г. Владимир |
|
15 февраля 2022 г. |
Дело N А39-5699/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.02.2022.
Полный текст постановления изготовлен 15.02.2022.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ювента" на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 18.11.2021 по делу N А39-5699/2021,
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ювента" (ИНН 1327007912, ОГРН 1091327000258) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Мордовия от 02.02.2021 N 182.
В судебном заседании приняли участие представители:
Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саранска - Логинов Ю.Ю. по доверенности от 20.01.2022 сроком действия 1 год.
Управления Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия - Логинов Ю.Ю. по доверенности от 10.01.2022 сроком действия до 31.12.2022.
общества с ограниченной ответственностью "Ювента" - Еремеева Е.А. по доверенности от 01.03.2021 сроком действия 1 год.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Мордовия (далее - Инспекция, налоговый орган) вынесено решение о взыскании налога, сбора, страховых взносов пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) от 02.02.2021 N 182 на общую сумму 46 270 700 руб. 81 коп., в том числе налогов в сумме 32 902 185 руб. 69 коп., пеней в сумме 11 448 510 руб. 12 коп., штрафов в сумме 1 920 005 руб. в отношении общества с ограниченной ответственностью "Ювента" (далее - Общество, налогоплательщик).
Общество обжаловало названное решение в вышестоящий налоговый орган. Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия (далее - Управление) от 21.05.2021 N 13-19/05785 жалоба Общества оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением Инспекции, Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании недействительным решения Инспекции от 02.02.2021 N 182.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление.
Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 18.11.2021 в удовлетворении заявленного требования Обществу отказано.
Общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.
Заявитель апелляционной жалобы настаивает на том, что требования об уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов от 07.12.2020 N 41222, от 07.12.2020 N 41257 были выставлены с существенным нарушением сроков, а потому являются недействительными, следовательно, их неисполнение не может являться основанием для вынесения обжалуемого решения.
Общество считает, что нарушение налоговым органом в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных статьями 100, 101, 70 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ), привело к истечению сроков на принудительное взыскание налогов, пеней, штрафов с Общества, следовательно, решение Инспекции от 02.02.2021 N 182 о взыскании налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов за счет имущества налогоплательщика вынесено с нарушением требований НК РФ.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители Инспекции в судебном заседании поддержали позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Представитель Управления в судебном заседании поддержал позицию Инспекции.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В силу пункта 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном НК РФ (пункт 2 статьи 45 НК РФ).
В пункте 1 статьи 46 НК РФ установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя на счетах в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя (пункт 2 статьи 46 НК РФ).
Согласно пункту 3 статьи 46 НК РФ решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.
При недостаточности или отсутствии денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо его электронных денежных средств или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств, налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 НК РФ (пункт 7 статьи 46 НК РФ).
В силу пункта 1 статьи 47 НК РФ решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога или сроков, указанных в абзацах третьем и четвертом пункта 3 статьи 46 настоящего Кодекса. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, принятое после истечения указанных сроков, считается недействительным и исполнению не подлежит.
Как разъяснено Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 31 постановления от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 100, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пунктами 1, 6, 10 статьи 101.4, пунктом 3 статьи 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), статьей 70 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами НК РФ. Однако соответствующие доводы о несоблюдении указанных сроков могут быть заявлены налогоплательщиком в суде только в рамках оспаривания либо требования об уплате налога, пеней и штрафа, направленного ему на основании статьи 70 НК РФ, либо решения о взыскании налога, пеней, штрафа, принятого в соответствии со статьей 46 НК РФ, либо в качестве возражений на иск, предъявленный налоговым органом по правилам статьи 46 НК РФ.
В силу пункта 6 статьи 89 НК РФ выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев.
Основания приостановления проведения выездной налоговой проверки указаны в пункте 9 статьи 89 НК РФ.
Согласно подпункту 1 пункта 9 статьи 89 НК РФ руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для истребования документов (информации) в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 НК РФ.
Положениями статей 100, 101 НК РФ определен порядок оформления результатов налоговой проверки, составления и вручения составленного по ее результатам акта проверки, рассмотрения материалов проверки.
По результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки (пункт 1 статьи 100 НК РФ).
На основании пункта 5 статьи 100 НК РФ акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем), если иное не предусмотрено данным пунктом.
Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям (пункт 6 статьи 100 НК РФ).
В силу пунктов 1, 6, 9 статьи 101 НК РФ акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 НК РФ.
На основании пунктов 4, 6 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования.
В соответствии с пунктом 2 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения, если иное не предусмотрено НК РФ.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок взыскание налога производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 НК РФ.
Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что на основании решения Инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Саранска (далее - ИФНС России по Ленинскому району г. Саранска) от 15.08.2018 N 10-04 проведена выездная налоговая проверка Общества по всем налогам и сборам за период с 01.01.2015 по 31.12.2017, по результатам которой составлен акт выездной налоговой проверки от 14.08.2019 N 10-03.
Сведения о внесении изменений в решение о проведении выездной налоговой проверки, о продлении срока проведения выездной налоговой проверки, приостановлении и возобновлении проведения выездной налоговой проверки приведены в справке о проведенной выездной налоговой проверки проверке от 12.04.2019 N 10-02.
В соответствии с указанной справкой налоговая проверка начата 15.08.2018, приостановлена с 11.09.2018 по 11.03.2019 для истребования документов (информации) на основании пункта 1 статьи 93.1 НК РФ, окончена 12.04.2019.
На основании решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля от 16.10.2019 N 10-04 в срок с 16.10.2019 по 16.11.2019 проведены дополнительные мероприятия налогового контроля, по результатам которых составлены дополнения к акту проверки от 06.12.2019 N 10-03/2.
Обществом на акт проверки 02.10.2019 представлены письменные возражения, 14.01.2020 представлены письменные возражения на дополнение к акту проверки.
По результатам рассмотрения 15.01.2020 в присутствии директора Общества акта, дополнений к акту, материалов выездной налоговой проверки, возражений налогоплательщика ИФНС России по Ленинскому району г. Саранска принято решение от 20.07.2020 N 02-17/04 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым налогоплательщику предложено уплатить доначисленные суммы по налогам в размере 32902589 руб., по пеням в размере 10 714 449 руб., по штрафам в размере 1 920 005 руб., в общей сумме 45 537 043 руб.
Указанное решение обжаловано Обществом в вышестоящий налоговый орган.
Решением Управления от 03.12.2020 N 13-19/12292 апелляционная жалоба Общества оставлена без удовлетворения.
Решение ИФНС России по Ленинскому району г. Саранска от 20.07.2020 N 02-17/04 вступило в силу 03.12.2020.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра налогоплательщиков Общество в период с 05.09.2018 по 28.12.2020 состояло на учете в Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Саранска (далее - ИФНС России по Октябрьскому району г. Саранска).
ИФНС России по Октябрьскому району г. Саранска 07.12.2020 в адрес налогоплательщика по телекоммуникационным каналам связи направлены требование N 41222 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 07.12.2020 на сумму пеней в размере 734 061 руб. 12 коп, требование N 41257 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 07.12.2020 на сумму недоимки в размере 32 902 185 руб. 69 коп., пеней в размере 10 714 449 руб., штрафа в размере 1 920 005 руб., со сроком исполнения до 12.01.2021.
Таким образом, требования N 41222 и N 41257 по состоянию на 07.12.2020 выставлены в течение 20 дней с даты вступления в силу решения от 20.07.2020 N 02-17/04, то есть с соблюдением срока, предусмотренного пунктом 2 статьи 70 НК РФ.
Указанные требования получены Обществом 07.12.2020, 08.12.2020.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра налогоплательщиков Общество с 29.12.2020 состоит на учете в ИФНС России по Ленинскому району г. Саранска, в связи с чем дальнейшие меры по принудительному взысканию задолженности принимались ИФНС России по Ленинскому району г. Саранск связи с изменением места нахождения налогоплательщика.
На основании положений статьи 46 НК РФ ИФНС России по Ленинскому району г. Саранска вынесено решение от 22.01.2021 N 80 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) в банках, а также электронных денежных средств в общей сумме 46 270 700 руб. 81 коп.
Данное решение направлено в адрес налогоплательщика посредством почтовой связи, что подтверждается почтовым реестром от 27.01.2021 об отправке почтового отправления с идентификатором N 43093155748007.
По информации с официального сайта Почта России направленное в адрес Общества почтовое отправление N 43093155748007 прибыло в место вручения 28.01.2021, а 01.04.2021 уничтожено в связи с истечением срока хранения.
