г. Воронеж |
|
18 февраля 2022 г. |
Дело N А35-3259/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 февраля 2022 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Маховой Е.В.,
судей Серегиной Л.А.,
Ботвинникова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Багрянцевой Ю.В.,
при участии:
от акционерного общества "АтомЭнергоСбыт" в лице обособленного подразделения "КурскАтомЭнергоСбыт": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш город": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от акционерного общества "Курские электрические сети": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "АтомЭнергоСбыт" на решение Арбитражного суда Курской области от 30.11.2021 по делу N А35-3259/2019 по иску акционерного общества "АтомЭнергоСбыт" (ОГРН 1027700050278, ИНН 7704228075) в лице обособленного подразделения "КурскАтомЭнергоСбыт" к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш город" (ОГРН 1154632006506, ИНН 4632205345), при участии третьего лица: акционерного общества "Курские электрические сети" (ОГРН 1064632038987, ИНН 4632064246), о взыскании задолженности в размере 149 022 руб. 66 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "АтомЭнергоСбыт" (далее - АО "АтомЭнергоСбыт", истец) обратилось (с учетом уточнений исковых требований в порядке ст. 49 АПК РФ) в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш город" (далее - ООО "УК "Наш город", ответчик) о взыскании задолженности по оплате электрической энергии за ноябрь - декабрь 2018 года в размере 119 451 руб. 74 коп.
Определением арбитражного суда от 12.04.2019 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с требованиями главы 29 АПК РФ.
Определением от 04.06.2019 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Решением Арбитражного суда Курской области от 30.11.2021 с ООО "УК "Наш город" в пользу АО "АтомЭнергоСбыт" взыскана задолженность за ноябрь - декабрь 2018 в размере 34 942 руб. 96 коп. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятым решением суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, АО "АтомЭнергоСбыт" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители АО "АтомЭнергоСбыт", ООО "УК "Наш город", акционерного общества "Курские электрические сети" (далее - АО "КЭС", третье лицо) не явились.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения сторон и третьего лица о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие их представителей в порядке ст.ст. 123, 156, 266 АПК РФ, п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации".
При рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело (ч. 1 ст. 268 АПК РФ).
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, поступившего посредством электронного сервиса подачи документов "Мой арбитр" отзыва ООО "УК "Наш город" на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для изменения обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "УК "Наш город" является абонентом АО "АтомЭнергоСбыт" применительно к оказанию услуги по электроснабжению для целей содержания общего имущества находящихся в его обслуживании многоквартирных домов.
С сопроводительным письмом от 25.12.2008 АО "АтомЭнергоСбыт" направило в адрес управляющей организации подписанный со своей стороны проект договора энергоснабжения N 4670500763 (для категории "исполнители коммунальных услуг, приобретающие коммунальный ресурс для использования и содержания общего имущества в многоквартирных домах") от 01.11.2018, согласно которому АО "АтомЭнергоСбыт" (гарантирующий поставщик) обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и иные услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии покупателю, а покупатель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность), и оказанные услуги в порядке и на условиях, предусмотренных договором и нормами действующего законодательства.
ООО "УК "Наш город" подписанный экземпляр договора истцу не возвратило.
В отсутствие подписанного договора энергоснабжения для целей содержания общего имущества многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "УК "Наш город", гарантирующий поставщик поставил в ноябре - декабре 2018 года электрическую энергию в целях содержания общего имущества многоквартирных домов, что подтверждается универсальными передаточными документами, актами снятия показаний приборов учета.
По уточненному расчету истца задолженность ООО "УК "Наш город" за ноябрь - декабрь 2018 года в размере стоимости сверхнормативного объема потребления электроэнергии за указанный период по домам по ул. Карла Маркса N N 71/1, 77/1, 77/2, 77/5, по ул. Димитрова N 18, по ул. Юности NN 34, 36, по ул. Кислинская 1-я N 2/Б, по пер. Промышленный 1-й N 3, по пер. Промышленный 2-й NN 4, 4а, 6, по ул. Менделеева NN 1/5, 5 составляет 119 451 руб. 74 коп.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение управляющей компанией обязанности по оплате коммунального ресурса, поставленного на содержание общего имущества многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "УК "Наш город" (сверхнормативный объем), истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском (с учетом уточнений).
Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований в части по следующим основаниям.
В соответствии со ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Гражданско-правовые отношения, связанные с поставкой и передачей электрической энергии на розничном рынке, регулируются главой 30 ГК РФ, Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - ФЗ "Об электроэнергетике").
Согласно п. 3 ст. 539 ГК РФ к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Поскольку электроэнергия поставлялась для нужд населения многоквартирных жилых домов, правоотношения между АО "АтомЭнергоСбыт" и ООО "УК "Наш город" подпадают под действие жилищного законодательства (подп. 10 п. 1 ст. 4 ЖК РФ). В этом случае в силу прямого указания п. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу РФ.
На правоотношения истца и ответчика также распространяются положения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) и Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
Как следует из ч.ч. 1, 2, 12, 15 ст. 161, ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, п. 13 Правил N 354, предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться одним из способов управления таким домом. При выборе собственниками управляющей организации последняя несет ответственность перед ними за предоставление коммунальных услуг и должна заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями, поставляющими коммунальные ресурсы.
В силу ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" с 01.01.2017 вступили в силу изменения, внесенные в Жилищный кодекс РФ, Правила N 354, согласно которым с 01.01.2017 размер платы за коммунальные услуги, предоставленные на общие домовые нужды (потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме), внесен в состав ставки платы за содержание жилья за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран, либо выбранный способ управления не реализован. А именно, расходы на оплату коммунальных ресурсов включены в состав платы за содержание жилого помещения (п. 2 ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 154, ч. 1 ст. 156 ЖК РФ).
Следовательно, поскольку с 01.01.2017 плата за потребленную электроэнергию на общие домовые нужды (потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме) внесена в состав платы, взимаемой управляющей организацией с потребителя за содержание и ремонт общего имущества, то именно управляющая организация обязана перечислять в адрес ресурсоснабжающей организации указанную плату.
Принимая во внимание, что ответчик не отрицает наличие у него статуса управляющей организации применительно к спорным многоквартирным домам, то в силу закона он обязан предоставлять коммунальные услуги жильцам и оплачивать поставленную электрическую энергию истцу, которая была потреблена для нужд многоквартирных домов сверх норматива.
Порядок определения объема коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, изложен в п.п. 21, 21(1) Правил N 124, п.п. 40, 44, 45 Правил N 354.
Пунктом 21(1) Правил N 124 предусмотрено, что объем коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, подлежащий ежемесячной оплате исполнителем, определяется исходя из разницы между объемом коммунальных ресурсов, определенных по показаниям общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов, и объемом коммунальных услуг, подлежащих оплате потребителями коммунальных услуг.
В соответствии с положениями п.п. 42 - 43 Правил N 354 размер платы за коммунальные услуги устанавливается исходя из фактических объемов потребления, определенных с использованием показаний индивидуальных и (или) общедомовых приборов учета. При этом у потребителей коммунальных услуг имеется обязанность при наличии индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета ежемесячно снимать его показания и передавать полученные показания исполнителю.
Сверхнормативный объем коммунальных ресурсов, по которому собственниками помещений в многоквартирном доме не принято решение о его распределении между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения (абз. 2 п. 44 Правил N 354 в редакции, действующей в рассматриваемый период), обязана оплачивать управляющая компания за счет собственных средств с применением тарифов на коммунальные ресурсы, утвержденные для категории "население".
В силу ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В обоснование заявленного иска истцом представлен уточненный расчет объема и стоимости электрической энергии с расшифровкой потребления предъявляемого к взысканию объема электрической энергии за рассматриваемый период по каждому дому.
В ходе судебного разбирательства дела ответчиком проведена проверка данных начислений, представлены контррасчеты по каждому дому.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, проанализировав уточненный расчет истца и контррасчет ответчика, суд первой инстанции обоснованно пришел к следующим выводам.
Ряд жилых домов, по которым у сторон имеются разногласия, в установленном законе порядке признаны аварийными, а именно: по ул. К.Маркса N N 77/1, 77/5 и по ул. Димитрова N 18 - постановлением администрации г. Курска N 1827 от 11.06.2013, по пер. Промышленный 1-й N 3, по пер. Промышленный 2-й NN 4, 4а, 6 и по ул. Менделеева NN 1/5, 5 - постановлением администрации г. Курска N 3824 от 24.10.2012.
