г. Москва |
|
17 февраля 2022 г. |
Дело N А40-175671/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 февраля 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей: Лепихина Д.Е., Марковой Т.Т.,
при ведении протокола помощником судьи Бахтияровым Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Центральной энергетической таможни на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.11.2021 по делу N А40-175671/21 по заявлению ООО "Газпром экспорт" к Центральной энергетической таможне о признании незаконными решения, уведомления,
в присутствии: от заявителя: Суздалев С.Н. п доверенности от 01.12.2021; от заинтересованного лица: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
ООО "Газпром экспорт" (далее - заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными уведомления Центральной энергетической таможни (далее - ответчик, таможня, ЦЭТ) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 14.05.2021 N 10006000/У2021/0000464 и решения от 20.05.2021 о корректировке декларации на товары N 10006060/160620/0055406.
Решением от 18.11.2021 Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил заявленные требования, признав их обоснованными и документально подтвержденными.
Не согласившись с принятым судом решением, таможенный орган обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм материального права.
От заявителя в материалы дела поступил отзыв.
До начала судебного заседания от таможни поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии его представителя, в связи с чем, спор рассмотрен в его отсутствие в порядке ст.123, 156 АПК РФ.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал решение суда, в удовлетворении апелляционной жалобы просил отказать.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя Общества, считает, что оснований для отмены или изменения решения не имеется.
Из фактических обстоятельств дела следует, в адрес ООО "Газпром экспорт" (далее - Общество) поступило Уведомление Центральной энергетической таможни (далее - ЦЭТ, таможенный орган) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 14.05.2021 N 10006000/У2021/0000464 (далее - Уведомление ЦЭТ, Уведомление об уплате пеней).
Из мотивировочной части Уведомления ЦЭТ следует, что основанием для направления данного Уведомления послужило наличие, по мнению таможенного органа, неисполненной со стороны Общества обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, исчисленных в декларации на товары N 10006060/160620/0055406 от 14.05.2021, в размере 87 818,16 руб.
17.05.2021 ООО "Газпром экспорт" направило в ЦЭТ письмо N ГЭ/04-2666, которым сообщило, что, по мнению Общества, выставленное Уведомление ЦЭТ является необоснованным. Вместе с тем, поскольку исполнение Уведомления ЦЭТ является обязательным, Общество указало, что вынужденно уплачивает денежную сумму по указанному Уведомлению и просит использовать для этих целей денежные средства, переведенные на счет Федерального казначейства в качестве авансовых платежей.
Таким образом, ООО "Газпром экспорт" вынужденно исполнило Уведомление Центральной энергетической таможни от 14.05.2021 N 10006000/У2021/0000464 об уплате пеней.
Кроме того, 20.05.2021 Центральной энергетической таможней было принято Решение о корректировке полной таможенной декларации N 10006060/160620/0055406 (далее - Решение ЦЭТ от 20.05.2021 о корректировке ПВД N 10006060/160620/0055406), в соответствие с которым были скорректированы графы 47 и В полной таможенной декларации N 10006060/160620/0055406.
В результате принятия Решения от 20.05.2021 о корректировке полной таможенной декларации N 10006060/160620/0055406 Центральной энергетической таможней были доначислены Обществу пени в размере 87 818,16 руб.
Заявитель посчитав оспариваемое решение и уведомление незаконными, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, вопреки доводам жалобы обоснованно исходил из следующего.
Общество осуществляет деятельность по вывозу с таможенной территории РФ за пределы таможенной территории Таможенного союза природного газа, перемещаемого трубопроводным транспортом, и производит декларирование товаров с применением процедуры временного периодического таможенного декларирования в порядке, установленном статьями 214, 312 Федерального закона N 311-ФЗ, в соответствии с которыми временное периодическое таможенное декларирование производится путем подачи декларантом в таможенный орган временной таможенной декларации, а затем, одной или нескольких полных таможенных деклараций.
Процедура временного периодического таможенного декларирования рассматриваемой поставки природного газа была начата Обществом 20.01.2020 путем подачи в Центральную энергетическую таможню временной таможенной декларации N 10006060/200120/0003399 (далее - ВТД) на планируемую поставку природного газа в феврале 2020 года, в том числе, по Контракту с компанией VIVIGAS S.P.A. (далее - Покупатель).
