г. Челябинск |
|
21 февраля 2022 г. |
Дело N А34-15949/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 февраля 2022 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Бояршиновой Е.В., Киреева П.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разинововй О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества Комбинат хлебопродуктов "Злак" на решение Арбитражного суда Курганской области от 16.11.2021 по делу N А34-15949/2020.
В судебном заседании приняли участие представители:
акционерного общества комбинат хлебопродуктов "Злак" - Мелихова И.А. (доверенность N 31 от 24.01.2022, диплом), Малинина Т.В. (доверенность N 2 от 10.01.2022);
Инспекции Федеральной Налоговой службы по городу Кургану - Титов И.А. (доверенность N 05-42/00136 от 10.01.2022, диплом).
Акционерное общество Комбинат хлебопродуктов "Злак" (далее - заявитель, общество, АО КХ "Злак") обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлениями к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кургану (далее - ИФНС по г. Кургану, налоговый орган, инспекция) о: 1) признании частично недействительным решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 121 от 15.07.2020 и отмене недоимки за 9 месяцев 2019 года (за три месяца отчетного периода): подлежащую уплате в бюджет по сроку 15.08.2019 на 158005 руб. 70 коп., подлежащую уплате в бюджет по сроку 16.09.2019 на 190625 руб. 03 коп., подлежащую к уплате в бюджет по сроку 15.10.2019 на 138036 руб. 16 коп.; 2) признании частично недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кургану об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 156 от 31.07.2020 и отмене недоимки за 2019 год (за три месяца отчетного периода): подлежащую уплате в бюджет по сроку 15.11.2019 на 193657 руб. 83 коп., подлежащую уплате в бюджет по сроку 16.12.2019 на 191303 руб. 25 коп., подлежащую к уплате в бюджет по сроку 15.01.2020 на 164850 руб. 78 коп.
Возбужденные на основании указанных заявлений дела N А34-15949/2020 и N А34-15950/2020 определением суда первой инстанции от 01.02.2021 объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением делу номера А34-15949/2020.
Впоследствии заявитель уточнил заявленные требования, просил: 1) признать недействительным решение инспекции об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 121 от 15.07.2020 в части строк 1, 2, 3 пункта 3.1 резолютивной части решения, которыми налоговым органом установлена недоимка в размере 158005, 70 руб. (срок уплаты 15.08.2019), 190625,03 руб. (срок уплаты 16.09.2019), 138036,16 руб. (срок уплаты 15.10.2019), а также в части пункта 3.2, которым налогоплательщику предложено уплатить перечисленные недоимки и внести изменения в документы бухгалтерского и налогового учета; 2) признать недействительным решение инспекции об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 156 от 31.07.2020 в части пункта 3.1 резолютивной части решения, которыми налоговым органом установлена недоимка в размере 193657,83 руб. (срок уплаты 15.11.2019), 191303,25 руб. (срок уплаты 16.12.2019), 164850,78 руб. (срок уплаты 15.01.2020), а также в части пункта 3.2, которым налогоплательщику предложено уплатить перечисленные недоимки и внести изменения в документы бухгалтерского и налогового учета; 3) признать незаконными действий налогового органа по исключению переплаты общества на сумму 1036478 руб. 75 коп. из карточки расчетов с бюджетом; 4) восстановить в карточке расчетов с бюджетом переплату общества в размере 1036478 руб. 75 коп. Уточнение заявленных требований принято судом первой инстанции.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное учреждение - Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Курганское РО ФСС РФ).
Решением Арбитражного суда Курганской области от 16.11.2021 (резолютивная часть решения объявлена 10.11.2021) в удовлетворении требований заявителя отказано.
АО КХ "Злак" не согласилось с решением суда и обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, перейти к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции, заявленные обществом требования удовлетворить. В обоснование жалобы ссылается на: не привлечение судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьих лиц физических лиц, получивших в спорный период от заявителя пособие по временной нетрудоспособности; отсутствие судебной оценки довода заявителя о том, что в отношении него фактически произведено двойное взыскание сумм страховых взносов за один и тот же период по одним и тем же основаниям; наличие в картотеке арбитражных дел неопределенности о содержании принятого судебного акта (при размещении в картотеке решения в полном объеме была отражена запись "Признать недействительным ненормативный правовой акт", что подтверждается скриншотом сайта).
В судебном заседании представители заявителя доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель инспекции в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве. Полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Представитель третьего лица, извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Апелляционная жалоба рассмотрена без его участия.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, полагает решение суда первой инстанции не подлежащим изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, АО КХ "Злак" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1027401923372, состоит на учете в качестве налогоплательщика в ИФНС по г. Кургану, и в качестве страхователя - в Курганском РО ФСС РФ.
