г. Челябинск |
|
18 февраля 2022 г. |
Дело N А47-16231/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 февраля 2022 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Арямова А.А., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Е.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 01.12.2021 по делу N А47-16231/2020.
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области (далее по тексту - истец, Отделение ПФР, Фонд) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Агентсервис" (далее по тексту - ответчик, ООО "Агентсервис", общество) о взыскании убытков в размере 21 332 руб. 85 копеек.
Судом первой инстанции в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Никулин Анатолий Александрович.
Решением суда первой инстанции исковые требования удовлетворены частично, с ответчика в пользу истца взыскано в возмещение ущерба 4 264 руб. 57 коп., в остальной части иска отказано, также с ответчика также в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 400 рублей.
Истец, не согласившись с решением суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований в полном объеме, обратился с апелляционной жалобой, просит в указанной части решение суда первой инстанции отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что в целях расчета пенсии с применением повышающего коэффициента для неработающих пенсионеров учитывается исключительно сведения индивидуального (персонифицированного) учета, содержащиеся в формах СЗВ-М. Фонд не обязан осуществлять проверку факта осуществления трудовой деятельности пенсионера. Своевременное представление необходимых сведений, в том числе отчета по форме СЗВ-М является обязанностью общества.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом положения части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверка судебного акта судом апелляционной инстанции осуществляется в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, Никулин А.А. является получателем страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 400-ФЗ).
В связи с наличием сведений о работе пенсионера, представляемых страхователем ООО "Агентсервис" за период по декабрь 2019 года, выплаты пенсий с учетом перерасчетов в связи с применением установленных нормативными правовыми актами пенсионных коэффициентов им не производились.
Отчетность за январь 2020 года не представлена ответчиком в сроки, установленные законом, таким образом, истцом 01.01.2020 произведен перерасчет пенсии с учетом корректировки размера страховой пенсии Никулина А.А. в связи с увеличением стоимости пенсионного коэффициента.
08.04.2020 страхователем ООО "Агентсервис" представлена отчетность по форме СЗВ-М с типом "исходная" за январь 2020 года, согласно которой Никулин А.А. состоит в перечне застрахованных лиц. Данное обстоятельство повлекло за собой необоснованность выплаты указанному лицу пенсии в большем размере, пересчитанной с учетом корректировки размера страховой пенсии в связи с увеличением стоимости пенсионного коэффициента.
На основании части 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ истцом принято решение о пересмотре размера пенсии в сторону уменьшения и с 01.06.2020 пенсия Никулину А.А. выплачивается без учета перерасчета пенсии.
Следовательно, за период с 01.01.2020 по 31.05.2020 Никулину А.А. истцом излишне выплачена пенсия в размере 21 322 руб. 85 копеек.
Истец пояснил, что им в адрес ответчика направлены требования о возмещении излишне выплаченных сумм пенсии, изложенные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии вины ответчика в причинении убытков, однако учел признание ответчиком убытков в размере 4 264 руб. 57 копеек за январь 2020 г..
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции.
Согласно статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пунктах 12, 13 постановления Пленума от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) установлено, что страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице, в том числе страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика - застрахованного лица).
Предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ сведения предоставляются по форме "Сведения о застрахованных лицах" (форма СЗВ-М), утвержденной постановлением правления Фонда от 01.02.2016 N 83п.
Таким образом, в целях ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования работодатель обязан ежемесячно в срок не позднее 15 числа, следующего за отчетным месяцем предоставлять сведения, предоставлять сведения о каждом работающем у него застрахованном лице.
Статьей 26.1 Закона N 400-ФЗ установлен порядок выплаты страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при возникновении права на повышение (повышения) фиксированной выплаты к страховой пенсии такое повышение (повышения) выплачивается исходя из выплачиваемой на день его (их) установления суммы фиксированной выплаты к страховой пенсии (часть 2 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
Следовательно, пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), выплачиваются с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона N 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона N 400-ФЗ, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
Уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в целях реализации положений частей 1 - 3 названной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
Решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (часть 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи (часть 7 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
При выявлении обстоятельств, влекущих уменьшение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок либо представлением им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, пересматривается без удержания излишне выплаченных сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) (часть 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
Статьей 28 Закона N 400-ФЗ установлена ответственность за достоверность сведений, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, в том числе повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования (часть 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ).
