г. Москва |
|
16 февраля 2022 г. |
Дело N А40-99832/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 февраля 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Проценко А.И.,
судей Левченко Н.И., Валюшкиной В.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Воронкиным Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского имущества г. Москвы, Правительство Москвы на решение Арбитражного суда г. Москвы от 01.11.2021 по делу N А40-99832/21 по иску ООО "СМУ-12 Метростроя" (ИНН 7710261722, ОГРН 1037710019621) к Департаменту городского имущества г. Москвы (ИНН 7701319704, ОГРН 1037739510423) третье лицо: Правительство Москвы о признании права на имущественную поддержку в виде установленной льготной ставки,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Михайлова Т.И. по доверенности от 01.12.2021, диплом номер 107304 0001194 от 28.06.2014,
от ответчика и от третьего лица: Ладугина Е.Д. по доверенностям от 13.12.2021 и от 02.11.2021, диплом N 107724 3794594 от 05.07.2018;
УСТАНОВИЛ:
ООО "СМУ-12 Метростроя" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Департаменту городского имущества г. Москвы:
-о признании права на имущественную поддержку в виде установления льготной ставки арендной платы в размере 4 750 руб. в год за 1 кв.м. в отношении помещения, арендуемого по договору аренды N 01-00916/02 от 31.10.2002 г. в период с 01.01.2021 по 31.12.2021;
-об обязании произвести перерасчет арендной платы по Договору аренды N 01-00916/02 от 31.10.2002 г. в период с 01.01.2021 по 31.12.2021 исходя из ставки арендной платы в размере 4 750 за кв.м. в год;
-о расторжении Договора аренды объекта нежилого фонда находящегося в собственности города N 01-00916/02 от 31.10.2002 г., расположенного по адресу: г. Москва, ул. Лесная, д.1/2, площадью 56,5 кв.м. в части арендуемой площади, прекратив аренду помещения - эт. 3 пом. 30, площадью 24,9 кв.м. с кадастровым номером 77:01:0004016:4536.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 01 ноября 2021 года исковые требования удовлетворены частично.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, поскольку выводы суда не соответствуют материалам дела, кроме того, судом нарушены нормы материального права и процессуального права при принятии решения по делу.
Представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель истца в судебном заседании против доводов жалобы возражал, отзыв на жалобу не направил.
Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 01 ноября 2021 года на основании следующего.
Как следует из материалов дела, между Департаментом городского имущества г. Москвы (арендодатель) и ООО "СМУ-12 Метростроя" (арендатор) заключен Договор аренды объекта нежилого фонда, помещений, общей площадью 122,3 кв.м., расположенных по адресу: г. Москва, ул. Лесная, д.1/2, находящегося в собственности города Москвы N 01-00916/02 от 31.10.2002 г.
Согласно п. 2.1 договора срок действия договора установлен до 01.01.2015.
Указанный договор заключен без проведения торгов и в установленном законом порядке прошел государственную регистрацию в органах государственного учета, о чем внесена запись в ЕГРН.
Дополнительным соглашением от 10.04.2020 к указанному договору, изменен предмет Договора в связи с переходом права собственности на часть арендуемого имущества, с 12.12.2017 договор N 01-00916/02 от 31.10.2002 г. считается измененным в части арендуемой площади с 122,3 кв.м. на 56 кв.м.
В п. 2.3 договора установлено, что, если арендатор продолжает пользоваться объектом аренды после истечения срока действия договора аренды при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.
В силу ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Положениями ст. 614 ГК РФ установлена обязанность арендатора по своевременному внесению платы за пользование имуществом (арендной платы).
В п. 5.4 Договора установлено, что арендная плата по постановлению Правительства Москвы подлежит ежегодному пересмотру и перерасчету. Арендодатель сообщает арендатору об изменении величины арендной платы путем направления соответствующего уведомления с указанием размера и срока платежа.
В п. 5.1 договора за указанное в разделе 1 Договора аренды нежилое помещение арендатором ежеквартально с оплатой не позднее 5-го числа месяца текущего квартала (не позднее 5-го числа каждого месяца при помесячной оплате) в бюджет города Москвы вносится арендная плата в размере, установленном в расчете годовой арендной платы нежилого помещения.
В адрес истца от ответчика поступило уведомление о ставке арендной платы с 2021 от 09.10.2020 г. N 33-6-507460/20-(0)-2, в котором на 2021 год устанавливалась ставка арендной платы, определенной в установленном порядке на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой арендной платы.
