15 февраля 2022 г. |
А11-9930/2021 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Импэкс" на решение Арбитражного суда Владимирской области от 07.12.2021 по делу N А11-9930/2021,
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Импэкс" (ОГРН 1153327000078, ИНН 3327125660) о признании незаконным и отмене постановления Департамента архитектуры и строительства Владимирской области от 29.07.2021 N ДАС-83-11-10/21.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Импэкс" - Мохорев М.И. по доверенности от 01.10.2021 сроком действия 2 года.
Департамент архитектуры и строительства Владимирской области, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечил.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Импэкс", Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Импэкс" (далее - Общество) является застройщиком многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Владимир, мкр. Юрьевец, ул. Всесвятская, д. 17 (ID объекта в единой информационной системе жилищного строительства 23691), с привлечением денежных средств участников долевого строительства по договорам участия в долевом строительстве.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 16.02.2021 по делу N А17-3685/2020 Общество признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство, при рассмотрении дела о банкротстве Общества применяются правила параграфа 7 главы IX Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" - "Банкротство застройщиков".
Конкурсным управляющим должника утвержден Кузин Александр Викторович.
Должностным лицом Департамента архитектуры и строительства Владимирской области (далее - Департамент, административный орган) проведена проверка ежеквартальной отчетности Общества за 4 квартал 2020 года об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства при строительстве (создании) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
По результатам контрольного мероприятия Департаментом составлен акт проверки от 18.05.2021 N 98-04 (ID объекта 23691), на основании которого в адрес Общества выдано предписание от 18.05.2021 N 63/98-04, в соответствии с которым Обществу предписано в срок до 14.06.2021 в единой информационной системе жилищного строительства на сайте наш.дом.рф скорректированную отчетность:
1. Приложение N 2 отчетности:
- пункт 3.4.2 не заполнен (необходимо указать номер записи о регистрации права на земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости);
- пункты 4.4.1 - 4.5.2 не заполнены (необходимо указать информацию о продлении разрешения на строительство);
- пункт 4.3 заполнен неверно (необходимо указать срок действия первого разрешения на строительство);
- пункт 13.1 заполнен неверно (необходимо указать дату регистрации первого договора долевого участия):
2. Приложение N 4 отчетности:
- строки 10. 11 "План" заполнены неверно (значение строк должно отражать все плановые сроки получения соответствующих документов);
- строка 12 "Срок передачи объектов долевого строительства участникам долевого строительства (измененный)" не заполнена {необходимо указать измененный срок передачи объектов долевого строительства участникам долевого строительства (пункт 16 приложения N 2 отчетности).
Предписание получено Обществом 24.05.2021, о чем свидетельствует почтовое уведомление N 80084560273605.
При осуществлении проверки исполнения ранее выданного предписания от 18.05.2021 N 63/98-04 должностным лицом Департамента установлен факт неисполнения Обществом его требований в установленный срок (до 14.06.2021), а именно: пункты 4.1.1-4.5.2 приложения N 2 не раскрыты, строка 12 приложения N 4 заполнена неверно.
Усмотрев в деянии Общества признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), должностное лицо административного органа 15.07.2021 составило в отношении Общества протокол об административном правонарушении N ДСА-83-11-10/21.
По итогам рассмотрения материалов административного дела должностным лицом Инспекции 29.07.2021 вынесено постановление N ДАС-83-11-10/21 о привлечении Общества к административной ответственности по части 4 статьи 19.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с постановлением Департамента, Общество обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента от 29.07.2021 N ДАС-83-11-10/21.
Арбитражный суд Владимирской области решением от 07.12.2021 изменил постановление от 29.07.2021 N ДАС-83-11-10/21 в части административного наказания, уменьшив размер штрафа до 50 000 руб. В остальной части требования Общества оставлены без удовлетворения.
Общество обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просило отменить обжалуемый судебный акт.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что в действиях Общества отсутствует состав вменяемого административного правонарушения.
По мнению Общества, исходя из буквального толкования части 4 статьи 19.5 КоАП РФ, объективная сторона деяния выражается в полном невыполнении предписания контролирующего органа.
Как указывает Общество, предписание было выполнено (страницы 2-3 постановления, скрин сайта дом.рф о направлении отчетности 11.06.2021, данная отчетность принята Департаментом), при этом было выявлено неверное заполнение отдельных строк отчетности.
По мнению Общества, объективную сторону деяния не могут образовывать действия по неполному выполнению предписания, учитывая, что Обществом осуществлены действия по его выполнению.
Одновременно Общество просит признать совершенное административное правонарушение малозначительным.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Департамент в возражениях на апелляционную жалобу просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, заявил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Департамента.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с частью 4 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объектом вменяемого правонарушения является установленный порядок в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Объективную сторону составляют действия (бездействие) лица, в результате которых не исполняется и (или) ненадлежащим образом исполняются предписания органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Согласно пункту 6 части 6 статьи 23 от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 214-ФЗ) контролирующий орган ежеквартально получает от застройщика отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении застройщиком примерных графиков реализации проектов строительства, своих обязательств по договорам, а также промежуточную и годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, составленную в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2005 N 645 утверждены Правила представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства (далее - Правила N 645), согласно пункту 2 которых застройщик ежеквартально представляет в уполномоченный орган исполнительной власти, на который в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации возложен контроль и надзор в области долевого строительства объектов недвижимости, отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства.