06.11.2019 обществом представлен в налоговый орган первичный расчет по страховым взносам за 9 месяцев 2019 года (т.3 л.д.148-160), в котором в строке 070 "Произведено расходов на выплату страхового обеспечение" приложения 2 к разделу 1 "Расчет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" отражена сумма расходов за 3 месяца отчетного периода в размере 486666 руб. 89 коп., в том числе: за 1 месяц отчетного периода - 158005 руб. 70 коп.; за 2 месяц отчетного периода - 190625 руб. 03 коп.; за 3 месяц отчетного периода - 138036 руб. 16 коп.
11.11.2019 общество представило в налоговый орган уточненный расчет по страховым взносам за 9 месяцев 2019 года (т.1 л.д.107-129), которым доначислены суммы страховых взносов.
Инспекцией в период с 11.11.2019 по 07.02.2020 проведена камеральная налоговая проверка указанного уточненного расчета по страховым взносам, результаты проверки отражены в акте N 540 от 13.02.2020 (т.3 л.д.89-95), из которого следует, что проверкой выявлены нарушения пункта 2 Положения об особенностях уплаты страховых взносов в 2012-2019 годах в Фонд социального страхования Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 N 294 (далее - Положение N 294), а именно: общество неправомерно заявило расходы на выплату страхового обеспечения за 3 месяца отчетного периода в размере 486666 руб. 89 коп. при исчислении авансовых платежей, в том числе: за 1 месяц отчетного периода (июль 2019 года) - 158005 руб. 70 коп.; за 2 месяц отчетного периода (август 2019 года) - 190625 руб. 03 коп.; за 3 месяц отчетного периода (сентябрь 2019 г.) - 138036 руб. 16 коп. Неправомерно заявленные расходы на выплату страхового обеспечения повлекли занижение сумм авансовых платежей страховых взносов, подлежащих уплате в бюджет за 3 месяца отчетного периода в сумме 426640 руб. 52 коп., в том числе: за 1 месяц отчетного периода (июль 2019 года) - 146905 руб. 72 коп.; за 2 месяц отчетного периода (август 2019 года) - 141698 руб. 64 коп.; за 3 месяц отчетного периода (сентябрь 2019 года) - 138036 руб. 16 коп.
По результатам рассмотрения акта проверки и представленных заявителем возражений инспекцией вынесено решение N 121 от 15.07.2020 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (т.3 л.д.112-129), которым обществу в том числе предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также по страховым взносам по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в пунктах 2-18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, в общей сумме 487114 руб. 43 коп.
Это решение было обжаловано обществом в Управление Федеральной налоговой службы по Курганской области. По итогам рассмотрения жалобы общества принято решение N 181 от 15.10.2020, которым решение инспекции N 121 от 15.07.2020 оставлено без изменения, а жалоба общества - без удовлетворения (т.3 л.д.75-88).
Также 28.01.2020 АО КХ "Злак" представило в налоговый орган первичный расчет по страховым взносам за 2019 год (т.1 л.д.146-160), в котором в строке 070 "Произведено расходов на выплату страхового обеспечение" Приложения 2 к разделу 1 "Расчет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" отражена сумма расходов за 3 месяца отчетного периода в размере 549811 руб. 86 коп., в том числе: за 1 месяц отчетного периода - 193657 руб. 83 коп.; за 2 месяц отчетного периода - 191303 руб. 25 коп.; за 3 месяц отчетного периода - 164850 руб. 78 коп.
27.02.2020 общество представило в налоговый орган уточненный расчет, в котором внесло изменения в отношении суммы страховых взносов на обязательное медицинское страхование (т.1 л.д.161-175).
Инспекцией в период с 27.02.2020 по 27.05.2020 проведена камеральная налоговая проверка указанного уточненного расчета по страховым взносам за 2019 год. По результатам проверки составлен акт N 2239 от 10.06.2020 (т.1 л.д.36-42), из которого следует, что проверкой выявлены нарушения пункта 2 Положения N 294, а именно - неправомерно заявлены расходы на выплату страхового обеспечения, что повлекло занижение сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подлежащих уплате в бюджет за последние 3 месяца расчетного периода 2019 года, в размере: за 1 месяц (октябрь 2019 года) - 193657 руб. 83 коп.; за 2 месяц (ноябрь 2019 года) - 191303 руб. 25 коп.; за 3 месяц (декабрь 2019 года) - 164850 руб. 78 коп.
По результатам рассмотрения акта проверки и представленных обществом возражений инспекцией вынесено решение N 156 от 31.07.2020 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (т.1 л.д.17-34), которым обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в общей сумме 549811 руб. 86 коп.