Истец направил в адрес Департамента городского имущества г. Москвы письмо, в котором просил применить льготную ставку арендной платы, произвести перерасчет.
В ответ на указанную претензию Департамент городского имущества г. Москвы направил письмо от 29.04.2021 N ДГИ-Э-50664/21-1, в котором отказал в применении льготной ставки арендной платы и указал, что о невозможности уменьшения арендуемой площади сообщено заявителю в письме от 18.03.2021 N ДГИ-1-6612/21-1.
Департамент городского имущества г. Москвы и Правительство Москвы полагают заявленные исковые требования о признании права на имущественную поддержку необоснованными, незаконными и не подлежащими удовлетворению, с учетом нижеследующего.
Город Москва является собственником нежилого помещения общей площадью 56 кв. м, находящегося по адресу: г. Москва, ул. Лесная, д. 1/2.
В целях эксплуатации данного помещения между Департаментом городского имущества г. Москвы и истцом заключен договор аренды от 31.10.2002 N 01-00916/02.
Помещение передано в аренду для использования под административные цели. Указанный договор аренды прошел государственную регистрацию.
Договор аренды заключен на срок до 01.01.2015, и в настоящее время договор аренды считается возобновленным на неопределенный срок.
Во исполнение постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП (в редакции от 22.09.2020) и условий Договора (п. 5.4) Департаментом городского имущества г. Москвы в адрес арендатора направлены уведомления от 29.12.2020 NN 33-6-742485/20-(0)-1 и 33-6-742485/20-(0)-2 об установлении с 01.01.2021 арендной платы по договору аренды от 10.03.2005 N 03-00143/05 по ставке, определенной на основании заключения независимого оценщика о величине годовой ставки арендной платы.
Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства от 11.05.2021 ЮЭ9965-21-12337487 ООО "СМУ-12 Метростроя" является субъектом малого предпринимательства (микропредприятием) города Москвы с 01.08.2016.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства" субъекты малого и среднего предпринимательства - это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными данным Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
В силу п. 5 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства должны оказывать поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства в целях развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами).
Согласно ч. 1 ст. 6, ст. 18 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ одним из видов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (финансовая, имущественная, информационная и другие) является предоставление данным субъектам государственного и муниципального имущества на льготных условиях.
В ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ установлено, что условия и порядок оказания поддержки указанным субъектам устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).
Закон города Москвы от 26.11.2008 г. N 60 "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве" регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти города Москвы, юридическими и физическими лицами в сфере предоставления поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в городе Москве, определяет формы поддержки (имущественная, финансовая, информационная и другие), виды такой поддержки, источники ее средств и ресурсов, а также цели и условия деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Москве.
В п.п. 2.8.1 и 2.8.5 Положения об управлении объектами нежилого фонда, находящимися в собственности города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 29.06.2010 г. N 540-ПП, указано, что в целях реализации полномочий города Москвы, предусмотренных Федеральным законом от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ, уполномоченные органы власти города Москвы могут оказывать имущественную и иную предусмотренную законодательством поддержку субъектов экономической деятельности, к мерам государственной имущественной поддержки относится установление регулируемых ставок арендной платы за пользование объектами нежилого фонда, находящимися в собственности города Москвы.
В соответствии с п. 1 ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами (в редакции, действовавшей на момент заключения договора).
В п. 1 постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 г. N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" в редакции постановления Правительства Москвы от 02.12.2016 г. N 812-ПП "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" с 01.01.2017 г. установлена ставка арендной платы в размере 4 500 руб. за кв.м. в год:
-субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв. м, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов (п. 1.1 постановления);
-субъектам малого предпринимательства, осуществляющим деятельность в области здравоохранения или образования, имеющим лицензию на осуществление такой деятельности и арендующим объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов (п. 1.2 постановления);
-субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов в случае, если указанные субъекты малого предпринимательства соответствуют одному из следующих условий: используют указанные объекты нежилого фонда для осуществления деятельности в области: торговли товарами продовольственных групп; социального питания; бытового обслуживания; физической культуры и спорта; культуры; производства; ремесленной деятельности (п. 1.3.1 постановления); используют труд инвалидов при условии, что среднесписочная численность инвалидов среди их работников за налоговый и (или) отчетный периоды составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов (п. 1.3.2 Постановления).
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, истец, являясь субъектом малого предпринимательства, арендующим помещения менее 300 кв.м. на основании договора, заключенного без проведения торгов, имеет право на применение льготной ставки арендной платы.
