г. Пермь |
|
19 февраля 2024 г. |
Дело N А50-20317/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 февраля 2024 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шаламовой Ю.В.,
судей Васильевой Е.В.. Якушева В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бронниковой О.М.,
при участии:
от ответчика, Морейн Елены Анатольевны: Морейн Е.А., паспорт.
от истца и общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Светлый дом" представители не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца, Администрации Свердловского района города Перми,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 21 декабря 2023 года
по делу N А50-20317/2022
по иску Администрации Свердловского района города Перми (ОГРН 1025900918251, ИНН 5904080513)
к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Светлый дом" (ОГРН 1185958028002, ИНН 5904365766), Морейн Елене Анатольевне
о возложении обязанности, взыскании неустойки,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Свердловского района города Перми (далее по тексту - заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением, содержащим следующие требования:
1) обязать общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Светлый дом", Морейн Елену Анатольевну за свой счет, в течение тридцати календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу организовать и провести мероприятия по приведению в соответствие с Требованиями к типовым проектам некапитальных строений, сооружений, используемых для осуществления торговой деятельности и деятельности по оказанию услуг населению, включая услуги общественного питания, являющихся Приложением N 1 к Правилам благоустройства территории города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 15.12.2020 N 277, нестационарного торгового объекта киоск "Мороженое", расположенного на земельном участке с кадастровым номером 59:01:4410946:50 по адресу: г. Пермь, Свердловский район, ул. Солдатова, д.36.
2) взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Светлый дом", Морейн Елены Анатольевны в случае неисполнения решения суда в течение тридцати календарных дней с момента вступления его в законную силу в пользу администрации Свердловского района г. Перми неустойку в размере 1 000 руб. за каждый день просрочки исполнения решения суда по день его фактического исполнения.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 21 декабря 2023 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы истец указывает, что в период судебного разбирательства по настоящему делу произошли изменения положений Правил благоустройства города Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 15.12.2020 N 277 (далее - Правила благоустройства) в отношении нестационарных торговых объектов (далее - НТО, Нестационарные объекты): решением Пермской городской Думы от 26.09.2023 N 199 внесены изменения в Правила благоустройства, в том числе изложено в новой редакции Приложение "Графическое изображение типовых проектов некапитальных строений, сооружений, используемых для осуществления торговой деятельности и деятельности по оказанию услуг населению, включая услуги общественного питания". Пунктом 4 данного Решения Пермской городской Думы установлен срок для добровольного исполнения владельцами НТО требований по приведению их внешнего вида в соответствие с Правилами благоустройства (до 01.01.2024). Указанные изменения вступили в силу с 29.09.2023, то есть после подачи иска по настоящему делу. Поэтому, по мнению Администрации, суд должен был отложить рассмотрение дела на дату после 01.01.2024. В результате принятого решения об отказе в удовлетворении исковых требований Администрация лишилась возможности повторно в судебном порядке требовать с ответчиков исполнения обязанности по приведению НТО в соответствие с Правилами благоустройства после окончания срока добровольного исполнения (после 01.01.2024), ответчики тем самым избежали ответственности.
В ходе судебного разбирательства Морейн Е.А. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, не представили, что в порядке части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Ходатайство Администрации Свердловского района города Перми о проведении судебного заседания в отсутствие ее представителей рассмотрено судом в порядке статьи 159 АПК РФ и удовлетворено.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как установлено судом и не оспаривается сторонами, 15.11.2021 по адресу: г. Пермь, ул. Солдатова, 36, в границах земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410946:50, выявлен факт размещения некапитального нестационарного сооружения в виде павильона "Мороженое" не соответствующего требованиям, установленным Правилами N 277, а именно: несоответствие архитектурных решений и цветового решения павильона.
Итоги осмотра зафиксированы в акте планового (рейдового) осмотра, обследования особо охраняемых природных территорий местного значения города Перми, лесных участков и земельных участков, расположенных в границах города Перми от 15.11.2021 N С/НТО/Ч/49.
Постановлением от 28.12.2021 N 1212 Морейн Е.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.11.1 Закона Пермского края от 06.04.2015 N 460-ПК "Об административных правонарушениях в Пермском крае" (размещение некапитального нестационарного строения, сооружения, внешний вид которого не соответствует графическому документу, касающемуся проектирования некапитального нестационарного строения, сооружения соответствующего типа (вида)), ему назначено наказание в виде штрафа в размере 1000 руб.
В связи с отсутствием принятия Морейн Е.А. мер по приведению внешнего вида нестационарного торгового строения установленным требованиям, администрация обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Судом принято приведенное выше решение.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения норм материального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частя 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному и другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 25 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории муниципального, городского округа (при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности); организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами.