В письме Минстроя России от 03.11.2016 N 36508-ОД/4 "Об использовании установленных в ветхих, аварийных, а также подлежащих сносу или капитальному ремонту домах коллективных приборов учета используемых энергетических ресурсов и порядке применения исполнителем коммунальных услуг повышающего коэффициента в таких объектах" указано, что использование при расчетах за поставленный коммунальный ресурс показаний приборов учета в ветхих и аварийных домах не должно приводить к возложению на собственников домов и помещений в них или управляющие организации расходов, связанных с оплатой потребленных в соответствии с показаниями приборов учета коммунальных услуг в объеме, превышающем нормативы потребления.
Таким образом, ресурсоснабжающие организации вправе использовать показания коллективных приборов учета, установленных ими в ветхих и аварийных объектах с соблюдением требований законодательства для определения объема и стоимости потребленных энергоресурсов на общедомовые нужды, однако размер обязательств собственников и управляющей компании по оплате потребленных энергоресурсов на общедомовые нужды ограничен утвержденными нормативами потребления.
Аналогичная правовая позиция приведена в ответе на вопрос 3 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 06.07.2016.
Применительно к рассматриваемому спору судом первой инстанции установлено, что в рамках заявленного периода задолженность за сверхнормативное потребление электроэнергии по домам по ул. К.Маркса N N 77/1, 77/5, по ул. Димитрова N 18, по пер. Промышленный 1-й N 3, по пер. Промышленный 2-й NN 4, 4а, 6, по ул. Менделеева NN 1/5, 5 отсутствует, объем сверхнормативного потребления составил 0 кВт.
В отношении дома по ул. К.Маркса N 71/1 ответчиком заявлены возражения в части расчета объема электроэнергии по ИПУ и нормативам потребления, представлен контррасчет начислений по квартире N 8 с учетом замены индивидуального прибора учета согласно акту осмотра и ввода в эксплуатацию ИПУ от 30.09.2019 (т. 3, л.д. 23, 24).
Согласно п.п. 31 и 34 Правил N 354 собственники помещений в многоквартирном доме (через исполнителя коммунальных услуг - управляющую организацию) обязаны обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета. Потребитель, в свою очередь, обязан в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку.
В соответствии с п. 136 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (в редакции, подлежащей применению к рассматриваемым правоотношениям, далее - Основные положения N 442), определение объема потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, а также фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства осуществляется на основании данных, полученных с использованием указанных в настоящем разделе приборов учета электрической энергии, в том числе включенных в состав измерительных комплексов, систем учета.
Из материалов дела следует, что в связи с признанием прибора учета электроэнергии в квартире N 8 по адресу: г. Курск, ул. К.Маркса, д. 71/1, некоммерческим, он был демонтирован и установлен новый ИПУ, о чем составлен акт осмотра и ввода в эксплуатацию ИПУ от 30.09.2019.
Как правильно указал суд первой инстанции, вышедший из строя прибор учета электроэнергии не мог учитываться как коммерческий при определения общего объема по ИПУ, в связи с чем следует признать верным расчет ООО "УК "Наш город" в отношении данного дома, согласно которому задолженность ответчика по указанному дому, исходя из норматива потребления, отсутствует.
На основании изложенного арбитражный суд области правильно отказал в удовлетворении исковых требований АО "АтомЭнергоСбыт" в этой части.
В отношении домов по ул. К.Маркса N 77/2 и по ул. 1-я Кислинская N 2Б ответчиком заявлено о нарушении сроков поверки приборов учета электроэнергии, что, по мнению управляющей организации, влечет невозможность осуществления расчета на основании имеющихся показаний.
Истец же рассчитал объем потребления по указанным домам на основании показаний приборов учета согласно актам снятия показаний приборов учета.
В соответствии с положениями ч.ч. 1 и 2 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.
