г. Владимир |
|
14 февраля 2022 г. |
Дело N А11-9046/2021 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Гущиной А.М.,
без вызова сторон,
рассмотрел апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ярославской области на решение Арбитражного суда Владимирской области от 23.11.2021 по делу N А11-9046/2021,
принятое в порядке упрощенного производства по заявлению Государственного учреждения - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Ярославской области о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Объединенные кондитеры" (ОГРН 1027705027360, ИНН 7705475711) 37 715 руб. 52 коп.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Государственное учреждение - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Ярославской области (далее - Учреждение) обратилось в суд с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Объединенные кондитеры в г.Владимире" (далее - Общество, страхователь) 37 715 руб. 52 коп., составляющих сумму излишней выплаты страховой пенсии Сушининой Светлане Олеговне (далее - Сушинина С.О.) за период с 01.02.2019 по 31.03.2020.
Сушинина С.О. являлась работником Общества и получателем пенсии по старости с 09.07.2013.
В связи с отсутствием сведений по форме СЗВ-М за февраль 2019 года на Сушинину С.О. (как о работающем лице) Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Рыбинске 17.04.2019 принято решение о выплате Сушининой С.О. пенсии с 01.02.2019 с учетом индексации.
Сведения по форме СЗВ-М за февраль 2019 года представлены Обществом лишь 04.02.2020, то есть с нарушением срока, установленного действующим законодательством (не позднее 15.03.2019).
В этой связи Учреждением 20.03.2020 вынесено решение о выплате пенсии Сушининой С.О. без учета индексации с 01.02.2019.
В результате несвоевременного предоставления страхователем сведений Учреждением выявлен факт излишней выплаты страховой пенсии Сушининой С.О. за период с 01.02.2019 по 31.03.2020 в сумме 37 715 руб. 52 коп.
В адрес Общества письмом от 25.05.2020 направлена информация о наличии переплаты, образовавшейся в связи с несвоевременным предоставлением сведений.
Поскольку Обществом излишне выплаченные суммы добровольно не возвращены, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 226 - 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в порядке упрощенного производства.
Решением от 23.11.2021 Арбитражный суд Владимирской области произвел замену Государственного учреждения - Центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Ярославской области его процессуальным правопреемником - Государственным учреждением - Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Ярославской области в связи с реорганизацией в форме присоединения, а также частично удовлетворил требования Учреждения и взыскал с Общества в пользу Учреждения убытки в сумме 8025 руб., возникшие вследствие несвоевременного представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении Сушининой С.О. В удовлетворении остальной части требований Учреждению отказано.
Учреждение обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.
Заявитель жалобы настаивает на том, что формы РСВ-1, представляемые в налоговый орган, не являются официальным документом, подтверждающим факт трудоустройства пенсионера. Учреждение основывается на информации, представляемой работодателем по форме СЗВ-М. По мнению Учреждения, закон не обязывает органы Пенсионного фонда производить проверки и направлять запросы в налоговый орган о предоставлении информации по форме РСВ-1.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просило решение суда первой инстанции оставит без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
На основании части 1 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ) пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Согласно части 3 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом N 167-ФЗ, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
В силу части 4 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом N 167-ФЗ, в целях реализации положений частей 1 - 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В части 6 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ установлено, что решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ).
В соответствии с частью 7 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи.
В случае возобновления работы и (или) иной деятельности пенсионерами после осуществления индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона страховая пенсия, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности (часть 8 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ).
Согласно статье 28 Федерального закона N 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования (часть 1).
В случае если представление недостоверных сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2).
В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 упомянутой статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 3).
В случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1 -го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка (часть 4).
Излишне выплаченные пенсионеру суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) в случаях, предусмотренных частями 2 - 4 названной статьи, определяются за период, в течение которого выплата указанных сумм производилась пенсионеру неправомерно, в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения (часть 5).
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Таким образом, лицо, требующее возмещения ущерба, должно доказать противоправность поведения причинителя вреда, его вину, наличие и размер убытков, а также причинно-следственную связь между допущенным нарушением и возникшими убытками. При этом отсутствие одного из перечисленных условий влечет отказ в удовлетворении требования о взыскании убытков.
Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что излишняя выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) Сушининой С.О. в размере 37 715 руб. 52 коп. за период с 01.02.20219 по 31.03.2020 обусловлена несвоевременным предоставлением Обществом в Учреждение сведений персонифицированного учета по форме СЗВ-М за февраль 2019 года.
Так, сведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М за февраль 2019 года в отношении названного застрахованного лица представлены Обществом лишь 04.02.2020.
Вместе с тем, как верно отметил суд первой инстанции, Федеральный закон от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий", которым внесены изменения, в том числе в Федеральный закон N 400-ФЗ, возлагает обязанности не только на страхователя, но и предписывает Учреждению ежемесячно уточнять факт осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности (часть 4 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ), и принимать в зависимости от этого решение о выплате индексации или о прекращении ее выплаты.
Из материалов дела усматривается, что Обществом в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 12 по Владимирской области 30.04.2019 в электронном виде представлены сведения по форме РСВ-1 за 1 квартал 2019 года (в которой указаны сведения на Сушинину С.О. относительно сумм выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физического лица всего с начала расчетного периода).
Согласно пункту 1 статьи 11.1 Федерального закона N 27-ФЗ налоговый орган не позднее 5 рабочих дней со дня получения сведений от страхователя в форме электронного документа, а на бумажном носителе не позднее 10 рабочих дней со дня получения сведений от страхователя представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в том числе сведения о сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование; начисленных и уплаченных сумм страховых взносов.
Согласно пункту 35 главы III Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н (действовавшей в спорный период времени), территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации проверяет индивидуальные сведения и вносит их на лицевые счета застрахованных лиц ежеквартально - в течение месяца со дня получения территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации сведений, представленных налоговым органом в соответствии со статьей 11.1 Федерального закона N 27-ФЗ.
Выплата пенсии с учетом индексации произведена пенсионеру за период с 01.02.2019 по 30.04.2019 в мае 2019 года по платежному документу от 26.04.2019 (история выплаты за период с 01.02.2019 по 31.03.2020), размер доплаты составил 8025 руб.
В рассматриваемом случае проверка отчетности по форме РСВ-1 за 1 квартал 2019 года, представленная Обществом 30.04.2019, и ее сопоставление с ежемесячной отчетностью позволяли Учреждению прекратить с июня 2019 года необоснованные выплаты Сушининой С.О. индексации к пенсии за последующие периоды (с мая 2019 года по март 2020 года) в соответствии с частью 4 статьи 28 Федерального закона N 400-ФЗ, поскольку в графе 200 "Код категории застрахованного лица" подраздела 3.2.1 "Сведения о сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физического лица" расчета РСВ-1 в отношении Сушининой С.О. был указан код "НР" (наемный работник) во всех трех месяцах отчетного периода, включая февраль 2019 года (т.1 л.д.54-55).
Форма расчета по страховым взносам и порядок ее заполнения в спорный период были утверждены Приказом ФНС России от 18.09.2019 N ММВ-7-11/470@.
Поскольку Учреждением после получения отчетности по форме РСВ-1 за 1 квартал 2019 года в мае 2019 года не предпринято никаких мер для уточнения сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении Сушининой С.О., причинно-следственная связь между действиями (бездействием) Общества и излишне выплаченной пенсией за период с мая 2019 года по март 2020 отсутствует.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требование Учреждения о взыскании с Общества убытков в сумме 8025 руб. за период с 01.02.2019 по 30.04.2019.
В остальной части в удовлетворении требований судом правомерно отказано.
Первый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы по приведенным в ней доводам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Учреждение от уплаты государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы освобождено.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 23.11.2021 по делу N А11-9046/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Судья |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-9046/2021
Истец: ГУ Центрпо выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда РФ в Ярославской области
Ответчик: ООО "Объединенные кондитеры" в лице филиала "Объединенные кондитеры" в г.Владимире