г. Вологда |
|
17 февраля 2022 г. |
Дело N А05-10446/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2022 года.
В полном объёме постановление изготовлено 17 февраля 2022 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Селивановой Ю.В., судей Алимовой Е.А. и Болдыревой Е.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Парфеновой А.С.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Научно-исследовательский и проектный институт территориального развития и транспортной инфраструктуры" Плотниковой О.А. по доверенности от 08.10.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Научно-исследовательский и проектный институт территориального развития и транспортной инфраструктуры" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 29 ноября 2021 года по делу N А05-10446/2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Научно-исследовательский и проектный институт территориального развития и транспортной инфраструктуры" (ОГРН 1167847363860, ИНН 7816338051; адрес: 192102, Санкт-Петербург, улица Фучика, дом 4, литер к, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (ОГРН 1022900530696, ИНН 2901061919; адрес: 163000, Архангельская область, город Архангельск, улица Карла Либкнехта, дом 2, далее - управление, УФАС) о признании незаконным и отмене решения от 10.08.2021 по делу N 286мз-21 029/06/54.3-833/2021.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи Администрации Северодвинска (ОГРН 1032901003024, ИНН 2902012008; адрес: 164501, Архангельская область, город Северодвинск, улица Плюснина, дом 7, далее - комитет, заказчик), администрация муниципального образования "Северодвинск" в лице Управления муниципального заказа Администрации Северодвинска (адрес: 164501, Архангельская область, город Северодвинск, улица Плюснина, дом 7), общество с ограниченной ответственностью "РТС-тендер" (ОГРН 1027739521666, ИНН 7710357167; адрес: 121151, Москва, набережная Тараса Шевченко, дом 23а, этаж 25, помещение 1).
Решением Арбитражного суда Арбитражного суда Архангельской области от 29 ноября 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с неправильным применением судом норм материального и процессуального права.
В апелляционной жалобе ссылается на то, что комитет неправомерно ограничил круг лиц - потенциальных участников закупки, путем включения в конкурсную документацию требования по показателю "квалификация трудовых ресурсов" о наличии у исполнителя ученой степени доктора наук.
Указывает, что специалисты, имеющие ученую степень по специальности "Управление процессами перевозок", по мнению апеллянта, могут также надлежащим образом выполнить работы по специальности "Транспортные и транспортно-технологические системы страны, ее регионов и городов, организация производства на транспорте".
Считает, что требование заказчика о наличии у исполнителя им же разработанного программного обеспечения, не соответствует действующему законодательству.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От третьих лиц отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим судебное заседание проведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела 19.07.2021 Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение N 0124300012721000208 о проведении открытого конкурса в электронной форме и документация на право заключения муниципального контракта на выполнение научно-исследовательских работ по проекту "Разработка модели организации регулярных перевозок пассажиров и багажа городским пассажирским транспортом общего пользования но муниципальным маршрутам регулярных перевозок муниципального образования "Северодвинск".
Начальная (максимальная) цена муниципального контракта - 3 216 000 рублей.
В УФАС 03.08.2021 поступила жалоба общества на действия Заказчика уполномоченного органа - Администрации муниципального образования "Северодвинск" в лице Управления муниципального заказа Администрации Северодвинска при проведении открытого конкурса в электронной форме (извещение N 0124300012721000208) по утверждению конкурсной документации, не соответствующей Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ). Общество считает, что Заказчик ограничивает возможность участника закупки на получение максимального количества баллов по критерию "квалификация участника закупки" с требованием к наличию специалистов, привлекаемых на любых основаниях участником закупки для выполнения работ, и имеющих ученую степень доктора наук по научной специальности "Транспортные и транспортно-технологические системы страны, ее регионов и городов, организация производства на транспорте". Полагает, что заказчик неправомерно установил в показателе "обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами" требование о наличии разработанного участником закупки программного обеспечения в области транспортного планирования и/или транспортного моделирования, зарегистрированного Федеральной службой по интеллектуальной собственности. Участник закупки должен иметь соответствующее собственное или арендованное программное обеспечение, но при этом не обязан являться разработчиком такого программного обеспечения.
Решением УФАС от 10.08.2021 по делу N 286мз-21 029/06/54.3-833/2021 жалоба общества признана необоснованной. Управление пришло к выводу, что установление показателей, раскрывающих содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающих особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по таким критериям, а также соответствующих им величин значимости, является правом Заказчика.
Общество, не согласившись с решением управления, обратилось с заявлением о признании его незаконным в арбитражный суд.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются Законом N 44-ФЗ.
В соответствии со статьёй 6 Закона N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, а также обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона N 44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу части 1 статьи 32 Закона N 44-ФЗ к критериям оценки заявок относится квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, согласно части 8 статьи 32 Закона N 44-ФЗ устанавливаются заказчиком в конкурсной документации в соответствии с Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила N 1085).
