79044/2020.
В судебном заседании принял участие представитель:
Товарищества собственников недвижимости "ТСЖ Центральная 96к1" - Богданова Е.Ю. по доверенности от 10.01.2022.
Товарищество собственников недвижимости "ТСЖ Центральная 96к1" (далее - ТСН "ТСЖ Центральная 96к1", товарищество, истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Администрации городского округа Щёлково Московской области (далее - администрации, ответчик) о взыскании задолженности в форме разницы между документально подтвержденными фактическими среднемесячными расходами за второе полугодие 2018 года за услугу по сбору, транспортировке и утилизации твердых бытовых отходов (далее - ТБО) и крупногабаритного мусора (далее - КГМ) в составе платы за содержание жилого помещения и исключенной из тарифа стоимости услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) и подлежащей возмещению за 2019 год в размере 118 554 руб. 48 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области (далее - министерство, третье лицо).
Решением суда первой инстанции от 02.08.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
С вынесенным решением не согласился истец и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ТСН "ТСЖ Центральная 96к1" (далее также - податель жалобы) просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неверное применение судом норм материального и процессуального права. Так, настаивает на неверном применении судом письма Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 14.12.2018 N 11 исх/3-2290. Отмечает, что в постановлении Администрации Щелковского муниципального района от 31.10.2018 N 5460 размер компенсации связан не с размером, который определен в составе платы постановлением администрации, а с фактическими среднемесячными затратами товарищества за второе полугодие 2018 года. Фактические расходы за второе полугодие 2018 года за услугу по сбору, транспортировке и утилизации ТКО и КГМ, понесенные товариществом в составе платы за содержание жилого помещения, подтверждены документально.
Определением от 13.01.2022 суда апелляционной инстанции судебное разбирательство отложено на 10.02.2022.
В судебном заседании представитель подателя жалобы настаивал на доводах жалобы.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, товарищество осуществляет управление многоквартирным домом N 96 корп. 1, ул. Центральная, г. Щелково, Московской обл. в соответствии с решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 11.07.2016.
Сведения о ТСН "ТСЖ Центральная 96к1" внесены в единый государственный реестр юридических лиц 28.07.2016.
Многоквартирный дом по адресу: Московская обл., г. Щелково, ул. Центральная, д. 96, корп. 1, общая площадь 6 237,90 кв. м, по утверждению истца, оборудован электрическими плитами, относится к следующему виду благоустройства: жилые дома со всеми удобствами, с 2 лифтами в подъезде, с мусоропроводами.
ТСН "ТСЖ Центральная 96к1" в 2018 году применяло при расчетах с собственниками ставки, установленные решением Совета депутатов городского поселения Щелково Щелковского муниципального района Московской области N 38/7 от 20.12.2017 "О размере платы за содержание жилого помещения в городском поселении Щелково Щелковского муниципального района Московской области", а именно:
- в период с 01.01.2018 по 30.06.2018 - 32 руб. 59 коп. за 1 кв. м общей площади жилого помещения,
- в период с 01.07.2018 по 31.12.20118 - 34 руб. 37 коп. за 1 кв. м общей площади жилого помещения.
Постановлением Администрации Щелковского муниципального района от 31.10.2018 N 5460 "Об установлении размера платы за содержание жилого помещения на территории городского поселения Щелково, Щелковского муниципального района Московской области" (далее - постановление N 5460) была исключена с 01.01.2019 из платы за содержание жилого помещения стоимость услуги по сбору, транспортировке и утилизации твердых отходов и крупногабаритного мусора в размере 4,79 руб./кв. м в связи с включением в состав платы за коммунальные услуги, оказываемые потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме, платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 3.2 названного постановления в случае, если документально подтвержденные фактические среднемесячные расходы за второе полугодие 2018 года за услугу по сбору, транспортировке и утилизации ТБО и КГМ, понесенные управляющей организацией в составе платы за содержание жилого помещения, ниже стоимости услуги по обращению с ТКО, указанной в пункте 2.1 настоящего постановления, то данная разница за 2019 год подлежит возмещению управляющей организации в рамках государственных и муниципальных программ Московской области в порядке, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Руководствуясь данным постановлением, 14.11.2019 ТСН "ТСЖ Центральная 96 к1" обратилось за возмещением указанной разницы и предоставило документы, подтверждающие фактические затраты на оказание услуг по вывозу и утилизации ТБО и КГМ, что подтверждается письмом исх. N 21 от 13.11.2019 на имя главы городского округа Щелкова, входящий номер администрации N 1.1-14-4132 от 14.11.2019.
