город Томск |
|
19 февраля 2024 г. |
Дело N А45-21231/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 февраля 2024 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Зайцевой О. О., Хайкиной С. Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Волковой Т. А. с использованием средств аудиозаписи в режиме веб-конференции рассмотрел апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю" (N 07АП-10376/2023) на решение от 25.10.2023 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-21231/2023 (судья Пахомова Ю. А.), по заявлению Федерального казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю" (ИНН 2224153367), г. Барнаул к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Общества с ограниченной ответственностью "Компьютерный лекарь и технологии" (ИНН: 5424403637), г. Новосибирск, об отмене решения от 21.04.2023 по делу N 054/06/49-763/2023,
В судебном заседании принимают участие:
От заявителя: без участия,
От заинтересованного лица: Травкин С. С. по дов. от 29.12.2023, диплом,
От третьего лица: без участия,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю" (далее - заявитель, учреждение, ФКУ "ЦХиСО ГУ МВД России по Алтайскому краю") обратилось в Арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - заинтересованное лицо, антимонопольный орган, Новосибирское УФАС России) об отмене решения от 21.04.2023 по делу N 054/06/49-763/2023.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительное предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Компьютерный лекарь и технологии" (далее - ООО "Компьютерный лекарь и технологии", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 25.10.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой обратилось учреждение, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что Заказчик никак не ограничил количество участников закупки; комиссия Заказчика правомерно отклонила заявку с идентификационным номером 113968141, поскольку участнику закупки, исходя из положений приложения N 3 к извещению, требовалось указать к поставке товар с конкретными (точными) значениями по характеристикам, соответствующим описанию объекта-закупки (приложение N 1 к извещению), чего сделано не было.
В порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) антимонопольным органом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит суд апелляционной инстанции оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От третьего лица отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
В порядке части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие заявителя, третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании представитель антимонопольного органа поддержали доводы отзыва.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителя антимонопольного органа, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.
Согласно материалам дела, ФКУ "ЦХиСО ГУ МВД России по Алтайскому краю" в Единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение об осуществлении закупки от 10.04.2023 N 0817100000623000039 на поставку запасных частей для ремонта ПК в 2024 году (в рамках государственного оборонного заказа).
В описании объекта закупки по пункту 11 заказчиком установлено требование к характеристике товара -универсальный блок питания для ноутбуков: "Тип: ROBITON NB90W или эквивалент".
10.04.2023 ООО "Компьютерный лекарь и технологии" подана заявка на участие в закупке, к поставке предложен товар - универсальный блок питания для ноутбуков, Китай.
12.04.2023 комиссией по осуществлению закупок отклонена заявка подателя жалобы на основании: непредставление информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктом 2 и 3 части 6 статьи 43 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе). Согласно требованиям к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкции по ее заполнению, участником закупки должны быть представлены характеристики предлагаемого товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе. Участником закупки должны быть представлены конкретные показатели по всем требованиям о соответствии товара, установленным в приложении N 1 "Описание объекта закупки" к извещению об осуществлении закупки. В заявке участника закупки в описании объекта закупки по пункту 11 "универсальный блок питания для ноутбуков, Китай" отсутствует значение показателя "тип", что не соответствует характеристике товара, указанной в извещении об осуществлении закупки, а именно: "тип: ROBITON NB90W или эквивалент".
ООО "Компьютерный лекарь и технологии" обратилось с жалобой в Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области на действия комиссии по осуществлению закупок ФКУ "ЦХиСО ГУ МВД России по Алтайскому краю".
Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области N 54/06/49-763/2023 от 21.04.2023 жалоба ООО "Компьютерный лекарь и технологии" на действия комиссии по осуществлению закупок ФКУ "ЦХиСО ГУ МВД России по Алтайскому краю" признана обоснованной.
Заказчик признан нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе. Комиссия по осуществлению закупок признана нарушившей требования пункта 1 части 12 статьи 48, подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.
Не согласившись с решением антимонопольного органа, учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии оспариваемого решения требованиям антимонопольного законодательства.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции соглашается, считает апелляционную жалобу учреждения не подлежащей удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд регулируются Законом о контрактной системе.
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).
Часть 1 статьи 24 Закона о контрактной системе устанавливает, что заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)
В силу части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются, в том числе, аукционы (аукцион в электронной форме) (далее также - электронный аукцион).
