г. Москва |
|
16 февраля 2022 г. |
Дело N А40-180766/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 февраля 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лепихина Д.Е.,
судей: |
Марковой Т.Т., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
помощником судьи Михеевой З.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Московской и Смоленской областям
на решение Арбитражного суда города Москвы от 25.11.2021 по делу N А40-180766/21 по заявлению Акционерного общества "Спецавтохозяйство" (ОГРН: 1086731007615)
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Московской и Смоленской областям,
о признании незаконными и отмене решения и акта,
в присутствии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Спецавтохозяйство" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд города Москвы с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Московской и Смоленской областям о признании незаконным и отмене решения от 20.07.2021 N 1092-ПР и акта о невозможности проведения проверки от 26.07.2021 N 015-К.
Решением от 25.11.2021 суд признал незаконным решение Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Московской и Смоленской областям от 20.07.2021 N 1092-ПР. В части признания незаконным акта Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Московской и Смоленской областям о невозможности проведения проверки от 26.07.2021 N 015-К производство по делу прекращено.
Не согласившись с принятым решением, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в части признания незаконным решения от 20.07.2021 N 1092-ПР.
До начала судебного заседания от Управления поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствии его представителя.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, в связи с чем, спор рассмотрен в его отсутствие в порядке ст.123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, на основании решения заместителя руководителя Межрегионального управления Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям В.И. Северинова от 20.07.2021 N 1092-ПР в отношении акционерного общества "Спецавтохозяйство" проведена плановая выездная проверка ("учетный номер контрольного (надзорного) мероприятия в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий - 772105173423).
По результатам проведенной проверки государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды С.В. Барановской составлен акт о невозможности проведения проверки от 26.07.2021 N 015-К.
Согласно информации, размещенной во ФГИС "Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий", указанная плановая выездная проверка согласована прокуратурой города Москвы.
С решением от 20.07.2021 N 1092-ПР и актом от 26.07.2021 N 015-К акционерное общество "Спецавтохозяйство" не согласно, в связи с чем обратилось в суд с заявлением.
Рассмотрев спор, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, принял верное решение.
Поддерживая данный вывод суда, коллегия исходит из следующего.
В настоящем споре, учитывая требования главы 24 АПК РФ, акт проверки не является ненормативным правовым актом, в связи с чем, не подлежит самостоятельному оспариванию.
Поскольку оспариваемый акт проверки не обладает признаками ненормативного правового акта, не содержит властно-распорядительных предписаний, не устанавливает, не изменяет и не отменяет никакие права и обязанности общества, не определяет меру ответственности, а носит лишь процедурный и информационный характер, производство по делу правомерно прекращено судом первой инстанции.
В указанной части доводов в апелляционной жалобе не приведено.
Признавая оспариваемое решение незаконным, суд верно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 6 решения заместителя руководителя Межрегионального управления Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям В.И. Северинова от 20.07.2021 N 1092-ПР выездная проверка проводится в отношении юридического лица - акционерного общества "Спецавтохозяйство", в том числе в отношении объекта негативного воздействия на окружающую среду I категории - полигона ТКО N ГРОРО 66-0167-001001-П.
Пунктом 9 решения от 20.07.2021 N 1092-ПР определены следующие контрольные надзорные действия: 1) осмотр; 2) опрос; 3) получения письменных объяснений; 4) истребование документов.
Как установлено судом, с декабря 2020 года и до настоящего времени на полигоне ТКО N 66-0167-001001-П, эксплуатируемом АО "СпецАТХ", ведутся работы по реконструкции полигона с изменением технологии его эксплуатации на высотную схему.
О проведении указанных работ Межрегиональному управлению Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям было известно, что подтверждается предостережением о недопустимости нарушения обязательных требований от 28.05.2021 N 05-25/5231, в котором Управление предлагает АО "СпецАТХ" в срок до 09.08.2021 принять меры по получению заключения органа федерального государственного экологического надзора на объект капитального строительства (полигон ТКО N ГРОРО 66-0167-001001-П).
С заявлением о выдаче заключения органа федерального государственного экологического надзора на объект капитального строительства до настоящего времени АО "СпецАТХ" в адрес Управления не обращалось.
Также Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям с целью недопущения нарушений требований действующего законодательства самостоятельно истребованы у Администрации МО "Смоленский район" Смоленской области сведения о проведении АО "СпецАТХ" работ по реконструкции полигона ТКО.
