г. Санкт-Петербург |
|
21 февраля 2022 г. |
Дело N А42-5671/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 февраля 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: не явился, извещен
от третьего лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-38280/2021) общество с ограниченной ответственностью "СеверГрупп" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 07.10.2021 по делу N А42-5671/2021 (судья Варфоломеев С.Б.), принятое
по заявлению общество с ограниченной ответственностью "СеверГрупп"
к Государственной жилищной инспекции Мурманской области
третье лицо: товарищество собственников недвижимости "Пентагон"
об оспаривании приказа от 27.05.2021 N 407
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "СеверГрупп" (ИНН 5190051761, ОГРН 1155190010711; далее - заявитель, Общество, ООО "СеверГрупп") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением об оспаривании приказа Государственной жилищной инспекции Мурманской области (ИНН 5190109281, ОГРН 1025100849850; далее - Инспекция) от 27.05.2021 N 407 "О внесении изменений в реестр лицензий Мурманской области", в соответствии с которым сведения о многоквартирном доме N 93 по проспекту Кольский города Мурманска исключёны из состава сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет Общество, в связи с выбором собственниками помещений данного многоквартирного дома способа управления - управление товариществом собственников недвижимости "Пентагон" (ИНН 5190083273, ОГРН 1205100001842; далее - Товарищество, ТСН "Пентагон").
Определением суда от 11.08.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ТСН "Пентагон".
Решением суда от 07.10.2021 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение суда от 07.10.2021, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что согласно Уставу ТСН "Пентагон", утвержденному общими собраниями собственников многоквартирных домов по адресам г.Мурманск, пр. Кольский, д. 91/1 и г. Мурманск, пр. Кольский, д.93, оформленными протоколами от 22.12.2019, в управлении Товарищества находится два указанных многоквартирных дома. Вместе с тем, решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: г.Мурманск, пр. Кольский, д. 91/1, оформленное протоколом от 22.12.2019, признано недействительным в судебном порядке, в связи с чем у Товарищества отсутствует право на управление данным многоквартирным домом. При этом, Товарищество осуществляет управление многоквартирным домом по адресу г. Мурманск, пр. Кольский, д. 93, что является нарушением Устава ТСН "Пентагон", согласно которому Товарищество создано для управления двумя многоквартирными домами.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в связи с расторжением договора управления с ООО "СеверГрупп" и созданием в соответствии с протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений от 22.12.2019 ТСН "Пентагон" для управления многоквартирным домом N 93 по проспекту Кольский города Мурманска (л.д.44-52), а также на основании решения Первомайского районного суда города Мурманска по делу N 2-1844/20, оставленного без изменения апелляционным определением Мурманского областного суда от 05.11.2020 N 33-2505-2020, подтвердивших правомерность и обоснованность указанного решения собственников, Товарищество дважды 23.04.2020 и 26.04.2021 обращалось в Инспекцию с заявлениями о внесении изменений в реестр лицензий Мурманской области в отношении сведений о данном многоквартирном доме (л.д.43, 87).
Приказом Инспекции от 27.05.2021 N 407 "О внесении изменений в реестр лицензий Мурманской области" сведения о многоквартирном доме N 93 по проспекту Кольский города Мурманска исключёны из состава сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет Общество, в связи с выбором собственниками помещений данного многоквартирного дома способа управления - управление ТСН "Пентагон"
Полагая, что данный приказ Инспекции от 27.05.2021 N 407 является незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, в удовлетворении которого судом первой инстанции отказано.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда от 07.10.2021 в связи со следующим.
В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Согласно части 3 статьи 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в этом доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу части 9 статьи 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Частью 1.3 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного частью 3 статьи 200 настоящего Кодекса случая.
В соответствии с частью 1 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Согласно частям 1 и 2 статьи 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в числе прочих в реестре лицензий субъекта Российской Федерации (в данном случае Мурманской области). Реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
В части 2 статьи 198 ЖК РФ предусмотрено, что в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Из части 3 статьи 198 ЖК РФ помимо прочего следует, что орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 названной статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утверждённые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В силу части 3.1 статьи 198 ЖК РФ в случае признания судом недействительным решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации или об изменении способа управления многоквартирным домом, которое послужило основанием для направления в орган государственного жилищного надзора сведений, указанных в части 2 рассматриваемой статьи, изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации вносятся органом государственного жилищного надзора на основании вступившего в законную силу решения суда о признании соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме недействительным не ранее даты вступления в силу такого решения суда.
Порядок внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр), определяет условия, последовательность и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Порядка N 938/пр изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (далее - орган государственного жилищного надзора), в том числе, на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом, заявления о внесении изменений в реестр, а в случаях, предусмотренных частями 6 и 7 статьи 110, частями 7 и 8 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации, - уведомления о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом, содержащего сведения, указанные в пункте 2 Порядка N 938/пр.
