г. Киров |
|
18 февраля 2022 г. |
Дело N А82-14548/2021 |
Второй арбитражный апелляционный суд в составе судьи Немчаниновой М.В.
рассмотрев апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 03.12.2021 по делу N А82-14548/2021, принятое судом в порядке упрощенного производства,
по заявлению Государственное учреждение - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Ярославской области (ИНН: 7606008723, ОГРН: 1027600843808)
к муниципальному учреждению "Физкультурно-оздоровительный комплекс "Чемпион" (ИНН: 7608017113, ОГРН: 1107608000433)
о взыскании 27 500 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ростове Ярославской области (межрайонное) (далее - заявитель, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к муниципальному учреждению "Физкультурно-оздоровительный комплекс "Чемпион" (далее - МУ ФОК "Чемпион", Учреждение, ответчик) о взыскании штрафных санкций за нарушение сроков представления сведений по форме СЗВ-М за март, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2020 года в общей сумме 27 500 рублей.
На основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом произведена замена заявителя на его правопреемника - Государственное учреждение - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Ярославской области (ИНН: 7606008723, ОГРН: 1027600843808).
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 03.12.2021 заявленные требования Пенсионного фонда удовлетворены частично. Суд взыскал с Учреждения в пользу Пенсионного фонда 2 450 рублей штрафа за нарушение сроков представления сведений по форме СЗВ-М за декабрь 2020 года, уменьшив его размер с учетом установленных судом смягчающих ответственность обстоятельств. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Пенсионный Фонд с принятым решением суда не согласился, и обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы указывает, что 01.03.2021 Учреждением представлены сведения о застрахованных лицах за март, август, сентябрь, октябрь, ноябрь 2020 года по форме "дополняющие", согласно которых страхователем дополнены сведения в отношении застрахованных лиц, ранее не отраженных в сведениях, представленных за март, август, сентябрь, октябрь, ноябрь 2020 года по форме "исходные". При указанных обстоятельствах заявитель жалобы считает, что страхователем допущено правонарушение, выразившееся в несвоевременном представлении сведений, соответственно ответчик правомерно привлечен к ответственности.
Также Пенсионный фонд считает, что судом первой инстанции необоснованно снижен размер штрафа за несвоевременное представление сведений за декабрь 2020 года с учетом смягчающих вину обстоятельств, поскольку положениями Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) снижение штрафных санкций не предусмотрено.
МУ ФОК "Чемпион" отзыв на апелляционную жалобу не представило.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с пунктами 47, 49 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционная жалоба заявителя рассмотрена Вторым арбитражным апелляционным судом без проведения судебного заседания, без вызова сторон, после истечения срока, установленного судом для представления отзыва на апелляционную жалобу.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 24.12.2021 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 25.12.2021 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной нормы стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 01.03.2021 МУ ФОК "Чемпион" представило в Пенсионный фонд сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (дополняющие) в отношении 1 застрахованного лица за март, август, сентябрь, октябрь 2020 года, в отношении 2 застрахованных лиц за ноябрь 2020 года, а также 27.01.2021 в отношении 49 застрахованных лиц за декабрь 2020 года.
Пенсионным фондом проведена проверка по вопросу правильности заполнения, полноты и своевременности представления страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, по результатам которой установлен факт несвоевременного представления сведений в отношении застрахованных лиц за указанные месяцы.
Результаты проверки отражены в актах от 22.04.2021.
По результатам проверки были приняты решения от 24.05.2021 о привлечении страхователя к ответственности на основании части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленный срок сведений за март, август, сентябрь, октябрь, ноябрь 2020 года в виде штрафов в общей сумме 3 000 рублей и за декабрь 2020 года в сумме 24 500 рублей.
15.06.2021 в адрес страхователя были выставлены требования об уплате финансовых санкций, которыми ему предложено в срок до 25.06.2021 в добровольном порядке уплатить финансовые санкции.
В добровольном порядке штраф ответчиком не уплачен, в связи с чем, Пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд Ярославской области признал правомерным привлечение Общества к ответственности за нарушение сроков представления сведений за декабрь 2020 года и с учетом установленных смягчающих ответственность обстоятельств снизил размер штрафных санкций. В части взыскания штрафных санкций за март, август, сентябрь, октябрь, ноябрь 2020 года Пенсионному фонду было отказано.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта исходя из нижеследующего.
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (в редакции, действующей с 01.01.2017) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика.
В силу статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Статья 15 Закона N 27-ФЗ предоставляет право страхователю дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Как следует из пункта 40 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.04.2020 N 211н страхователь вправе при самостоятельном выявлении ошибок в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются. В данном случае финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
При этом срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в Пенсионный фонд сведениях до их обнаружения Пенсионным фондом и представить в Пенсионный фонд достоверные сведения, не установлен Законом N 27-ФЗ и Инструкцией N 211н.
