город Ростов-на-Дону |
|
18 февраля 2022 г. |
дело N А53-33065/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 февраля 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Фахретдинова Т.Р.,
судей Илюшина Р.Р., Мисника Н.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Варавиной Е.Н.,
при участии:
от ООО "Группа компаний "Чистый город": представитель Феталиев А.А. по доверенности от 21.10.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "Группа компаний"Чистый город"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 12.01.2022 по делу N А53-33065/2021
по заявлению ООО "Группа компаний "Чистый город"
к Административной комиссии при администрации Первомайского района города Ростова-на-Дону
о признании незаконным и отмене постановления от 15.09.2021 N 1810/3577-2021 по делу об административном правонарушении и прекращении производства по делу
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Чистый город" (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Административной комиссии при Администрации Первомайского района города Ростова-на-Дону (заинтересованное лицо, комиссия) о признании незаконным и отмене постановления от 15.09.2021 N 1810/3577-2021 по делу об административном правонарушении и прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Решением суда от 12.01.2022 отказано в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии при Администрации Первомайского района города Ростова-на-Дону от 15.09.2021 N 1810/3577-2021. В остальной части требований прекращено производство по делу.
Общество обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-33065/2021 отменить; признать незаконным и отменить постановление от 15.09.2021 N 1810/3577-2021, производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Жалоба мотивирована следующим.
Общество не является субъектом вменяемого ему в вину административного правонарушения, поскольку лицами, ответственными за содержание территории и контейнерной площадки от твердых коммунальных отходов, являются собственники этих территорий, в обязанность организаций по уборке территории, привлеченных по договору, не входит уборка территорий от твердых коммунальных отходов на проезжей части, а также контейнерной площадки. Заинтересованным лицом неверно определен адрес места совершения административного правонарушения. Указанный в протоколе и постановлении об административном правонарушении адрес контейнерной площадки ул. Щербакова (остановка Лесничество) отсутствует в реестре контейнерных площадок. Протокол об административном правонарушении и постановление о привлечении к административной ответственности не содержат доказательств нарушения обществом графика уборки и вывоза твердых коммунальных отходов. Фотоснимки, представленные административным органом, получены с нарушением требований ст.28.2 и 27.8 КоАП РФ, и являются недостоверными, неотносимыми и недопустимыми доказательствами совершения административного правонарушения. Фиксация обстоятельств административного правонарушения произведена с нарушением ст. 26.8 КоАП РФ.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, дал пояснения по существу спора.
Заинтересованное лицо явку представителя в судебное заседание не обеспечило, извещено о процессе, апелляционная жалоба рассматривалась в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам
Как следует из материалов дела, 26.08.2021 административным органом выявлены факты не обеспечения своевременного и качественного выполнения работ по удалению отходов производства и потребления, твердых коммунальных отходов, скопившихся в результате не обеспечения надлежащего и своевременного графика вывоза отходов, что привело к загрязнению территории общего пользования и образованию свалочного очага по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Щербакова (остановка Лесничество). Указанные обстоятельства зафиксированы посредством фотографирования.
09.09.2021 комиссией составлен протокол N 3577 об административном правонарушении по признакам состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст.5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях" (далее - Закон N 273-ЗС), а именно нарушение обществом пункта 4 раздела 3, пункта 15 раздела 4, пункта 26 раздела 11 "Правил благоустройства территории г. Ростова-на-Дону", принятых решением Ростовской-на-Дону городской думы от 24.10.2017 N 398.
15.09.2021 комиссией вынесено постановление N 1810/3577-2021 по делу об административном правонарушении, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002N 273-ЗС "Об административных правонарушениях", с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 70 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обжаловало его в судебном порядке.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с частью 1 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 1 статьи 1.3 КоАП РФ, к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится, в том числе установление: общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях; перечня видов административных наказаний и правил их применения; порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях; порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.
Частью 1 статьи 5.1 Закона N 273-ЗС предусмотрена ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение требований, установленных правилами благоустройства территорий поселений и городских округов, утвержденными органами местного самоуправления поселений и городских округов, если данное деяние не содержит признаков административного правонарушения, предусмотренного статьями 4.1, 4.5 настоящего Областного закона.
Частью 2 статьи 5.1 Закона N 273-ЗС установлена административная ответственность за повторное или последующее в течение года совершение действий (бездействие), предусмотренных частью 1 настоящей статьи.
Объективную сторону указанного правонарушения составляет нарушение установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правил благоустройства территорий поселений и городских округов.
Пунктом 19 части 1, частью 3 статьи 14 и пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения, сельского поселения и городского округа отнесено утверждение правил благоустройства территории поселения, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения, городского округа в соответствии с указанными правилами.
Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 24.10.2017 N 398 утверждены "Правила благоустройства территории города Ростова-на-Дону"(далее - Правила N 398).
В соответствии с п. 4 раздела 3 Правил N 398 не допускается нарушение установленных настоящими Правилами, нормативными актами Администрации города, отраслевыми регламентами и иными документами требований к выполнению работ по благоустройству, содержанию и уборке, в том числе повлекшее загрязнение территорий города.
