г. Челябинск |
|
18 февраля 2022 г. |
Дело N А34-17906/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 февраля 2022 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Арямова А.А., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Е.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента финансов и имущества Администрации города Кургана на решение Арбитражного суда Курганской области от 02.12.2021 по делу N А34-17906/2021.
Публичное акционерное общество "Курганская генерирующая компания" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании незаконным бездействие Департамента финансов и имущества Администрации города Кургана, выразившиеся в неприостановлении до момента устранения нарушения осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Кургана "Центр развития ребенка - детский сад N 131 "Ветерок" (за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решений налоговых органов, а также распоряжений о совершении казначейских платежей, платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), в связи с непогашением Муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением города Кургана "Центр развития ребенка - детский сад N 131 "Ветерок" задолженности по следующим исполнительным документам, выданным Арбитражным судом Курганской области: Исполнительный лист ФС N 012736239 от 09.08.2016, Судебный приказ N А34-2412/2017 от 27.03.2017, Судебный приказ N А34-232/2017 от 20.01.2017, Судебный приказ N А34-14103/2016 от 13.12.2016, Исполнительный лист ФС N 012737560 от 21.09.2016, Судебный приказ N А34-158/2017 от 23.01.2017, Исполнительный лист ФС N 019068826 от 11.10.2017, Судебный приказ N А34-2997/2017 от 10.04.2017, Судебный приказ N А34-11982/2017 от 18.10.2017, Судебный приказ N А34-62/2018 от 26.01.2018, Судебный приказ N А34-2710/2018 от 13.04.2018, Судебный приказ N А34-2036/2018 от 26.02.2018, Судебный приказ N А34-6605/2018 от 26.06.2018, Судебный приказ N А34-7577/2018 от 16.07.2018, Судебный приказ N А34-8173/2018 от 27.07.2018, Судебный приказ N А34-10219/2018 от 27.09.2018, Судебный приказ N А34-1671/2019 от 05.03.2019, Судебный приказ N А34-4198/2019 от 16.04.2019, Исполнительный лист ФС N 025607535 от 11.07.2019, Судебный приказ N А34-9083/2019 от 08.07.2019, Исполнительный лист ФС N 025610999 от 08.11.2019, Исполнительный лист ФС N 025609817 от 07.11.2019, Исполнительный лист ФС N 025611289 от 26.11.2019, Судебный приказ N А34-9859/2017 от 15.08.2017, Исполнительный лист ФС N 012735931 от 08.08.2016, Исполнительный лист ФС N 019067116 от 24.07.2017, Исполнительный лист ФС N 006827426 от 07.02.2017, Судебный приказ N А34-8648/2017 от 17.07.2017, Судебный приказ N А34-13723/2016 от 01.12.2016, Судебный приказ N А34-14938/2016 от 23.12.2016, Судебный приказ N А34-1922/2017 от 23.03.2017, Судебный приказ N А34-2418/2017 от 30.03.2017, Судебный приказ N А34-320/2017 от 23.01.2017, Судебный приказ N А34-2209/2018 от 22.03.2018, Судебный приказ N А34-3197/2018 от 18.04.2018, Судебный приказ N А34-6483/2018 от 15.06.2018, Судебный приказ N А34-8714/2018 от 13.08.2018, Судебный приказ N А34-10349/2018 от 28.09.2018, Судебный приказ N А34-13355/2018 от 30.11.2018, Судебный приказ N А34-1273/2019 от 21.02.2019, Судебный приказ N А34-7851/2019 от 14.06.2019, Исполнительный лист ФС N 025610169 от 11.10.2019, Исполнительный лист ФС N 025610269 от 16.10.2019, Исполнительный лист ФС N 025610907 от 15.11.2019, Исполнительный лист ФС N 025609807 от 07.11.2019, Исполнительный лист ФС N 025610489 от 24.10.2019, Исполнительный лист ФС N 025611282 от 26.11.2019;