Однако обращение товарищества, по утверждению последнего, осталось без ответа.
21 февраля 2020 г. ТСН "ТСЖ Центральная 96 к1" обратилось в администрацию (исх. N 6 от 21.02.2020) с претензией о возмещении за 2019 год разницы между документально подтвержденными фактическими среднемесячными расходами за второе полугодие 2018 года за услуги по сбору, транспортировке и утилизации ТБО и КГМ в составе платы за содержание жилого помещения и исключенной из тарифа стоимости услуги по обращению с ТКО, входящий номер администрации N 1.1-10-896 от 21.02.2020.
По расчету истца, разница между документально подтвержденными фактическими среднемесячными расходами за второе полугодие 2018 года за услугу по сбору, транспортировке и утилизации ТБО и КГМ в составе платы за содержание жилого помещения и исключенной из тарифа стоимости услуги по обращению с ТКО и подлежащая возмещению за 2019 год, составила 118 554 руб. 48 коп.
Поскольку в ответ на направленную претензию ответчик спорные денежные средства истцу не перечислил, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из их необоснованности. При этом суд, среди прочего, руководствовался письмом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 14.12.2018 N 11 исх/3-2290.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
Правоотношения в сфере обращения с отходами производства и потребления регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Согласно статье 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее ТКО) является публичным (ст. 426 ГК РФ). В случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ, а также уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.) (п. 4 ст. 426 ГК РФ). Условия публичного договора, не соответствующие обязательным правилам, ничтожны (п. 5 ст. 426 ГК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Согласно части 4 статьи 145 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за обращение с ТКО.
В соответствии с пунктом 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон N 458-ФЗ) обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.
Согласно пункту 8.1 статьи 23 Закона N 458-ФЗ при первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги, оказываемые потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме, платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов исключается из платы за содержание жилого помещения начиная с месяца, в котором услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами начинает оказывать региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами. Для такого изменения размера платы за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив в срок не позднее десяти дней до дня начала оказания коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязаны известить собственников помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за содержание жилого помещения и по их требованию представить подтверждающие данный факт документы, в том числе документы, обосновывающие расчет этого размера платы.
Тем самым, региональный оператор начал оказывать услуги по обращению с ТКО с 01.01.2019, изменение размера платы за содержание жилого помещения произошло с этой же даты и отражается в платежных документах за январь 2019 г.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации уменьшение размера платы за содержание жилого помещения осуществляется решением органа местного самоуправления.
Согласно разъяснениям, приведенным в письме Минстроя России от 23.01.2019 N 1784-МЕ/04 "Об отдельных вопросах, возникающих в связи с реализацией ч. 8.1 ст. 23 Закона N 458-ФЗ" органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут определить рекомендуемый для исключения из состава платы за содержание жилого помещения размер расходов на услуги ТКО, посредством определения (расчета) фактического среднего значения таких расходов на территории муниципального образования на 1 м2 общей площади помещения в многоквартирном доме на основе информации о фактической стоимости услуг по вывозу ТКО за 2018 г. организаций, осуществляющих вывоз ТКО с жилищного фонда в муниципальном образовании или информации о фактических расходах на услуги по вывозу ТКО в 2018 г. лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами.
Постановлением Администрации Щёлковского муниципального района от 31.10.2028 N 5460 "Об установлении размера платы за содержание жилого помещения на территории городского поселения Щёлково Щёлковского муниципального района Московской области" установлен размер платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, а также для собственников помещений, которые на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения на территории городского поселения Щёлково Щёлковского муниципального района Московский области (далее - размер платы за содержание жилого помещения).