Согласно п. 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 г. N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", если стороны в договоре аренды государственного или муниципального имущества указали, что размер арендной платы или иное условие корректируется при изменении указанных актов публично-правового образования, то такое изменение в отношениях сторон происходит автоматически и не требует изменения договора аренды.
В п. 1.1 и 5 Постановления 800-ПП определены основания предоставления имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в виде установления ставки арендной платы в зависимости как от площади арендуемого помещения, так и от вида осуществляемой субъектом малого предпринимательства деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", если размер арендной платы установлен в соответствии с другим федеральным законом, в связи с передачей в аренду, рыночная 10 стоимость данного имущества в соответствии с законом об оценочной деятельности не устанавливается.
В ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ, установлено, что органы государственной власти оказывают имущественную поддержку субъектам малого предпринимательства в частности в виде передачи во владение и (или) в пользование нежилых помещений, находящихся в государственной собственности на льготных условиях.
Согласно п. 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком", если законом или иным нормативным актом для сторон сделки, государственного органа, должностного лица, органов управления юридического лица предусмотрена обязательность привлечения независимого оценщика (обязательное проведение оценки) без установления обязательности определенной им величины стоимости объекта оценки, то судам следует иметь в виду, что оценка, данная имуществу оценщиком, носит лишь рекомендательный характер и не является обязательной.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона N 209-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства - это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными данным Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
В силу части 1 статьи 6 Закона N 209-ФЗ государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных данным Федеральным законом.
Органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства должны оказывать поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства в целях развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами) (пункт 5 статьи 3 Закона N 209-ФЗ).
В части 1 статьи 16 Закона N 209-ФЗ приведены виды и формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (финансовая, имущественная, информационная и другие).
Одним из видов поддержки является предоставление данным субъектам государственного и муниципального имущества на льготных условиях (статья 18 данного Закона).
В п.п. 2.1. Постановления N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" устанавливает обязательность рассмотрения указанного вопроса Межведомственной комиссией по предоставлению Межведомственной поддержки субъектам малого предпринимательства (далее ведомственная комиссия).
В соответствии с п. 1 ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Постановление N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы", Постановление N 678-ПП от 20.10.2015 г. "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" не содержат положений о распространении требований указанных постановлений на отношения, возникшие до введения их в действие, требований о необходимости дополнительного обращения в ведомственную комиссию в целях предоставления или подтверждения права на льготную ставку арендной платы по договорам, заключенным до 20.10.2015 г. для рассматриваемой категории субъектов малого предпринимательства.
Договор между ответчиком и истцом заключен 31.10.2002 г.
Следовательно, суд первой инстанции указал, что порядок предоставления льготной ставки арендной платы, веденный в действие с 31.10.2002 г. для рассматриваемой категории субъектов малого и среднего предпринимательства Постановлением N 678-ПП "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" (то есть путем обращения в Межведомственную комиссию) в данном случае применению не подлежит. Постановление N 678-ПП "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" не содержит переходных положений и иных норм, устанавливающих обязательность пересмотра принятых ранее решений о предоставлении льготных ставок арендной платы по новым правилам.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу, что отсутствуют основания для применения п. 5.3. приложения к Постановлению 424-ПП об обязательности ежегодного подтверждения решений о предоставлении льготной ставки арендной платы.
29.04.2021 г. ответчиком в адрес истца был направлен отказ в установлении льготной ставки арендной платы и пересмотре рыночной ставки арендной платы с указанием на то, что срок действия договора истек 01.01.2015 г., и с 01.01.2021 г. арендная плата подлежит установлению по ставке, определенной в установленном порядке на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой арендной платы.
Однако, Постановлением Правительства от 03.12.2019 г. N 1598-ПП "О внесении изменений в постановления правительства Москвы от 25.12.2012 г. N 809-ПП ставка арендной платы установлена в размере 4 750 руб. за кв.м. в год, в связи с чем, именно эта ставка обоснована и подлежит применению, в связи с чем, заявленные требования обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Таким образом, с учетом изложенного, суд первой инстанции установил наличие необходимого состава права на получение преференции в форме льготной оплаты аренды, учитывая, что срок действия договора аренды не истек (возобновлен на неопределенный срок в порядке ст. 621 ГК РФ), заявленный иск о признании за истцом права на применение льготной ставки арендной платы по договору аренды N 01-00916/02 от 31.10.2002 г. в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" на 2021 год в размере 4 750 руб. за кв.м. в год, подлежит удовлетворению.