- об обязании Департамент финансов и имущества Администрации города Кургана приостановить расходные операций на всех лицевых счетах Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Кургана "Центр развития ребенка - детский сад N 131 "Ветерок" (за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решений налоговых органов, а также распоряжений о совершении казначейских платежей, платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами) в связи с непогашением Муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением города Кургана "Центр развития ребенка - детский сад N 131 "Ветерок" задолженности по следующим исполнительным документам, выданным Арбитражным судом Курганской области: Исполнительный лист ФС N 012736239 от 09.08.2016, Судебный приказ N А34-2412/2017 от 27.03.2017, Судебный приказ N А34-232/2017 от 20.01.2017, Судебный приказ N А34-14103/2016 от 13.12.2016, Исполнительный лист ФС N 012737560 от 21.09.2016, Судебный приказ N А34-158/2017 от 23.01.2017, Исполнительный лист ФС N 019068826 от 11.10.2017, Судебный приказ N А34-2997/2017 от 10.04.2017, Судебный приказ N А34-11982/2017 от 18.10.2017, Судебный приказ N А34-62/2018 от 26.01.2018, Судебный приказ N А34-2710/2018 от 13.04.2018, Судебный приказ N А34-2036/2018 от 26.02.2018, Судебный приказ N А34-6605/2018 от 26.06.2018, Судебный приказ N А34-7577/2018 от 16.07.2018, Судебный приказ N А34-8173/2018 от 27.07.2018, Судебный приказ N А34-10219/2018 от 27.09.2018, Судебный приказ N А34-1671/2019 от 05.03.2019, Судебный приказ N А34-4198/2019 от 16.04.2019, Исполнительный лист ФС N 025607535 от 11.07.2019, Судебный приказ N А34-9083/2019 от 08.07.2019, Исполнительный лист ФС N 025610999 от 08.11.2019, Исполнительный лист ФС N 025609817 от 07.11.2019, Исполнительный лист ФС N 025611289 от 26.11.2019, Судебный приказ N А34-9859/2017 от 15.08.2017, Исполнительный лист ФС N 012735931 от 08.08.2016, Исполнительный лист ФС N 019067116 от 24.07.2017, Исполнительный лист ФС N 006827426 от 07.02.2017, Судебный приказ N А34-8648/2017 от 17.07.2017, Судебный приказ N А34-13723/2016 от 01.12.2016, Судебный приказ N А34-14938/2016 от 23.12.2016, Судебный приказ N А34-1922/2017 от 23.03.2017, Судебный приказ N А34-2418/2017 от 30.03.2017, Судебный приказ N А34-320/2017 от 23.01.2017, Судебный приказ N А34-2209/2018 от 22.03.2018, Судебный приказ N А34-3197/2018 от 18.04.2018, Судебный приказ N А34-6483/2018 от 15.06.2018, Судебный приказ N А34-8714/2018 от 13.08.2018, Судебный приказ N А34-10349/2018 от 28.09.2018, Судебный приказ N А34-13355/2018 от 30.11.2018, Судебный приказ N А34-1273/2019 от 21.02.2019, Судебный приказ N А34-7851/2019 от 14.06.2019, Исполнительный лист ФС N 025610169 от 11.10.2019, Исполнительный лист ФС N 025610269 от 16.10.2019, Исполнительный лист ФС N 025610907 от 15.11.2019, Исполнительный лист ФС N 025609807 от 07.11.2019, Исполнительный лист ФС N 025610489 от 24.10.2019, Исполнительный лист ФС N 025611282 от 26.11.2019.
Также просит взыскать с Департамента финансов и имущества Администрации г. Кургана судебные расходы по оплате госпошлины в размере 3000 руб., уплаченной по платежному поручению N 84065 от 20.08.2021.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Кургана "Центр развития ребенка - детский сад N 131 "Ветерок".
Решением суда первой инстанции заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что судом первой инстанции не дана оценка тому факту, что в силу пункта 11 части 20 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Закон N 83-ФЗ) при неисполнении бюджетным учреждением - должником решения налогового органа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, указанный орган в течение 10 рабочих дней информирует об этом налоговый орган.
Податель жалобы обращает внимание суда апелляционной инстанции, что учитывая сложившуюся тяжелую финансовую ситуацию, Департамент финансов и имущества администрации города Кургана - орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, в том числе лицевого счета учреждения, не приостановил осуществление операций по расходованию средств на его лицевом счете, как того требуют нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации и Закона N 83-ФЗ, поскольку данными нормами предусмотрено исключение, а именно - за исключением операций по исполнению исполнительных документов и решения налогового органа, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами. Именно указанные (исключительные) операции, и то по остаточному принципу, производятся на лицевых счетах муниципальных бюджетных учреждений, в том числе на лицевом счете учреждения.
В представленном отзыве ПАО "КГК" ссылалось на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте, в судебное заседание третьи лица своих представителей не направили. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность решения суда проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Арбитражным судом Курганской выданы исполнительные документы: Исполнительный лист ФС N 012736239 от 09.08.2016, Судебный приказ N А34-2412/2017 от 27.03.2017, Судебный приказ N А34-232/2017 от 20.01.2017, Судебный приказ N А34-14103/2016 от 13.12.2016, Исполнительный лист ФС N 012737560 от 21.09.2016, Судебный приказ N А34-158/2017 от 23.01.2017, Исполнительный лист ФС N 019068826 от 11.10.2017, Судебный приказ N А34-2997/2017 от 10.04.2017, Судебный приказ N А34-11982/2017 от 18.10.2017, Судебный приказ N А34-62/2018 от 26.01.2018, Судебный приказ N А34-2710/2018 от 13.04.2018, Судебный приказ N А34-2036/2018 от 26.02.2018, Судебный приказ N А34-6605/2018 от 26.06.2018, Судебный приказ N А34-7577/2018 от 16.07.2018, Судебный приказ N А34-8173/2018 от 27.07.2018, Судебный приказ N А34-10219/2018 от 27.09.2018, Судебный приказ N А34-1671/2019 от 05.03.2019, Судебный приказ N А34-4198/2019 от 16.04.2019, Исполнительный лист ФС N 025607535 от 11.07.2019, Судебный приказ N А34-9083/2019 от 08.07.2019, Исполнительный лист ФС N 025610999 от 08.11.2019, Исполнительный лист ФС N 025609817 от 07.11.2019, Исполнительный лист ФС N 025611289 от 26.11.2019, Судебный приказ N А34-9859/2017 от 15.08.2017, Исполнительный лист ФС N 012735931 от 08.08.2016, Исполнительный лист ФС N 019067116 от 24.07.2017, Исполнительный лист ФС N 006827426 от 07.02.2017, Судебный приказ N А34-8648/2017 от 17.07.2017, Судебный приказ N А34-13723/2016 от 01.12.2016, Судебный приказ N А34-14938/2016 от 23.12.2016, Судебный приказ N А34-1922/2017 от 23.03.2017, Судебный приказ N А34-2418/2017 от 30.03.2017, Судебный приказ N А34-320/2017 от 23.01.2017, Судебный приказ N А34-2209/2018 от 22.03.2018, Судебный приказ N А34-3197/2018 от 18.04.2018, Судебный приказ N А34-6483/2018 от 15.06.2018, Судебный приказ N А34-8714/2018 от 13.08.2018, Судебный приказ N А34-10349/2018 от 28.09.2018, Судебный приказ N А34-13355/2018 от 30.11.2018, Судебный приказ N А34-1273/2019 от 21.02.2019, Судебный приказ N А34-7851/2019 от 14.06.2019, Исполнительный лист ФС N 025610169 от 11.10.2019, Исполнительный лист ФС N 025610269 от 16.10.2019, Исполнительный лист ФС N 025610907 от 15.11.2019, Исполнительный лист ФС N 025609807 от 07.11.2019, Исполнительный лист ФС N 025610489 от 24.10.2019, Исполнительный лист ФС N 025611282 от 26.11.2019, на взыскание с Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Кургана "Центр развития ребенка - детский сад N 131 "Ветерок" в пользу публичного акционерного общества "Курганская генерирующая компания" задолженности в виде основного долга по договорам энергоснабжения (теплоснабжения, водоснабжения и пр.), начисленных за несвоевременную оплату пени, судебных расходов по оплате государственной пошлины.
В целях исполнения указанные исполнительные документы были направлены заявителем в Департамент финансов и имущества Администрации города Кургана. Факт получения исполнительных документов заинтересованным лицом не оспаривается.
На момент рассмотрения дела задолженность по исполнительным документам не погашена (сведения об обратном участниками дела не были представлены в материалы дела).
При этом осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах учреждения Департаментом не приостанавливалось. Сведений об обратном в материалы дела представлено не было.
В связи с неисполнением Департаментом исполнительных документов Арбитражного суда Курганской области о взыскании задолженности и считая незаконным бездействие заинтересованного лица, выразившееся в не приостановлении операций по счетам должника, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что заинтересованное лицо, установив неисполнение должником требований исполнительных документов, должно было в соответствии с абзацем 4 пункта 7 части 20 Закона N 83-ФЗ приостановить до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника с уведомлением должника.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу о правильности и обоснованности решения суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие хотя бы одного из указанных условий исключает удовлетворение заявленных требований.
Из дела следует, что третье лицо является муниципальным бюджетным учреждением.
В силу пункта 1 статьи 9.2 Федерального закона "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 N 7-ФЗ (далее - Закон N 7-ФЗ) бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (пункт 6 статьи 9.2 названого Закона).
Бюджетное учреждение осуществляет операции с поступающими ему в соответствии с законодательством Российской Федерации средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (за исключением случаев, установленных федеральным законом) (пункт 8 статьи 9.2 Закона N 7-ФЗ).
В силу статьи 318 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные акты арбитражных судов приводятся в исполнение после вступления их в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства (ч. 1). Принудительное исполнение судебного акта производится на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (ч. 2).
Частью 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 БК РФ.
В пункте 1 статьи 242.1 БК РФ определено, что исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов. Исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение (пункт 6 статьи 242.1 данного Кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 242.6 Бюджетного кодекса решение налогового органа о взыскании налога, сбора, страхового взноса, пеней и штрафов, предусматривающее обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (далее - решение налогового органа), направляется налоговым органом в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств соответствующего бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов соответствующего бюджета.
Из пункта 2 названной статьи следует, что орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, не позднее пяти рабочих дней после дня получения решения налогового органа направляет должнику уведомление о поступлении решения налогового органа и дате его приема к исполнению с приложением копии решения налогового органа.
Должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы соответствующего бюджета по исполнению решения налогового органа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года (пункт 3 статьи 242.6 Бюджетного кодекса).
Должник обязан представить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, платежный документ на перечисление в установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения решения налогового органа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 3 настоящей статьи.
При неисполнении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе (за исключением операций по исполнению исполнительных документов и решения налогового органа), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений (пункт 6 статьи 242.6 Бюджетного кодекса).
Положениями Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Закон N 83-ФЗ) предусмотрен особый порядок исполнения решений о взыскании задолженности с бюджетного учреждения, в котором содержатся аналогичные нормы.
В частности, пунктом 7 части 20 статьи 30 названного Закона на орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, возложена обязанность не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направить бюджетному учреждению - должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением заявления взыскателя.
В свою очередь, бюджетное учреждение - должник обязано на основании пункта 7 части 20 статьи 30 Закона N 83-ФЗ:
в течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления о поступлении исполнительного документа представить в орган, осуществляющий открытие и ведение его лицевых счетов, платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете (абзац первый);
самостоятельно определить, с какого его лицевого счета (лицевых счетов), открытого (открытых) ему, должно производиться списание средств для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе (абзац второй);
при отсутствии либо недостаточности денежных средств для исполнения предъявленных исполнительных документов предоставить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня поступления средств на определенный им лицевой счет (абзац третий).
