г. Чита |
|
21 февраля 2022 г. |
Дело N А58-5021/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 февраля 2022 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей Монаковой О.В., Кайдаш Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куркиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Строительная компания "Полюс" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 02 декабря 2021 года по делу N А58-5021/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью Строительная компания "Полюс" (ИНН 1435352112, ОГРН 1201400005003, адрес: 677009, САХА /ЯКУТИЯ/ РЕСПУБЛИКА, ЯКУТСК ГОРОД, ФЕДОРА ПОПОВА УЛИЦА, ДОМ 16, КОРПУС 6, КВАРТИРА 63) к Управлению Федеральной налоговой службы России по Республике Саха (Якутия) (ИНН 1435153396, ОГРН 1041402072216, адрес: 677000, РЕСПУБЛИКА САХА /ЯКУТИЯ/, ЯКУТСК ГОРОД, ГУБИНА УЛИЦА, 2), Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Саха (Якутия) (ИНН 1435029737, ОГРН 1051402036146, адрес: 677000, РЕСПУБЛИКА САХА /ЯКУТИЯ/, ЯКУТСК ГОРОД, 202-Й МИКРОРАЙОН, КОРПУС 23) о признании недействительными решения от 01.06.2021 N 05-19/08653, от 14.04.2021 N 11008,
(суд первой инстанции - Клишина Ю. Ю.),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Строительная компания "Полюс" (далее - заявитель, ООО СК "Полюс", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы России по Республике Саха (Якутия) (далее - заинтересованное лицо, УФНС по РС (Я), управление) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Саха (Якутия) (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительными решений от 14.04.2021 N 11008 по приостановлению операций по счетам, от 01.06.2021 N 05-19/08653 об отказе в удовлетворении жалобы.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) заменена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Саха (Якутия) на правопреемника - Управление Федеральной налоговой службы по Республике Саха (Якутия). В удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью Строительная компания "Полюс" о признании недействительными решений от 01.06.2021 N 05-19/08653, от 14.04.2021 N 11008, отказано.
В обосновании суд указал, что уведомление о нахождении на УСН своевременно не подано, налоговым органом действий, свидетельствующих о признании нахождения общества на УСН, не совершалось.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 02.12.2021, по делу N А58-5021/2021 и принять по делу новый судебный акт, которым требования ООО СК "Полюс" ОГРН: 1201400005003 ИНН: 1435352112, изложенные в жалобе от 14.07.2021 о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Саха (Якутия) о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств от 14.04.2021 N 11008 и признании ООО СК "Полюс" ОГРН: 1201400005003 ИНН: 1435352112, как применяющим упрощенной системы налогообложения с даты государственной регистрации юридического лица - с 27.04.2020 удовлетворить полностью.
Указывает, что ООО СК "Полюс" зарегистрировано в качестве юридического лица 27.04.2020 и в установленный законом срок уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения в налоговый орган не передавало, однако осуществляло свою деятельность с даты государственной регистрации и по настоящее время фактически применяя упрощенную систему налогообложения.
26.03.2021 ООО СК "Полюс" в установленном порядке и предусмотренной форме подало в налоговый орган налоговую декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Декларация принята налоговым органом - Межрайонной ИФНС Росси N 5 по Республике Саха (Якутия) 27.03.2021, о чем свидетельствует соответствующая отметка на декларации, а также квитанция о приеме налоговой декларации (расчета) в электронном виде.
27.03.2021 в адрес ООО СК "Полюс" поступило извещение налогового органа о вводе сведений, указанных в декларации (расчете) в электронной форме, в связи с отсутствием в представленном файле, содержащем Декларацию ошибок (противоречий).
Далее, налоговым органом осуществлено начисление налога по упрощенной системе налогообложения и предъявлено ООО СК "Полюс" к оплате, что подтверждается сведениями из Выписки операций по расчетам с бюджетом за период с 01.01.2021 по 15.04.2021.
29.03.2021 ООО СК "Полюс" осуществило оплату авансового платежа по УСН за 4 квартал 2020 года в размере 15 148,00 рублей, что налоговым органом в ходе судебных заседаний не опровергнуто и подтверждено в оспариваемом решении уполномоченного налогового органа.
Считает, что в данном случае, посредством конклюдентных действий Заявителя и уполномоченного налогового органа подтверждено фактическое применение ООО СК "Полюс" упрощенной системы налогообложения, путем сдачи 26.03.2021 соответствующей декларации и оплаты авансового платежа по УСН со стороны ООО СК "Полюс" и начисление, предъявление к оплате налога по упрощенной системе налогообложения со стороны уполномоченного налогового органа.
