г. Вологда |
|
21 февраля 2022 г. |
Дело N А13-11469/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2022 года.
В полном объёме постановление изготовлено 21 февраля 2022 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зайцевой А.Я. и Черединой Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Даниловой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом города Череповца на решение Арбитражного суда Вологодской области от 01 декабря 2021 года по делу N А13-11469/2021,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению имуществом города Череповца (адрес: 162608, Вологодская область, город Череповец, проспект Строителей, дом 4А; ОГРН 1023501247440, ИНН 3528008860; далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с иском к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (адрес: 109012, Москва, переулок Никольский, дом 9; ОГРН 1087746829994, ИНН 7710723134; далее - Агентство) о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на часть лесного участка с условным номером 35:22:28:5:1-256, а именно: кварталы 218, 228, 229, 230 общей площадью 374 га.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области, Федеральное агентство лесного хозяйства, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, Департамент лесного комплекса Вологодской области.
Решением суда от 01 декабря 2021 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Комитет с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов жалобы указывает на ошибочность вывода суда о том, что истцом избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права. Спорная территория относится к землям, право государственной собственности на которые не разграничено, зарегистрированное право собственности Российской Федерации на "бывшие" лесные кварталы нарушает права истца, который наделен правом распоряжаться неразграниченными землями.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, на основании части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) 24.12.2007 зарегистрировано право собственности Российской Федерации на лесной участок с кадастровым номером 35:22:0000000:397, вид разрешенного использования: для ведения лесного хозяйства, условный номер 35:22:28:5:1-256, местоположение: Вологодская область, Череповецкий район, Лесхоз Череповецкий, Череповецкое лесничество, кварталы N 1-256. Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Решением Череповецкой городской Думы от 13.07.2019 N 139 внесены изменения в Генеральный план города в части включения территории лесных кварталов 218, 228, 229, 230 Череповецкого лесничества в границы населенного пункта город Череповец с целью перевода их в земли населенных пунктов.
Актом от 13.08.2018 N 8 Ч/ф-2, утвержденным Череповецким территориальным отделом государственного лесничества, указанные лесные кварталы исключены из земель лесного фонда.
Комитет, ссылаясь на то, что кварталы 218, 228, 229, 230 относятся к землям населенных пунктов; зарегистрированное право собственности Российской Федерации лишает возможности органы местного самоуправления распоряжаться данными земельными участками; обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, в удовлетворении иска отказал.
Суд апелляционной инстанции полагает, что, отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующих норм права и обстоятельств дела.
В соответствии с пунктом 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Согласно статье 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения (статья 301 ГК РФ).
В силу статей 3 и 101 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельное законодательство применяется в совокупности с нормами иных отраслей, в том числе - лесного. Лесное законодательство регулирует лесные отношения, то есть распространяется на леса, входящие и не входящие в лесной фонд и на земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью.
Пунктом 1 статьи 17 ЗК РФ установлено, что в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Согласно пункту 1 статьи 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В силу статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (пункт 3).
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права (пункт 5).
Из разъяснений, приведенных в пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", следует, что в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Ввиду исключительности названного способа, он может применяться лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2012 N 12576/11, от 04.09.2012 N 3809/12).
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что указанный способ защиты права, непосредственно связанный с восстановлением положения, существовавшего до нарушения права заинтересованного лица, и пресечением неправомерных действий, одновременно обеспечивает достоверность, непротиворечивость публичных сведений о существовании, принадлежности и правовом режиме объектов недвижимости, содержащихся в ЕГРП (определения от 25.09.2014 N 2109-О, от 28.01.2016 N 140-О, от 07.07.2016 N 1421-О).
В рассматриваемом случае Российская Федерация является собственником земельного участка с кадастровым номером 35:22:0000000:397.
Право истца на спорное имущество - часть лесного участка с условным номером 35:22:28:5:1-256, а именно: кварталы 218, 228, 229, 230 общей площадью 374 га, не зарегистрировано.
В силу подпункту 1 части 1 статьи 8 ЗК РФ решение о переводе в отношении земель, находящихся в федеральной собственности принимается исключительно Правительством Российской Федерации.
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ (ред. от 28.06.2021) "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ), иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 1 Закона N 172-ФЗ).
В силу части 1 статьи 8 ЗК РФ, части 1 статьи 8 Закона N 172-ФЗ, перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельного кодекса Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона N 172-ФЗ перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае установления или изменения границы населенного пункта.
В силу пункта 12 статьи 14 Закона N 172-ФЗ земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов. Земельные участки, расположенные вне границ населенных пунктов, подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от нахождения земельного участка в определенной территориальной зоне, установленной правилами землепользования и застройки, а при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
Пунктом 3 статьи 84 ЗК РФ предусмотрено, что включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. Для перехода права собственности на земельный участок, включенный в границы населенного пункта, необходимо волеизъявление собственника такого земельного участка, в данном случае - Российской Федерации (земли лесного фонда).
Актом от 13.08.2018 N 8 Ч/ф-2, утвержденным Череповецким территориальным отделом государственного лесничества, спорные лесные кварталы исключены из земель лесного фонда.
Доказательства, подтверждающие волеизъявление федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника имущества, истцом не представлены.
Кроме того, само по себе включение лесного участка в границы населенных пунктов не прекращает право собственности Российской Федерации, что прямо следует из пункта 3 статьи 84 ЗК РФ.
При указанных обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований у суда первой инстанции не имелось. В удовлетворении иска отказано правомерно.
По существу, доводы апеллянта повторяют позицию истца при рассмотрении дела в суде первой инстанции, не опровергают выводы суда первой инстанции, основаны на неверном толковании положений действующего законодательства и не свидетельствуют о нарушении судом норм материального права. Иное толкование положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 01 декабря 2021 года по делу N А13-11469/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом города Череповца - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Шадрина |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-11469/2021
Истец: Комитет по управлению имуществом города Череповца
Ответчик: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (РОСИМУЩЕСТВО)
Третье лицо: Департамент лесного комплекса Вологодской области, Территориальное управление Росимущества по Вологодской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, Федеральное агентство лесного хозяйства, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии" в лице филиала