Это решение было обжаловано обществом в Управление Федеральной налоговой службы по Курганской области, которым принято решение N 190 от 16.10.2020 об оставлении решения инспекции N156 от 31.07.2020 без изменения, а жалобы общества - без удовлетворения (т.1 л.д.92-103).
Полагая незаконными решения налогового органа N 121 от 15.07.2020, N 156 от 31.07.2020 в части начисления недоимки по страховым взносам, а также действия инспекции по исключению переплаты общества на сумму 1036478 руб. 75 коп. из карточки расчетов с бюджетом, АО КХ "Злак" обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Рассмотрев требования заявителя по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о законности и обоснованности ненормативных правовых актов и действий инспекции в оспоренной обществом части.
Суд апелляционной инстанции соглашается с позицией суда первой инстанции.
Так, согласно части 1 статьи 198, а также части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, и удовлетворения такого заявления является несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на них каких-либо обязанностей или создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для его вынесения возлагается на орган, принявший этот ненормативный правовой акт (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Правила, предусмотренные статьей 45 НК РФ, применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов (пункт 9 статьи 45 НК РФ).
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 419 НК РФ, плательщиками страховых взносов признаются в том числе юридические лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Пунктом 1 статьи 431 НК РФ предусмотрено, что в течение расчетного периода по итогам каждого календарного месяца плательщики производят исчисление и уплату страховых взносов исходя из базы для исчисления страховых взносов с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца и тарифов страховых взносов за вычетом сумм страховых взносов, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
В соответствии с пунктом 2 статьи 431 НК РФ (в редакции, действовавшей до 31.12.2020) сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством уменьшается плательщиками страховых взносов на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 431 НК РФ, сумма страховых взносов, исчисленная для уплаты за календарный месяц, подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа следующего календарного месяца.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 N 294, с 1 июля 2012 года по 31 декабря 2020 года на территории в том числе Курганской области осуществляется реализация пилотного проекта, целью которого является организация выплаты пособий за счет средств бюджета территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации. Этим же Постановлением утверждено Положение об особенностях уплаты страховых взносов в 2012-2020 годах в Фонд социального страхования Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта.
Положение N 294 определяет особенности уплаты (перечисления) в 2012-2020 годах страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний страхователями, зарегистрированными в территориальных органах Фонда социального страхования Российской Федерации, находящихся на территории субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта.
Указанным Положением изменена схема выплат пособий, в соответствии с которой перечисление пособий работникам осуществляется не работодателем, а Фондом социального страхования непосредственно на счет работника на основании сведений, направленных страхователем (работодателем).
В силу пункта 2 Положения N 294 уплата страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, исчисленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляется страхователем в полном объеме без уменьшения на сумму расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
АО КХ "Злак" с 29.04.2019 зарегистрировано на территории Курганской области, в связи с чем в силу пункта 2 Положения N 294 должно осуществлять уплату страховых взносов в полном объеме без уменьшения на сумму расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
Однако, в нарушение установленного порядка общество напрямую произвело выплаты пособия застрахованным лицам (81 человек), что подтверждается представленными в материалы приказами о приеме на работу, трудовыми договорами, приказами об увольнении, больничными листами, расчетными листками о выплате работодателем страхового обеспечения сотрудникам, банковскими ведомостями (т.6 л.д.1-149, т.7 л.д.1-153, т.8 л.д.1-171, т.9, л.д.1-159, т.10 л.д.1-68).
В представленных в инспекцию расчетах по страховым взносам за 9 месяцев 2019 года и за 2019 год обществом отражены произведенные им в указанные период расходы на выплату страхового обеспечения (за июль 2019 года - в размере 158005 руб. 70 коп.; за август 2019 года - в размере 190625 руб. 03 коп.; за сентябрь 2019 года - в размере 138036 руб. 16 коп.; за октябрь 2019 года - в размере 193657 руб. 83 коп.; за ноябрь 2019 года - в размере 191303 руб. 25 коп.; за декабрь 2019 года - в размере 164850 руб. 78 коп.), на сумму которых уменьшены начисленные страховые взносы.
Инспекция в соответствии с пунктом 3 статьи 88 НК РФ направила заявителю требование N 16769 от 16.12.2019 о представлении пояснений, в котором указано, что заявителем в расчете по страховым взносам в поле 001 "Признак выплат" неверно указан код "2", что означало применение "Зачетной системы" вместо кода "1" ("Прямые выплаты", которые применяются на территории Курганской области в связи с участием в пилотном проекте). Требование получено заявителем по телекоммуникационным каналам связи 18.12.2019.
