г. Киров |
|
17 февраля 2022 г. |
Дело N А31-12013/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 февраля 2022 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бармина Д.Ю.,
судей Барьяхтар И.Ю., Панина Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Плюсниной В.Г.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования городского округа города Костромы в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Костромы
на решение Арбитражного суда Костромской области от 17.12.2021 по делу N А31-12013/2021
по иску общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Иваново" (ИНН 3702008951, ОГРН 1033700076552)
к муниципальному образованию городской округ город Кострома в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Костромы (ИНН 4401097364, ОГРН 1084401012706),
третье лицо: Управление финансов администрации города Костромы (ИНН 4401011568, ОГРН 1034408611434)
о взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Иваново" (далее - истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с иском о взыскании с муниципального образования городского округа города Костромы в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Костромы (далее - ответчик, Управление) 62 632 рублей 73 копеек убытков, возникших в феврале-мае 2021 года в связи с предоставлением мер социальной поддержки жителям города Костромы.
Определением Арбитражного суда Костромской области от 26.10.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление финансов администрации города Костромы (далее - Управление финансов).
Решением Арбитражного суда Костромской области от 17.12.2021 исковые требования удовлетворены.
Ответчик с принятым решением суда не согласился, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт с учетом доводов, изложенных в жалобе.
Управление указывает на отсутствие фактической возможности для заключения с истцом соглашения на предоставление субсидии, в связи с отсутствием у Управления свободных лимитов бюджетных обязательств на предоставление такой субсидии.
Истец отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 19.01.2022 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 20.01.2022 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы, о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Общество, являясь ресурсоснабжающей организацией, в период с февраля по май 2021 года осуществляло на территории города Костромы поставку тепловой энергии в многоквартирные дома с целью оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению.
В период поставки коммунального ресурса Обществом жителям города Костромы предоставлены меры социальной поддержки в виде частичной оплаты стоимости коммунальных услуг, в связи с чем, по мнению истца, у него возникло право на получение субсидии на возмещение недополученных доходов.
Общество направило в адрес Управления письма от 10.03.2021, 07.04.2021, 08.05.2021, 08.06.2021 с информацией о мерах социальной поддержки по многоквартирному жилищному фонду г. Костромы в виде частичной оплаты коммунальной услуги по отоплению.
Для получения суммы субсидий за оказанные в период с февраля по май 2021 года услуги Общество обращалось в Управление с заявлениями от 19.03.2021, 13.04.2021, 21.05.2021, 23.06.2021 на предоставление субсидий с приложением документов, предусмотренных пунктом 2.3 Порядка.
Управление письмами от 06.04.2021, 27.04.2021, 27.05.2021, 12.07.2021, сообщило об отказе в предоставлении субсидии в связи с отсутствием свободных лимитов бюджетных обязательств на предоставление указанной субсидии.
07.07.2021 истец направил ответчику претензию с требованием о погашении задолженности по недополученным субсидиям за период с февраля по май 2021 года.
В ответ на указанную претензию Управление письмом от 17.04.2021 сообщило об отсутствии у Управления оснований для удовлетворения требований претензии.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно пункту 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Общими основаниями ответственности за причинение вреда являются противоправность поведения нарушителя, причинная связь между таким поведением и наступившим вредом, а также вина причинителя вреда (статья 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации). Кроме того, в предмет доказывания по делу о взыскании убытков входит установление факта причинения вреда и размера понесенных убытков. Противоправность поведения нарушителя при наступлении гражданско-правовой ответственности, предусмотренной статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, выражается в незаконности актов, действий или бездействия органов публичной власти.
Для наступления у органа публичной власти гражданско-правовой ответственности, предусмотренной статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации необходимо установление совокупности всех вышеуказанных элементов составляющих убытки. При этом отсутствие хотя бы одного из элементов не может привести к наступлению для публичного субъекта гражданско-правовой ответственности в виде убытков.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) одним из общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения в Российской Федерации является соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении деятельность в сфере теплоснабжения должна осуществляться с учетом принципов экономической обоснованности расходов при осуществлении регулируемых видов деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Пунктом 5 статьи 20 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
02.02.2015 постановлением администрации города Костромы N 170 утвержден Порядок предоставления меры социальной поддержки в виде частичной оплаты за счет средств бюджета города Костромы стоимости услуг отопления и горячего водоснабжения (далее - Порядок предоставления меры социальной поддержки), а также Порядок предоставления субсидий из бюджета города Костромы юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям - исполнителям коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению либо реализующим тепловую энергию исполнителям коммунальных услуг для оказания услуг отопления и горячего водоснабжения жителям города Костромы в целях возмещения недополученных доходов, возникших в связи с предоставлением мер социальной поддержки в виде частичной оплаты за счет средств бюджета города Костромы стоимости услуг отопления и горячего водоснабжения, оказываемых жителям города Костромы (далее - Порядок).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1.2 Порядка предоставления меры социальной поддержки частичная оплата предоставляется жителю города Костромы, обязанному вносить плату за коммунальные услуги, если тариф, установленный уполномоченным исполнительным органом государственной власти Костромской области для ресурсоснабжающей организации и используемый для расчета размера платы за отопление и (или) горячее водоснабжение в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее, соответственно, - установленный тариф, Правила предоставления коммунальных услуг), превышает действующий в соответствующем периоде муниципальный стандарт стоимости тепловой энергии.