Временная таможенная декларация была зарегистрирована таможенным органом 20.01.2020, таможенные платежи были своевременно и в полном объеме уплачены Обществом. Товар в рамках вышеуказанной таможенной декларации был выпущен таможенным органом, о чем свидетельствует штамп ЦЭТ "Выпуск разрешен".
По результатам завершения поставки природного газа в рамках Контракта в феврале 2020 года, в целях завершения процедуры таможенного оформления вышеуказанной поставки товара, Общество представило в ЦЭТ полную таможенную декларацию N 10006060/160620/0055406 (далее - ПВД).
В качестве основы для расчета и уплаты таможенной пошлины таможенная стоимость была определена Обществом на основании второго метода по стоимости сделки с идентичными товарами.
ПВД была принята и зарегистрирована таможенным органом, таможенная пошлина в полном объеме была уплачена Обществом, о чем свидетельствует, в том числе штамп "Выпуск разрешен", проставленный таможенным органом 16.06.2020.
После осуществления рассматриваемой поставки природного газа и подачи ПВД N 10006060/160620/0055406, между сторонами Контракта было заключено Дополнительное соглашение к Контракту об установлении окончательной цены сделки по Контракту. В последующем ООО "Газпром экспорт" было направлено в ЦЭТ Обращение декларанта от 13.04.2021 о внесении изменений (дополнений) в ПВД N 10006060/160620/0055406 (далее - Обращение), ООО "Газпром экспорт" была оформлена корректировка декларации на товары N 10006060/160620/0055406/01 (далее - КДТ1) к ПВД и доплачена таможенная пошлина в соответствии с окончательной ценой сделки.
Обращение Общества было полностью удовлетворено ЦЭТ, таможенная пошлина получена таможенным органом в полном объеме, скорректированные сведения внесены таможенным органом в ПВД N 10006060/160620/0055406, что подтверждается отметками ЦЭТ от 14.05.2021 в графе "D" измененной ПВД N 10006060/160620/0055406.
В дальнейшем, ЦЭТ были приняты оспариваемые решения.
Вопреки доводам жалобы, судом верно применены нормы материального права, регулирующие спор.
Пенями, в силу пункта 1 статьи 72 Федерального закона N 289-ФЗ признаются установленные настоящей статьей суммы денежных средств, которые плательщик (лицо, несущее солидарную обязанность) обязан уплатить в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в сроки, установленные Кодексом Союза и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин начиная со дня, следующего за днем истечения такого срока, если иное не предусмотрено частью 28 статьи 76 Федерального закона N 289-ФЗ.
Размер пеней определяется путем применения ставки пеней и базы для их исчисления, равной сумме таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, обязанность по уплате которых не исполнена. Ставка пени принимается равной одной трехсотшестидесятой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на день ее применения, если иное не предусмотрено частью 11 статьи 72 Федерального закона N 289-ФЗ.
Под таможенной пошлиной согласно подпункту 33 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС понимается обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Союза, под налогом -обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (пункт 1 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации).
Учитывая вышеизложенное, суд верно указал на то, что пени являются правовосстановительной мерой, носящей компенсационный характер для бюджета РФ.
Решение ЦЭТ от 20.05.2021 о корректировке ПВД N 10006060/160620/0055406 было принято, а Уведомление об уплате пеней выставлено в связи с нарушением, по мнению ЦЭТ, Обществом сроков уплаты таможенной пошлины в сумме 2 181 817,66 руб. в период с 17.06.2020 по 14.05.2021.
Вместе с тем, при принятии ЦЭТ Решения от 20.05.2021 о корректировке ПВД N 10006060/160620/0055406 и выставления Уведомления об уплате пени, таможенным органом не было учтено, что в течение всего вышеуказанного периода, за который Обществу начислены пени, в федеральном бюджете находилась излишне уплаченная Обществом сумма таможенной пошлины в размере 67 137 452,06 руб., превышающая сумму таможенной пошлины, сроки уплаты которой, по мнению ЦЭТ, Общество нарушило, а также иные суммы авансовых платежей и излишне уплаченных таможенных платежей, которые могут быть заявлены Обществом дополнительно.