Как указано в пункте 36 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.12.2019, формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Из анализа норм действующего пенсионного законодательства следует воля законодателя на поощрение добросовестных страхователей и освобождение их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем представления соответствующих сведений в контролирующие органы.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда Российской Федерации, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
То обстоятельство, что дополнительные сведения были представлены в отношении застрахованных лиц, не указанных в первоначальных сведениях о застрахованных лицах за спорный период, не может лишать страхователя возможности без применения к нему штрафных санкций исправить допущенную ошибку и представить дополнительные сведения о застрахованных лицах, о которых первоначально такие сведения не подавались.
Как следует из материалов дела, сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, за март, август, сентябрь, октябрь, ноябрь 2020 года (исходные) представлены ответчиком 10.04.2020, 15.09.2020, 07.10.2020, 16.11.2020, 03.12.2020 соответственно, то есть в установленный законом срок.
Факт поступления вышеуказанных сведений и их принятие Пенсионным фондом, подтверждается извещениями представленными в материалы дела.
В связи с допущенными ошибками 01.03.2021 ответчиком представлены дополняющие сведения в отношении 1 застрахованного лица за март, август, сентябрь, октябрь 2020 года и в отношении 2 застрахованных лиц за ноябрь 2020 года.
Таким образом, исправление ошибки произведено страхователем самостоятельно, до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Пенсионным фондом какие-либо несоответствия или недостоверность представленной в отчетности информации не выявлялась.
При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для привлечения Учреждения к ответственности за вменяемое ему правонарушение в отношении сведений, представленных за март, август, сентябрь, октябрь, ноябрь 2020 года.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно отказал Пенсионному фонду в удовлетворении заявленных требований о взыскании штрафных санкций в размере 3 000 рублей.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что сведения по форме СЗВ-М (дополняющие) за декабрь 2020 года в отношении 49 застрахованных лиц представлены ответчиком 27.01.2021.
Однако доказательства своевременного представления исходной формы, в отношении 49 застрахованных лиц, материалы дела не содержат.
Таким образом, Учреждение своевременно свою обязанность, установленную вышеназванными нормами действующего законодательства, не выполнило, и, соответственно, к нему обоснованно были применены финансовые санкции за несвоевременное представление сведений за декабрь 2020 года в сумме 24 500 рублей.
Вместе с тем, при определении размера штрафных санкций, судом первой инстанции правомерно учтены смягчающие вину обстоятельства, а именно: отсутствие ущерба от совершенного правонарушения, некоммерческий характер деятельности, незначительный период нарушения срока.
При этом суд апелляционной инстанции учитывает следующее.
По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законом интересам, а также характеру совершенного деяния.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П, санкции штрафного характера должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности, что предполагает дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Действительно положениями Закона N 27-ФЗ не предусмотрено снижение штрафных санкций.
Вместе с тем, Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 19.01.2016 N 2-П признал подпункт "а" пункта 22 и пункт 24 статьи 5 Федерального закона от 28.06.2014 N 188-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования" не соответствующими Конституции Российской Федерации, как исключившие возможность при применении ответственности, установленной Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ, индивидуализировать наказание за нарушение установленных им требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств и тем самым приводящие к нарушению прав плательщиков страховых взносов.
Также в названном Постановлении Конституционный Суд Российской Федерации указал, что впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений принятие решения об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций, предусмотренных Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке: если санкция была применена должностным лицом фонда, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер ответственности), рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа.
Кроме того, с 01.01.2017 вопросы исчисления и уплаты страховых взносов регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации, следовательно, при установлении ответственности и назначении наказания необходимо руководствоваться главой 15 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 4 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.
Оценив имеющиеся в материалах дела документы, учитывая, установленные по делу фактические обстоятельства, а также с учетом конституционных принципов соразмерности и справедливости при назначении наказания, степени общественной опасности допущенного нарушения суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для уменьшения размера, наложенного на Учреждение штрафа в связи с установлением обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение допущенного правонарушения до 2 450 рублей.
Признание судом первой инстанции перечисленных выше обстоятельств в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность, и снижение в рассматриваемом случае размера взыскиваемого штрафа до 2 450 рублей является правом суда и нормам действующего законодательства не противоречит, в связи с чем, признается несостоятельной ссылка Пенсионного фонда на несоразмерное допущенному ответчиком нарушению снижение размера штрафа до 2 450 рублей.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно взыскал с МУ ФОК "Чемпион" в пользу Пенсионного фонда 2 450 рублей штрафа за нарушение сроков представления сведений за декабрь 2020 года.
Апелляционная жалоба Пенсионного фонда удовлетворению не подлежит.
Второй арбитражный апелляционный суд признает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права, а также с учетом фактических обстоятельств дела.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 03.12.2021 по делу N А82-14548/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Судья |
М.В. Немчанинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-14548/2021
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г.РОСТОВЕ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ МЕЖРАЙОННОЕ
Ответчик: "Физкультурно-оздоровительный комплекс "Чемпион"
Третье лицо: Арбитражный суд Ярославской области, Пенсионный Фонд РФ Государственное Учреждение Отделение Пенсионного Фонда РФ по ЯО