Также, исходя из содержания заявленных в просительной части иска требований, истец просил обязать ответчика произвести перерасчет арендной платы по договору аренды N 01-00916/02 от 31.10.2002 г. в период с 01.01.2021 по 31.12.2021 исходя из ставки арендной платы в размере 4 750 за кв.м. в год, вместе с тем, какая-либо задолженность в рамках настоящего спора не заявлена ко взысканию, кроме того, ответчиком встречный иск о взыскании задолженности не заявлен, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к выводу, что в удовлетворении требований, в части обязания Департамента городского имущества г. Москвы произвести перерасчет арендной платы, следует отказать, поскольку истцом избран ненадлежащий способ защиты права.
В части требований о расторжении договора аренды объекта нежилого фонда N 01-00916/02 от 31.10.2002, суд первой инстанции указал, что указанное требование следует оставить без рассмотрения, поскольку истцом не представлено доказательств соблюдения, на момент подачи искового заявления, претензионного порядка, установленного ч. 5 ст. 4 АПК РФ и ст. 452 ГК РФ.
Представленная в материалы дела претензия от 21.04.2021 г. не содержит предложения о расторжении договора.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело повторно, проверив правильность выводов суда первой инстанции и обоснованность доводов апелляционной жалобы, полагает, что она не подлежит удовлетворению, а решение арбитражного суда отмене, по следующим основаниям.
В соответствии с пп. 1.1 п. 1 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" с 1 января 2019 г. ставка арендной платы в размере 4 500 рублей за кв. м в год установлена субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв. м, находящиеся в имущественной казне города Москвы.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" субъекты малого и среднего предпринимательства - это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными данным Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
В силу части 1 статьи 6 Закона N 209-ФЗ государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных данным Федеральным законом.
Органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства должны оказывать поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства в целях развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами) (пункт 5 статьи 3 Закона N 209-ФЗ).
В части 1 статьи 16 Закона N 209-ФЗ приведены виды и формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (финансовая, имущественная, информационная и другие).
Одним из видов поддержки является предоставление данным субъектам государственного и муниципального имущества на льготных условиях (статья 18 данного Закона).
Согласно части 2 статьи 16 Закона N 209-ФЗ условия и порядок оказания поддержки указанным субъектам устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).
Субъект Российской Федерации - город Москва принял Закон от 26.11.2008 N 60 "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве", регулирующий отношения, возникающие между органами государственной власти города Москвы, юридическими и физическими лицами в сфере предоставления поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в городе Москве. Данным Законом определены формы поддержки (имущественная, финансовая, информационная и другие), виды такой поддержки, источники ее средств и ресурсов, а также цели и условия деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Москве.
В пунктах 2.8.1 и 2.8.5 Положения об управлении объектами нежилого фонда, находящимися в собственности города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 29.06.2010 N 540-ПП, указано, что в целях реализации полномочий города Москвы, предусмотренных Законом N 209-ФЗ, уполномоченные органы власти города Москвы могут оказывать имущественную и иную предусмотренную законодательством поддержку субъектов экономической деятельности; к мерам государственной имущественной поддержки относится установление регулируемых ставок арендной платы за пользование объектами нежилого фонда, находящимися в собственности города Москвы.
Одним из основных принципов государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления (пункты 1, 4 части 3 статьи 6 Закона N 209-ФЗ, статья 3 Закона города Москвы N 60).
Постановлением N 809-ПП утвержден Перечень случаев установления ставки арендной платы по договорам аренды нежилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, на льготных условиях, к которым относится осуществление субъектом малого предпринимательства хозяйственной деятельности на условиях, определенных соответствующим нормативным правовым актом Москвы.
Правительство Москвы, осуществляющее от имени города Москвы полномочия по управлению государственным имуществом, в соответствии с требованиями Закона N 135-ФЗ, Закона N 209-ФЗ и Закона города Москвы N 60 в декабре 2012 года приняло Постановление N 800-ПП предоставлении имущественной поддержки в виде установления с 01.10.2013 ставки арендной платы в размере 3 500 руб. за кв. м в год следующим группам субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов:
-арендующим объекты площадью до 300 кв. м;
-арендующим объекты площадью свыше 300 кв. м, осуществляющим деятельность в области здравоохранения и образования.
На основании Постановления N 800-ПП в данной редакции льготная ставка арендной платы применялась арендодателем самостоятельно ко всем субъектам малого предпринимательства - добросовестным арендаторам объектов площадью до 300 кв. м, не нарушающим условия договоров.