Частью 1 статьи 2 Закона N 131-ФЗ установлено, что правила благоустройства территории муниципального образования - муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения.
Как разъяснено в Постановлении Конституционного Суда РФ от 19.04.2021 N 14-П, благоустройство направлено на обеспечение и улучшение условий проживания, в том числе с точки зрения внешнего облика населенного пункта. Действующее федеральное законодательство не содержит как такового запрета на размещение НТО в границах придомовой территории многоквартирного дома. В то же время такое размещение носит факультативный характер, в связи с чем допустимо установление требований, например, к удаленности таких объектов от зданий и сооружений, к их сочетанию с иными элементами благоустройства, к их внешнему облику и техническим (конструктивным) особенностям.
В силу статьи 45.1 Закона N 131-ФЗ правила благоустройства территории муниципального образования утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования (часть 1).
Правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы: содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями; внешнего вида фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений (пункты 1-2 части 2).
С учетом изложенного органы местного самоуправления наделены полномочиями как по утверждению правил благоустройства, так и по осуществлению контроля за их соблюдением.
В порядке реализации указанных полномочий решением Пермской городской Думы от 15.12.2020 N 277 утверждены Правила благоустройства.
В силу пункта 9.4.4.1 Правил благоустройства (в редакции решения Пермской городской Думы от 26.04.2022 N 81) проектирование Нестационарных объектов осуществляется с учетом принципов функционального разнообразия и в целях сохранения архитектурного облика сложившейся застройки и благоустройства соответствующей территории города Перми, организации комфортной пешеходной среды, сохранения и повышения уровня комфортности проживания граждан, на основании требований к внешнему виду и местам размещения Нестационарных объектов, установленных настоящим подпунктом и подпунктами 9.4.4.2, 9.4.4.4 Правил.
Требования к внешнему виду, в том числе требования к размеру Нестационарных объектов, а также требования к местам их размещения подлежат применению при проектировании новых и обосновании размещения существующих Нестационарных объектов.
Внешний вид Нестационарных объектов должен соответствовать типовым проектам, утвержденным Правилами, за исключением сезонного (летнего) кафе. Размещение НТО по индивидуальным проектам (эскизам) осуществляется в случаях и порядке, предусмотренных подпунктом 9.4.4.4 Правил, за исключением сезонного (летнего) кафе.
Согласно пункту 9.4.4.3 Правил благоустройства требования к типовым проектам Нестационарных объектов установлены в Приложении 1 к Правилам.
Указанное приложение содержит требования к параметрам киосков и павильонов - их площади и высоте (пункт 3.1), к конструкциям и материалам киосков и павильонов (пункт 3.2), к их цветовому решению (пункт 3.5).
В приложениях к Приложению 1 Правил благоустройства (Требованиям к типовым проектам) содержатся графические изображения типовых проектов НТО.
Пунктом 5 решения Пермской городской Думы от 26.04.2022 N 81 (в редакции решения Пермской городской Думы 27.09.2022 N 218) предусмотрено, что размещенные на придомовой территории на день вступления в силу настоящего решения некапитальные строения, сооружения, используемые для осуществления торговой деятельности и деятельности по оказанию услуг населению, должны быть приведены в соответствие условиям размещения на придомовой территории, установленным настоящим решением, в течение трех месяцев со дня вступления в силу правового акта администрации города Перми, регулирующего порядок уведомления о разработке паспорта благоустройства придомовой территории и учета паспортов благоустройства придомовой территории.
В соответствии с частью 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Вступившим в законную силу решением Пермского краевого суда от 27.01.2023 по делу N 3а-496/2022 (дублирующий номер 3а-7/2023) признано недействующим со дня его вступления в законную силу решение Пермской городской Думы от 15.12.2020 N 277 (в редакции решений от 26.04.2022 N 81, от 23.08.2022 N 174, от 20.12.2022 N 280), в том числе:
в части абзаца второго подпункта 9.4.4.1 Правил благоустройства в отношении слов "и обосновании размещения существующих";
в части приложения к Приложению 1 к Правилам благоустройства "Требования к типовым проектам некапитальных строений, сооружений, используемых для осуществления торговой деятельности по оказанию услуг населению, включая услуги общественного питания" (то есть в части графического изображения типовых проектов НТО).
Пункт 5 решения Пермской городской Думы N 81 от 26.04.2022 (в редакции решения Пермской городской Думы 27.09.2022 N 218) признан недействующим со дня принятия.