При нарушении бюджетным учреждением - должником сроков исполнения исполнительных документов, установленных абзацем первым пункта 7 части 20 статьи 30 Закона N 83-ФЗ, орган, осуществляющий открытие и ведение его лицевых счетов, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений (абзац четвертый пункта 7 части 20 статьи 30 Закона N 83-ФЗ).
В случае невозможности осуществления взыскания денежных средств с бюджетного учреждения - должника в связи с отсутствием на лицевых счетах должника денежных средств в течение трех месяцев орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, информирует об этом взыскателя в течение десяти дней со дня истечения трехмесячного срока (абзац первый пункта 11 части 20 статьи 30 Закона N 83-ФЗ).
Таким образом, законодатель возлагает на финансовый орган особую функцию обеспечения исполнения решений налогового органа, предусматривающих обращение взыскания на средства муниципального бюджета по денежным обязательствам муниципальных бюджетных учреждений.
Приостановление осуществления операций по расходованию средств на лицевых счетах должника является не правом, а обязанностью органа, осуществляющего открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений.
При этом само по себе неисполнение должником в течение 30 дней со дня получения уведомления о поступлении исполнительного документа является достаточным основанием для применения указанных мер сразу после истечения указанного срока.
В рассматриваемом случае материалами дела подтверждается и не оспаривается заинтересованным лицом наличие у него полномочий по ведению лицевых счетов учреждения.
Факт предъявления к исполнению исполнительных документов подтвержден материалами дела и не ставится под сомнение заинтересованным лицом.
Сведения о полном исполнении решений исполнительных документов, в деле отсутствуют.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что заинтересованное лицо, установив неисполнение учреждением решений налогового органа, должно было в соответствии с абзацем 4 пункта 7 части 20 статьи 30 Закона N 83-ФЗ приостановить до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника с уведомлением должника.
Доказательств осуществления заинтересованным лицом указанных действий, направленных на приостановление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах учреждения, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений, в материалы дела не представлено.
Поскольку вопросы фактического исполнения не влияют на обязанность заинтересованного лица приостановить операции по расходованию средств, судом первой инстанции правомерно отклонены доводы заинтересованного лица об отсутствии денежных средств для погашения задолженности в бюджете города, недостаточности субвенций из областного бюджета, направлении доходов бюджета на иные нужды, оцениваемые как первоочередные, рассмотрении обращения Главы города Кургана с указанием на возможность выделения дополнительной финансовой помощи при внесении изменений в Решение Курганской городской Думы от 28.12.2020 N 195 "О бюджете города Кургана на плановый 2021 и 2022 год".
В связи с чем, суд первой инстанции, признал незаконным бездействие Департамента, выразившееся в не приостановлении осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах учреждения.
В связи с признанием требований заявителя о признании бездействия заинтересованного лица незаконным подлежащими удовлетворению, в резолютивной части решения в соответствии с положениями пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции решил указать на обязанность Департамента финансов и имущества Администрации города Кургана совершить действия по устранению допущенных нарушений, а именно - приостановить операции по расходованию средств на всех лицевых счетах учреждения, за исключением операций по исполнению исполнительных документов и решений налогового органа, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование, с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Доводам апеллянта судом первой инстанции дана надлежащая оценка, оснований с которой не согласиться у суда апелляционной инстанции отсутствует.
Поскольку доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, однако не влияют на его обоснованность и законность и не опровергают выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 02.12.2021 по делу N А34-17906/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента финансов и имущества Администрации города Кургана - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-17906/2021
Истец: ПАО "КУРГАНСКАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ", ПАО "Курганская генерирующпя компания"
Ответчик: Департамент финансов и имущества Администрации города Кургана
Третье лицо: МБДОУ г. Кургана "Центр развития ребенка - детский сад N131 "Ветерок", Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд