г. Челябинск |
|
17 февраля 2022 г. |
Дело N А76-38129/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 февраля 2022 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Арямова А.А., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Челябинской области от 07 декабря 2021 года по делу N А76-38129/2021.
В судебном заседании принял участие представитель Государственного учреждения - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - Жигалова О.Г. (служебное удостоверение, доверенность от 29.12.2021 N 144, диплом).
Федеральное государственное унитарное предприятие "Российский федеральный ядерный центр - всероссийский научно-исследовательский институт технической физики имени академика Е.И. Забабахина" (далее - заявитель, ФГУП "РФЯЦ-ВНИИТФ имени академика Е.И. Забабахина", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Государственному учреждению - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 9) (далее - заинтересованное лицо, Фонд) о признании недействительным решения от 26.07.2021 N 74092160000589 в части непринятия к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 529 911 руб. 69 коп.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 07.12.2021 (резолютивная часть решения объявлена 06.12.2021) заявленные требования удовлетворены, решение Фонда от 26.07.2021 N 74092160000589 признано недействительным, обязав Фонд устранить нарушение прав предприятия путем принятия решения о принятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 529 911 руб. 69 коп. Также суд первой инстанции взыскал с Фонда расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 руб.
Не согласившись с вынесенным решением, Фонд (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в части расходов 48 328 руб. 77 коп. и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель указывает на то, что за первые три дня нетрудоспособности пособие по временной нетрудоспособности выплачивается за счет средств страхователя, в связи с чем Фонд считает выводы суда в части расходов в размере 48 328 руб. 77 коп., произведенных страхователем на выплату пособий за первые три дня нетрудоспособности застрахованных лиц, ошибочной ввиду неправильного применения норм материального права.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
От предприятия поступило ходатайство о рассмотрение апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей заявителя.
До начала судебного заседания от заявителя поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель соглашается с доводами апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель Фонда поддержал доводы своей апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку лица, участвующие в деле, не заявили возражений, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Фондом в отношении заявителя была проведена выездная проверка правильности произведенных расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.12.2020 по 31.12.2020, о чем составлен акт проверки от 02.07.2021 N 74092160000586.
Налогоплательщиком были поданы возражения по акту проверки.
По результатам проверки приняты решения от 26.07.2021:
- N 74092160000589 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством N 74092160000589 в сумме 531 751,4 руб.;
- N 74092160000588 о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения N 74092160000588, в соответствии с которым выделены средства в сумме 83 361 721,96 руб., отказано в выделении суммы 531 751,40 рублей.
Не согласившись с решением от 26.07.2021 N 74092160000589 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 529 911 руб. 69 коп., заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции установил, что страховые случаи являются документально подтвержденными, в связи с чем признал решение Фонда недействительным, обязав Фонд принять решение о принятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 529 911 руб. 69 коп.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Отношения в системе обязательного социального страхования регулируются Федеральным законом от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 165-ФЗ), который определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона N 165-ФЗ организации являются страхователями по обязательному социальному страхованию в отношении граждан, работающих у них по трудовому договору.
На основании статьи 12 Федерального закона N 165-ФЗ страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования.
Статьей 8 Федерального закона N 165-ФЗ установлены виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, исходя из чего, страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования в том числе является пособие по временной нетрудоспособности.
Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются Федеральным законом N 255-ФЗ от 29.12.2006 "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ). Указанный закон определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, устанавливает права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 255-ФЗ обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется в случаях утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы.
Частью 1 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ предусмотрено, что назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 этой статьи).
В силу пункта 1 статьи 22 Федерального закона N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая. Документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности (часть 5 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ).
Порядок оформления листков нетрудоспособности предусмотрен положениями статьи 59 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ), Порядком выдачи листков нетрудоспособности, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.06.2011 N 624н (действовал в спорный период) (далее - Порядок N 324н).
Согласно части 1 статьи 59 Федерального закона N 323-ФЗ, пункту 1 Приказа Минздравсоцразвития от 29.06.2011 N 624н документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности, выдаваемый при заболеваниях, травмах и отравлениях и иных состояниях, связанных с временной потерей трудоспособности.
В силу пункта 5 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, Фондом социального страхования Российской Федерации, справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей), а для назначения и выплаты указанных пособий территориальным органом страховщика - справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, и определяемые указанным федеральным органом исполнительной власти документы, подтверждающие страховой стаж.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона N 255-ФЗ финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
В свою очередь, на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Частью 4 статьи 4.7 Федерального закона N 255-ФЗ предусмотрено, что в случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 22 Федерального закона N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Согласно пункту 5 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности застрахованное лицо предоставляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти.
С учетом статьи 4.1 Федерального закона N 255-ФЗ страхователь обязан своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в ФСС РФ, осуществлять выплату страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев, выполнять требования территориальных органов страховщика об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В силу пункта 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" выплат пособий по социальному страхованию, оплата путевок работникам и т.д. осуществляется через бухгалтерию работодателей. Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, основанием для принятия решений об отказе в выделении и непринятии к зачету расходов в сумме 529 911 руб. 69 коп. (из общей суммы 531 751 руб. 40 коп.) послужили выявленные Фондом нарушения законодательства об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством при назначении и выплате предприятием пособий на общую сумму 529 911,69 руб. застрахованным Шкулеву А.Э., Никитенко Ю.Р., Поповой А.С, Туманову П.А., Тыщенко Д.А., Ададурову А.Ю., Симонову Е.Ю., Колоколовой Т.Б., Иванову А.С., Волкову М.Б. на основании листков нетрудоспособности, выданных с нарушением пункта 42 Порядка N 624н, с кодом причины нетрудоспособности "03" - карантин на срок свыше 14 календарных дней.
Суть нарушения при заполнении листков нетрудоспособности медицинскими организациями выражена в следующем: в строке "Причина нетрудоспособности", в ячейке "код" указан код "03" - карантин, вместо кода "01" - заболевание.
На основании обращения страхователя о проведении экспертизы листков нетрудоспособности Фондом была проведена проверка медицинской организации, которой выданы листки нетрудоспособности, выданным Шкулеву А.Э., Никитенко Ю.Р., Поповой А.С., Туманову П.А., Тыщенко Д.А., Ададурову А.Ю., Симонову Е.Ю.
В результате проведенной проверки установлен факт выдачи ФГБУЗ "Центральная медико-санитарная часть N 15 Федерального медико-биологического агентства" электронных листков нетрудоспособности Шкулеву А.Э., Никитенко Ю.Р., Поповой А.С., Туманову П.А., Тыщенко Д.А., Ададурову А.Ю., Симонову Е.Ю., с нарушением пункта 58 Порядка N 624н (акт внеплановой проверки N 60 от 28.06.2021) - указание в строке "Причина нетрудоспособности", в ячейке "код" кода "03" -карантин, вместо кода "01" - заболевание.
Таким образом, в отношении указанных застрахованных лиц Фондом установлено наступление страхового случая - заболевание, что подтверждается листками нетрудоспособности.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции, приняв во внимание правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащуюся в постановлении от 04.12.2012 N 10151/2012, пришел к обоснованному выводу, что сам по себе факт выдачи листков нетрудоспособности с нарушением при наличии иных условий для получения гражданами пособий по временной нетрудоспособности не является основанием для отказа в принятии к зачету этих расходов.
В апелляционной жалобе Фонд указывает только на то, что суд первой инстанции не учел, что за первые три дня нетрудоспособности пособие по временной нетрудоспособности выплачивается за счет средств страхователя, решение суда в остальной части удовлетворенных требований Фонд не оспаривает, в связи с чем выводы суда в указанной части критической оценке апелляционной коллегией не подвергаются.
Довод апелляционной жалобы о том, что выводы суда в части расходов в размере 48328 руб. 77 коп., произведенных страхователем на выплату пособий за первые три дня нетрудоспособности застрахованных лиц, являются ошибочными, судебной коллегией проверен и признан обоснованным по следующим основаниям.
