город Омск |
|
21 февраля 2022 г. |
Дело N А46-9593/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 февраля 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Аристовой Е.В., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Шнайдер Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10139/2021) Администрации Омского муниципального района Омской области на решение от 27.07.2021 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-9593/2021 (судья Распутина В.Ю.), принятое по заявлению публичного акционерного общества "Россети Сибирь" (ОГРН 1052460054327, ИНН 2460069527, адрес: 660021, Красноярский край, город Красноярск, улица Бограда, 144 А) к Администрации Омского муниципального района Омской области (ОГРН 1025501867962, ИНН 5528003601, адрес: 644527, Омская область, Омский район, поселок Ростовка, дом 21) о признании недействительным отказа,
при участии в судебном заседании представителей:
от Администрации Омского муниципального района Омской области - Степанов Егор Сереевич, по доверенности от 10.01.2022 N 1 сроком действия 31.12.2022;
от публичного акционерного общества "Россети Сибирь" - Толмачева Екатерина Романовна, по доверенности от 11.01.2021 N 00/188/55/6 сроком действия 28.04.2022,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Сибирь" (далее - ПАО "Россети Сибирь", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Администрации Омского муниципального района Омской области (далее - Администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконными, не соответствующими Земельному кодексу Российской Федерации от 25.10.2001 N 136- ФЗ, отказов Администрации Омского муниципального района в предварительном согласовании предоставления земельных участков без проведения торгов, выраженных в письмах 02.04.2021 N Исх-21/ОМС-2999 (N 1.5/877-вх-пов от 05.04.2021), от 14.04.2020 N Исх-21/ОМС-3470 (N 1.5/987-вх-пов от 16.04.2021).
Решением Арбитражного суда Омской области от 27.07.2021 по делу N А46-9593/2021 заявленные требования удовлетворены. Отказы Администрации в предварительном согласовании предоставления земельных участков без проведения торгов, выраженные в письмах 02.04.2021 N Исх-21/ОМС-2999 (N 1.5/877-вх-пов от 05.04.2021), от 14.04.2020 N Исх-21/ОМС-3470 (N 1.5/987-вх-пов от 16.04.2021) признаны незаконными, не соответствующими Земельному кодексу Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ. На Администрацию возложена обязанность предварительно согласовать предоставление земельных участков, указанных в заявлениях ПАО "Россети Сибирь", а именно: исходящем от 25.03.2021 N 1.5/01- 03/2840-исх, исходящем от 25.03.2021 N 1.5/01-03/2842-исх, исходящем от 25.03.2021 N 1.5/01-03/2841-исх, исходящем от 25.03.2021 N 1.5/01-03/2839-исх, исходящем от 25.03.2021 N 1.5/01-03/2838-исх, исходящем от 25.03.2021 N 1.5/01-03/2837-исх, исходящем от 25.03.2021 N 1.5/01-03/2835-исх, исходящем от 25.03.2021 N 1.5/01- 03/2834-исх, исходящем от 25.03.2021 N 1.5/01-03/2833-исх, исходящем от 25.03.2021 N 1.5/01-03/2832-исх, исходящем от 25.03.2021 N 1.5/01-03/2831-исх, исходящем от 25.03.2021 N 1.5/01-03/2830-исх, исходящем от 25.03.2021 N 1.5/01-03/2843-исх, исходящем от 24.02.2021 N 1.5/01-03/1736-исх.
Не согласившись с указанным судебным актом, Администрация обжаловало его в апелляционном порядке.
В обоснование жалобы Администрация указала на правомерность отказа обществу в предварительном согласовании предоставления земельных участков, поскольку обратившееся лицо не имеет права на приобретение земельных участков без проведения торгов на основании подпункта 4 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), ввиду отсутствия документов, подтверждающих наличие как самих объектов электроснабжения на испрашиваемых участках, так и возникновения прав на них у заявителя.
В отзыве на апелляционную жалобу ПАО "Россети Сибирь" просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2021 указанная апелляционная жалоба была принята к производству и назначена к рассмотрению в судебном заседании Восьмого арбитражного апелляционного суда на 30.09.2021 на 14 час. 30 мин.
Определениями Восьмого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2021, 21.10.2021 судебное заседание отложено на 29.11.2021 на 11 час. 15 мин.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2021 производство по апелляционной жалобе приостановлено до окончания в Верховном Суде Российской Федерации кассационного производства по делу N А46-21856/2020.
Определением от 12.01.2022 Восьмой арбитражный апелляционный суд назначил судебное заседание для рассмотрения вопроса о возобновлении производства по апелляционной жалобе Администрации Омского муниципального района Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 27.07.2021 по делу N А46-9593/2021 на 15.02.2022 в 14 час. 15 мин.
В судебном заседании апелляционная коллегия возобновила производство по апелляционной жалобе.
Судья Иванова Н.Е., участвовавшая в рассмотрении настоящего дела до приостановления судебного разбирательства, в связи с нахождением в ежегодном оплачиваемом отпуске определением от 15.02.2022 апелляционного суда заменена на судью Аристову Е.В. По этой причине рассмотрение апелляционной жалобы на основании статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) проведено с самого начала.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель ПАО "Россети Сибирь" поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
ПАО "Россети Сибирь" в соответствии со статьей 39.15 ЗК РФ в адрес Администрации направлены следующие заявления: исходящий от 25.03.2021 N 1.5/01-03/2840-исх, исходящий от 25.03.2021 N 1.5/01- 03/2842-исх, исходящий от 25.03.2021 N 1.5/01-03/2841-исх, исходящий от 25.03.2021 N 1.5/01-03/2839-исх, исходящий от 25.03.2021 N 1.5/01-03/2838-исх, исходящий от 25.03.2021 N 1.5/01-03/2837-исх, исходящий от 25.03.2021 N 1.5/01-03/2835-исх, исходящий от 25.03.2021 N 1.5/01-03/2834-исх, исходящий от 25.03.2021 N 1.5/01- 03/2833-исх, исходящий от 25.03.2021 N 1.5/01-03/2832-исх, исходящий от 25.03.2021 N 1.5/01-03/2831-исх, исходящий от 25.03.2021 N 1.5/01-03/2830-исх, исходящий от 25.03.2021 N 1.5/01-03/2843-исх, исходящий от 24.02.2021 N 1.5/01-03/1736-исх о предварительном согласовании предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов.
Из указанных заявлений следует, что земельные участки необходимы для размещения объектов коммунального обслуживания (комплектных трансформаторных подстанций, воздушных линий электропередачи).
В ответ от Администрации получены письма от 02.04.2021 N Исх-21/ОМС-2999 (N 1.5/877-вх-пов от 05.04.2021), от 14.04.2020 N Исх-21/ОМС-3470 (N1.5/987-вх-пов от 16.04.2021), которыми обществу было отказано в предварительном согласовании предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов.
В качестве основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельных участков указано, что ПАО "Россети Сибирь" не предоставило документы, подтверждающие право собственности на сооружения, предназначенные для электроснабжения, в связи с чем общество является лицом, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Полагая, что отказы Администрации являются незаконными и нарушающими права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ПАО "Россети Сибирь" обратилось в суд с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, установив что, в рассматриваемом случае законодательством на заявителя не возлагается обязанность по предоставлению документов, подтверждающих право собственности на объекты недвижимого имущества, и как следствие, указанное в оспариваемых решениях основание не может быть положено в основу отказа в требованиях общества.
Суд апелляционной инстанции, не соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, считает, что судом при рассмотрении настоящего дела не учтено следующее.
В силу положений части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.1996 основаниями для принятия судом решения о признании акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту, так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В силу статьи 1 ЗК РФ правовое регулирование земельных отношений основывается на таких принципах, как единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов; дифференцированный подход к установлению правового режима земель; сочетание интересов общества и законных интересов граждан.
В соответствии со статьей 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего ЗК РФ (статья 39.2 ЗК РФ).
В соответствии с подпунктом 4 части 2 статьи 39.6. ЗК РФ, на который ссылается заявитель в обоснование своих требований, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления юридическим лицам для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, объектов федерального, регионального или местного значения.
В соответствии с частью 1 статьи 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса;
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков;
5) осуществление государственного кадастрового учета;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи.
Таким образом, подготовка схемы расположения земельного участка и подача заинтересованным лицом заявления в уполномоченный орган являются первыми этапами предоставления земельного участка.
Согласно подпункту 2 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 ЗК РФ.
Пунктом 1 статьи 39.16 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган отказывает в предоставлении земельного участка в собственность, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Так, главой V.6 ЗК РФ предусмотрены порядок и основания использования земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута.
Пунктами 3 и 6 части 1 статьи 39.33. ЗК РФ к таким случаям отнесены: строительство временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирование строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения; размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36. ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях и земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности без предоставления земельных участков и установления сервитута.
В соответствии с пунктом 5 вышеуказанного перечня к таким объектам относятся линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Порядок и условия размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута установлены постановлением Правительства Омской области от 24.06.2015 N 170-п "Порядком и условиями размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута" (далее - Порядок).
В соответствии с Порядком, размещение объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута, на территории Омской области осуществляется на основании разрешения на использование земель или земельных участков, выданного органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченным на предоставление земельных участков.
В соответствии с пунктом 8 части 4 статьи 23 ЗК РФ публичный сервитут может устанавливаться для использования земельного участка в целях, предусмотренных статьёй 39.37 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 39.37 ЗК РФ в порядке, предусмотренном настоящей статьёй публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков в целях размещение объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд.
Как установлено в пункте 1.1 статьи 39.20 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не предоставляются в собственность или в аренду собственникам и иным правообладателям сооружений, которые могут размещаться на таких земельных участках на основании сервитута, публичного сервитута или в соответствии со статьей 39.36 ЗК РФ.
Данные нормы были внесены в Земельный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 03.08.2018 N 341-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов". В пояснительной записке к указанному законопроекту содержится подробная мотивировка необходимости его принятия, в частности, авторы законопроекта указывают, что приведённые в законопроекте положения более точно регулируют существующие экономические отношения, суть которых можно свести к следующему: значительную часть линейных объектов (кроме автомобильных и железных дорог) можно разместить на земельном участке, не прерывая текущую хозяйственную деятельность на нём, а значит нет необходимости образовывать соответствующие земельные участки, прекращать права на них у прежних правообладателей; достаточно установить ограничение прав, позволяющее разместить линейный объект.
При этом не требуется образования земельного участка, а, следовательно, проведение кадастровых работ и регистрационных действий, изменения категорий земель и видов разрешённого использования земельных участков, изъятия или предоставления земельных участков, что существенно сокращает срок и стоимость доступа к земельным участкам.
Целесообразность использования конструкции публичного сервитута применительно именно к линейным сооружениям обусловлена также тем, что прохождение линейных сооружений по множеству земельных участков различным режимом использования должно быть приведено к единому началу именно в силу властного решения, а не частно-правового соглашения.
Кроме того, должны быть обеспечены единые сроки строительства линейного объекта на всём его протяжении.
Установление пунктом 1.1 статьи 39.20 ЗК РФ запрета на предоставление земельных участков правообладателям подобных объектов свидетельствует об отсутствии необходимости образования земельных участков, и, соответственно, проведения кадастровых работ и иных действий, предшествующих предоставлению земельных участков.
Совокупность приведённых норм законодательства с учётом воли законодателя, заложенной в основу данных норм при внесении соответствующих изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, позволяет суду сделать вывод, что земельными участками для целей размещения линейных объектов электросетевого хозяйства соответствующие субъекты пользуются без их предоставления либо на основании публичного сервитута либо на основании разрешения на право пользования земельным участком без его предоставления и установления сервитута, выданного уполномоченным государственным или муниципальным органом.
Довод Общества о возможности выбора собственником линейного объекта в целях гарантированного землепользования вида права, на котором подлежит размещению подобный объект, подлежит отклонению, поскольку, как обоснованно отмечено заинтересованным лицом, в данном случае отсутствуют какие-либо документы, как подтверждающие наличие самих объектов электроснабжения на испрашиваемых участках, так и возникновения прав на них у Общества.
Учитывая, что ПАО "Россети Сибирь" претендует на получение земельных участков в целях размещения на них объектов коммунального обслуживания (комплектных трансформаторных подстанций, воздушных линий электропередачи), использование земельных участков возможно либо на основании разрешения на право пользования земельным участком (если исходя из характеристик размещаемые объекты могут относиться в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 1300 к объектам, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов), либо на основании публичного сервитута.
Между тем, в данном порядке общество к уполномоченному органу не обращалось.
В связи с чем, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что у Администрации отсутствовали законные основания для принятия решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в порядке, установленном статьей 39.15 ЗК РФ.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для удовлетворения требований ПАО "Россети Сибирь" о признании незаконными отказов Администрации в предварительном согласовании предоставления земельных участков в аренду без торгов.
С учетом изложенного, обжалуемое решение подлежит отмене, апелляционная жалоба Администрации - удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины не распределяются в связи с освобождением Администрации от уплаты таковой.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Администрации Омского муниципального района Омской области удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Омской области от 27.07.2021 по делу N А46-9593/2021 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявления публичного акционерного общества "Россети Сибирь" о признании незаконными отказов Администрации Омского муниципального района в предварительном согласовании предоставления земельных участков без проведения торгов, выраженных в письмах 02.04.2021 N Исх-21/ОМС-2999 (N 1.5/877-вх-пов от 05.04.2021), от 14.04.2020 N Исх-21/ОМС-3470 (N 1.5/987-вх-пов от 16.04.2021), отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Е.В. Аристова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-9593/2021
Истец: ПАО "РОССЕТИ СИБИРЬ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ОМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