Одновременно с принятием решения о взыскании от 22.01.2021 N 80 налоговым органом направлены поручения на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика в банке, а также на основании пункта 1 статьи 76 НК РФ принято решение от 22.01.2021 N 49 о приостановлении операций по счетам.
На основании приказа Управления от 27.04.2017 N 01-08-05/0101@ функции по применению положений статьи 47 НК РФ с 01.05.2017 переданы в Инспекцию.
В соответствии со статьей 47 НК РФ Инспекцией вынесены решение от 02.02.2021 N 182 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика и постановление от 02.02.2021 N 148 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика на общую сумму 46 270 700 руб. 81 коп., направленное для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
В настоящем деле в качестве основания для оспаривания решения Инспекции от 02.02.2021 N 182 Обществом указано на нарушение процедуры его принятия, а не на правомерность доначисления сумм налогов, пени, штрафов.
Оспаривая законность решения Инспекции от 02.02.2021 N 182, вынесенного в порядке статьи 47 НК РФ, Общество указало на пропуск налоговым органом процессуальных сроков, регламентированных НК РФ, на проведение проверки, оформление ее результатов, рассмотрение дел о налоговых нарушениях, что повлекло нарушение срока взыскания доначисленных сумм в принудительном порядке.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 05.07.2021 N 307-ЭС21-2135 по делу N А21-10479/2019, при проверке соблюдения сроков принудительного внесудебного взыскания оценке подлежит своевременность действий налогового органа на стадии исполнения решения, вынесенного по результатам налоговой проверки (после вступления в силу решения и получения реальной возможности его исполнения), которая начинается с выставления требования об уплате налога.
Превышение длительности производства по делу о нарушении законодательства о налогах (совершение определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля с нарушением сроков) само по себе не лишает налоговый орган права на принятие мер внесудебного взыскания, предусмотренных статьями 46 - 47 НК РФ.
С учетом вышеприведенных правовых позиций проверке подлежат сроки на принудительное взыскание налоговой задолженности, начало течения которых связано с выставлением требования, поскольку выставление требования об уплате задолженности по обязательным платежам является начальной стадией процесса ее принудительного взыскания в порядке, предусмотренном положениями статей 46 и 47 НК РФ.
Принимая во внимание, что решение по налоговой проверке от 20.07.2020 N 02-17/04 вступило в силу 03.12.2020, продолжительность процедуры взыскания, предусмотренная положениями статей 69, 70, 46, 47 НК РФ, определяется совокупностью следующих процессуальных сроков: направление требования об уплате - не позднее 23.12.2020 (03.12.2020 + 20 дней); срок уплаты по требованию - не позднее 12.01.2021 (23.12.2020 + 6 дней на получение + 8 дней на исполнение); принятие решения о взыскании за счет денежных средств на банковских счетах в порядке статьи 46 НК РФ - не позднее 12.03.2021 (12.01.2021 + 2 месяца); принятие решения о взыскании за счет имущества налогоплательщика в порядке статьи 47 НК РФ - не позднее 12.01.2022 (12.01.2021 + 1 год).
Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что процедура принудительного взыскания обязательных платежей с Общества осуществлена Инспекцией с соблюдением порядка и сроков, установленных НК РФ.
Суд апелляционной инстанции считает необходимым также отметить, что исчисление сроков с учетом позиции Общества также не свидетельствует о пропуске Инспекцией совокупного срока принудительного взыскания обязательных платежей. Как считает Общество, требование об уплате должно быть выставлено не позднее 28.02.2020, следовательно, предельным сроком для вынесения решения в порядке статьи 47 НК РФ является 20.03.2021 (28.02.2020 +6+8+ 1 год). Оспоренное в настоящем деле решение вынесено Инспекцией 02.02.2021.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспоренное решение Инспекции не противоречит действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя апелляционной жалобы.
В этой связи суд первой инстанции правильно отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы по приведенным в ней доводам.
Арбитражный суд Республики Мордовия полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся Общество.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 18.11.2021 по делу N А39-5699/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ювента" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-5699/2021
Истец: ООО "Ювента"
Ответчик: межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N1 по Республике Мордовия
Третье лицо: Первый арбитражный апелляционный суд, Управление Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия