город Омск |
|
18 февраля 2022 г. |
Дело N А46-16850/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 февраля 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьей Шиндлер Н.А.,
судей Аристовой Е.В., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Шнайдер Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-15759/2021) индивидуального предпринимателя Рунина Дмитрия Сергеевича на решение Арбитражного суда Омской области от 03.12.2021 по делу N А46-16850/2021 (судья Пермяков В.В.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Рунина Дмитрия Сергеевича (ОГРН 312554319400257; ИНН 550616193740) к Администрации Центрального административного округа города Омска (ОГРН 1025500757930, ИНН 5503037246, адрес: 644007, город Омск, улица Герцена, дом 25) о признании недействительным подпункта 1 пункта 1 распоряжения от 07.09.2021 N 1555 "О выносе самовольно размещенного движимого имущества",
судебное разбирательство проведено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Рунин Дмитрий Сергеевич (далее - заявитель, предприниматель, ИП Рунин Д.С.) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Администрации Центрального административного округа г. Омска (далее - заинтересованное лицо, Администрация, Администрация ЦАО г. Омска) о признании незаконным распоряжения главы Администрации от 07.09.2021 N 1555 "О выносе самовольно размещенного движимого имущества", в части подпункта 1 пункта 1, которым определен самовольно-размещенным принадлежащий заявителю нестационарный торговый объект (далее - НТО) - павильон с вывеской "МилкМаркет", площадью 12 кв.м., расположенный относительно ориентира, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Центральный АО, ул. 21-я Амурская, д. 20Б (30 м восточнее).
Решением Арбитражного суда Омской области от 03.12.2021 по делу N А46-16850/2021 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, предприниматель обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что по окончании срока действия договора от 01.06.2016 N А-Д-397/2016 на размещение нестационарного торгового объекта согласно схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории Центрального административного округа города Омска, НТО был перемещен и расположен на земельном участке, который является придомовой территорией и принадлежит жильцам многоквартирного дома N 20 по улице 21-я Амурская в городе Омске; право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в здании (доме) в силу закона вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре прав.
Администрация ЦАО г. Омска письменный отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представила.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об отложении слушания по делу не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителей неявившихся участников процесса по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства. ИП Рунин Д.С. является владельцем торгового павильона с вывеской "МилкМаркет", расположенного в 30 м восточнее относительно здания, имеющего почтовый адрес: г. Омск, ул. 21-я Амурская, д. 20Б.
01.06.2016 между ИП Руниным Д.С. и Администрацией ЦАО г. Омска заключен договор N А-Д-397/2016 на размещение нестационарного торгового объекта согласно схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска сроком на 5 лет.
В силу пункта 3.2.10 договора от 01.06.2016 N А-Д-397/2016 владелец НТО обязан по истечении срока действия договора, а также в случае его досрочного расторжения освободить место, привести его в состояние, пригодное для дальнейшей эксплуатации, и передать в течение трех рабочих дней Администрации по акту приема-передачи.
Срок действия заключенного между сторонами договора истек 01.06.2021.
Администрацией ЦАО г. Омска 07.09.2021 вынесено распоряжение N 1555 "О выносе самовольно размещенного движимого имущества", в соответствии с которым принадлежащий заявителю павильон с вывеской "МилкМаркет", расположенный в 30 м восточнее относительно здания, имеющего почтовый адрес:
г. Омск, ул. 21-я Амурская, д. 20Б определен самовольно размещенным движимым имуществом.
Пунктами 2 и 3 вышеназванного распоряжения, определен срок добровольного выноса и (или) демонтажа до 17.09.2021, срок принудительного выноса и (или) демонтажа установлен с 18.09.2021 по 28.10.2021.
Полагая, что распоряжение Администрации от 07.09.2021 N 1555 в части подпункта 1 пункта 1 является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, ИП Рунин Д.С. обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
03.12.2021 Арбитражным судом Омской области принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Пунктом 1 статьи 39.36 ЗК РФ установлено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов (далее - схема размещения) в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон - 381-ФЗ).
Отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности, регулируются Федеральным законом N 381-ФЗ, а также Правилами включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772.
Так, пунктом 6 статьи 2 Федерального закона N 381-ФЗ определено, что нестационарным торговым объектом является торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Особенности размещения нестационарных торговых объектов установлены статьей 10 Федерального закона N 381-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Федерального закона N 381-ФЗ).
Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления Омской области схем размещения НТО утвержден приказом Министерства экономики Омской области от 23.08.2010 N 28 "О Порядке разработки и утверждения органами местного самоуправления Омской области схем размещения нестационарных торговых объектов" (далее - Порядок разработки схем).
Принятый на территории муниципального образования город Омск постановлением Администрации города Омска от 23.12.2014 N 1812-п "О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Омска" (далее - Порядок N 1812-п) определяет процедуру размещения НТО на территории г. Омска без формирования земельных участков, процедуру взаимодействия структурных подразделений Администрации г. Омска при разработке схемы размещения НТО на территории г. Омска, порядок внесения в нее изменений, в том числе требования к составу, последовательности разработки, согласования и утверждения указанной схемы размещения (пункт 2).
Согласно пункту 3 Порядка N 1812-п размещение НТО на территории г. Омска, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности (в федеральной собственности или в собственности Омской области) и муниципальной собственности города Омска, а также на земельных участках, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, производится соответствии с утвержденной Администрацией г. Омска схемой размещения НТО на территории г. Омска.