При этом на Пермскую городскую Думу возложена обязанность принять в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признаваемый судом недействующим, с учетом доводов изложенных в мотивировочной части решения суда.
Определением Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 13.07.2023 N 66а-1156/2023 решение Пермского краевого суда от 27.01.2023 по делу N 3а-7/2023 отменено в части признания недействующим абзаца 3 подпункта 9.4.3.1.4 Правил благоустройства в части слова "электросчетчиками", в этой части в удовлетворении требований отказано. В остальной части решение Пермского краевого суда от 27.01.2023 оставлено без изменения.
Таким образом, решение Пермского краевого суда от 27.01.2023 по делу N 3а-496/2022 (дублирующий номер 3а-7/2023) вступило в законную силу 13.07.2023.
Основанием для признания недействующим абзаца второго подпункта 9.4.4.1 Правил благоустройства в части слов "и обосновании размещения существующих" явились выводы Пермского краевого суда и Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции о том, что данная формулировка не является достаточно определенной для ее равнозначного применения, поскольку в целом норма закрепляет необходимость соблюдения требований Правил благоустройства к НТО, но из их содержания не ясно, каким образом должно происходить обоснование размещения существующих Нестационарных объектов.
Приложение к требованиям к типовым проектам некапитальных строений (к Приложению 1 Правил благоустройства), то есть графическое изображение типовых проектов НТО, признано недействующими с указанием на то, что оно не отвечает требованиям ясности и определенности в полной мере, поскольку не все обозначения и надписи поддаются прочтению, что не устраняется даже увеличением изображений, размещенных на сайте администрации города Перми; текстовая часть содержания графической части не восполняет, поскольку в графической части содержатся сведения, отсутствующие в текстовой части.
Пункт 5 решения Пермской городской Думы от 26.04.2022 N 81 (в редакции решения Пермской городской Думы 27.09.2022 N 218) признан недействующим со дня принятия ввиду нарушения процедуры внесения изменений в решения Пермской городской Думы (в нарушение требований статьи 28 Закона N 131-ФЗ не проводилась процедура публичных слушаний при принятии указанного решения).
Во исполнение вступивших в законную силу судебных актов по делу N 3а-7/2023 Пермской городской Думой принято решение от 26.09.2023 N 199 "О внесении изменений в отдельные решения Пермской городской Думы в сфере благоустройства территории города Перми в части установления требований к отдельным элементам благоустройства" (далее - Решение N 199), которым в Правила благоустройства внесены следующие изменения.
Абзац второй подпункта 9.4.4.1 Правил благоустройства изложен в следующей редакции: "Требования к внешнему виду, в том числе требования к размеру Нестационарных объектов, а также требования к местам их размещения подлежат применению в отношении установленных и устанавливаемых Нестационарных объектов".
Графическое изображение типовых проектов некапитальных строений, сооружений, используемых для осуществления торговой деятельности и деятельности по оказанию услуг населению, включая услуги общественного питания (приложение к Приложению 1 к Правилам благоустройства) также изложено в новой редакции.
Пункт 5 решения Пермской городской Думы от 26.04.2022 N 81 (в редакции решений Пермской городской Думы от 28.06.2022 N 149, от 27.09.2022 N 218, от 20.12.2022 N 272, от 28.02.2023 N 33) признан утратившим силу.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона Пермского края от 26.03.2021 N 632-ПК "О внесении изменений в Закон Пермского края "О градостроительной деятельности в Пермском крае" и в Закон Пермского края "Об административных правонарушениях в Пермском крае" при утверждении правил благоустройства территорий муниципальных образований (или внесении изменений в правила благоустройства муниципальных образований) с учетом положений настоящего Закона представительные органы муниципальных образований Пермского края определяют переходный период, в течение которого нестационарные торговые объекты, размещенные на придомовых территориях до вступления в силу правил благоустройства территорий муниципальных образований, принятых с учетом положений настоящего Закона, должны быть приведены в соответствие с правилами благоустройства территорий муниципальных образований, принятыми с учетом положений настоящего Закона.
Согласно пункту 4 Решения N 199 размещенные на территории города Перми на день вступления в силу настоящего решения некапитальные строения, сооружения, используемые для осуществления торговой деятельности и деятельности по оказанию услуг населению, включая услуги общественного питания, должны быть приведены в соответствие обязательным требованиям Правил благоустройства территории города Перми в срок до 01.01.2024.
Пунктом 5 Решения N 199 предусмотрено, что оно вступает в силу со дня его официального опубликования в печатном средстве массовой информации "Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь" и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 13.07.2023, за исключением абзацев третьего, четвертого подпункта 1.2, вступающих в силу со дня вступления в силу правового акта администрации города Перми, определяющего порядок уведомления о разработке паспорта благоустройства и учета паспортов благоустройства, но не ранее дня официального опубликования настоящего решения в печатном средстве массовой информации "Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь".
