г. Санкт-Петербург |
|
17 февраля 2022 г. |
Дело N А56-61808/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 февраля 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Черемошкина В.В.
судей Зайцева Е.К., Слобожанина В.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Васильевой Я.А.
при участии:
от взыскателя: Зуев А.А. (решение N 1/Д от 19.11.2020)
от заинтересованного лица: 1) Бурлакова Е.А. (доверенность от 09.02.2022);
2) Чернышова Т.Д. (доверенность от 04.02.2022)
от 3-го лица МИФНС N 18 по Санкт-Петербургу - Гильманова Р.Р. (доверенность от 24.05.2021)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ( 13АП-43376/2021) общества с ограниченной ответственностью "Панорама" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.12.2021 по делу N А56-61808/2021 (судья Жбанов В.Б.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Панорама"
к заинтересованному лицу: МИФНС N 15 по Санкт-Петербургу
3-и лица: 1) МИФНС N 9 по Санкт-Петербургу; 2) МИФНС N 18 по Санкт-Петербургу;
о признании,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Панорама" (далее - заявитель, ООО "Панорама") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N 15 по Санкт-Петербургу (далее - заинтересованное лицо, Регистрирующий орган) с заявлением, в котором просит:
- признать недействительным решение МИФНС N 15 по Санкт-Петербургу N 294037А от 15.01.2021 об отказе в государственной регистрации;
- обязать МИФНС N 15 по Санкт-Петербургу внести в ЕГРЮЛ запись о составлении промежуточного ликвидационного баланса ООО "Панорама" (ИНН 7840045144);
- признать недействительным решение МИФНС N 15 по Санкт-Петербургу N 298890А от 15.01.2021 об отказе в государственной регистрации;
- обязать МИФНС N 15 по Санкт-Петербургу внести в ЕГРЮЛ запись о ликвидации ООО "Панорама".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: 1) МИФНС N 9 по Санкт-Петербургу; 2) МИФНС N 18 по Санкт-Петербургу.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.12.2021 в удовлетворении требований отказано.
С указанным решением суда не согласился заявитель (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апеллянт указывает на то, что поскольку регистрационный орган не располагал сведениями о выездной налоговой проверке, им необоснованно отказано в государственной регистрации ООО "Панорама".
Заинтересованные лица, в отзывах на апелляционную жалобу, просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из письменных материалов дела, 28.09.2020 за ГРН 2207804585415 в ЕГРЮЛ были внесены сведения о принятии ООО "Панорама" решения о ликвидации и назначении ликвидатора.
Сведения о начале процедуры ликвидации ООО "Панорама" были опубликованы в журнале "Вестник государственной регистрации" Часть 1 N 40(807) от 07.10.2020 / 1330 с информацией о том, что требования кредиторов могут быть направлены в течение 2-х месяцев с момента опубликования сообщения.
10.12.2020 за вх.N 294037А в Регистрирующий орган в отношении ООО "Панорама" (ОГРН - 1167847058323) был представлен установленный п. 3 ст. 20, Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - закон N 129-ФЗ) комплект документов с заявлением по форме N Р15016 о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
В связи с тем, что по состоянию на 17.12.2020 Регистрирующий орган располагал информацией о включении ООО "Панорама" в план выездных налоговых проверок, было принято решение N 294037А от 17.12.2020 о приостановлении государственной регистрации для проверки достоверности включаемых в ЕГРЮЛ сведений (л.д. 13).
29.12.2020 на основании ст. 89 НК РФ Межрайонной ИФНС России N 9 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) было принято решение N 6/15 о назначении выездной налоговой проверки в отношении ООО "Панорама" по всем налогам, сборам и страховым взносам за период с 01.01.2017 по 28.09.2020 (л.д. 78)
По состоянию на 15.01.2021 Регистрирующий орган располагал информацией о том, что 29.12.2020 Межрайонной ИФНС России N 9 по Санкт-Петербургу было принято решение N 6/15 о назначении выездной налоговой проверки в отношении ООО "Панорама", что в свою очередь явилось основанием для отказа в государственной регистрации, предусмотренном пп. "х" п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ.