Согласно пункту 1.2 Порядка целью предоставления субсидий из бюджета города Костромы является возмещение выпадающих доходов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям - исполнителям коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению либо реализующим тепловую энергию исполнителям коммунальных услуг для оказания услуг отопления и горячего водоснабжения жителям города Костромы, возникших в связи предоставлением мер социальной поддержки в виде частичной оплаты за счет средств бюджета города Костромы стоимости услуг отопления и горячего водоснабжения, оказываемых жителям города Костромы.
Субсидии предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью бюджета города Костромы на соответствующий финансовый год в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных решением Думы города Костромы о бюджете города Костромы на соответствующий финансовый год и на плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы - главному распорядителю средств бюджета города Костромы (далее - главный распорядитель) на цели, указанные в пункте 1.2 настоящего Порядка (пункт 1.3 Порядка).
Разделом 2 Порядка установлены условия и порядок предоставления субсидий.
В силу пункта 2.2 Порядка размер субсидий (размер недополученных доходов, возмещаемых за счет средств субсидий) за отчетный месяц определяется как сумма частичной оплаты, предоставленной жителям в отчетном месяце в размере и на условиях, определенных Порядком предоставления меры социальной поддержки в виде частичной оплаты за счет средств бюджета города Костромы стоимости услуг отопления и горячего водоснабжения, оказываемых жителям города Костромы, утвержденным настоящим постановлением Администрации, на основании реестров, предоставленных организациями, осуществляющими начисление платы жителям за услуги отопления и горячего водоснабжения, на основании договоров с исполнителями услуг.
Пунктом 2.5 Порядка предусмотрены основания для отказа в предоставлении субсидии, в том числе, отсутствие лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке Управлению на цели, указанные в пункте 1.2 настоящего Порядка.
Согласно статье 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации для исполнения бюджетных обязательств применяются, в том числе, бюджетные ассигнования, то есть предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году, направляемые также на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг. Субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации представляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемым в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктами 1, 2 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что расходные обязательства муниципального образования, возникшие в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, а также разъяснениям пункта 1 постановления Пленума ВАС РФ от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей", если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
Материалами дела подтверждается и Управлением не оспаривается, что в рамках настоящего дела Обществом ко взысканию предъявлены убытки, возникшие в связи с оказанием регулируемого вида деятельности и неполучением доходов в результате межтарифной разницы.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела, межтарифная разница возникла в связи с превышением экономически обоснованного тарифа для Общества над тарифом, равным муниципальному стандарту стоимости тепловой энергии (пункт 1.1.1 Порядка предоставления меры социальной поддержки).
Начисления коммунальной платы за отопление Обществом произведено с учетом дополнительной меры социальной поддержки, предоставленной жителям города Костромы (подпункт "а" пункта 1.2 Порядка предоставления меры социальной поддержки), то есть исходя из тарифа, равного муниципальному стандарту стоимости тепловой энергии.
При таких обстоятельствах, муниципальное образование в лице Управления за счет средств казны обязано возместить истцу недополученные доходы в связи с оказанием жителям ряда многоквартирных домов г. Костромы услуг по отоплению.
Расчет субсидии произведен на основании сведений предоставленных АО "ЕИРКЦ", начислявшего коммунальную плату за отопление, в соответствии с требованиями Порядка, который был предоставлен в адрес Управления.
Ссылка заявителя на отсутствие финансирования и возможности произвести перечисление субсидий на счет Общества не может быть принята во внимание, поскольку указываемые ответчиком обстоятельства не могут освобождать ответчика от исполнения обязанности по компенсации выпадающих доходов от оказания регулируемого вида деятельности.
Исходя из вышеизложенного, принимая во внимание, что факт невыплаты мер социальной поддержки и размер задолженности подтверждаются имеющимися в материалах дела документами, ответчиком не оспариваются, апелляционный суд считает, что исковые требования являются обоснованными.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, поскольку Управление на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 17.12.2021 по делу N А31-12013/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу муниципального образования городского округа города Костромы в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Костромы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Костромской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Д.Ю. Бармин |
Судьи |
И.Ю. Барьяхтар |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-12013/2021
Истец: ООО "Газпром теплоэнерго Иваново" в лице Филиала "Газпром теплоэнерго Иваново" "Костромской"
Ответчик: городской округ Кострома в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы, УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА КОСТРОМЫ
Третье лицо: Управление финансов Администрации г. Костромы