Факт наличия в федеральном бюджете излишне уплаченной таможенной пошлины в вышеуказанных периоде и размере подтверждается следующими документами и обстоятельствами.
В целях таможенного оформления поставленного природного газа в августе 2018 года в адрес компании Uniper Global Commodities SE Общество представило в Центральную энергетическую таможню полную таможенную декларацию N 10006032/180918/0001473 (далее - ПВД N 10006032/180918/0001473). ПВД N 10006032/180918/0001473 была принята и зарегистрирована таможенным органом, таможенная пошлина в размере 1 008 372 061,15 руб. своевременно и в полном объеме была уплачена Обществом, о чем свидетельствует, в том числе штамп "Выпуск разрешен от 18 сентября 2018 года, проставленный таможенным органом в графе "С" ПВДN 10006032/180918/0001473.
В последующем, в связи с тем, что стоимость рассматриваемой сделки по поставке природного газа была пересмотрена в меньшую сторону в связи с заключением Дополнения от 30.04.2019 к Контракту, ООО "Газпром экспорт" была оформлена корректировка декларации на товары N 10006032/180918/0001473/1 (далее - КДТ1) к ПВД. В результате произведенной корректировки сумма таможенной пошлины по ПВД N 10006032/180918/0001473 составила 941 234 609,09 руб. КДТ1 к ПВД N 10006032/180918/0001473 была принята ЦЭТ, скорректированные сведения внесены таможенным органом в ПВД N 10006032/180918/0001473/1, что подтверждается отметками ЦЭТ от 02.07.2021 года в графе "D" КДТ1.
02.07.2021 Обществу была возвращена излишне уплаченная сумма таможенной пошлины в размере 67 137 452,06 рублей РФ по ПВД N 10006032/180918/0001473, что подтверждается графой 11 Отчета ЦЭТ о движении денежных средств за период с 02.07.2021 по 04.07.2021.
Учитывая вышеизложенное, в период с 17.06.2020 по 14.05.2021 в бюджете находилась излишне уплаченная таможенная пошлина в сумме 67 137 452,06 руб.
Таким образом, допущенные, по мнению ЦЭТ, нарушения Обществом сроков уплаты таможенной пошлины в сумме 2 181 817,66 руб., при наличии факта нахождения в федеральном бюджете излишне уплаченной Обществом таможенной пошлины в размере 67 137 452,06 руб. не могли послужить основанием для начисления пени.
Учитывая, что вышеуказанные суммы излишне уплаченных Обществом таможенных пошлин превышают по своему размеру величину произведенных Обществу доначислений, и находились в федеральном бюджете на протяжении всего периода, за который Обществу начислены спорные пени, в рассматриваемом случае отсутствуют потери бюджета, требующие компенсации посредством взимания пеней.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, своевременное и надлежащее исполнение Обществом обязанности по уплате таможенных пошлин в ходе таможенного оформления спорной партии природного газа, а также наличие в бюджете РФ, на протяжении вышеуказанного периода, за который Обществу начислены пени, излишне уплаченной Обществом таможенной пошлины, превышающей сумму таможенной пошлины, в отношении которой ЦЭТ вменяет Обществу нарушение сроков уплаты, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что обжалуемые Уведомление ЦЭТ и решение являются незаконными, необоснованными и нарушают права и законные интересы заявителя.
Следовательно, в данном случае имеются основания, предусмотренные статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными.
При изложенных фактических обстоятельствах дела, учитывая положения приведенных выше норм права, коллегия не усматривает законных оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения правильного по существу решения суда первой инстанции.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводятся к ссылкам на уже исследованные и оцененные надлежащим образом судом первой инстанции доказательства и обстоятельства.
Возражения заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, апелляционным судом проверены в полном объеме, однако не могут быть приняты во внимание, поскольку не влекут иных выводов апелляционного суда, чем тех, которые суд изложил в настоящем судебном акте.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции допущено не было.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в порядке ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 24.11.2021 по делу N А40-175671/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-175671/2021
Истец: ООО "ГАЗПРОМ ЭКСПОРТ"
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ТАМОЖНЯ