В последующем редакция Постановления N 800-ПП была изменена 16 раз.
При этом, Правительством Москвы введены новые группы субъектов малого предпринимательства, которым предоставлялась имущественная поддержка в виде льготной ставки в размере 3 500 руб., условия и порядок предоставления поддержки. Льготная арендная плата субъектам, арендующим помещения площадью до 300 кв. м, согласно редакциям Постановления N 800-ПП, действовавшим до 20.10.2015, предоставлялась без соблюдения специального порядка (обращения в Межведомственную комиссию и наличия заключения отраслевого органа исполнительной власти города Москвы), установленного для арендаторов, получающих поддержку в связи с осуществлением ими социально значимой деятельности, приведенной в названном нормативном правовом акте, или с использованием труда инвалидов.
В редакциях Постановления N 800-ПП, действовавших с 20.10.2015 по 02.12.2016, указано на необходимость обращения всех субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда по действующим договорам, заключенным без проведения торгов, приведенным в пунктах 1.1 (аренда помещений площадью до 300 кв. м) и 1.2, 1.3 (использование помещений для осуществления видов деятельности, приведенных в этих пунктах, а также использование труда инвалидов), претендующих на льготную ставку арендной платы в размере 3500 руб., в Межведомственную комиссию, которая принимает решение о предоставлении льготы.
При этом непринятие Межведомственной комиссией в отношении субъекта малого предпринимательства, обратившегося в данную комиссию или в Департамент с заявлением о предоставлении льготы и соответствующего критериям, установленным Постановлением N 800-ПП, не лишает такого арендатора возможности защитить право на предоставление поддержки в судебном порядке.
В Постановлении N 800-ПП приведен исчерпывающий перечень оснований, при которых субъекты малого предпринимательства утрачивают право на льготную арендную плату (в случае выявления нецелевого использования помещений, наличия задолженности по арендной плате, передачи без согласия арендодателя помещений в субаренду).
В пункте 2.4 указанного постановления во всех редакциях предусмотрено, что по действующим договорам, заключенным без проведения торгов, арендная плата подлежит установлению на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой ставки арендной платы за исключением случаев, предусмотренных в пункте 1, в котором приведены основания для применения льготной ставки.
Пунктом 1 Постановления N 800-ПП в редакции постановления Правительства Москвы от 02.12.2016 N 812-ПП "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" с 01.01.2017 установлена ставка арендной платы в размере 4 500 руб. за кв. м в год:
-субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв. м, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов (пункт 1.1 постановления);
-субъектам малого предпринимательства, осуществляющим деятельность в области здравоохранения или образования, имеющим лицензию на осуществление такой деятельности и арендующим объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов (пункт 1.2 постановления);
-субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов, в случае, если указанные субъекты малого предпринимательства соответствуют одному из следующих условий: используют указанные объекты нежилого фонда для осуществления деятельности в области: торговли товарами продовольственных групп; социального питания; бытового обслуживания; физической культуры и спорта; культуры; производства; ремесленной деятельности (пункт 1.3.1 постановления); используют труд инвалидов при условии, что среднесписочная численность инвалидов среди их работников за налоговый и (или) отчетный периоды составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов (пункт 1.3.2 постановления).
Постановлением N 812-ПП из пункта 1.1 Постановления N 800-ПП исключен абзац, предусматривавший необходимость обращения в Межведомственную комиссию арендаторов, претендующих на получение льготы, предусмотренной данным пунктом.
Постановление N 800-ПП дополнено пунктом 1(1), согласно которому в случае если в соответствии с договорами аренды, заключенными без проведения торгов, арендная плата установлена по ставке, определенной в установленном порядке на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой арендной платы, имущественная поддержка предоставляется с 01.01.2017 в виде установления ставки арендной платы в размере 3 500 руб. за кв. м в год и в порядке, предусмотренном пунктом 2.1 данного постановления.
В соответствии с пунктом 2.1 Постановления N 800-ПП имущественная поддержка в виде установления ставки арендной платы, указанной в пункте 1(1) этого постановления, оказывается субъектам малого предпринимательства при условии представления в Межведомственную комиссию отраслевым органом исполнительной власти города Москвы заключения о наличии оснований для предоставления данному субъекту имущественной поддержки, а также принятия Комиссией в порядке, установленном Правительством Москвы, решения о предоставлении имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы, указанной в пункте 1(1) данного постановления.