Пунктом 15 раздела 4 Правил N 398 запрещается накапливать, складировать отходы производства и потребления вне контейнеров, бункеров или в контейнеры, бункеры, не предназначенные для таких видов отходов, вне специально отведенных мест, в том числе на придомовой территории.
Согласно п. 26 раздела 11 Правил N 398 удаление с контейнерной площадки и прилегающей к ней территории отходов производства и потребления, высыпавшихся при выгрузке из контейнеров в специализированный транспорт, а также скопившихся в результате нарушения графика вывоза, производится исполнителем услуг по вывозу отходов.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований и указывая на то, что ООО ГК "Чистый город" является исполнителем услуг по вывозу отходов и признается надлежащим субъектом в рамках спорного административного производства, суд первой инстанции не учел следующее.
В силу абзаца 29 раздела 2 Правил N 398 контейнерная площадка - место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
Согласно статье 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона N 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В силу статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 13 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156) бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки.
Частью 4 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила N 1039), включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов (часть 5 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ). Указанные сведения реестров мест (площадок) накопления ТКО включаются в территориальную схему обращения с отходами (часть 3 статьи 13.3 Закона N 89-ФЗ), которой должен руководствоваться региональный оператор при оказании услуг по вывозу ТКО (Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного суда Российской Федерации от 08.07.2021 по делу N А21-10886/2019).
Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов (п. 11 Правил N 1039).
Согласно п. 12 Правил N 1039 реестр ведется на бумажном носителе и в электронном виде уполномоченным органом. Сведения в реестр вносятся уполномоченным органом в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о внесении в него сведений о создании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с п. 13Правил N 1039 в течение 10 рабочих дней со дня внесения в реестр сведений о создании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов такие сведения размещаются уполномоченным органом на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а при его отсутствии - на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, являющегося стороной соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о персональных данных. Указанные сведения должны быть доступны для ознакомления неограниченному кругу лиц без взимания платы.
Постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону от29.09.2020 N 1028 утверждена форма реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории города Ростова-на-Дону.
На официальном сайте Администрации г. Ростова-на-Дону в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещен реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории города Ростова-на-Дону
(https://rostov-gorod.ru/administration/structure/departments/dzkh-eg/action/%D0%A0%D0%95%D0%95%D0%A1%D0%A2%D0%A0%20%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%82%20(%D0%BF%D0%BB%D0%BE%D1%89%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D0%BA)%20%D0%BD%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%A2%D0%9A%D0%9E%20%D0%BD%D0%B0%20%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B8%20%D0%B3.%20%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0-%D0%BD%D0%B0-%D0%94%D0%BE%D0%BD%D1%83.pdf).
Как указывалось выше местом совершения административного правонарушения в составленных комиссией протоколе и постановлении указан г. Ростов-на-Дону, ул. Щербакова (остановка Лесничество).
Вместе с тем, данный адрес отсутствует в вышеуказанном реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории города Ростова-на-Дону.
Согласно данным Google Карты (https://www.google.com > maps) и Яндекс.Карты (http://yandex.ru > maps)остановка Лесничество по ул. Щербакова расположена рядом с лесным массивом в удалении от жилых объектов. Заинтересованным лицом в нарушение положений статьи 8 Закона N 89-ФЗ, пункта 19 части 1 статьи 14 Закона N 131-ФЗ не представлены доказательства внесения спорной площадки накопления ТКО в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории города Ростова-на-Дону и доказательства обязанности заявителя по осуществлению вывоза ТКО со спорной площадки.
При указанных обстоятельствах заявленные требования в части признания незаконным и отмены постановления от 15.09.2021 N 1810/3577-2021 подлежат удовлетворению, в связи с чем, обжалуемое решение подлежит в данной части отмене с вынесением нового судебного акта.
Производство по требованию общества о прекращении производства по делу об административном правонарушении обоснованно прекращено судом первой инстанции как неподлежащее рассмотрению в суде.
В силу статьи 28.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекращение производства по делу об административном правонарушении относится к компетенции должностного лица, в производстве которого оно находится.
Судебные расходы не распределяются, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 12.01.2022 по делу N А53-33065/2021 отменить в части отказа в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии при Администрации Первомайского района города Ростова-на-Дону от 15.09.2021 N 1810/3577-2021. В указанной части принять по делу новый судебный акт.
Признать незаконным и отменить постановление Административной комиссии при Администрации Первомайского района города Ростова-на-Дону от 15.09.2021 N 1810/3577-2021.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Т.Р. Фахретдинов |
Судьи |
Р.Р. Илюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-33065/2021
Истец: ООО "ГРУППА КОМПАНИЙ "ЧИСТЫЙ ГОРОД"
Ответчик: Административная комиссия при администрации Первомайского района города Ростова-на-Дону
Третье лицо: Администрация Первомайского района г. Ростова-на-Дону