г. Санкт-Петербург |
|
16 февраля 2022 г. |
Дело N А21-3506/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 февраля 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Зотеевой Л.В., Третьяковой Н.О.
при ведении протокола судебного заседания: Шпакович Ю.В.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом
от третьего лица: не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-44606/2021) Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 15.11.2021 по делу N А21-3506/2021, принятое
по заявлению ООО "УК "Эко-Парк"
к Министерству природных ресурсов и экологии Калининградской области
3-е лицо: Администрация ГО "Город Калининград"
об оспаривании предписания
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Эко-Парк" (ОГРН: 1173926001149, адрес: 236005, г. Калининград, ул. Беговая, д. 1в, кв. 24; далее - ООО "УК "Эко-Парк", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об оспаривании предписания Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области (ОГРН: 1153926037165, адрес: 236007, г. Калининград, ул. Д.Донского, д. 1; далее - Министерство, заинтересованное лицо) от 29.03.2021 N 75.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечена Администрация городского округа "Город Калининград" (ОГРН: 1023900770222, адрес: 236022, г. Калининград, пл. Победы Площадь, 1; далее - Администрация, третье лицо).
Решением от 15.11.2021 суд первой инстанции требования ООО "УК "Эко-Парк" удовлетворил, признал недействительным предписание Министерства N 75 от 29.03.2021; взыскал с Министерства в пользу ООО "УК "Эко-Парк" расходы по госпошлине в размере 3000 руб.
Не согласившись с решением суда, Министерство обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.
Стороны и третье лицо, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие сторон в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, в период с 23.12.2019 по 27.02.2020 в адрес Министерства поступили письма Администрации ГО "Город Калининград" по вопросу выполнения намеченных мероприятий, явившихся следствием ранее обсуждаемой информации по восстановлению ручья Лесного и ручья Гагаринского, сбросы в которые осуществляются через выпуски дождевой канализации в результате деятельности многоквартирных домов (далее - МКД).
К письму от 23.12.2019 N КГХ-19135 прилагался перечень МКД, а также выпусков, расположенных в зоне деятельности МКД и управляющих компаний, к ведению которых относятся указанные МКД.
Сотрудником Министерства 04.09.2020 в 10 час. 30 мин. в рамках рассмотрения поступившей из Администрации информации произведен осмотр русла и береговой полосы р. Лесного в районе ул. Карташева в г. Калининграде, в ходе которого установлено наличие выпуска сточных вод в водный объект, оборудованного с территории МКД N 48. При осмотре выпуска сточных вод установлено поступление (сброс) сточных вод в водный объект - ручей Лесной.
Управление вышеуказанными многоквартирными домами осуществляет ООО "УК Эко-Парк".
По результатам контрольных мероприятий Общество привлечено к административной ответственности постановлением N 623/2020 от 29.09.2020 по статье 7.6 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Также Обществу выдано предписание об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды N 75 о 29.03.2021.
По мнению Министерства, ООО "УК Эко-Парк" является ответственным за общее имущество в данном многоквартирном доме и соответственно за пользование водным объектом - р. Лесным при попадании сточных вод с общего имущества многоквартирного дома в водный объект. По имеющимся в Министерстве природных ресурсов и экологии Калининградской области сведениям решение на право пользование данным водным объектом в целях сброса сточных вод через указанный выпуск сточных вод Обществу не выдавалось, за получением разрешения Общество не обращалось.
Таким образом, Министерство посчитало, что в нарушение требований пункта 2 части 3 статьи 11 Водного кодекса РФ Общество осуществляет использование водного объекта - р. Лесного в целях сброса сточных вод без документов (решения), на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью.
Обществу предписывалось устранить нарушение законодательства в области охраны водных объектов, выразившегося в отсутствия решения о предоставлении водного объекта - р. Лесной в пользование для сброса сточных вод, поступающих в водный объект от МКД N 48 по ул. Карташева и его придомовой территории. Срок исполнения предписания установлен до 01.06.2021.
Не согласившись с предписанием Министерства, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Суд первой инстанции заявленные Обществом требования удовлетворил, признав недействительным предписание Министерства.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
Согласно части 1 статьи 11 ВК РФ право пользования поверхностными водными объектами или их частями приобретается физическими лицами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно части 3 указанной статьи на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частями 2 и 4 настоящей статьи, право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях в том числе сброса сточных вод.