В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 настоящей статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ).
В случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка (часть 4 статьи 28 Закона N 400-ФЗ).
Таким образом, в целях своевременного увеличения и выплаты суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам, прекратившим трудовую (иную) деятельность, статьей 26.1 Закона N 400-ФЗ установлен следующий порядок.
Органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного учета), проводится уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности.
В случае отсутствия сведений индивидуального (персонифицированного учета) в отношении работающих пенсионеров, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, обязан принять решение об увеличении и выплате страховой пенсии такому лицу.
В статье 26.1 Закона N 400-ФЗ установлены сроки, исчисляемые в месяцах, последовательного совершения действий органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, по увеличению и выплате страховой пенсии прекратившему трудовую (иную) деятельность пенсионеру, а именно: месяц работы застрахованного лица, месяц предоставления отчета по форме СЗВ-М, месяц принятия решения об увеличении и выплате страховой пенсии, месяц выплаты увеличенной страховой пенсии, которые текут последовательно друг за другом.
Также частью 4 статьей 28 Закона N 400-ФЗ установлен срок прекращения выплаты ошибочного перерасчета к страховой пенсии, а именно: с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.
Как следует из материалов дела, непредставление ответчиком сведений по форме СЗВ-М за январь 2020 года в срок не позднее 17.02.2020 явилось основанием для принятия истцом решения об увеличении и выплате страховой пенсии застрахованному лицу (третьему лицу), как прекратившему трудовые отношения с ответчиком, начиная с января 2020 г.
Ответчиком сведения за январь 2020 по форме "доп." представлены только 08.04.2020, где содержались сведения о Никулине А.А.
Вместе с тем, как установлено судом первой инстанции, отчетность по форме СЗВ-М с типом "исходная" за февраль, март, апрель, май 2020 г. о том, что Никулин А.А. состоит в перечне застрахованных лиц, получена истцом от ответчика в срок - 12.03.2020, 08.04.2020, 13.05.2020, 10.06.2020.
Фонд в силу части 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ обязан ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного учета) проводить уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, что в настоящем случае сделано не было.
Следовательно, истец не был лишен права до момента принятия решения о выплате пенсии с повышающим коэффициентом обратиться к иным сведениям, предоставляемым страхователем (с учетом поступления сведений о работе Никулина А.А. в феврале, марте, апреле, мае 2020 года), с целью установления реального факта прекращения либо продолжения осуществления трудовой деятельности застрахованным лицом.
При наличии сомнений в достоверности представленных обществом сведениях о застрахованных лицах за какой-либо период истец должен был принять меры к получению от страхователя дополнительной информации, чего сделано не было.
Таким образом, на момент вынесения Фондом решения об индексации пенсии (распоряжения о перерасчете размера пенсии) в марте 2020 г. истец уже в этом же месяце располагал информацией об осуществлении застрахованным лицом (пенсионером) оплачиваемой трудовой деятельности у ответчика, что свидетельствует об отсутствии причинно-следственной связи между действиями (бездействием) страхователя по несвоевременному предоставлению сведений по форме СЗВ-М и возникновением у истца убытков.
Ссылка управления на положения части 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ об ответственности работодателя за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, не может быть принята апелляционным судом, поскольку как указывалось выше, в силу статьи 15 ГК РФ возмещение вреда допускается при доказанности совокупности всех условий, необходимых для взыскания убытков. Недоказанность хотя бы одного из условий (что имеет место в рассматриваемой ситуации) является достаточным основанием для отказа в удовлетворении иска о взыскании убытков.
Таким образом, в настоящем случае истец не доказал наличие причинно-следственной связи между действиями ответчика по несвоевременному предоставлению сведений формы СЗВ-М на третье лицо за январь 2020 года и возникновением у истца убытков.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении требований (с учетом признанной ответчиком суммы исковых требований).
Поскольку доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, однако не влияют на его обоснованность и законность и не опровергают выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 01.12.2021 по делу N А47-16231/2020 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-16231/2020
Истец: ГУ Центр по выплате пенсии и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Оренбургской области
Ответчик: Никулин Анатолий Александрович, ООО "Агентсервис"
Третье лицо: Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд, ГУ ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