Согласно пункту 4 Правил N 645 отчетность представляется застройщиком в уполномоченный орган не позднее 30 дней после окончания отчетного квартала, за исключением отчетности за IV квартал, которая представляется застройщиком в уполномоченный орган не позднее 90 дней после окончания IV квартала.
В силу пункта 3 Правил N 645 отчетность представляется за квартал, если в течение этого квартала действовал хотя бы один договор участия в долевом строительстве, заключенный застройщиком с участником долевого строительства (далее - договор), или если у застройщика имелись неисполненные обязательства по договору.
Приказом Минстроя России от 12.10.2018 N 665/пр "Об утверждении формы и порядка предоставления застройщиками в контролирующий орган отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении примерных графиков реализации проектов строительства и своих обязательств по договорам, сводной накопительной ведомости проекта строительства" (далее - Приказ N 656/пр) утверждены форма отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении примерных графиков реализации проектов строительства и своих обязательств по договорам, сводной накопительной ведомости проекта строительства, и порядок предоставления застройщиком отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении примерных графиков реализации проектов строительства и своих обязательств по договорам, сводной накопительной ведомости проекта строительства в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Согласно разделу II Сведения о многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, строящемся (создаваемом) застройщиком с привлечением денежных средств участников долевого строительства, графа 4 "Информация о разрешении на строительство" заполняется с указанием номера разрешения на строительство и дата его выдачи; наименования органа (организации), выдавшего разрешение на строительство; первоначальный срок действия разрешения на строительство; дата внесения изменений в разрешение на строительство, краткое описание внесенных изменений; информация о продлении срока действия разрешения на строительство, новый срок действия разрешения на строительство.
Согласно разделу IV Примерный график реализации проекта строительства и обязательств по договорам графа 12 содержит информацию о сроках передачи объектов долевого строительства участникам долевого строительства (дата): предусмотренных договорами; измененных (предусмотренных дополнительным соглашением); фактических.
В соответствии с частью 2 статьи 23 Федерального закона N 214-ФЗ (в редакции, действующей до 01.07.2021) контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется в данное время строительство.
Пунктом 9 части 6 статьи 23 Федерального закона N 214-ФЗ (в редакции, действующей до 01.07.2021) контролирующий орган направляет лицам, привлекающим денежные средства участников долевого строительства для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, предписания об устранении нарушений требований настоящего Федерального закона, а также иных требований по вопросам привлечения денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Поскольку в рассматриваемый период контролирующим органом являлся Департамент, предписание от 18.05.2021 N 63/98-04 выдано им в пределах предоставленных полномочий.
Как следует из жалобы самого Общества и протокола об административном правонарушении от 15.07.2021 N ДСА-83-11-10/21 указанное предписание частично исправлено Обществом 11.06.2021 путем загрузки на сайт наш.дом.рф корректировки отчетности за 4 квартал 2020 года, исправлено нарушение в части пунктов 3.4.2, 4.3, 13.1 приложения N2, строки 10.11 приложения N4.
Вместе с тем, дополнительная корректировка отчетности за 4 квартал 2020 года в отношении пунктов 4.4.1-4.5.2 приложения N 2 и строки 12 (пункт 16 приложения N 2) загружена Обществом на сайт наш.дом.рф лишь 05.08.2021, то есть после истечения срока исполнения выданного предписания. Данное обстоятельство подтверждается скриншотами с сайта наш.дом.рф (т.1 л.д.58), протоколом об административном правонарушении от 15.07.2021 N ДСА-83-11-10/21. Это обстоятельство не оспаривалось Обществом в суде первой инстанции (текст жалобы на постановление) и при подаче апелляционной жалобы (страница 2 апелляционной жалобы).
Тем самым Обществом допущено невыполнение в установленный срок (до 14.06.2021) законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов.
Вопреки доводам апелляционной жалобы частичное исполнение предписание не свидетельствует об отсутствии события вмененного правонарушения.
Факт совершения Обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 19.5 КоАП РФ, подтвержден материалами дела.
Доказательства, свидетельствующие о том, что Общество предприняло все зависящие от него меры к выполнению требований действующего законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.
С учетом изложенного в действиях (бездействии) Общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного в части 4 статьи 19.5 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не допущено. Общество надлежащим образом извещалось о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении (т. 1, л.д. 79-80, 86-90).
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, административным органом соблюден.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пунктам 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Оценив представленные в дело доказательства, характер совершенного правонарушения, суд первой инстанции не усмотрел в действиях Общества малозначительности вмененного деяния. Материалы дела не свидетельствуют об исключительности рассматриваемого случая.
Само по себе введение в отношении Общества процедуры банкротства таким обстоятельством не является.
Суд также не усмотрел оснований для замены административного штрафа на предупреждение в порядке части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, ввиду отсутствия документальных доказательств, подтверждающих наличие исключительных для этого обстоятельств.
Вместе с тем суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для изменения оспоренного постановления в части назначенного административного наказания и уменьшил размер штрафа до 50 000 рублей. Тем самым судом первой инстанции учтены обстоятельства, изложенные Обществом относительно своего тяжелого финансового положения.
В указанном размере административный штраф отвечает принципу справедливости наказания и в то же время обеспечивает его неотвратимость.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Общества по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Арбитражный суд Владимирской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют этим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Государственная пошлина по данной категории дел не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 07.12.2021 по делу N А11-9930/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Импэкс" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-9930/2021
Истец: ООО "ИМПЭКС"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ АРХИТЕКТУРЫ И СТРОИТЕЛЬСТВА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