Письмом органа местного самоуправления от 08.07.2021 Управлению доведена информация о том, что срок разрешения на строительство в отношении рассматриваемого объекта размещения ТКО продлен до 20.10.2021, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию АО "СпецАТХ" в Администрации МО "Смоленский район" Смоленской области не обращалось.
В соответствии с пунктом 29 Положения о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре) (утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1096) плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся в отношении объектов капитального строительства при их строительстве и реконструкции.
Таким образом, на момент принятия решения заместителя руководителя Межрегионального управления Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям В.И. Северинова от 20.07.2021 N 1092-ПР с включением в перечень объектов контроля (надзора) полигона ТКО Управлению было известно о реконструкции проверяемого объекта капитального строительства и, соответственно, о невозможности проведения планового контрольного мероприятия в отношении такого объекта.
Суд пришел к верному выводу, что Межрегиональное управление Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям не имело оснований для проведения контрольных (надзорных) мероприятий в отношении АО "СпецАТХ", поскольку проведение таких мероприятий в отношении реконструируемых объектов капитального строительства прямо запрещено Положением о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре), то есть Управлением допущено грубое нарушение требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора) в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 90 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Кроме того, во ФГИС "Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий" в паспорте контрольного (надзорного) мероприятия N 772105173423 в разделе "Сведения о согласовании проведения КНМ с органом прокуратуры" указано, что датой начала проведения КНМ является 1 июля 2021 года, а срок проведения составляет 10 рабочих дней.
Между тем, в решении от 20.07.2021 N 1092-ПР указана дата начала проведения контрольного мероприятия - 26 июля 2021 года, тогда же должностными лицами Росприроднадзора фактически и были проведены контрольные действия в виде осмотра полигона ТКО, эксплуатируемого АО "СпецАТХ".
По результатам проведенной проверки должностными лицами Межрегионального управления Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям составлен акт о невозможности проведения проверки от 26.07.2021 N 015-К.
Из текста данного акта усматривается, что невозможность проведения плановой выездной проверки АО "СпецАТХ" связана с проведением работ по реконструкции полигона ТКО N ГРОРО 66-0167-001001-П, а в графе "Причины невозможности проведения проверки" на второй странице акта имеется указание на ч. 10 ст. 65 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", в связи с иными действиями (бездействием) контролируемого лица, повлекшими невозможность проведения или завершения контрольного (надзорного) мероприятия.
Вместе с тем, судом установлено, что каких-либо действий или бездействия, повлекших невозможность проведения плановой выездной проверки акционерным обществом "Спецавтохозяйство" не допускалось, должностным лицам Межрегионального управления Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям контролируемым лицом предоставлена возможность осуществить проверку в полном объеме, несмотря на то, что должностные лица Управления не имели полномочий осуществлять проверку реконструируемого объекта капитального строительства.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд указал, что обстоятельства, установленные судом, могут повлечь негативные последствия для акционерного общества "Спецавтохозяйство", как в виде привлечения к административной ответственности по ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ, так и в виде умаления прав и гарантий, предоставленных контролируемому лицу Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", поскольку следующее контрольное (надзорное) мероприятие может быть проведено Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям без предварительного уведомления контролируемого лица и без согласования с органами прокуратуры в соответствии с ч. 11 ст. 65 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
Кроме того, суд установил, что из ответа Прокурора от 13.09.2021 N 7/2-4279-2021/0420959 следует, что выявленные нарушения Закона N 248-ФЗ, Положения будут включены в обобщенное представление руководителю Межрегионального управления Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям, то есть, фактически, данное нарушение норм закона о проведении проверок установлено Прокуратурой.
Поскольку материалы дела подтверждают правовую позицию заявителя, суд верно признал требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. Иных доказательств, подтверждающих сомнения ответчика, не представлено.
Учитывая изложенные обстоятельства спора и нормы права, его регулирующие, вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции обоснованно указал на недоказанность ответчиком законности оспоренного решения.
Таким образом, оценив, представленные в дело доказательства, в соответствии с требованиями ст.71 АПК РФ, суд первой инстанции сделал правомерный вывод о наличии совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 25.11.2021 по делу N А40-180766/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.Е. Лепихин |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-180766/2021
Истец: АО "СПЕЦАВТОХОЗЯЙСТВО"
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ПО МОСКОВСКОЙ И СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТЯМ