г. Москва |
|
16 февраля 2022 г. |
Дело N А40-211234/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 февраля 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Попова В.И.,
судей: |
Никифоровой Г.М., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Системы для микроскопии и анализа" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.11.2021 по делу N А40-211234/21 принятое
по заявлению ООО "Системы для микроскопии и анализа" к ИФНС России N 31 по г. Москве
об оспаривании решения, об обязании
при участии:
от заявителя: |
Мелехина В.С. по доверенности от 28.09.2021; |
от заинтересованного лица: |
Безносов Д.Г. по доверенности от 19.04.2021; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Системы для микроскопии и анализа" (далее- заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным решения об отказе о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, об обязании произвести зачет уплаченных в бюджет пени.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 26.11.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, Общество подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме по основаниям, изложенным в жалобе.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, решение просил отменить.
Представитель налогового органа возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, решение просил оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзывов, считает, что оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется, исходя из следующего.
Обращаясь в суд Заявитель сослался на следующие фактические обстоятельства дела.
Обществом 27.07.2020 подана налоговая декларация по налогу на прибыль организаций за 1 квартал 2020 года, в соответствии с которой, сумма налога, подлежащая зачислению в федеральный бюджет составила 212 648 руб. 00 коп., подлежащая зачислению в бюджет субъекта РФ 1 205 006 руб. 00 коп.
Налоговая декларация, в силу пункта 3 Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики", в соответствии с которым срок предоставления налогоплательщиками налоговых деклараций продлен на 3 месяца, сдана своевременно.
При этом, авансовые платежи подлежали уплате 12.05.2020, 28.05.2020, 29.06.2020. Однако общество сослалось на то, что не имело возможности уплатить авансовые платежи без расчета, поскольку срок представления декларации по налогу на прибыль, перенесен на 3 месяца.
Из поданной декларации следовало, что сумма налога, уплаченная в федеральный бюджет подлежит уменьшению на 27 425 руб. 00 коп., а сумма налога, уплаченная в бюджет субъекта РФ, подлежит уменьшению на 155 410 руб. 00 коп.
Общий размер переплаты по налогу на прибыль организаций по состоянию на 27.07.2020, возникший в результате оплаты авансовых платежей, рассчитанных и уплаченных на основании налоговой декларации за 2019 год, составил 1 391 447 руб.
Следовательно, по мнению заявителя, на момент проведения налоговой проверки и на дату вынесения решения, инспекция уже располагала информацией о наличии у него переплаты по налогу на прибыль, которая превосходит размер пени.
Ответчиком 29.04.2021 вынесено оспариваемое решение N 1409 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которого начислены пени в размере 81 756 руб. 10 коп. по налогу на прибыль организаций за 3 месяца 2020 года за неуплату авансовых платежей по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет в размере 12 236 руб. 39 коп., по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджеты субъектов Российской Федерации в размере 69 519 руб. 71 коп.
Общество оспорило указанное решение в вышесторящий орган, Решением УФНС по г.Москве от 30.08.2021 N 2110/129552@ жалоба оставлена без удовлетворения, что послужило основанием для обращения с настоящим заявлением в суд.
Поддерживая выводы суда первой инстанции и, отклоняя доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает необходимым отметить следующее.
Согласно статье 286 НК РФ налог определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, определяемой в соответствии со статьей 274 НК РФ.
По итогам каждого отчетного (налогового) периода налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода.
Приказом ФНС России от 23.09.2019 N ММВ-7-3/475@ "Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, Порядка ее заполнения" утвержден Порядок заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций (далее - Порядок).
Пунктом 5.8 Порядка установлено, что организации, уплачивающие авансовые платежи не позднее 28-го числа каждого месяца, с последующими расчетами в декларациях за соответствующий отчетный период, по строкам 210 - 230 листа 02 указывают суммы исчисленных авансовых платежей согласно декларации за предыдущий отчетный период данного налогового периода и суммы ежемесячных авансовых платежей, причитавшихся к уплате 28-го числа каждого месяца последнего квартала отчетного периода.
При расчете строки 210 листа 02 декларации за 1 квартал 2020 учитываются начисленные суммы ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль согласно данным декларации за предыдущий отчетный период (стр. 290 листа 02 НД за 9 месяцев 2019).
В строках 290- 310 листа 02 декларации отражается сумма ежемесячных авансовых платежей, подлежащих к уплате в квартале, следующем за отчетным периодом, за который представлена декларация (п. 5.14 Порядка).