По итогам проведенных камеральных налоговых проверок указанных расчетов инспекция пришла к выводу о необоснованном занижении обществом подлежащих уплате сумм страховых взносов, что и послужило основанием для доначисления заявителю спорных сумм обязательных платежей. По мнению инспекции, факты подтверждения наступления страховых случаев и осуществления обществом выплат пособий по социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством сотрудникам в 2019 году за счет собственных средств не могут быть принято во внимание, поскольку Положением N 294 страхователю в Курганской области не предоставляется право применять порядок выплат напрямую застрахованному лицу (участие Курганской области с 01.07.2012 в пилотном проекте предполагает безусловное соблюдение страхователями порядка выплат пособий, указанного в Положении N 294, иного порядка выплат в Курганской области не предусмотрено, в том числе не предусмотрено осуществление выплат пособий напрямую застрахованному лицу, равно как и не предусмотрен порядок их возмещения).
Оспаривая решения инспекции в указанной части, заявитель сослался на свою неосведомленность относительно участия организаций Курганской области в пилотном проекте в соответствии с Положением N 294. Как указывает заявитель, после смены 11.04.2019 адреса места нахождения организации общество продолжало вести расчеты по начислению и выплате своим работникам пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в прежнем порядке. Общество также указало на то, что получало от налогового органа предложение внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета, которые в результате приведут к увеличению авансовых платежей по страховым взносам, подлежащим уплате в бюджет, однако, предоставление уточненных расчетов повлечет возникновение недоимки в результате неуплаты авансовых платежей по страховым взносам, в связи с чем, общество просило налоговый орган, учесть при вынесении оспариваемых решений тот факт, что наступление страховых случаев документально подтверждено, правильность расчета страхователем размера пособий проверена и не оспаривается, выплата пособий по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством работникам организации в спорных периодах произведена обществом в полном объеме, нарушение порядка выплат не нанесло ущерба бюджету и не содержало угрозы интересам работников и государству. Также, заявитель указал на двойное взыскание с него сумм страховых взносов: за счет отмены "зачетного" механизма и как следствие - увеличения взносов в ФСС с одной стороны, и уже осуществленных выплат работникам общества по больничным листам с апреля по декабрь 2019 года - с другой стороны.
Между тем, как указано выше, заявитель с момента регистрации на территории Курганской области, участвующей в реализации пилотного проекта, не имел права на самостоятельное осуществление страховых выплат в пользу застрахованных лиц и, соответственно, на уменьшение за счет таких расходов сумм начисленных страховых взносов (страховые выплаты производятся не работодателем, а непосредственно Фондом социального страхования Российской Федерации).
Оценивая довод заявителя о ненадлежащем его информировании со стороны государственных органов о порядке выплат на территории Курганской области судом, суд первой инстанции правомерно отметил, что в силу подпункта 4 пункта 1 статьи 32 НК РФ и пункта 47 Административного регламента ФНС РФ по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию, утвержденного Приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н обязанность по предоставлению разъяснений по вопросам применения налогового законодательства возникает у налогового органа лишь после поступления соответствующих запросов налогоплательщиков, тогда как заявитель с запросами относительно порядка начисления страховых взносов в инспекцию не обращался. Также, судом отмечено, что информация о реализации на территории Российской Федерации пилотного проекта по выплатам пособий органами ФСС РФ размещена в свободном доступе на официальном сайте Фонда социального страхования РФ (fss.ru) в разделе "Прямые выплаты". Незнание налогоплательщиком установленных законом обязанностей в настоящем случае обусловлено небрежным к ним отношением и отсутствием должной осмотрительности. Нарушение требований закона ввиду незнания его положений, не освобождает налогоплательщика от исполнения установленной законом обязанности по уплате обязательных платежей. В этой связи доводы общества в указанной части обоснованно отклонены судом первой инстанции.
Как следует из оспоренных решений инспекции, по данным карточки расчетов с бюджетом у общества имелась переплата по соответствующим страховым взносам на сумму 1036478 руб. 75 коп., которая зачтена налоговым органом самостоятельно в счет доначисленных спорных платежей.
Заявитель ссылается на то, что он не заявлял о зачете указанной переплаты и не был проинформирован инспекцией о состоявшемся зачете, в результате которого из карточки расчетов с бюджетом исключена указанная переплата общества. Это обстоятельство послужило основанием для оспаривания заявителем действий инспекции по исключению указанной переплаты из карточки расчетов с бюджетом.