В соответствии с пунктом 5 Порядка N 938/пр в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя;
д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 Порядка N 938/пр по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений,
а) о внесении изменений в реестр;
б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов;
в) о приостановлении рассмотрения заявления.
В соответствии с пунктом 8 Порядка N 938/пр решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 настоящего Порядка.
В рассматриваемом случае, как установлено судом и следует из материалов дела, 26.04.2021 ТСН "Пентагон" обратилось в Инспекцию с заявлением об исключении из реестра лицензий Мурманской области из состава сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет Общество, сведений о многоквартирном доме N 93 по проспекту Кольский города Мурманска, в связи с выбором собственниками помещений данного многоквартирного дома способа управления - управление ТСН "Пентагон". Товариществом были представлены в Инспекцию протокол общего собрания собственников помещений указанного многоквартирного дома от 22.12.2019, а также решение Первомайского районного суда города Мурманска от 03.08.2021 по делу N2-1844/20 (мотивированное решение от 11.08.2020), оставленное без изменения апелляционным определением Мурманского областного суда от 05.11.2020 N 33-2505-2020, подтвердивших законность решений общего собрания собственников помещений указанного многоквартирного дома.
По результатам проверки представленных Товариществом документов с учетом дополнительных пояснений сторон, полученных в ходе приостановления рассмотрения заявления Товарищества от 26.04.2021, Инспекция пришла к выводу о соответствии заявления и документов, представленных Товариществом, требованиям, установленным пунктом 5 Порядка N 938/пр, в связи с чем Инспекцией правомерно вынесен оспариваемый приказ от 27.05.2021 N 407 "О внесении изменений в реестр лицензий Мурманской области".
В рассматриваемом случае, решением Первомайского районного суда города Мурманска от 03.08.2021 по делу N 2-1844/20 (мотивированное решение от 11.08.2020), оставленным без изменения апелляционным определением Мурманского областного суда от 05.11.2020 N 33-2505-2020, подтверждена правомерность создания Товарищества по управлению многоквартирным домом N93 по проспекту Кольский города Мурманска (отказано в иске о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений указанного многоквартирного дома от 22.12.2019).
Таким образом, как правомерно отмечено судом первой инстанции, Инспекция не вправе была отказать Товариществу во внесении изменений в реестр лицензий Мурманской области.
Доводы подателя жалобы об отсутствии у ТСН "Пентагон" правоспособности уже были предметом оценки суда первой инстанции и правомерно им отклонены как несостоятельные на основании следующего.
Действительно, из пунктов 1.1, 1.4, 2.1 Устава ТСН "Пентагон" (л.д.26-34) следует, что Товарищество является некоммерческой организацией, объединяющей собственников помещений многоквартирных домов N N 93, 91/1 по проспекту Кольский города Мурманска; создаётся для совместного управления общим имуществом в этих многоквартирных домах, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирных домах и осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в многоквартирных домах, а также для осуществления иной деятельности, направленной для достижения целей управления многоквартирными домами.
Поскольку в настоящее время Товарищество управляет только домом N 93, а создание Товарищества в доме N 91/1 признано апелляционным определением Мурманского областного суда от 30.06.2021 N 33-1589-2021 недействительным по причине отсутствия необходимого кворума, то Общество полагает, что данное обстоятельство исключает правоспособность Товарищества в целом.
Между тем, подателем жалобы не учтено, что согласно абзацу первому пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе (статья 52), и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
В порядке абзаца первого пункта 3 статьи 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.
При этом в подпункте 4 пункта 3 статьи 50 ГК РФ юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах товариществ собственников недвижимости, к которым относятся, в том числе товарищества собственников жилья, садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества.
Таким образом, апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что правоспособность юридического лица возникает именно с его государственной регистрации, то есть применительно к настоящему делу с 21.04.2020 - даты внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании ТСН "Пентагон", а количество управляемых этим Товариществом домов определяет лишь объём правоспособности, но не исключает и не умаляет её как таковую.
При таких обстоятельствах, по мнению суда апелляционной инстанции, Инспекцией правомерно вынесен приказ от 27.05.2021 N 407 "О внесении изменений в реестр лицензий Мурманской области", в соответствии с которым сведения о многоквартирном доме N 93 по проспекту Кольский города Мурманска исключёны из состава сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет Общество, в связи с выбором собственниками помещений данного многоквартирного дома способа управления - управление ТСН "Пентагон".
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований в полном объеме.
Нарушения норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда от 07.10.2021 не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине в размере 1500 руб. за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции подлежат оставлению на заявителе.
Излишне уплаченная Обществом при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина в размере 1500 руб. (платежное поручение от 15.10.2021 N 3469) подлежит возврату ООО "СеверГрупп" из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 07 октября 2021 года по делу N А42-5671/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СеверГрупп" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "СеверГрупп" из федерального бюджета 1500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины по апелляционной жалобе, перечисленной платежным поручением от 15.10.2021 N 3469.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-5671/2021
Истец: ООО "СЕВЕРГРУПП"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ТСЖ "Пентагон"