Ссылаясь на незаконность действий МИФНС N 15 по Санкт-Петербургу, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Повторно рассмотрев дело по правилам статьи 268 АПК РФ, исследовав письменные доказательства и доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Требование о признании незаконными действий и решений органов, осуществляющих публичные полномочия, может быть удовлетворено при наличии совокупности обстоятельств: несоответствия ненормативного правового акта закону и нарушения этим актом прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, регулируются Законом N 129-ФЗ.
В силу статьи 1 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506, ФНС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств. Порядок государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией установлен главой VII Закона N 129-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом (пункт 3 статьи 62 ГК РФ).
Статьей 63 ГК РФ предусмотрено, что ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица (пункт 1).
После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица (пункт 2).
Основания, по которым допускается отказ в государственной регистрации, установлены статьей 23 Закона N 129-ФЗ, их перечень является исчерпывающим.
Согласно пп. "х" п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае несоблюдения установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры ликвидации или реорганизации юридического лица, а также иных требований, установленных Законом N 129-ФЗ в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что документы, представленные для государственной регистрации ООО "Панорама", в связи с ликвидацией не могут рассматриваться как надлежащим образом оформленные, а установленный законодательством Российской Федерации порядок проведения процедуры ликвидации юридического лица, соблюденным.
Факт представления ООО "Панорама" для государственной регистрации ликвидации юридического лица ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица, размер обязательств перед кредиторами и неисполненной налоговой обязанности подтверждается актом налоговой проверки N 6-15/2021 от 22.10.2021 (л.д. 84).
Вопреки доводам апеллянта, в нарушение статьи 65 АПК РФ заявителем не представлено доказательств того, что у налогового органа не имелось оснований, для принятия решения о приостановлении ликвидации юридического лица и решения об отказе в государственной регистрации ликвидации ООО "Панорама".
Как следует из материалов дела, 29.12.2020 на основании ст. 89 НК РФ МИФНС России N 9 по Санкт-Петербургу было принято решение N 6/15 о назначении выездной налоговой проверки в отношении ООО "Панорама" по всем налогам, сборам и страховым взносам за период с 01.01.2017 по 28.09.2020.
В силу абзаца 2 пункта 5 статьи 20 Закона N 129-ФЗ в случае принятия решения о проведении выездной налоговой проверки в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, а также в случае вступления в силу итогового документа по результатам данной выездной налоговой проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налоговый орган сообщает об этом в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, в течение пяти рабочих дней.
17.12.2021 и 23.12.2020 Регистрирующим органом в соответствии с пунктом 4.4 статьи 9 Закона N 129-ФЗ были приняты решения N294037А и N298890А о приостановлении государственной регистрации (по комплекту документов вх. N294037А от 10.12.2020, вх. N298890А от 16.12.2020) для проверки достоверности включаемых в ЕГРЮЛ сведений, поскольку Регистрирующий орган располагал информацией о включении ООО "Панорама" в план выездных налоговых проверок (л.д. 13, 20).
Таким образом, Регистрирующий орган, вынося обжалуемые решения, воспользовался правом, предоставленным ему Федеральным законом N 129-ФЗ.
В силу того, что по результатам налоговой проверки, оформленной актом N 6-15/2021 от 22.10.2021, было установлено, что представленный ООО "Панорама" для государственной регистрации ликвидации юридического лица ликвидационный баланс, не отражает действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица, размер обязательств перед кредиторами и неисполненной налоговой обязанности, решения от 15.01.2021 N 294037А и N 298890А Регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации ликвидации ООО "Панорама" (л.д. 14, 21) являются законными и обоснованными.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не нашли своего подтверждения в ходе апелляционного обжалования, в силу чего, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, отмене не подлежит. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.12.2021 по делу N А56-61808/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.В. Черемошкина |
Судьи |
Е.К. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-61808/2021
Истец: ООО "ПАНОРАМА"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 15 ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ
Третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 18 по Санкт-Петербургу, МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 9 ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