До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно ч. 5 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ от 23.11.2009 многоквартирные дома в срок до 01.07.2012 должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В силу п. 155 Основных положений N 442 собственник прибора учета, обязан обеспечить проведение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, периодических поверок прибора учета, а если прибор учета установлен (подключен) через измерительные трансформаторы - то также и периодических поверок таких измерительных трансформаторов. Периодическая поверка прибора учета, измерительных трансформаторов должна проводиться по истечении межповерочного интервала, установленного для данного типа прибора учета, измерительного трансформатора в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Из пояснений сетевой организации АО "КЭС" судом первой инстанции установлено, что общедомовые приборы учета в многоквартирных домах по ул. К.Маркса N N 77/1, 77/2, по пер. Промышленный 1-й N 3, по пер. Промышленный 2-й NN 4, 4а, 6, по ул. Менделеева NN 1/5, 5, находятся на балансе управляющей компании, которая обслуживает данные многоквартирные дома.
Расчеты за потребленную электроэнергию производились исходя из показаний счетчиков типа "Меркурий".
29.10.2019 по заявке заказчика была произведена замена приборов учета, о чем с участием представителя потребителя и сетевой организации составлены акты установки, замены и допуска приборов учета с зафиксированы показания счетчиков электроэнергии от 29.10.2019 по счетчикам типа "Меркурий" ЗН: 01056597, 00694508, 00504999, 15475676, 00692993, 00651940. Акты подписаны представителем управляющей компании без замечаний и возражений. В актах отражено, что поверка спорных приборов учета производилась в 2018 году.
В 2020 году АО "КЭС" проведена проверка расчетных приборов учета электроэнергии, оформленная актами N 030028 и N 030029 от 12.02.2020. По результатам осмотра установлено, что схема учета электроэнергии собрана верно, указано на просрочку срока поверки трансформатора тока. При этом искажений показаний приборов учета при проведении проверки, фактов, свидетельствующих о неучтенном потреблении электроэнергии, установлено не было, акты о неучтенном потреблении электроэнергии не составлялись. Таким образом, учет был признан соответствующим нормам коммерческого учета, что подтверждено АО "КЭС" в письменных пояснениях по делу. Достаточных документальных доказательств, свидетельствующих об обратном, ответчик в материалы дела не представил (ст.ст. 9, 65 АПК РФ).
С учетом изложенного суд первой инстанции правильно согласился с позицией истца о том, что начисление объема потребления по домам по ул. К.Маркса N 77/2 и по ул. 1-я Кислинская N Б следует производить на основании имеющихся показаний приборов учета, так как в рассматриваемый период (ноябрь - декабрь 2018 года) возражений от ответчика относительно показаний приборов учета по данным домам не поступало, сведений о некорректной работе приборов учета, об истечении срока их поверки в указанный период ответчиком не представлено.
Между сторонами также возникли разногласия относительно методики расчета в отношении домов по ул. Юности N N 34, 36, по которым имеются сведения о том, что данные дома ранее имели статус общежитий.
В соответствии с п.п. 51, 52 Правил N 354 расчет размера платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителям в жилых помещениях в общежитиях коридорного, гостиничного и секционного типа (с наличием на этажах общих кухонь, туалетов или блоков душевых), производится в порядке, установленном для расчета размера платы за коммунальные услуги для потребителей, проживающих в коммунальной квартире. Расчет размера платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителям в жилых помещениях в общежитиях квартирного типа, производится в порядке, установленном для расчета размера платы за коммунальные услуги для потребителей, проживающих в жилых помещениях в многоквартирном доме.
Согласно п. 50 Правил N 354 расчет размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю, проживающему в комнате (комнатах) в жилом помещении, являющемся коммунальной квартирой (далее - коммунальная квартира), осуществляется в соответствии с формулами 7, 7(1), 8, 16, 19 и 21 приложения N 2 к настоящим Правилам, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду - в соответствии с формулами 25 - 27 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Если коммунальная квартира оборудована общим (квартирным) прибором учета электрической энергии и при этом все комнаты в коммунальной квартире оборудованы комнатными приборами учета электрической энергии, то размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную потребителю в комнате в коммунальной квартире, определяется в соответствии с формулой 9 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Если коммунальная квартира оборудована общим (квартирным) прибором учета электрической энергии и при этом не все комнаты в коммунальной квартире оборудованы комнатными приборами учета электрической энергии, то расчет размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную потребителю, проживающему в комнате (комнатах), оборудованной комнатным прибором учета электрической энергии, осуществляется исходя из показаний комнатного прибора учета и достигнутого соглашения между всеми потребителями в коммунальной квартире о порядке определения объема (количества) электрической энергии, потребленной в помещениях, являющихся общим имуществом собственников комнат в коммунальной квартире, и о его распределении между всеми потребителями в коммунальной квартире.