В силу пункта 10 статьи 1 ВК РФ под водоотведением понимается любой сброс вод, в том числе сточных вод и (или) дренажных вод, в водные объекты.
Дренажные воды - воды, отвод которых осуществляется дренажными сооружениями для сброса в водные объекты (пункт 13 статьи 1 ВК РФ).
Сточные воды - это воды, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории (пункт 19 статьи 1 ВК РФ).
В силу части 3 статьи 22 ВК РФ решение о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных, в том числе дренажных, вод дополнительно должно содержать:
1) указание места сброса сточных, в том числе дренажных, вод;
2) объем допустимых сбросов сточных, в том числе дренажных, вод;
3) требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных, в том числе дренажных, вод.
Согласно статье 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) водоотведение представляет собой прием, транспортировку и очистку сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения (пункт 2); канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод (пункт 9); сточные воды централизованной системы водоотведения - это принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод (пункт 23); централизованная система водоотведения поселения или городского округа - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения с территории поселения или городского округа (пункт 28.1).
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 416-ФЗ по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований.
Как установлено частью 1 статьи 15 Закона N 416-ФЗ, в случае заключения единого договора холодного водоснабжения и водоотведения такой договор должен содержать существенные условия, установленные названным Федеральным законом для договоров холодного водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с пунктом 107 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), в зависимости от своего предназначения системы водоотведения подразделяются на следующие виды:
а) централизованные бытовые системы водоотведения, предназначенные для приема, транспортировки и очистки сточных вод, образовавшихся в результате хозяйственно-бытовой деятельности населения (далее - хозяйственно-бытовые сточные воды);
б) централизованные ливневые системы водоотведения, предназначенные для приема, транспортировки и очистки поверхностных сточных вод;
в) централизованные общесплавные системы водоотведения, предназначенные для приема, транспортировки и очистки хозяйственно-бытовых сточных вод и поверхностных сточных вод;
г) централизованные комбинированные системы водоотведения, предназначенные для приема, транспортировки и очистки хозяйственно-бытовых сточных вод и поверхностных сточных вод, состоящие из бытовых, ливневых и общесплавных систем водоотведения.
Нормативы состава сточных вод рассчитываются в порядке, определенном настоящим разделом, организацией, осуществляющей водоотведение, и представляются в орган, уполномоченный на установление нормативов состава сточных вод, не позднее 30 календарных дней со дня представления организацией, осуществляющей водоотведение, декларации о воздействии на окружающую среду, или выдачи организации, осуществляющей водоотведение, комплексного экологического разрешения, получения ею разрешения на сброс загрязняющих веществ (внесения в них соответствующих изменений), или установления нормативов допустимых сбросов для объектов централизованных систем водоотведения (пункт 172 Правил N 644).
Признавая недействительным оспариваемое предписание, суд первой инстанции признал обоснованной позицию Общества о недоказанности принадлежности выпусков сточных вод, впадающих в ручей Лесной, а также сетей ливневой канализации, ливневых колодцев заявителю, и об отсутствии сведений о них в технической документации на МКД. Кроме того, по мнению Общества, сети ливневой канализации включены в состав муниципального имущества городского округа "Город Калининград", а организацией, осуществляющей прием сточных вод и водоотведение, является уполномоченное муниципальное предприятие или учреждение.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом.
Техническая документация на многоквартирный дом включает в себя:
а) документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества;
б) документы (акты) о приемке результатов работ, сметы, описи работ по проведению текущего ремонта, оказанию услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
в) акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования (п.24 Правил N 491).
Вместе с тем, ни одного документа, подтверждающего факт отнесения сетей ливневой канализации либо выпусков в ручей Лесной, выявленных Министерством в ходе проверочных мероприятий, к общему имуществу конкретного многоквартирного дома, Министерством не представлено.
Факт эксплуатации выпусков сточных вод в ручей Лесной, сетей ливневой канализации, ливневых колодцев ООО "УК "Эко-Парк" также не доказан Министерством.
Имеющиеся в материалах дела фототаблицы, схемы границ земельного участка МКД, схемы ливневой канализации не позволяют сделать однозначный вывод об эксплуатации спорных выпусков сточных вод в ручей Лесной, сетей ливневой канализации и ливневых колодцев заявителем.