Решение N 199 опубликовано в официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь N 74 от 29.09.2023, следовательно, вступило в законную силу 29.09.2023.
Таким образом, с учетом изменений, внесенных Решением N 199 в Правила благоустройства, Нестационарные объекты, размещенные на территории города Перми до 29.09.2023, должны быть приведены в соответствие требованиям Правил благоустройства (в новой редакции) в срок до 01.01.2024.
Кассационным определением Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 11.01.2024 N 88а-48/2024 (88а-21827/2023) решение Пермского краевого суда от 27.01.2023 по делу N 3а-7/2023 и апелляционное определение Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 13.07.2023 отменены в части отказа в удовлетворении требований административных истцов об оспаривании пункта 3.1 Приложения 1 (Требования к типовым проектам) к Правилам благоустройства. Данный признан недействующим со дня принятия кассационного определения. В остальной части судебные акты оставлены без изменения.
Настаивая на исковых требованиях, Администрация ссылается на несоответствие спорного НТО требованиям Правил благоустройства, в части цветового решения и архитектурных решений.
На соответствие данным требованиям спорный киоск после вступления в силу Решения N 199 (29.09.2023) не проверялся. При этом, из акта рейдового осмотра и искового заявления не понятно фактически чему с учетом вступивших в законную силу судебных актов судов общей юрисдикции не соответствует НТО.
Кроме того, как правильно отметил суд первой инстанции, у ответчика имелось право на приведение киоска в соответствие с требованиями Правил благоустройства (в редакции Решения N 199) в течение переходного периода, установленного Решением N 199, то есть в срок до 01.01.2024.
Данный срок к моменту рассмотрения дела судом первой инстанции не истек.
Обращение в суд с исковыми требованиями ранее срока наступления установленной обязанности (до нарушения ответчиком обязательства, установленного законом или иным нормативным правовым актом) само по себе говорит о необоснованности таких исковых требований.
При этом изменение нормативного правого акта в ходе судебного разбирательства не может быть поставлено в вину ответчикам.
При таких обстоятельствах суд правомерно отказал Администрации в удовлетворении основного требования об обязании совершить определенные действия (привести НТО в соответствие с требованиями Правил благоустройства), а также производного требования о взыскании судебной неустойки, заявленной по правилам статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Истец в своей апелляционной жалобе, по сути, соглашается с тем, что решение суда первой инстанции принято в полном соответствии с положениями нормативных актов, действующих на момент принятия данного решения. Доводы Администрации сводятся к тому, что если бы суд первой инстанции отложил рассмотрение данного дела на период после 01.01.2024 и выносил бы решение в 2024 году, то результат рассмотрения данного дела был бы иным.
Между тем указанный довод истца не опровергает того, что решение суда первой инстанции вынесено в полном соответствии с нормами материального и процессуального права, основания для его отмены или изменения в апелляционном порядке отсутствуют.
Более того, даже если бы решение суда первой инстанции по настоящему делу было принято в январе 2024 года, то и в этом случае суду первой инстанции следовало бы отказать истцу в удовлетворении его исковых требований, поскольку они были заявлены истцом в период, когда согласно действующим нормативным правовым актам г. Перми (в той части, в какой они не противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам и законодательству Пермского края) у ответчиков отсутствовала обязанность приводить внешний вид ранее законно установленного НТО в соответствие с типовым проектом НТО, утвержденным Правилами благоустройства.
Решение суда не препятствует Администрации вновь проверить спорный объект на соответствие требованиям действующих Правил благоустройства и уже по результатам новой проверки обратиться в суд с требованием о приведении НТО в соответствие с действующими Правилами благоустройства. Основания исковых требований будут уже другими, в том числе с учетом вновь установленного Пермской городской Думой срока (в суде первой инстанции Администрация на истечение данного срока не ссылалась, а в суде апелляционной инстанции изменение основания иска не допускается).
Таким образом, всем доводам истца суд первой инстанции дал надлежащую оценку, верно установил фактические обстоятельства дела на основании совокупности доказательств, представленных в материалы дела.
Оснований для отмены или изменения судебного акта у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 21 декабря 2023 года по делу N А50-20317/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Ю.В. Шаламова |
Судьи |
Е.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-20317/2022
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ СВЕРДЛОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ПЕРМИ
Ответчик: Морейн Елена Анатольевна, ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "СВЕТЛЫЙ ДОМ"