г. Владимир |
|
21 февраля 2022 г. |
Дело N А43-18215/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 февраля 2022 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Родиной Т.С.,
судей Насоновой Н.А., Новиковой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сидоровой В.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Нижегородской таможни на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 26.11.2021 по делу N А43-18215/2021 по иску публичного акционерного общества "Павловский ордена Почета завод художественных металлоизделий им. Кирова" (ОГРН 1025202125068 ИНН5252000382) к Нижегородской таможне (ИНН 5253000868 ОГРН 1025202408428), о взыскании 111 623 руб. 90 коп.
В судебном заседании приняли участие представители:
от ответчика (заявителя) - Нижегородской таможни - Корытинкова М.О., по доверенности от 08.02.2022 N 0031 (сроком по 31.12.2022), Щечилова Н.А. по доверенности от 29.12.2021 N 180 (сроком по 31.12.2023).
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил.
Публичное акционерное общество "Павловский ордена Почета завод художественных металлоизделий им. Кирова" (далее - ПАО "Павловский ордена Почета завод художественных металлоизделий им. Кирова", истец) обратилось в арбитражный суд с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Нижегородской таможне о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 106 044 руб. 71 коп.
Решением от 26.11.2021 Арбитражный суд Нижегородской области иск удовлетворил: взыскал с Нижегородской таможни в пользу публичного акционерного общества "Павловский ордена Почета завод художественных металлоизделий им. Кирова" 106 044 руб. 71 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, а также 4181 руб. расходов по государственной пошлине.
Не согласившись с принятым судебным актом, Нижегородская таможня обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
Оспаривая законность принятого судебного акта, заявитель указал, что в обжалованном решении неверно применены нормы материального права.
Поясняет, что согласно положениям части 6 статьи 147 Федерального закона N 311-ФЗ общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, не может превышать 1 месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.
Обращает внимание суда, что материалами дела установлено, что срок возврата таможенных платежей таможенным органом нарушен не был.
Кроме того, заявитель ссылается на применение судом первой инстанции положений, утративших силу (пункт 2 части 2 статьи 270 АПК РФ). Отмечает, что в качестве одного из доводов в обосновании своей позиции были применены положения пункта 33 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства", который утратил силу с 26.11.2019.
В материалы дела от истца поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие полномочного представителя.
В судебном заседании представители заявителя поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя истца, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства, по имеющимся в нем материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 18.02.2020 приняты решения N РКТ-10408000-20/0000004 и РКТ-10408000/20/000005 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10418010/280119/0017659, что привело к образованию у истца задолженности по уплате таможенных платежей в размере 3 625 107 руб. 37 коп.
Решением N 10400000/061020/041-р/2020 от 06.10.2020 ФТС Приволжское таможенное управление вышеуказанные решения признало незаконными, в связи с чем отменены.
19.01.2021 денежные средства возвращены истцу по платежным поручениям N 110782, 110783, 110788.
Посчитав, что за период с 27.05.2020 по 19.01.2021 у таможни в пользовании находились излишне взысканные таможенные платежи, истец обратился к ответчику заявлением об уплате процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 107 871 руб. 70 коп.
Письмом от 24.03.2021 ответчик в выплате процентов за пользование чужими денежными средствами отказал.
Указанные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения с иском в суд.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы заявителя апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта.
Согласно статье 89 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с названным Кодексом и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов Таможенного союза (часть 2 статьи 90 ТК ТС).
Пунктом 9 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) установлено, что при возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов возврату также подлежат суммы пеней и процентов, уплаченные или взысканные с суммы возвращаемых таможенных пошлин, налогов, за исключением возврата таможенных платежей в соответствии со статьей 148 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 129 Закона N 311-ФЗ взыскание и возврат таможенных сборов осуществляются в соответствии с порядком, предусмотренным этим Федеральным законом для взыскания и возврата таможенных пошлин, налогов.
В силу части 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника).
Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Согласно положениям части 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, итогов не может превышать 1 месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 Закона N 311-ФЗ таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Из буквального толкования положений пункта 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ о таможенном регулировании следует, что при возврате излишне взысканных (уплаченных) в соответствии с положениями главы 18 Закона N 311-ФЗ о таможенном регулировании таможенных платежей проценты на сумму таких платежей начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Верховный Суд Российской Федерации в пункте 6 раздела IV "Практика рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных отношений" Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2015), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 25.11.2015, разъяснил, что при возврате излишне взысканных в принудительном порядке таможенных платежей на сумму таких платежей начисляются проценты со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата независимо от того, соблюден ли таможенным органом месячный срок возврата указанных денежных средств.