При расчете строки 290 листа 02 декларации за 1 квартал 2020 учитываются начисленные суммы авансовых платежей по налогу на прибыль организаций согласно данным строки 180 этой декларации.
Показатель стр. 290 равен сумме показателей строк 120, 130, 140, 220, 230, 240 подраздела 1.2 Раздела 1.
В данном случае, обществом неверно исчислены строки 210 и 290 листа 02 и, соответственно, разделы 1.1 и 1.2 к листу 02.
Таким образом, выводы Инспекции, изложенные в решении об установлении завышения сумм авансовых платежей (подраздела 1.1 раздела 1) за 1 квартал 2020 в размере 137 768 руб., а также занижения сумм ежемесячных авансовых платежей (подраздела 1.2 Раздела 1) по налогу на прибыль организаций на 2 квартал 2020 года в размере 1 417 654 руб. являются обоснованными.
Сумма доначисленных авансовых платежей составилат 1 417 654 руб., в том числе, на 2 квартал 2020 года: федеральный бюджет - 212 648 руб., бюджет субъекта РФ -1 205 006 руб.
Сумма уменьшенных авансовых платежей составила 137 768 руб., в том числе, за 1 квартал 2020: федеральный бюджет - 20 665 руб., бюджет субъекта РФ - 117 103 руб.
В отношении довода общества о невозможности точного определения суммы авансовых платежей на 2 квартал 2020 года из-за переноса срока представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 1 квартал 2020 года судом верно установлено следующее.
В целях обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции Федеральным законом от 01.04.2020 N 102-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее- Федеральный закон N 102-ФЗ) Правительству Российской Федерации предоставлены дополнительные полномочия по изданию в 2020 году нормативных правовых актов по отдельным вопросам налогового регулирования.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" (далее- Постановление N 409), принятым на основании подпункта "б" пункта 1 статьи 1 Федерального закона N 102-ФЗ, предусмотрено для организаций и индивидуальных предпринимателей, занятых в сферах деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, и включенных по состоянию на 1 марта 2020 года в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, продление установленных законодательством о налогах и сборах сроков уплаты, в том числе авансовых платежей по налогам.
Перечень отраслей, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции".
Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, основным видом деятельности общества является "Научные исследования и разработки в области естественных и технических наук".
При этом, деятельность по коду Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД) 72.19 "Научные исследования и разработки в области естественных и технических наук" в перечне не поименована.
Учитывая, что деятельность общества согласно ОКВЭД не отнесена к наиболее пострадавшим отраслям экономики, мера поддержки в виде продления сроков уплаты ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль организаций на общество не распространяется.
Одновременно пунктом 3 Постановления N 409 для всех налогоплательщиков (налоговых агентов) продлен на 3 месяца срок представления налоговых деклараций (за исключением налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость), срок подачи которых приходится на март - май 2020 года.
Вместе с тем, данная мера поддержки, установленная указанным пунктом Постановления N 409, не предусматривает переноса сроков уплаты налогов.
Таким образом, общество обязано было уплачивать ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль организаций на 2 квартал 2020 года в общеустановленном порядке.
Кроме того, суд при рассмотрении спора обоснованно исходил из того, что согласно п.2 ст.44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога: на основании самостоятельно исчисленного к уплате налога в налоговой декларации (расчете) за соответствующий налоговый или отчетный период либо на основании принятого по результатам налоговой проверки (выездной или камеральной) решения о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности, по результатам которой налогоплательщику начислен налог за определенный налоговый (отчетный) период.
В соответствии со ст.69 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, в порядке и сроки, установленные ст.70 НК РФ, а также основанием для взыскания суммы недоимки согласно ст.46 НК РФ.
При таких обстоятельствах, суд пришел к верному выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого решения незаконным и проведении зачета уплаченных в бюджет пени.
Обществом в апелляционной жалобе не приведено законных оснований, опровергающих данные выводы суда.
Иные доводы, приведенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой представленных в дело доказательств и иным толкованием норм материального права, не свидетельствует о наличии оснований для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции.
Судебные расходы распределяются в порядке ст.110 АПК РФ.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 26.11.2021 по делу N А40-211234/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.И. Попов |
Судьи |
Г.М. Никифорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-211234/2021
Истец: ООО "СИСТЕМЫ ДЛЯ МИКРОСКОПИИ И АНАЛИЗА"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ N 31 ПО ЗАПАДНОМУ АДМИНИСТРАТИВНОМУ ОКРУГУ Г. МОСКВЫ