Указанное соглашение должно быть оформлено в письменной форме, подписано потребителями коммунальной квартиры или их уполномоченными представителями и передано исполнителю. Исполнитель в этом случае осуществляет расчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную потребителям в коммунальной квартире в соответствии с полученным от них соглашением, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором такое соглашение было передано исполнителю.
При отсутствии указанного соглашения расчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению осуществляется в соответствии с формулой 7 приложения N 2 к настоящим Правилам без учета показаний комнатных приборов учета электрической энергии.
В абзаце 2 п. 42 Правил N 354 предусмотрено, что при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и отсутствии технической возможности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
Таким образом, применение конкретной формулы зависит от наличия или отсутствия в коммунальной квартире общего (квартирного) прибора учета, комнатных приборов учета, соглашения между потребителями в коммунальной квартире о порядке определения объема (количества) ресурса потребленного в помещениях, являющихся общим имуществом и о его распределении между всеми потребителями в коммунальной квартире.
Комитетом жилищно-коммунального хозяйства г. Курска представлено письменное мнение по рассматриваемому спору, из которого следует, что сведениями по домам по ул. Юности N N 34 и 36 об изменении статуса общежития на многоквартирный жилой дом, а также технической документацией, послужившей основанием для изменения статуса общежития на многоквартирный жилой дом, комитет не располагает.
Доказательства того, что в отношении домов по ул. Юности N N 34 и 36 принимались соответствующие решения либо проводились мероприятия, которые привели к изменению их технических характеристик, планировки и функционального назначения помещений, в материалах дела отсутствуют.
Исходя из имеющихся документов, в том числе технических паспортов суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что фактически, по своим техническим характеристикам помещения в домах по ул. Юности N N 34 и 36 в рассматриваемый период по-прежнему представляли собой общежития (коммунальные квартиры). Следовательно, порядок пользования местами общего пользования в этих домах в рассматриваемый период оставался таким же, как в общежитии, что позволяет признать верным расчет ответчика в части задолженности по указанным домам, исчисленный исходя из норматива.
Таким образом, оценив представленные в материалы дела доказательства согласно ст. 71 АПК РФ, с учетом произведенной ответчиком в ходе судебного разбирательства оплаты по платежному поручению N 232 от 09.04.2021 на сумму 25 364 руб. 32 коп., арбитражный суд области правильно удовлетворил исковые требования АО "АтомЭнергоСбыт" в части суммы 34 942 руб. 96 коп., в том числе за ноябрь 2018 года по дому по ул. Карла Маркса N 77/2 - 20 242 руб. 60 коп., за декабрь 2018 года по домам по ул. Юности N 34 - 14 348 руб. 80 коп., по ул. Карла Маркса N 77/2 - 15 051 руб. 80 коп., по ул. Юности N 36 - 4 564 руб. 84 коп., по ул. 1-я Кислинская N 2/Б - 6 099 руб. 24 коп. В остальной части исковые требования АО "АтомЭнергоСбыт" удовлетворению не подлежат.
Доводы апелляционной жалобы АО "АтомЭнергоСбыт" о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права основаны на неверном толковании действующего законодательства применительно к фактическим обстоятельствам дела и подлежат отклонению.
Суд первой инстанции всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права. Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
В силу положений ст. 110 АПК РФ судебные расходы за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на её заявителя.
Руководствуясь ст.ст. 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 30.11.2021 по делу N А35-3259/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно ч. 1 ст. 275 АПК РФ.
Председательствующий |
Е.В. Маховая |
Судьи |
Л.А. Серегина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-3259/2019
Истец: АО "АтомЭнергоСбыт"
Ответчик: ООО "УК "Наш город"
Третье лицо: АО "Курские электрические сети", Комитет жилищно-коммунального хозяйства г. курска, МКУ "Центр социальных услуг города Курска", ПАО "МРСК-Центра" в лице филиала "Курскэнерго", ПАО "Россети Центр" в лице филиала "Курскэнерго", УМВД РФ по городу Курску, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, МО город Курск в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Курска