В соответствии с пунктом 7 Порядка N 1812-п нестационарный торговый объект представляет собой торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение. Самовольно установленный нестационарный торговый объект - это нестационарный торговый объект, размещенный без соблюдения указанного постановления (пункт 10 поименованного выше Порядка).
Согласно пункту 9 Порядка N 1812-п органами, уполномоченными на размещение нестационарных торговых объектов на территории г. Омска, являются Администрации административных округов г. Омска, которые в соответствии с пунктом 49 данного нормативного акта осуществляют контроль за соблюдением Порядка N 1812-п при размещении и эксплуатации нестационарных торговых объектов.
В соответствии с пунктом 50 Порядка N 1812-п при осуществлении контроля за соблюдением настоящего постановления уполномоченный орган, в том числе выявляет факты незаконного размещения, самовольной установки нестационарных торговых объектов; осуществляет вынос незаконно размещенных и самовольно установленных нестационарных торговых объектов в соответствии с положением о порядке выноса движимого имущества в г. Омске.
В соответствии с требованиями пункта 28 Порядка N 1812-п выявленные уполномоченными органами самовольно установленные нестационарные торговые объекты, а также незаконно размещенные нестационарные объекты подлежат выносу в соответствии с порядком выноса движимого имущества в городе Омске.
Указанный порядок утвержден постановлением Администрации г. Омска от 30.01.2014 N 95-п "Об утверждении Положения о порядке выноса движимого имущества в городе Омске" (далее - Положение о порядке выноса движимого имущества в г. Омске).
Согласно подпункту 1 пункта 3 Положения о порядке выноса движимого имущества в г. Омске под движимым имуществом понимаются нестационарные торговые объекты, не связанные прочно с земельным участком, вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, размещенные без соблюдения Порядка N 1812-п, либо не демонтированные владельцами нестационарных торговых объектов по истечении срока действия договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории г. Омска или в случае расторжения указанного договора по основаниям, предусмотренным законодательством, а также металлические и сборные железобетонные гаражные боксы, элементы благоустройства (ограждения, заборы, малые архитектурные формы, освещение и осветительное оборудование, сопряжения поверхностей, игровое и спортивное оборудование, некапитальные нестационарные сооружения, уличное техническое оборудование), которые не являются объектами недвижимости, устанавливаемые на определенной территории с учетом возможности быстрого изменения характера использования данной территории без несоразмерного ущерба назначению объектов при их перемещении, расположенные на земельных участках, не отведенных для этих целей в установленном законом и иными правовыми актами порядке.
Как указано выше, 01.06.2016 между заявителем и Администрацией заключен договор N А-Д-397/2016 на размещение НТО, площадью 12 кв.м, расположенного относительно ориентира, имеющего почтовый адрес: г. Омск, ул. 21-я Амурская, д. 20Б, (30 м восточнее).
В силу пункта 3.2.10 указанного договора владелец НТО обязан по истечении срока действия договора, а также в случае его досрочного расторжения освободить место, привести его в состояние, пригодное для дальнейшей эксплуатации, и передать в течение трех рабочих дней Администрации по акту приема-передачи.
Срок действия заключенного между сторонами договора истек 01.06.2021.
Между тем, ИП Руниным Д.С. указанные действия произведены не были, чем были нарушены условия договора на размещение НТО, что подтверждается актом N 269 от 02.06.2021.
В соответствии с пунктом 8 Положения о порядке выноса движимого имущества в г. Омске в перечень самовольно размещенного движимого имущества, подлежащего выносу, утвержденный распоряжением главы Администрации ЦАО г. Омска от 07.09.2021 N 1555 "О выносе самовольно размещенного движимого имущества", включен спорный НТО.
Таким образом, размещение заявителем НТО без правовых оснований подтверждается материалами дела, в связи с чем распоряжение Администрации от 07.09.2021 N 1555 в оспариваемой части является законным и обоснованным.
Оспаривая законность распоряжения, ИП Рунин Д.С. в апелляционной жалобе ссылается на то, что собственниками земельного участка, на котором в настоящее время расположен спорный НТО, являются жильцы многоквартирного дома N 20 по улице 21-я Амурская в городе Омске, в связи с чем вопрос о выносе НТО с находящихся в собственности собственников многоквартирных домов земельных участков выходит за пределы полномочий Администрации.
Отклоняя доводы предпринимателя, судебная коллегия исходит из того, что доказательств формирования земельного участка под многоквартирным домом, постановки его на кадастровый учет, в материалы дела не представлено, в силу чего доводы заявителя о принадлежности земельного участка, на котором размещен спорный НТО, жильцам многоквартирного дома, является необоснованным.
Ссылки подателя жалобы на положения статьи 16 Федерального закона N 189-ФЗ не могут быть приняты судом во внимание, поскольку, как было выше сказано, в отношении земельного участка государственный кадастровый учет не проводился, что не позволяет определить границы участка, которые перешли в собственность жильцов.
Таким образом, судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворения требований.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, положенных в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Рунина Дмитрия Сергеевича оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 03.12.2021 по делу N А46-16850/2021 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Е.В. Аристова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-16850/2021
Истец: ИП РУНИН ДМИТРИЙ СЕРГЕЕВИЧ
Ответчик: Администрация Центрального административного округа города Омска