Налоговый орган при рассмотрении дела в суде первой инстанции дал подробные пояснения относительно состоявшегося зачета (т.5 л.д.91-94). Из пояснений инспекции следует, что автоматический внутренний зачет произведен программным комплексом АИС "Налог-3" в соответствии с ситуацией, сложившейся в лицевом счете заявителя.
Законом предусмотрена возможность самостоятельного проведения налоговым органом зачета согласно пункта 5 статьи 78 и пункта 4 статьи 176 НК РФ в рамках процедуры урегулирования имеющейся задолженности, о которой налоговый орган осведомлен. Положения пункта 5 статьи 78 НК РФ, распространяется на ситуации, когда возникшая у налогоплательщика недоимка по соответствующему налогу погашается путем обращения взыскания на переплату, образовавшуюся по другим налогам. При этом, как верно отмечено судом первой инстанции, никаких заявлений о зачете платежей в этом случае писать не требуется, корректировка в КРСБ производится налоговым органом самостоятельно.
В этой связи оснований полагать действия инспекции по исключению указанной переплаты из карточки расчетов с бюджетом незаконными у суда не имеется.
Довод АО КХ "Злак" о фактическом двойном взыскании с него сумм страховых взносов (за счет увеличения взносов, с одной стороны, и уже осуществленных выплат работникам общества по больничным листам с апреля по декабрь 2019 года - с другой стороны) рассмотрен и правомерно не принят во внимание судом первой инстанции.
Расходы на выплату страхового обеспечения работникам, понесены заявителем по причине несоблюдения им норм действующего законодательства. Это обстоятельство не может являться основанием для освобождения страхователя от уплаты страховых взносов в полном объеме в соответствии с требованиями закона. Причинно-следственная связь между указанной заявителем "двойной оплатой" страховых взносов и действиями налогового органа отсутствует.
Кроме того, до момента вынесения инспекцией оспоренных решений заявитель знал об отсутствии у него оснований для осуществления выплат напрямую застрахованным лицам (что следует из возражений общества на акт налоговой проверки, а также из полученного обществом требования налогового органа о самостоятельном проведении корректировки расчетов по страховым взносам), однако, свои налоговые обязательства в добровольном порядке не скорректировал. Такое поведение общества правомерно признано судом первой инстанции не отвечающим критерию добросовестности.
С учетом указанных обстоятельств суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания незаконными решений и действий инспекции в оспоренной заявителем части. В удовлетворении заявленных обществом требований судом первой инстанции отказано правомерно.
Нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установлено.
Податель апелляционной жалобы указывает на необоснованное непривлечение судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьих лиц 81 физических лиц, получивших от общества в спорный период страховые выплаты. По мнению общества, это обстоятельство в силу пункта 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для перехода судом апелляционной инстанции к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Обжалованное решение суда первой инстанции не содержит выводов о правах и обязанностях указанных заявителем физических лиц и никаким образом такие права и обязанности не затрагивает (в том числе из судебного акта не следует, что судом поставлено под сомнение право этих физических лиц на получение страховых выплат в установленном законом порядке), а потому непривлечение таких физических лиц к участию в деле не может быть признано обстоятельством, являющимся основанием для отмены судебного решения и перехода судом апелляционной инстанции к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции. Доводы апелляционной жалобы в этой части подлежат отклонению.
Податель апелляционной жалобы указывает на наличие неопределенности в размещенной в картотеке арбитражных дел информации об итогах рассмотрения судебного спора (при том, что в удовлетворении требований заявителя отказано, в карточке дела размещена информация о вынесении судебного акта о признании оспоренных ненормативных правовых актов недействительными, что подтверждено скриншотом страницы сайта в сети Интернет).
Суд апелляционной инстанции отмечает, что действительно при размещении в картотеке арбитражных дел в сети Интернет полного текста решения суда первой инстанции ошибочно была указана информация о содержании судебного акта "Признать недействительным ненормативный правовой акт_". Однако, на основании служебной записки судьи от 20.12.2021 (т.11 л.д.29) это несоответствие было исправлено. В любом случае указанное обстоятельство основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции не является.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 16.11.2021 по делу N А34-15949/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества Комбинат хлебопродуктов "Злак" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.А. Арямов |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-15949/2020
Истец: ЗАО Комбинат хлебопродуктов "Злак"
Ответчик: Инспекция Федеральной Налоговой службы по городу Кургану
Третье лицо: ГУ Курганское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, Арбитражный суд Челябинской области
Хронология рассмотрения дела:
28.08.2023 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-3550/2022
18.05.2023 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-4943/2023
28.06.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-3550/2022
21.02.2022 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-18536/2021
16.11.2021 Решение Арбитражного суда Курганской области N А34-15949/20