Как следует из буквального толкования положений пункта 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании, и правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации при возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 Закона о таможенном регулировании таможенных платежей проценты на сумму таких платежей начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, в случае возврата таможенных платежей, излишне взысканных в принудительном порядке, проценты подлежат начислению в любом случае, то есть независимо от того, был ли нарушен таможенным органом месячный срок возврата подобных таможенных платежей или нет.
Суд первой инстанции правомерно счел, что независимо от того, нарушен или нет таможенным органом срок возврата таможенных пошлин, налогов, при возврате излишне взысканных в принудительном порядке таможенных платежей они подлежат возврату с начислением процентов на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, которые начисляются со дня, следующего за днем взыскания.
Указанная мера, предполагающая начисление процентов в случае возврата таможенных платежей, излишне взысканных в принудительном порядке, является дополнительной гарантией защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленных на реализацию положений статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации, согласно которым каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, в том числе злоупотреблением властью, а также закрепленного в статье 35 (часть 1) Конституции Российской Федерации принципа охраны частной собственности законом (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27.12.2005 N 503-О).
Данная правовая позиция отражена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 22.09.2015 N 303-КГ15-4157 по делу N А04-5086/2014, от 02.06.2015 N 303-КГ14-7912 по делу N А51-10499/2014.
Пунктом 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" разъяснено, что в целях компенсации потерь, причиненных незаконным изъятием денежных средств у участников внешнеэкономической деятельности, законодательством предусмотрена выплата процентов в отношении излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов (часть 11 статьи 67 Федерального закона N 311-ФЗ, а до начала ее применения - часть 6 статьи 147 Федерального закона N 311-ФЗ). Принимая во внимание компенсационную природу процентов, а также принцип равенства всех перед законом, судам следует учитывать, что установленные данной нормой проценты начисляются со дня, следующего за днем внесения таможенных платежей в бюджет (статья 30 Федерального закона N 311-ФЗ, а до начала ее применения - статья 117 Федерального закона N 311-ФЗ), до даты фактического возврата, в том числе, если имело место самостоятельное перечисление обязанным лицом денежных средств в уплату доначисленных по результатам таможенного контроля таможенных платежей (под угрозой применения мер взыскания). В ином случае добросовестные плательщики ставятся в худшее положение в сравнении с лицами, которые уклонялись от исполнения решения таможенного органа.
С учетом выясненных фактических обстоятельств суд сделал правильный вывод о том, что у Общества возникли законные основания для начисления и получения процентов на сумму невозвращенных денежных средств, предусмотренные таможенным законодательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Поскольку правила возврата таможенных платежей и пеней являются одинаковыми, то положения части 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ о необходимости начисления процентов на излишне взысканные суммы таможенных пошлин и налогов применяются также при возврате излишне взысканных сумм пеней.
Данная правовая позиция нашла свое отражение, в том числе, в определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.10.2017 N 302-ЭС17-13508 по делу N А74-9832/16.
Поскольку истец доказал наличие обстоятельств, на которых основаны его исковые требования, суд первой инстанции удовлетворил исковые требования.
Апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции.
На основании изложенных норм права, а также разъяснений Верховного Суда Российской Федерации доводы ответчика о том, что проценты на основании части 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании взыскиваются только в случае нарушения таможенным органом месячного срока возврата излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей, являются несостоятельными.
В рассматриваемом случае, как верно указал суд, право заявителя на получение процентов рассматривается как право на финансовую компенсацию потерь, вызванных незаконным бездействием таможенного органа в связи с непринятием решения о возврате излишне уплаченных таможенных платежей. Иное толкование не отвечает основам таможенного регулирования.
Довод заявителя о ссылке суда на пункт 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 не влияет на законность принятого судебного акта, так как аналогичное разъяснение содержится в пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза", приведенном судом апелляционной инстанции.
Решение законно и обоснованно, принято при полном, объективном, всестороннем исследовании доказательств, представленных в дело, которым дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права применены правильно.
Несогласие заявителя с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование закона не означают допущенной при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом норм права в связи с чем отсутствуют основания для отмены судебного акта.
Нарушения норм процессуального права, являющиеся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы в связи с оплатой государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 26.11.2021 по делу N А43-18215/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Нижегородской таможни - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
Т.С. Родина |
Судьи |
Н.А. Насонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-18215/2021
Истец: ПАО "ПАВЛОВСКИЙ ЗАВОД ИМ. КИРОВА"
Ответчик: Нижегородская таможня