Размер платы установлен в соответствии с приложениями N 1 и N 2 к постановлению.
Согласно п. 2.1 постановления стоимость услуг по сбору, транспортировке и утилизации крупногабаритного мусора (далее - ТБО и КГМ) с 01.01.2019 исключена из платы за содержание жилого помещения в размере 4,79 руб. в связи с включением в состав платы за коммунальные услуги.
В пункте 3 постановления указано, что в случае, если документально подтвержденные фактические среднемесячные расходы за второе полугодие 2018 года за услугу по сбору, транспортировке и утилизации ТБО И ПСМ, понесенные управляющей организацией, в составе платы за содержание жилого помещения, ниже стоимости услуги по обращению с ТКО, указанной в пункте 2.1 настоящего постановления, то данная разница за 2019 год подлежит возмещению управляющей организации в рамках государственных и муниципальных программ Московской области в порядке, установленном Бюджетным кодексом РФ.
Письмом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 14.12.2018 N 11 исх/3-2290 разъяснено, что возмещению муниципальным образованиям за счет бюджетных средств подлежат расходы за услугу по вывозу мусора, понесенные управляющими организациями, только в тех случаях, когда стоимость услуг по вывозу ТБО И ГКМ определена органами местного самоуправления в размере ниже 4,79 руб./кв.м.
Если органами местного самоуправления стоимость услуги по сбору, транспортировке и утилизации ТБО и КГМ определена в размере, большем чем 4,79 руб./кв.м., право на возмещение затрат управляющим организациям отсутствует.
12 декабря 2018 г. администрацией вынесено постановление N 6234 "О внесении изменений в постановление Администрации Щёлковского муниципального района от 31.10.2018 N 5460", согласно которому размер стоимости услуг по вывозу мусора, подлежащей исключению из платы за содержание жилого помещения, установлен в зависимости от степени благоустройства дома.
В соответствии с указанным постановлением с 01.01.2019 исключена из платы за содержание жилого помещения стоимость услуг по сбору, транспортировке и утилизации твердых бытовых отходов: в размере 4,88 руб./кв.м. - по домам со всеми удобствами; в размере 4,79 руб./кв.м - по жилым домам деревянным, смешанным и из прочих материалов, имеющим не все виды благоустройства; по жилым домам, имеющим не все виду благоустройства, износ 60% и более.
Многоквартирный жилой дом по вышеуказанному адресу относится к жилым домам со всеми удобствами повышенной комфортности с 2 лифтами в подъезде, с мусоропроводами.
В силу п. 3 постановления от 12.12.2018 N 6234 подлежит возмещению разница между документально подтвержденными фактическими среднемесячными расходами по вывозу ТБО и КГМ и стоимостью услуг по обращению с ТКО, указанной в п. 2.1.2 постановления, в случае, если стоимость услуг по обращению с ТКО установлена в размере менее чем 4,79 руб.
Таким образом, для многоквартирного дома по адресу: Московская обл., г. Щелково, ул. Центральная, д. 96, корп. 1, постановлением от 12.12.2018 установлен размер стоимости услуг по обращению с ТКО - 4,88 руб. кв.м., то есть более чем 4,79 руб., следовательно, право на возмещение затрат (расходов) за счет бюджетных средств у ТСН "ТСЖ Центральная 96к1", отсутствует.
Указанные выводы соответствуют судебным актам по делу с аналогичными обстоятельствами N А41-78934/2020 (постановление Арбитражного суда Московского округа от 04.02.2022).
Доводы заявителя апелляционной жалобы по существу сводятся к иному пониманию и толкованию законных и обоснованных выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 02.08.2021 по делу N А41-79044/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Товарищества собственников недвижимости "ТСЖ Центральная 96к1" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
Л.В. Пивоварова |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-79044/2020
Истец: ТСЖ ТОВАРИЩЕСТВО СОБСТВЕННИКОВ НЕДВИЖИМОСТИ " ЦЕНТРАЛЬНАЯ 96К1"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЩЁЛКОВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