Воля налогоплательщика - ООО СК "Полюс" на применение упрощенной системы налогообложения была известна налоговому органу, осуществлявшему соответствующий учет до вынесения оспариваемых решений налогового органа, в связи с подачей 26.03.2021 заявителем соответствующей налоговой декларации за 2020 год по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Таким образом, налоговый орган имел достаточные основания и сведения о том, что ООО СК "Полюс" до вынесения решений о приостановке операций по расчетным счетам применяет упрощенную систему налогообложения, а ООО СК "Полюс" своими действиями подтвердил фактические намерения перехода на УСН путем подачи соответствующей Декларации, а также фактической оплаты суммы начисленного налога.
На апелляционную жалобу поступил отзыв управления, в котором оно просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 22.01.2022.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 27.04.2020 произведена государственная регистрация ООО CK "Полюс" в качестве юридического лица, одновременно Общество поставлено на налоговый учет в Межрайонной ИФНС России N 5 по PC (Я) в качестве налогоплательщика.
26.03.2021 Обществом по телекоммуникационным каналам связи представлена налоговая декларация по УСН за 2020 год с суммой к уплате в бюджет в размере 15 148.00 руб.
29.03.2021 Обществом уплачен авансовый платеж по УСН за 4 квартал 2020 года в размере 15 148.00 руб., авансовые платежи по УСН за 2 и 3 квартал 2020 года ООО CK "Полюс" не исчислялись и не уплачивались.
В связи с непредставлением налогоплательщиком налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2020 года (срок представления - не позднее 25.01.2021) Инспекцией, в соответствии с пунктом 3 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации, принято решение от 14.04.2021 N 11008 о приостановлении всех расходных операций по счетам налогоплательщика в банке (АКБ "Алмазэргиэнбанк" АО).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Саха (Якутия) от 01.06.2021 N 05-19/08653 жалоба ООО CK "Полюс" на решение Инспекции N 11008 от 14.04.2021 оставлена без удовлетворения.
Полагая, что решениями налогового органа от 01.06.2021 N 05-19/08653, от 14.04.2021 N 11008, являются незаконными, нарушают его права и охраняемые законом, ООО CK "Полюс" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со статьей 346.11 НК РФ упрощенная система налогообложения применяется организациями и индивидуальными предпринимателями наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 НК РФ.
Порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения урегулированы статьей 346.13 НК РФ.
На основании пункта 1 статьи 346.13 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения.
В уведомлении указывается выбранный объект налогообложения. Организации указывают в уведомлении также остаточную стоимость основных средств и размер доходов по состоянию на 1 октября года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения.
Как указано в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 02.07.2019 N 310-ЭС19-1705 по делу N А62-5153/2017 применение субъектами малого и среднего предпринимательства упрощенной системы налогообложения носит уведомительный, а не разрешительный характер: правовое значение уведомления, направляемого согласно пунктам 1 и 2 статьи 346.13 НК РФ организациями и индивидуальными предпринимателями, изъявившими желание перейти на УСН, состоит не в получении согласия налогового органа на применение данного специального налогового режима, а в выражении волеизъявления субъектов предпринимательства на добровольное применение УСН и в обеспечении надлежащего администрирования налога, полноты и своевременности его уплаты.
Таким образом, заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения носит уведомительный характер.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.13 НК РФ вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе уведомить о переходе на упрощенную систему налогообложения не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с пунктом 2 статьи 84 Налогового кодекса Российской Федерации. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель признаются налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.
В силу подпункта 19 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, не уведомившие о переходе на упрощенную систему налогообложения в сроки, установленные пунктами 1 и 2 статьи 346.13 НК РФ, не вправе применять упрощенную систему налогообложения.
В определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.01.2009 N ВАС-17613/08 также указано, что уведомление налогового органа о переходе на УСН лишь констатирует возможность применения специального налогового режима при соблюдении налогоплательщиком определенных условий.
При отсутствии соответствующего волеизъявления в силу подпункта 19 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации организация применяет общий режим налогообложения.
Как правильно установлено судом первой инстанции, заявителем в Инспекцию не подавалось уведомление о применении упрощенной системы налогообложения в сроки, установленные пунктами 1 и 2 статьи 346.13 НК РФ. Таким образом, неполучение налоговым органом уведомления о переходе заявителя на УСН с даты регистрации является основанием для признания его применяющим общую систему налогообложения.
В обоснование правомерности применения УСН Заявитель в суде первой инстанции ссылался на факт принятия налоговым органом декларации по УСН за 2020 год, представленной Обществом, и начислении суммы налога по УСН в карточке РСБ Заявителя, а так же отсутствие каких-либо действий со стороны налогового органа до представления налоговой декларации по УСН за 2020 год.