Таким образом, исходя из буквального содержания пунктов 1.1, 1(1) и 2.1 Постановления N 800-ПП в редакции, действующей с 01.01.2017, для субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда площадью до 300 кв. м, не предусмотрена необходимость обращения в Межведомственную комиссию для получения имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы в размере 4 500 руб. за кв. м; необходимость обращения в названную комиссию предусмотрена только для субъектов малого предпринимательства, претендующих на имущественную поддержку в виде иной льготной ставки в размере 3 500 руб. за кв. м.
Как разъяснено в пункте 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", если стороны в договоре аренды государственного или муниципального имущества указали, что размер арендной платы или иное условие корректируется при изменении указанных актов публично-правового образования, то такое изменение в отношениях сторон происходит автоматически и не требует изменения договора аренды.
Таким образом, поскольку по условиям договора аренды и дополнительного соглашения размер арендной платы определяется на основании действующих в Москве нормативов, корректируется арендодателем, может изменяться в одностороннем порядке путем направления арендодателем уведомления о том, что такое изменение произошло, наличие в указанном дополнительном соглашении условия об установлении рыночной ставки арендной платы не препятствует применению с 01.01.2017 льготной ставки арендной платы, установленной Правительством Москвы в пункте 1.1 Постановления N 800-ПП в редакции, действующей с указанной даты, и не требует подписания соглашения о применении указанной ставки.
В том случае, если истец перестанет соответствовать установленным законодательством критериям получения льготы, нарушит требования, предусмотренные в Постановлении N 800-ПП, либо истечет срок действия нормативного правого акта, предоставившего льготу, подлежит применению ставка арендной платы, установленная дополнительным соглашением, определенная по результатам оценки рыночной стоимости права пользования объектом нежилого фонда.
Аналогичная правовая позиция изложена и в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 01.10.2020 N 305-ЭС19-26856.
Доказательств утраты ООО "СМУ-12 Метростроя" статуса субъекта малого предпринимательства в материалы дела не представлено.
В п. 1 постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 г. N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" в редакции постановления Правительства Москвы от 02.12.2016 г. N 812-ПП "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" с 01.01.2017 г. установлена ставка арендной платы в размере 4 500 руб. за кв.м. в год:
-субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв. м, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов (п. 1.1 постановления);
-субъектам малого предпринимательства, осуществляющим деятельность в области здравоохранения или образования, имеющим лицензию на осуществление такой деятельности и арендующим объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов (п. 1.2 постановления);
-субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов в случае, если указанные субъекты малого предпринимательства соответствуют одному из следующих условий: используют указанные объекты нежилого фонда для осуществления деятельности в области: торговли товарами продовольственных групп; социального питания; бытового обслуживания; физической культуры и спорта; культуры; производства; ремесленной деятельности (п. 1.3.1 постановления); используют труд инвалидов при условии, что среднесписочная численность инвалидов среди их работников за налоговый и (или) отчетный периоды составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов (п. 1.3.2 Постановления).
ООО "СМУ-12 Метростроя", являясь субъектом малого предпринимательства, арендующим помещения менее 300 кв.м. на основании договора, заключенного без проведения торгов, не утрачено право на применение льготной ставки по арендной плате.
Таким образом, по себе заключение ООО "СМУ-12 Метростроя" и Департаментом городского имущества г. Москвы дополнительного соглашения о продлении срока аренды в соответствии с ч. 9 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" не исключило при определении размера арендной платы по договору аренды предоставление имущественной поддержки в виде установления льготной арендной ставки; фактическое поведение арендодателя в лице уполномоченных органов не соответствует разумным ожиданиям арендатора - субъекта малого предпринимательства, добросовестно исполняющего условия договора аренды.
Такой правовой подход по применению положений законодательства о поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства (в том числе нормативно-правовых актов Москвы) соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 01.10.2020 N N 305-ЭС20-1800, 305-ЭС19-26856, от 23.10.2020 NN 305-ЭС20-4888, 305-ЭС20-7258.
Указанное выше, также подтверждается постановлениями Арбитражного суда Московского округа от 20.01.2022 г. по делу N А40-82664/2021 и от 17.01.2022 г. по делу N А40-44247/2021.
Принимая во внимание требования вышеназванных норм материального и процессуального права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд апелляционной инстанции считает, что ответчик не доказал обоснованность доводов апелляционной жалобы.
При совокупности изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными, оснований для отмены либо изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 01.11.2021 по делу N А40-99832/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
А.И. Проценко |
Судьи |
Н.И. Левченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-99832/2021
Истец: ООО "СМУ-12 МЕТРОСТРОЯ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