г. Вологда |
|
17 февраля 2022 г. |
Дело N А13-5489/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2022 года.
В полном объеме постановление изготовлено 17 февраля 2022 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Рогатенко Л.Н., судей Журавлева А.В. и Холминова А.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Кругликовой Е.В.,
при участии от истца генерального директора Бородина В.Е. на основании приказа от 13.04.2016, от ответчика Фалевской С.С. по доверенности от 11.01.2021 N 3/35,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Автоэкспресс24" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 12 октября 2021 года по делу N А13-5489/2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Автоэкспресс24" (ОГРН 1163525068244, ИНН 3525374160; адрес: 160002, город Вологда, улица Южакова, дом 2, офис 8; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к акционерному обществу "Почта России" (ОГРН 1197746000000, ИНН 7724490000; адрес: 131000, Москва, Варшавское шоссе, дом 37; далее - Почта) о взыскании 250 000 руб. 02 коп. убытков, в том числе 196 340 руб. 02 коп. стоимости почтовых отправлений, 53 660 руб. стоимости почтовых услуг, а также 250 000 руб. компенсации репутационного ущерба (вреда).
Определением суда от 06.05.2021 рассмотрение дела назначено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 АПК РФ.
Определением от 28.06.2021 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Решением суда от 12 октября 2021 года в удовлетворении иска отказано.
Общество с решением суда не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что сроки доставки почтовых отправлений предоставлены на официальном сайте ответчика, а также озвучиваются оператором при приеме регистрируемого почтового отправления. Общество акцептовало публичную оферту исходя из указанных на сайте сроков пересылки международных почтовых отправлений. Однако данные сроки Почтой нарушены, что явилось причиной отзыва покупателем платы за товар и наступления у Общества убытков.
Представитель Общества в судебном заседании апелляционной инстанции доводы жалобы поддержал, просил ее удовлетворить.
Почта в отзыве на апелляционную жалобу и ее представитель в судебном заседании отклонили приведенные в жалобе доводы, просили решение суда оставить без изменения.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как усматривается в материалах дела, в обоснование исковых требований Общество указало, что 16.08.2020 через интернет-магазин "еВау" покупателю Savvas Gounaris генеральным директором Общества Бородиным В.Е. продан товар "Дефлектор For 2005-2012 BMW 3 Е90 Sedan 4dr", стоимостью 54,9 $ США, оплата за него произведена через электронное средство платежа общества с ограниченной ответственностью Небанковская кредитная организация "ПэйПал РУ".
Для доставки покупателю товара 17.08.2020 Бородиным В.Е. через отделение N 2 Почты по адресу: Россия, Вологодская обл., г. Вологда, ул. Тендрякова, д. 2, отправлено почтовое отправление с идентификатором RR075145091RU. Ценность посылки указана в инвойсе (упаковочном листе), который сотрудниками отделения Почты прикреплялся поверх специализированной упаковки, и составила 54,9 $ США (4 020 руб. на 16.08.2020). Стоимость почтовых услуг составила 1 110 рублей, что подтверждается квитанцией об оплате.
Адрес отправителя: 160022, г. Вологда, ул. Пошехонское шоссе, д. 11, кв. 43; адрес получателя: KARPASIAS 9 NICOSIA GERI 2202 CY.
Почтовое отправление 18.10.2020 получено заказчиком, но из-за серьезной задержки, равной 63 дням (контрольный срок пересылки по направлению Вологда - Кипр составляет 30 дней, фактически пересылка составила 93 дня), плата за товар покупателем отозвана (сам товар Обществу не возвращен).
Аналогичные обстоятельства имели место при пересылке 45 почтовых отправлений.
Общество, ссылаясь на то, что нарушение Почтой сроков пересылки почтовых отправлений повлекло для него убытки в виде стоимости данных отправлений, а также репутационный ущерб, обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании данных убытков и репутационного ущерба, а также неустойки, ограниченной размером стоимости почтовых услуг, начисленной в порядке статьи 34 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее - Закон N 176-ФЗ).
Суд первой инстанции, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в дело доказательства, руководствуясь положениями статей 15, 393 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Законом N 176-ФЗ, Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2014 N 234 (далее - Правила N 234), Приказом Минкомсвязи России от 04.06.2018 N 257 (ред. от 03.04.2019) "Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции" (далее - Приказ N 257), разъяснениями, данными в пункте 21 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017) (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.02.2017) (далее - Обзор N 1 (2017), пришел к выводу об отказе истцу в иске.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований не согласиться с принятым решением.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может потребовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства (пункт 1 статьи 393 ГК РФ).
По общему правилу, убытки подлежат взысканию при наличии доказательств, подтверждающих нарушение ответчиком принятых по договору обязательств, причинную связь между понесенными убытками и неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства и размера убытков, возникших у истца в связи с нарушением ответчиком своих обязательств.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Таким образом, требование о взыскании убытков может быть удовлетворено, если доказаны в совокупности факт нарушения другим лицом возложенных на него обязанностей (совершение незаконных действий или бездействие), наличие причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими у заявителя убытками, а также размер убытков.
Деятельность Почты по доставке почтовой корреспонденции регулируется нормативными правовыми актами, носит платный характер. Операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки. Нормативы частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, нормативы ее обмена, перевозки и доставки, а также контрольные сроки ее пересылки утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Сроки оказания иных услуг почтовой связи устанавливаются операторами почтовой связи самостоятельно (статья 16 Закона N 176-ФЗ).
Порядок оказания услуг почтовой связи определяется Правилами N 234.
Согласно подпунктам "а" и "в" пункта 46 названных Правил операторы почтовой связи обязаны: пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки; обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора.
В соответствии с пунктом 9 Правил N 234 почтовые отправления и почтовые переводы подразделяются на внутренние (принимаемые для пересылки в пределах территории Российской Федерации) и международные (принимаемые для пересылки за пределы Российской Федерации, поступающие на ее территорию из других государств либо следующие транзитом через территорию Российской Федерации).
Согласно статье 41 Закона N 176-ФЗ Российская Федерация, являясь членом Всемирного почтового союза, входит в единую почтовую территорию для взаимного обмена письменной корреспонденцией и гарантирует на всей своей территории свободу транзита.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.01.2014 N 16-р утвержден Общий регламент Всемирного почтового союза, Всемирная почтовая конвенция (Доха, 11.10.2012), Заключительный протокол Всемирной почтовой конвенции, Соглашение о почтовых платежных услугах, принятые XXV Конгрессом Всемирного почтового союза (г. Доха, 2012 год).
В соответствии со статьей 20 Всемирной почтовой конвенции - страны-члены или их назначенные операторы должны устанавливать и публиковать свои нормативы и контрольные цифры в области доставки входящих отправлений письменной корреспонденции и посылок. Эти нормативы и контрольные сроки, увеличенные на время, требуемое обычно для таможенного контроля, не должны быть менее благоприятными, чем те, которые применяются в отношении подобных отправлений их внутренней службы.
Согласно статье 34 Закона 176-ФЗ за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи либо исполнение их ненадлежащим образом операторы почтовой связи несут ответственность перед пользователями услуг почтовой связи. Ответственность операторов почтовой связи наступает за утрату, порчу (повреждение), недостачу вложений, недоставку или нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправлений, осуществления почтовых переводов денежных средств, иные нарушения установленных требований по оказаниюуслуг почтовой связи.
Убытки, причиненные при оказании услуг почтовой связи, возмещаются оператором почтовой связи в следующих размерах:
- в случае утраты или порчи (повреждения) почтового отправления с объявленной ценностью - в размере объявленной ценности и суммы тарифной платы, за исключением тарифной платы за объявленную ценность;
- в случае утраты или порчи (повреждения) части вложения почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения -
в размере объявленной ценности недостающей или испорченной (поврежденной) части вложения, указанной отправителем в описи;
- в случае утраты или порчи (повреждения) части вложения почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке без описи вложения -
в размере части объявленной ценности почтового отправления, определяемой пропорционально отношению массы недостающей или испорченной (поврежденной) части вложения к массе пересылавшегося вложения (без массы
оболочки почтового отправления);
- в случае невыплаты (неосуществления) почтового перевода денежных средств - в размере суммы перевода и суммы тарифной платы;
- в случае утраты или порчи (повреждения) иных регистрируемых почтовых отправлений - в двукратном размере суммы тарифной платы;
- в случае утраты или порчи (повреждения) части их вложения - в размере суммы тарифной платы.
В случае нарушения контрольных сроков пересылки почтовых отправлений и осуществления почтовых переводов денежных средств для личных (бытовых) нужд граждан операторы почтовой связи выплачивают неустойку в размере 3 процентов платы за услугу почтовой связи по пересылке за каждый день задержки, но не более оплаченной суммы за данную услугу, а также за нарушение контрольных сроков пересылки почтового отправления воздушным транспортом - разницу между платой за пересылку воздушным и наземным транспортом.
В рассматриваемом деле Бородин В.Е. отправлял корреспонденцию без объявленной ценности, международными почтовыми отправлениями, которые в соответствии со статьей 2 Закона N 176-ФЗ являются мелкими пакетами и относятся к виду письменной корреспонденции.
Контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции утверждены Приказом N 257.
В соответствии с пунктом 5 Нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции, утвержденных Приказом N 257, контрольные сроки пересылки внутренней письменной корреспонденции определяются по оттискам календарных почтовых штемпелей мест приема и доставки почтовых отправлений.
Срок пересылки международной регистрируемой письменной корреспонденции определяется по оттиску календарного почтового штемпеля места приема или доставки почтового отправления на территории Российской Федерации и информации о поступлении почтового отправления в место международного почтового обмена в отношении исходящей международной письменной корреспонденции либо информации об отправке почтового отправления из места международного почтового обмена в отношении входящей международной письменной корреспонденции.
Информация о поступлении почтового отправления в место международного почтового обмена в отношении исходящей международной письменной корреспонденции либо информация об отправке почтового отправления из места международного почтового обмена в отношении входящей международной письменной корреспонденции определяется согласно сведениям из системы слежения за прохождением почтовых отправлений на официальном сайте организации федеральной почтовой связи в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии со стандартом Всемирного почтового союза.
Как установил суд первой инстанции, согласно отчетам об отслеживании почтовых отправлений, отправленные Бородиным В.Е. мелкие пакеты получены в пунктах назначения или получены отправителем, за исключением двух отправлений за N RR00480355RU, RR004804122RU. По отправлению N RR004804269RU информация отсутствует от страны пункта назначения.
При этом пользователь почтовых услуг не обращался к оператору почтовой связи в порядке статьи 37 Закона N 176-ФЗ с претензией по розыску указанных почтовых отправлений.
Таким образом, факт утраты данных почтовых отправлений материалами дела не подтвержден.
Контрольный срок пересылки письменной корреспонденции из г. Вологды в место международного почтового обмена Москва 102972 МР ЛЦ Внуково составляет 4 дня.
В отношении почтовых отправлений: МПО N RR004804860RU, RR004804136RU, RR065588492RU, RR065587996RU, RR065588197RU, RR004803674RU, RR004804048RU, RR004804269RU, RR004804122RU, RR062318099RU, RR004804811RU, RR004804051RU, RR065588325RU, RR062318213RU, RR065588002RU, RR062318275RU, RR062318023RU, RR065588339RU, RR065588055RU, RR065588634RU, RR065588237RU, RR075145180RU, RR095247421RU, RR075145131RU, RR095247599RU контрольный срок пересылки Почтой нарушен на 1 - 3 дня.
Истец же указывает, что в целом сроки пересылки от места отправления до места нахождения адресата нарушены более чем на 60 дней.
Доказательств того, что причиной отзыва покупателями платы за товар явилось нарушение сроков доставки Почтой России, а не иными операторами стран - членов Всемирной почтовой конвенции, в дело не предъявлено.
Следовательно, как обоснованно отметил суд, истцом не доказан противоправный характер действий ответчика, а также причинно-следственная связь между действиями ответчика и возникшими у истца убытками.
Кроме того, как видно из дела, пересылка мелких пакетов осуществлена пользователем услуг Бородиным В.Е. в рамках заказов, совершенных пользователями почтовых услуг через интернет-магазин "еВау". Соответственно отсутствуют основания утверждать о том, что пересылка осуществлялась для личных (бытовых) нужд граждан.
Данное обстоятельство также исключает возможность применения к ответчику меры ответственности в виде взыскания неустойки, предусмотренной статьей 34 Закона N 176-ФЗ.
Также суд первой инстанции правомерно не нашел оснований для взыскания с Почты репутационного ущерба.
Из пункта 21 Обзора N 1 (2017) следует, что под вредом, причиненным деловой репутации, следует понимать всякое ее умаление, которое проявляется, в частности в наличии у юридического лица убытков, обусловленных распространением порочащих сведений и иных неблагоприятных последствиях в виде утраты юридическим лицом в глазах общественности и делового сообщества положительного мнения о его деловых качествах, утраты конкурентоспособности, невозможности планирования деятельности и т.д.
Следовательно, юридическое лицо, чье право на деловую репутацию нарушено действиями по распространению сведений, порочащих такую репутацию, вправе требовать восстановления своего права при доказанности общих условий деликтной ответственности (наличия противоправного деяния со стороны ответчика, неблагоприятных последствий этих действий для истца, причинно-следственной связи между действиями ответчика и возникновением неблагоприятных последствий на стороне истца) (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.07.2012 N 17528/11). Наличие вины ответчика презюмируется (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ).
Для подтверждения наступления неблагоприятных последствий в виде нематериального вреда деловой репутации истца необходимо установить факт сформированной деловой репутации истца, а также факт утраты доверия к его репутации, следствием чего может быть сокращение числа клиентов и утрата конкурентоспособности.
При выявлении причинно-следственной связи между действиями ответчика и возникновением неблагоприятных последствий на стороне истца суды должны учитывать наличие реальной возможности влияния действий ответчика на формирование мнения об истце у третьих лиц.
Как справедливо заключил суд, в данном случае истцом не доказаны общие условия наступления деликтной ответственности.
При таких обстоятельствах у суда отсутствовали основания для удовлетворения иска.
Доводы жалобы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения. Приведенные апеллянтом аргументы не опровергают выводы суда первой инстанции по существу рассмотренного дела, а выражают несогласие с ними, что не является основанием для отмены оспариваемого решения.
В связи с изложенным, поскольку судебный акт первой инстанции принят при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, нормы процессуального и материального права применены судом верно, с учетом конкретных обстоятельств дела, содержащиеся в нем выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, судом первой инстанции не нарушено единообразие в толковании и применении норм права, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 12 октября 2021 года по делу N А13-5489/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Автоэкспресс24" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Рогатенко |
Судьи |
А.В. Журавлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-5489/2021
Истец: ООО "Автоэкспресс24"
Ответчик: АО "Почта России", АО УФПС Вологодской области Филиал "Почта России"
Третье лицо: ООО "Автоэкспресс 24"