г. Ессентуки |
|
21 февраля 2022 г. |
Дело N А15-3335/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 февраля 2022 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Сомова Е.Г., судей Цигельникова И.А. и Жукова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Руковицкой Е.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 08.12.2021 по делу N А15-3335/2021, при участии в судебном заседании от администрации городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" - Османова А.А. (доверенность от 10.01.2022), от МКУ "Финансовое управление г. Махачкалы" - Сулеймановой А.М. (доверенность от 21.12.2021), от МКУ "Махачкалапродукт" - Ибрагимова М.И. (по доверенности от 21.09.2021), в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет,
УСТАНОВИЛ:
администрация городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Министерству финансов Республики Дагестан (далее - министерство финансов) о признании незаконными и отмене приказа N 443 от 22.06.2021 "О бесспорном взыскании средств, предоставленных из бюджета Республики Дагестан бюджету городского округа "город Махачкала". Делу присвоен номер А15-3335/2021.
Администрация также обратилась с заявлением к Счетной палате Республики Дагестан (далее - счетная палата) о признании недействительными пунктов 1, 4 и 9 представления N 43пр-07 от 09.06.2021. Делу присвоен номер А15-3414/2021
Определением суда от 07.07.2021 дело N А15-3414/2021 объединено в одно производство с делом N А15-3335/2021 для совместного рассмотрения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное казенное учреждение "Махачкалапродукт" и муниципальное казенное учреждение "Финансовое управление г. Махачкалы".
Решением суда от 08.12.2021 заявленные требования администрации удовлетворены частично, признан недействительным пункт 1 представления Счетной палаты Республики Дагестан от 09.06.2021 N 43пр-07. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, администрация обратилась в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда отменить в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительными пунктов 4 и 9 представления Счетной палаты Республики Дагестан от 09.06.2021 N 43пр-07 и удовлетворить требования в указанной части. В обоснование своей позиции администрация указывает следующее. В действиях администрации нет признаков нецелевого использования бюджетных средств, так как предоставленные субсидии были использованы по целевому назначению - обеспечение бесплатным горячим питанием обучающихся, получающих начальное общее образование в муниципальных образовательных организациях.
В отзыве министерство финансов и счетная палата просили решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании представители администрации, третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, поддержали доводы жалобы.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку возражений относительно проверки судебного акта в обжалуемой части не поступило, суд апелляционной инстанции пересматривает судебный акт в пределах доводов апелляционной жалобы.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность судебного акта в обжалуемой части, суд апелляционной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению на основании следующего.
Суд установил и материалам дела соответствует, на основании пункта 20 плана работы Счетной палаты Республики Дагестан на 2020 год счетная палата в отношении администрации провела контрольные мероприятия по проверке целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных в 2020 году на обеспечение бесплатным горячим питанием обучающихся, получающих начальное общее образование в муниципальных образовательных организациях. По результатам проверки 23.03.2021 счетная палата составила акт, в котором отражены ее результаты.
09 июня 2021 года счетная палата в адрес учреждения внесла представление N 43пр-07 об устранении выявленных нарушений бюджетного законодательства. В представлении указано на выявление нецелевого использования бюджетных средств и израсходование собственных бюджетных средств. В соответствии со статьей 21 Закона N 72 администрации предложено принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, привлечению к дисциплинарной ответственности виновных лиц.
Администрация, полагая, что представление от 09.06.2021 N 43пр-07 нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекса) заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), а также иными способами, предусмотренными законом. При этом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Заинтересованным в судебной защите является лицо, имеющее законное право или охраняемый законом интерес, средством защиты которого выступает предъявленный этим лицом иск (заявление).
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса и пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
По смыслу статей 65, 198 и 200 Кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данное решение, совершили действия (допустили бездействие).
Полномочия счетной палаты, осуществляющей внешний финансовый контроль, регулируются Федеральным законом от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Закон N 6-ФЗ) и Законом N 72. В полномочия счетной палаты, в числе прочих, входит организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств республиканского бюджета Республики Дагестан, средств бюджета территориального государственного внебюджетного фонда и иных источников, предусмотренных федеральным законодательством; контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из республиканского бюджета Республики Дагестан бюджетам муниципальных образований, расположенных на территории Республики Дагестан, а также проверка местного бюджета в случаях, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 8 Закона N 72 внешний государственный финансовый контроль осуществляется счетной палатой в отношении органов государственной власти и государственных органов Республики Дагестан, органов территориального государственного внебюджетного фонда, органов местного самоуправления, государственных учреждений и унитарных предприятий Республики Дагестан, а также иных организаций, если они используют имущество, находящееся в государственной собственности Республики Дагестан.
Согласно положениям статей 10 и 16 Закона N 6-ФЗ при проведении контрольного мероприятия контрольно-счетным органом составляется соответствующий акт (акты), который доводится до сведения руководителей проверяемых органов и организаций. На основании акта (актов) контрольно-счетным органом составляется отчет. По результатам проведения контрольных мероприятий контрольно-счетные органы вправе вносить в проверяемые организации и их должностным лицам представления, а также направляет предписание. Представление вносится для рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений. Организации в течение одного месяца со дня получения представления обязаны уведомить в письменной форме контрольно-счетные органы о принятых по результатам рассмотрения представления решениях и мерах.
В случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания (пункт 1 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Аналогичное право счетной палаты предусмотрено также статьей 21 Закона N 72.
В пункте 4 Порядка предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан из республиканского бюджета Республики Дагестан на софинансирование мероприятий по обеспечению бесплатным горячим питанием обучающихся по образовательным программам начального общего образования в муниципальных образовательных организациях, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 09.10.2020 N 216 (далее - Порядок), регламентированы условия предоставления и расходования субсидий, в частности наличие в бюджете (в проекте бюджета) муниципального образования (сводной бюджетной росписи местного бюджета) бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств муниципального образования, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в объеме, необходимом для их исполнения, включая предоставлению из республиканского бюджета субсидии; заключение соглашения, предусматривающего обязательства муниципального образования по исполнению расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, и ответственность за неисполнение предусмотренных указанным соглашением обязательств; централизация закупок товаров, работ, услуг, финансовое обеспечение которых частично или полностью осуществляется за счет предоставляемой субсидии (за исключением закупок у единственного поставщика, осуществляемых в соответствии со статьей 93 Закона о контрактной системе. Предельный уровень софинансирования расходного обязательства муниципального образования из республиканского бюджета Республики Дагестан составляет 99 процентов.
Судом установлено, что 30.01.2020 между Министерством образования и науки Республики Дагестан и администрацией заключено Соглашение N 43 о предоставлении из республиканского бюджета Республики Дагестан в 2020 году бюджету получателя субсидий на организацию разового питания учащихся начальных классов (1-4) общеобразовательных организаций муниципального образования на софинансирование расходных обязательств, возникших при организации разового питания учащихся начальных классов. Размер субсидий из республиканского бюджета Республики Дагестан соглашением определен в размере 114 718 000 руб. (пункт 1 Соглашения N 43). Соглашение N 43 вступает в силу со дня его подписания и действует до 31.12.2020.
В пункте 1.4 Соглашения N 43 определено, что субсидии предоставляются бюджету получателя в соответствии со сводной бюджетной росписью республиканского бюджета Республики Дагестан в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке на цели, указанные в пункте 1 соглашения министерству на текущий финансовый год по соответствующим кодам бюджетной классификации.
Согласно пункту 2.3.3. Соглашения N 43 получатель субсидий обязан обеспечить возврат в доход федерального бюджета Республики Дагестан неиспользованного в текущем финансовом году остатка субсидии в установленном порядке.
Дополнительным соглашением от 24.08.2020 к Соглашению N 43 размер субсидий окончательно определен в размере 54 566 801, 95 руб.
Актом проверки установлены следующие нарушения: администрация израсходовала собственные бюджетные средства в размере 1951,3 тыс. руб., в то время как бюджетные ассигнования на использование расходных обязательств муниципального образования за счет средств местного бюджета, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, на 2020 год не предусмотрены ни в решении о бюджете МО "город Махачкала", ни в сводной бюджетной росписью местного бюджета, чем нарушила пункт 4 Порядка. Кроме того, выявлены факты нецелевого использования средств на общую сумму 25 531,9 тыс. руб. Изложенные факты администрация не оспаривала при рассмотрении дела в суде первой инстанции.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции признает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что счетная палата правомерно направила представление от 09.06.2021 N 43пр-07 об устранении нарушений в части пунктов 4 и 9.
Доводы жалобы о предложении администрации на сумму остатков в размере 25 531,9 тыс. руб. сократить субсидии в 2021 году были предметом исследования суда первой инстанции и обоснованно отклонены в силу следующего.
В силу статьи 306.4 Бюджетного кодекса нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В соответствии с абзацем 3 пункта 3 статьи 139 Бюджетного кодекса и пунктом 11 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из республиканского бюджета Республики Дагестан, утвержденных постановлением Правительства Республики Дагестан от 26.03.2020 N 56, предоставление субсидий из республиканского бюджета Республики Дагестан бюджетам муниципальных образований осуществляется на основании соглашения. Заключенное в соответствии с указанным порядком между администрацией и Министерством образования и науки Республики Дагестан Соглашение N43 является основанием для предоставления указанных средств (субсидий). Исходя из смысла Соглашения N 43, изложенных в его пунктах 1.1., 1.4., 2.3.3 и 4.1. одной из целей, определенной соглашением является расходование субсидий именно в течение 2020 года, в связи с чем, расходование субсидий за пределами 2020 года является нецелевым использованием бюджетных средств.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Доводов, основанных на доказательственной базе, апелляционная жалоба не содержит. Доводы жалобы в целом не опровергают выводы суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, по существу.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Администрация в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 08.12.2021 по делу N А15-3335/2021 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Сомов |
Судьи |
И.А. Цигельников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-3414/2021
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА С ВНУТРИГОРОДСКИМ ДЕЛЕНИЕМ "ГОРОД МАХАЧКАЛА"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Третье лицо: МКУ Финансовое управление Администрации г. Махачкалы, Муниципальное Казенное Учреждение, МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "МАХАЧКАЛАПРОДУКТ", МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ФИНАНСОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ" АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД МАХАЧКАЛА", Счетная Палата Республики, СЧЕТНАЯ ПАЛАТА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Хронология рассмотрения дела:
21.02.2022 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-51/2022