г. Владимир |
|
16 февраля 2022 г. |
Дело N А43-10712/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.02.2022.
Полный текст постановления изготовлен 16.02.2022.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Фединской Е.Н., судей Кириловой Е.А., Протасова Ю.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Прохоровой Ю.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 16.11.2021 по делу N А43-10712/2021,
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Нижегородской области (ИНН 5260160421, ОГРН 1055238186585) и Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области (ИНН 5260258667, ОГРН 1095260008172) о взыскании 731 168 рублей 67 копеек задолженности, процентов за пользование чужими денежными средствами.
в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Первого арбитражного апелляционного суда;
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", истец) обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Нижегородской области (далее - ГУ МЧС по Нижегородской области) 209 777 рублей 34 копеек задолженности за потребление тепловой энергии за период с 20.10.2020 по 31.12.2020, 2 573 рублей 24 копеек процентов за период с 11.11.2020 по 31.03.2021, с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области (далее - Росимущество) 497 763 рублей 61 копейки задолженности за потребление тепловой энергии за период с 28.11.2019 по 19.10.2020 на отопление здания N 11 по ул. Гороховецкая г. Нижний Новгород; 23 591,09 руб. процентов за период с 11.12.2019 по 31.03.2021.
Решением от 16.11.2021 Арбитражный суд Нижегородской области исковые требования удовлетворил частично, взыскал с ГУ МЧС по Нижегородской области в пользу ОАО "РЖД" 209 777,34 руб. долга, 2 397,98 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами, а также 5 110 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины, с Росимущества в пользу ОАО "РЖД" 497 763,61 руб. долга, 23 591,09 руб. 18 185 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами, а также 12 560 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины. В остальной части отказал.
Не согласившись с принятым судебным актом в части взыскании суммы задолженности по оплате потребления тепловой энергии в размере 497 763 руб. 61 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 23 591 руб. 09 коп., судебных расходов в размере 12 560 руб., Росимущество обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оспаривая законность принятого судебного акта, заявитель указывает, что распоряжением Росимущества от 29.09.2020 N 340 спорный объект недвижимости был закреплен на праве оперативного управления за ГУ МЧС по Нижегородской области. По мнению Росимущества, поскольку фактическое пользование спорным объектом недвижимости длительный период осуществляет личный состав 7 пожарной части федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (подразделение при ГУ МЧС России по Нижегородской области), то и обязанность по оплате полученной тепловой энергии должна возлагаться на ГУ МЧС по Нижегородской области.
Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу указал на законность принятого судебного акта.
ГУ МЧС по Нижегородской области в отзыве на апелляционную жалобу также указал на законность принятого судебного акта.
Стороны явку полномочных представителей в суд апелляционной инстанции не обеспечили.
Апелляционная жалоба рассматривается в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей сторон, извещенных о месте и времени судебного разбирательства в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Возражений относительно проверки только части судебного акта от сторон не поступило.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец, являющийся теплоснабжающей организацией, в период с 28.11.2019 по 31.12.2020 осуществлял поставку тепловой энергии на нужды отопления нежилого здания, расположенного по адресу: г. Н. Новгород, ул. Гороховецкая, д.11.
Истцом (даритель) и вторым ответчиком (одаряемый) заключен договор дарения (пожертвования) имущества от 28.11.2019, по условиям которого даритель безвозмездно передает (жертвует), а одаряемый принимает в свою собственность здание пожарного депо общей площадью 2207,60 кв.м, расположенное по адресу: г. Н. Новгород, ул. Гороховецкая, д.11., с приложением акта-приема передачи от 28.11.2019.
Согласно распоряжению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области N 340 от 29.09.2020 "О закреплении на праве оперативного управления за Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Нижегородской области недвижимого имущества, относящегося к федеральной собственности и составляющего государственную казну Российской Федерации" здание пожарного депо общей площадью 2 207,60 кв.м закреплено на праве оперативного управления за Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Нижегородской области. Акт приема - передачи федерального имущества от 20.10.2020.
В отсутствие заключенного в письменной форме договора с собственником либо владельцем нежилого здания в период с 28.11.2019 по 31.12.2020 истец подал тепловую энергию в указанное здание на общую сумму 707 540,95 руб., что подтверждается материалами дела.
Неоплата полученной в спорный период тепловой энергии явилась основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу пункта 1 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, применяются правила, предусмотренные статьями 539 - 547 названного Кодекса, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно статье 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Из положений статьи 309 ГК РФ следует, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение N 432) предусмотрено, что федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг, функции по обособленному учету имущества, созданного и (или) приобретенного в результате реализации программ, подпрограмм, проектов и мероприятий Союзного государства, находящегося на территории Российской Федерации, права на которое переданы после их завершения государственным заказчикам - координаторам, государственным заказчикам либо исполнителям таких программ, подпрограмм, проектов и мероприятий от Российской Федерации, и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Согласно пункту 5.47 Положения N 432 федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на его содержание, его территориальных органов и подведомственных учреждений, и финансовое обеспечение возложенных на агентство функций.
Таким образом, Росимущество является лицом, выступающим собственником спорного федерального имущества.
В силу пункта 1 статьи 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются данным имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением имущества и, если иное не предусмотрено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия его собственника.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, с 20.10.2020 здание пожарного депо передано на праве оперативного управления ГУ МЧС по Нижегородской области.
Поскольку с момента приема-передачи объекта недвижимости принявшее объекты лицо становится владельцем соответствующих энергопринимающих устройств и фактическим потребителем тепловой энергии, бывший владелец указанных объектов не обязан оплачивать стоимость поставленного ресурса.
Исходя из расчета истца, требование о взыскании задолженности подлежит удовлетворению: с первого ответчика в размере 209 777,34 руб., со второго - 497 763,61 руб. Ответчиками расчеты не оспорены, контрасчеты не представлены.
Истец также просит взыскать с ГУ МЧС по Нижегородской области 2 573,24 руб. процентов за период с 11.11.2020 по 31.03.2021, с Росимущества - 23 591,09 руб. процентов за период с 11.12.2019 по 31.03.2021.
Согласно части 1 статьи 395 ГК РФ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 315 -ФЗ) в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Материалами дела подтверждается ненадлежащее исполнение ответчиками обязательств по оплате поставленной тепловой энергии.
Судом установлено, что в расчете процентов в отношении ГУ МЧС по Нижегородской области истцом допущены ошибки. Расчет процентов, произведенный судом за период с 11.11.2020 по 31.03.2021, в соответствии с требованиями ст. 395 ГК РФ составил 2 397,98 руб.
Оснований для удовлетворения требования в большей части судом обоснованно не усмотрено.
Требование о взыскании процентов в отношении Росимущества правомерно удовлетворены судом в заявленном размере.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ст. 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 16.11.2021 по делу N А43-10712/2021 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд Волго-Вятского округа через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.Н. Фединская |
Судьи |
Е.А. Кирилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-10712/2021
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: Главное управление МЧС России по Нижегородской области
Третье лицо: Территориальное управление в Нижегородской области Федарального агентства по управлению государственным имуществом