Пунктом 1 части 1 статьи 31 предусмотрено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование:
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 названной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Заказчик вправе включить в описание объекта закупки такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок, однако, такая детализация должна быть обусловлена конкретными потребностями заказчика, заказчик устанавливает требования к техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом, в том числе его потребностей, специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в описание объекта закупки требований к товару, являющихся значимыми для заказчика.
Как следует из описания объекта закупки, заказчиком при описании объекта закупки установлена характеристика товара, указанного в извещении об осуществлении закупки, а именно: "тип: ROBITON NB90W или эквивалент".
В соответствии с пунктом 1 статьи 1477 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) товарный знак - это обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, исключительное право на которое удостоверяется свидетельством на товарный знак.
Следовательно, как верно отмечено судом первой инстанции, товарный знак не является функциональной, технической и (или) качественной характеристикой товара.
При этом, указание заказчиком в характеристиках товара "тип" и наименование ROBITON NB90W, является несопоставимым, поскольку характеристика "тип" должна содержать технические характеристики (например, тип блока питания, тип батареи и т.д.), в то время как указание "ROBITON" является наименованием торговой марки и не может являться типом товара.
В извещении об осуществлении закупки заказчиком, в том числе, указана следующая информация об объекте закупки:
1) наименование товара - универсальный блок питания для ноутбуков;
2) характеристики товара - тип: ROBITON NB90W или эквивалент.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что заказчиком допущено нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку товарный знак закупаемого товара был отнесен к характеристикам наряду с такими характеристиками как выходной ток, выходное напряжение, для которых требуется указание конкретных величин.
Доводу заявителя о том, что в действиях единой комиссии по осуществлению закупок отсутствует нарушение пункта 1 части 12 статьи 48, подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе, поскольку единая комиссия по осуществлению закупок правомерно отклонила заявку ООО "Компьютерный лекарь и технологии", в связи с не указанием в заявке товарного знака предлагаемого товара, либо отсутствие товарного знака, дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции.
В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок: рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Пункт 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе предусматривает, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях: непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе заявка участника закупки должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки, в котором указываются с учетом положений части 2 данной статьи характеристики предлагаемого товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
В силу пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, должно содержать, в том числе, требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с данным Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению.
Согласно пункта 1 Письма ФАС России от 01.07.2016 ИА/44536/16 в целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в извещении о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой, по мнению ФАС России, целесообразно определить в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и, соответственно, подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений.
В приложении N 3 к извещению об осуществлении закупки содержится инструкция по заполнению заявки.
Данная инструкция не содержит требований об указании в заявке на отсутствие товарного знака в случае, если предлагаемый к поставке товар не имеет товарного знака.
В случае, если заказчик при описании объекта закупки устанавливает требования к качественным, функциональным и техническим характеристикам товара, то участник закупки указывает в составе заявки на участие в закупке в соответствии с требованиями статьи 43 Закона о контрактной системе характеристики предлагаемого товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
Отсутствие у товара товарного знака не свидетельствует о несоответствии товара функциональным, техническим и качественным характеристикам, установленным заказчиком в извещении об осуществлении закупки.
При этом, ФКУ "ЦХиСО ГУ МВД России по Алтайскому краю" не было представлено сведений и документов, подтверждающих, что заказчик обладал информацией, что заявителем предлагался товар, у которого имеется товарный знак.
Таким образом, суд первой инстанции учитывая недоказанность наличия у товара, предлагаемого к поставке участником закупки с идентификационным номером 113968141 - ООО "Компьютерный лекарь и технологии", товарного знака, а также отсутствие в инструкции по заполнению закупки требования об указании в заявке на отсутствие у поставляемого товара товарного знака, пришел к верному выводу, что заявка ООО "Компьютерный лекарь и технологии" была отклонена единой комиссией по осуществлению закупок неправомерно, в нарушение пункта 1 части 12 статьи 48, подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, по доводам жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 25.10.2023 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-21231/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
О. О. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-21231/2023
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТР ХОЗЯЙСТВЕННОГО И СЕРВИСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО АЛТАЙСКОМУ КРАЮ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ООО "Компьютерный лекарь и технологии", Седьмой Арбитражный Апелляционный Суд