Содержание данных фототаблиц, схем границ земельного участка МКД, схем ливневой канализации не позволяет установить с какого дома, из находящихся в обслуживании ООО "УК "Эко-Парк" или иной управляющей компании отводятся ливневые стоки, с помощью какой сети и колодца ливневой канализации, каким образом они попадают в конкретные выпуски сточных вод в ручей Лесной.
При этом невозможно отграничить стоки, которые отводятся от домов, находящихся в обслуживании управляющей компании от иных стоков, образующихся от иных зданий, сооружений и земельных участков.
Учитывая изложенное, является обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что из содержания схем границ земельного участка МКД, схемы ливневой канализации, следует, что как сети ливневой канализации, так и ливневые колодцы расположены на различных земельных участках, которые невозможно соотнести с придомовой территорией конкретного дома.
Согласно пункту 114 Правил N 644, организация, осуществляющая водоотведение или очистку сточных вод, и абонент вправе заключить договор водоотведения (единый договор холодного водоснабжения и водоотведения), предусматривающий прием сточных вод с превышением максимальных допустимых значений показателей и концентраций по показателям, относящимся к технологическим показателям работы очистных сооружений, определенным в соответствии с проектной и (или) технической документацией таких очистных сооружений (для очистных сооружений централизованных систем водоотведения поселений или городских округов - по показателям, относящимся к технологически нормируемым веществам), при условии, что согласно результатам технического обследования очистные сооружения могут быть дополнительно нагружены без ухудшения качества очистки сточных вод и эффективности обработки осадка сточных вод и с сохранением существующей возможности утилизации осадка сточных вод (за исключением веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу, а также максимальных допустимых значений показателей и концентраций, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на канализационные сети). Размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения при сбросе сточных вод с нарушением требований, предусмотренных подпунктом "б" пункта 113 настоящих Правил, уплачиваемой абонентом в указанном случае, определяется соглашением сторон.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, договор на прием стоков дождевых в точке сброса стоков, обслуживание дождевой (ливневой) канализации ООО "УК "Эко-Парк" не заключался. Полномочиями на осуществление таких действий собственники МКД по ул.Карташева,48 управляющую компанию не наделяли.
Согласно представленному договору на оказание услуг по техническому обслуживанию очистных сооружений от 13.08.2019 N 111/ОС-19, заключенному между МБУ "Гидротехник" и ООО "Холм Весны 1" (л.д.114-119), именно указанное юридическое лицо приняло на себя обязанность осуществлять техническое обслуживание очистных сооружений поверхностного стока по адресу ул.Карташева,48.
Согласно исполнительной съемки ливневой канализации в масштабе 1:500 по состоянию на 20.04.2016 МКД N 48 по ул. Карташева построен в составе единого проекта застройки квартала, в котором расположен также жилой дом по ул. Каблукова, 11.
Технические условия N 302 от 27.05.2015, выданы МУП "Гидротехник" в отношении всех объектов застройки квартала и предусматривают единый отвод вод от всех МКД и создание единых очистных сооружений поверхностного стока, управление же МКД осуществляется различными управляющими компаниями в соответствии с протоколом собственников каждого МКД в отдельности.
Более того, данными техническими условиями а также вышеприведенными Правилами N 644 запрещен сброс сточных (бытовых) вод в водный объект через дренаж и дождевую канализацию.
Для отвода дождевых вод техническими условиями предусмотрена строительство отдельной дождевой канализации и дренажа (п.5.2).
Согласно заключению N 192-2016-з от 28.11.2016 объект капитального строительства соответствует требованиям технических регламентов, что означает выполнение застройщиком технических условий, выданных ему в процессе строительства квартала жилых домов, в том числе МКД по ул. Карташева, 48.
Кроме того, факт соответствия очистных сооружений поверхностного стока в количестве 2 шт. подтверждается заключением о выполнении технических условий от 11.10.16г., выданных застройщику МУП "Гидротехник".
Учитывая изложенное, апелляционный суд признает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что Министерством не подтвержден факт сброса сточных вод от жизнедеятельности жилых домов, в частности дома по ул. Карташева, 48 в водный объект напрямую, минуя попадание таких в вод централизованную (для сточных вод) либо дождевую (для естественных осадков) канализации, введенными в эксплуатацию в установленном законом порядке.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, факт занятия ООО "УК "Эко-Парк" водного объекта (р. Лесной) или его части, либо использования их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий, не доказан Министерством.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 15 ноября 2021 года по делу N А21-3506/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-3506/2021
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ЭКО-ПАРК"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД КАЛИНИНГРАД"