Судом первой инстанции не учтено, что в силу пункта 1 части 2 статьи 3 Федерального закона N 255-ФЗ финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации по причине по причине нетрудоспособности - "заболевание" за период, начиная с 4-го дня временной нетрудоспособности, по каждому наступившему страховому случаю.
За первые три дня нетрудоспособности пособие по временной нетрудоспособности выплачивается за счет средств страхователя.
Вместе с тем пунктом 3 части 1 статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ, частью 3 пункта 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации установлено право страховщика не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Как усматривается из материалов настоящего дела, в данном случае достоверно установлено наступление такого страхового случая как заболевание в отношении застрахованных лиц, в связи с чем имеет место неправомерное предъявление страхователем к зачету за счет средств Фонда расходов в сумме 48 328 руб. 77 коп. за первые три дня нетрудоспособности, которые подлежат оплате за счет страхователя.
Расчет Фонда приведен в таблице 2 на страницах 7-8 отзыва от 26.11.2021. Апелляционной коллегией расчет Фонда проверен, признан арифметически и методологически верным. Арифметическая правильность расчета суда сторонами не оспорена.
Вместе с тем само по себе неверное указание лечебным учреждением кода нетрудоспособности не повлекло излишнюю выплату пособий застрахованным лицам, данное обстоятельство повлияло исключительно на разрешение вопроса по распределению финансового обеспечения расходов на выплату пособий за первые три дня нетрудоспособности между страхователем и страховщиком.
Отношения по зачету суммы расходов на выплату пособий, произведенные с нарушением законодательства, возникают между страховщиком и страхователем, а не между страховщиком и лечебным учреждением, выдавшим листки нетрудоспособности.
В рассматриваемом случае также отсутствует причинно-следственная связь между нарушением лечебным учреждением порядка оформления спорных листков нетрудоспособности и возникновением у Фонда обязанности в виде возмещения расходов на выплату страхового обеспечения, поскольку именно действия страхователя, ввиду оплаты спорных листков нетрудоспособности без проведения своевременной их экспертизы, находятся в прямой причинно-следственной связи с фактом неправомерного отнесения расходов за счет средств Фонда в сумме 48 328,77 руб. за первые три дня нетрудоспособности.
Судебная коллегия также обращает внимание, что в представленном отзыве на апелляционную жалобу предприятие в части отказа к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности указывает, что решение суда первой инстанции в указанной части подлежит изменению по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что не подлежат к зачету за счет средств Фонда расходов в сумме 48 328 руб. 77 коп. за первые три дня нетрудоспособности, которые подлежат оплате за счет страхователя.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает возможным апелляционную жалобу удовлетворить, решение суда изменить в связи с неправильным применением норм материального права (пункт 4 части 1, пункт 3 части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), заявленные требования удовлетворить частично.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 07 декабря 2021 года по делу N А76-38129/2021 изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции:
"Требование удовлетворить частично.
Признать недействительным решение Государственного учреждения - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала N 9 от 26 июля 2021 г. N 74092160000589 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в части суммы 481 582 руб. 92 коп.
Обязать Государственное учреждение - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала N 9 устранить нарушение прав Федерального государственного унитарного предприятия "Российский Ядерный Центр-Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики имени академика Е.И. Забабахина" путем принятия решения о принятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 481 582 руб. 92 коп.
Взыскать с Государственного учреждения - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала N 9 в пользу Федерального государственного унитарного предприятия "Российский Ядерный Центр-Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики имени академика Е.И. Забабахина" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 руб.
В удовлетворении требования в остальной части отказать.".
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н. Г. Плаксина |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-38129/2021
Истец: ГУ ЧРО ФСС РФ, ФГУП "РФЯЦ-ВНИИТФ им.академика Е. И. Забабахина"
Ответчик: ГУ ЧРО ФСС РФ Кыштымский филиал N 9