В подпункте "б" пункта 4 Правил N 1085 указано, что в целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки: характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки: качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки (пункт 10 Правил N 1085).
Согласно пункту 27 Правил N 1085 показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) настоящих Правил): а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг; б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема; в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг; г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами; д) деловая репутация участника закупки.
Из положений Закона N 44-ФЗ следует, что потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований, заказчик вправе определить такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учётом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.
Как отмечено в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N 11017/10, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
В конкурсной документации Заказчиком установлено, что в рамках показателя "квалификация трудовых ресурсов" критерия "квалификация участника закупки" оценивается количество специалистов, привлекаемых па любых основаниях участником закупки для выполнения работ и имеющих ученую степень доктора наук по научной специальности "Транспортные и транспортно-технологические системы страны, её регионов и городов, организация производства на транспорте".
По показателю "обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами" по критерию "квалификация участника закупки" оценивается количество единиц разработанного участником закупки программного обеспечения в области транспортного планирования и/или транспортного моделирования, зарегистрированного Федеральной службой по интеллектуальной собственности.
Из материалов дела следует, что профессиональный уровень специалистов, осуществляющих выполнение работ по указанной закупке, имеет для Заказчика важное значение, так как пассажирские перевозки в городах - специфическая отрасль экономики. Научные исследования в данном направлении имеют стратегическое значение для отрасли пассажирских перевозок, поэтому выбор наличия специалистов, имеющих ученые степени по научной специальности "Транспортные и транспортно-технологические системы страны, ее регионов и городов, организация производства на транспорте", является для Заказчика условием, определяющим высокую квалификацию участника закупки и высокую научную и практическую ценность самой научно-исследовательской работы для её дальнейшего применения. Наличие авторских прав на разработанное программное обеспечение в области транспортного планирования или моделирования свидетельствует о высоком уровне профессиональной подготовки участника закупки, основательного подхода к исследованиям в рассматриваемой научной области. Показатель, в рамках которого рассматривается количество единиц программного обеспечения собственной разработки, позволит определить победителя с наиболее высокой квалификацией и материально-техническим оснащением.
Таким образом, с учетом потребностей заказчика, включение в конкурсную документацию указанных нестоимостных критериев оценки не противоречит положениям Правил N 1085 и Закона N 44-ФЗ, направлено на определение победителем более профессионального и конкурентоспособного участника.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что установление в критериях оценки участников требований к научной специальности специалистов подрядчика "Транспортные и транспортно-технологические системы страны, ее регионов и городов, организация производства на транспорте" не является ограничением числа участников закупки.
Обществом не опровергнуто, что только данная научная специальность имеет прямое отношение к городской транспортной системе, которая, согласно техническому заданию, является объектом исследования научно-исследовательской работы. Специальность "Управление процессами перевозок", на которую ссылается заявитель, имеет более узкоспециализированное содержание и области исследований и необходимо в сфере автоматизации, систем контроля, сервиса и безопасности дорожного движения; данная область исследований не отвечает потребностям Заказчика.
Судом установлено, что для выполнения научно-исследовательской работы исполнитель должен разработать математическую модель транспортной системы города Северодвинска, выработать с её помощью варианты оптимизации маршрутной сети, решить задачи по обследованию транспортных потребностей населения в форме социологического исследования, в т.ч. на основе данных операторов сотовой связи, обследованию интенсивности транспортных потоков, обследованию пассажиропотоков, разработке организационно-финансовой модели регулярных перевозок с расчетом начальной максимальной цены контрактов.
Учитывая предмет закупки, требование о наличии разработанного участником программного обеспечения в области транспортного планирования и/или транспортного моделирования обусловлено потребностями заказчика.
Участник закупки, не набравший баллов по вышеуказанным показателям, имеет возможность набрать большее количество баллов по другому показателю и критериям.
В рассматриваемом случае, заявитель заявку на участие в конкурсе не подавал, документального подтверждения создания для участников конкурса неравных условий и ограничения конкуренции не представил.
При таких обстоятельствах решение управления, которым жалоба общества признана необоснованной, является законным и не нарушает права и интересы заявителя в экономической деятельности.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 29 ноября 2021 года по делу N А05-10446/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Научно-исследовательский и проектный институт территориального развития и транспортной инфраструктуры" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Селиванова |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-10446/2021
Истец: ООО "Научно-исследовательский и проектный институт территориального развития и транспортной инфраструктуры"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области
Третье лицо: Администрация муниципального образования "Северодвинск" в лице Управления муниципального заказа Администрации Северодвинска, Комитет жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи Администрации Северодвинска, ООО "РТС-тендер"