Аналогичные доводы приведены и в апелляционной жалобе, рассмотрев которые суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно п. 4 ст. 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложении, передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Как правильно указывает суд первой инстанции, налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), если иное не предусмотрено Кодексом. Таким образом, факт представления налогоплательщиком декларации по УСН сам по себе не свидетельствует о факте признания за заявителем права на применения УСН, а уплата налогоплательщиком налога (авансовых платежей по налогу) не является подтверждением правомерности применения им данного режима налогообложения, так как указанные действия не обеспечивают исполнение требований, предусмотренных главой 26.2 Кодекса для перехода на УСН.
Верховный суд РФ в пункте 20 Обзора судебной практики Верховного суда РФ N 4 (2019) (утв. Президиумом Верховного суда РФ 25.12.2019), пункте 1 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением глав 26.2 и 26.5 Кодекса в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018), разъяснил, что налоговый орган, длительное время осуществлявший администрирование субъекта предпринимательства как плательщика налогов по УСН, и обладавший информацией о нарушении порядка начала применения данного специального налогового режима, утрачивает право на принудительный перевод субъекта предпринимательства с УСН на общую систему налогообложения по основанию, предусмотренному подпунктом 19 пункта 3 статьи 346.12 Кодекса.
Судом первой инстанции правильно учтено, что налоговый орган получает информацию о нарушении процедуры перехода на УСН вновь зарегистрированным юридическим лицом только после представления им первой налоговой отчетности. Нарушение условия перехода на УСН выявлено Инспекцией после представления заявителем первой налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН - в том же налоговом периоде, в котором представлена налоговая декларация. До представления отчетности налоговый орган не располагал информацией для того, чтобы квалифицировать деятельность налогоплательщика, как осуществляемую в рамках УСН.
Апелляционный суд соглашается с судом первой инстанции в том, что со стороны Инспекции отсутствовали действия, которые могли быть расценены как фактическое признание права на применение заявителем УСН с даты постановки на налоговый учет.
Доводы общества о том, что совершаемые программно в автоматическом режиме действия налогового органа, в том числе, начисление налога по УСН следует расценить как конклюдентные действия по признанию нахождения общества на УСН, отклоняются апелляционным судом, поскольку данные действия действительно осуществляются автоматически, кроме того, налоговый орган не может заранее знать, какое решение в случае спора примет суд, поэтому, даже выставление требования на уплату налога в целях соблюдения сроков по взысканию налогов не может быть расценено как признание налоговым органом права налогоплательщика на нахождение на УСН.
Доводы ООО СК "Полюс" о том, что решение вынесено налоговым органом без проведения камеральной или выездной проверки, правильно был отклонен судом первой инстанции как не основанный на нормах права, поскольку для вынесения решения о приостановлении операций по счетам организации проведения мероприятий налогового контроля не требуется.
Согласно пункту 3 статьи 6 НК РФ решение о приостановлении операций по счетам в банке и переводов его электронных денежных средств может приниматься руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в случае непредставления этим налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 76 Кодекса, налоговый орган может принять решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводах его электронных денежных средств в случае непредставления этим налогоплательщиком - организацией налоговой декларации в налоговый орган в 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации - в течение трех лет со дня истечения срока, установленного настоящим подпунктом.
Принимая во внимание отсутствие у налогового органа сведений (уведомления) о переходе налогоплательщика на УСН, неисполнение ООО СК "Полюс" обязанности по представлению налоговой отчетности по общей системе налогообложения за 4 квартал 2020 года, суд первой инстанции правильно посчитал, что Инспекция обоснованно приняла решение от 14.04.2021 N 11008 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке. Оспариваемые решения приняты налоговым органом в пределах своей компетенции, соответствуют по своему содержанию и форме требованиям, установленным налоговым законодательством и не нарушает, с учетом направленности их действия на обеспечение исполнения налогоплательщиком не исполненной им в установленный срок обязанности по представлению налоговому органу налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 2020 год, прав налогоплательщика в сфере предпринимательской деятельности. При таких обстоятельствах оснований для признания незаконным решения управления также не имеется.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что заявленные ООО СК "Полюс" к УФНС по РС (Я) требования удовлетворению не подлежат.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются по тем же мотивам, что и судом первой инстанции. Ссылки общества на судебную практику отклоняются, поскольку указываемые судебные акты вынесены при иных фактических обстоятельствах.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 02 декабря 2021 года по делу N А58-5021/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.О.Никифорюк |
Судьи |
О.В.Монакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-5021/2021
Истец: ООО Строительная компания "Полюс"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N5 по Республике Саха (Якутия), Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Саха (Якутия)