г. Санкт-Петербург |
|
21 февраля 2022 г. |
Дело N А56-58742/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 февраля 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Семеновой А.Б., Третьяковой Н.О.
при ведении протокола судебного заседания: Кроликовой Д.С.,
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен;
от ответчика (должника): не явился, извещен;
от 3-го лица: Майорова Д.М.. по доверенности от 09.12.2021;
Терентьев Д.И., по доверенности от 18.04.2019;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-42506/2021) общества с ограниченной ответственностью "ИВК-Сервис" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.11.2021 по делу N А56-58742/2021 (судья Ресовская Т.М.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ИВК-Сервис"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
3-е лицо: публичное акционерное общество "Газпром"
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ИВК-Сервис" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - УФАС, Управление) по жалобе N Т02-269/21 от 29.03.2021.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены публичное акционерное общество "Газпром" и общество с ограниченной ответственностью "Газпром комплектация".
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.11.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "ИВК-Сервис" не согласившись с решением суда от 09.11.2021, обратилось с апелляционной жалобой в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд. В обоснование жалобы податель ссылается на то, что указание в техническом задании параметров предметов закупки конкретного производителя, который в итоге стал победителем торгов, является ограничением участия в закупке, которое является ограничением конкуренции в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ.
Также податель жалобы считает, что Организатор допустил нарушения, пункта 2 части 1 и пункта 3 части 1 статьи 17 Закона N 135-ФЗ.
ООО "ИВК-Сервис" и УФАС по Санкт - Петербургу извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, с учетом положений части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание представителей не направили, что в силу статей 156, 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель третьих лиц возражали против удовлетворении апелляционной жалобы и приобщили к материалам дела отзыв и письменные пояснения.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 12.02.2021 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее - официальный сайт) было опубликовано Извещение N 32109987309 о проведении открытых маркетинговых исследований в электронной форме на право заключения договора на поставку запчастей к аппаратам воздушного охлаждения газа для нужд ООО "Газпром комплектация" (для субъектов малого и среднего предпринимательства) (далее - Закупка), включая документацию о Закупке (далее - Документация).
Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ПАО "Газпром" (Организатор торгов) и Компаний Группы Газпром (далее - Положение о закупках) в редакции от 02.12.2019, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о Закупке.
N п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
63 635 668,94 руб. |
2. |
Дата публикации извещения (по местному времени заказчика) |
12.02.2021 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) |
20.02.2021 в 10:00 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок (по местному времени заказчика) |
03.03.2021 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
СПб, пл. Победы, д. 2, лит. А |
ООО "ИВК-Сервис" приняло участие в закупочной процедуре.
В соответствии с протоколом N 1/0001/21/4.2/0003280/ГПК/ПР/ШС/Э/12.02.2021 по подведению итогов маркетинговых исследований от 03.03.2021 заявка ООО "ИВК-Сервис" (идентификационный номер участника: 4) была отклонена от участия в Закупке по следующим основаниям: "Отклонить по п. 1 Методики".
ООО "ИВК-Сервис" обратилось в УФАС с жалобой (от 17.03.2021 вх. N 9040-ИП/21, от 19.03.2021 вх. N 9235-ЭП/21) на действия Организатора торгов и его закупочной комиссии при организации и проведении открытых маркетинговых исследований в электронной форме на право заключения договора на поставку запчастей к аппаратам воздушного охлаждения газа для нужд ООО "Газпром комплектация" (для субъектов малого и среднего предпринимательства) (извещение N32109987309).
По результатам рассмотрения жалобы УФАС по Санкт - Петербургу вынесено решение от 29.03.2021 по жалобе N Т02-269/21 о признании жалобы ООО "ИВК-Сервис" необоснованной.
Не согласившись с вынесенным решением, ООО "ИВК-Сервис" обжаловало его в судебном порядке.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей третьих лиц, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда от 09.11.2021 в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с подпунктами 1, 4 части 10 статьи 3 Закона N 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона N 135-ФЗ, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положений о закупке такого заказчика, а также в случае предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
ООО "Газпром комплектация" относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Законом N 223-ФЗ.
В силу части 1 статьи 1 Закона N 223-ФЗ целями его регулирования являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 названного Закона (заказчиков), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положение о закупке).
Как указано в части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Согласно части 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ закупочная деятельность заказчика осуществляется в соответствии с положением о закупке, которое должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с частью 9 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные, в том числе частью 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ.
В соответствии с пунктами 2 и 3 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе:
- требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке
- требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.
При этом согласно части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно части 6.1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
- в описание предмета закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.
Пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ предусмотрено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:
- требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Согласно пункту 2.5.2 Документации рассмотрение и оценка заявок проводится в соответствии с условиями, указанными в приложении 3 "Методика анализа и оценки заявок на участие в маркетинговых исследованиях" (далее - Методика).
Пунктом 3.2.1 Документации установлено, что технико-коммерческое предложение в составе заявки должно быть подготовлено в полном соответствии с положениями Приложения 1 "Проект договора" и Приложения 2 "Техническая часть" и в соответствии с формой, установленной в Документации - Технико-коммерческое предложение. Технико-коммерческое предложение должно быть представлено в формате Microsoft Excel.
Требования Заказчика к безопасности товара, к техническим, функциональным, качественным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, условиям отгрузки товара, а также иные требования и показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям Заказчика, представлены в Приложении 2 "Техническая часть" (далее - Техническое задание) и содержащейся в нем Таблице А.
В соответствии с пунктом 1.1 Технического задания перечень, объемы и специальные технические требования к закупаемому товару представлены в файле "Таблица A. xls".
Товар, указанный в Таблице А и имеющий нестандартные характеристики, заявлен в закупку на основе проектных решений ПАО "Газпром", отклонение от которых не допускается.
В соответствии с пунктом 1.1.8 Технического задания поставка аналогов (эквивалента) товара допускается. При этом предлагаемые аналоги не должны уступать требуемым техническим и эксплуатационным характеристикам.
Позиции N 12 Таблицы А соответствует товар "Колесо рабочее РК22,5К4", к которому установлены следующие требования "Рабочее колесо для установки в аппараты воздушного охлаждения типа АВГ и АВЗД. Включает в себя конусную втулку и объемные полые стеклопластиковые лопасти. Технические характеристики: диаметр рабочего колеса - 2,25 м., диаметр втулки 0,9 м., высота втулки 1,33 м., конусность - 1:10, число лопастей - 4 шт., частота вращения - 500 об/мин., мощность приводного электродвигателя - 13 кВт., номинальный расход воздуха - 349 тыс. мЗ/час, номинальный напор - 140 Па, диапазон рабочих температур - от минус 60 до плюс 80 градусов. Исполнение для Оренбургского АГПЗ) Чертеж РК22.5К4.01.00.00 (к.90) СБ".
На основании пункта 2.5.7 Документации комиссия вправе отклонить заявки в соответствии с разделом 1 "Анализ Заявки на предмет соответствия Участника и состава Заявки требованиям Документации" Методики.
Пунктом 1 раздела 1 Методики установлено требование о соответствии технического предложения участника технической части Документации.
Представители Организатора торгов пояснили, что товар, указанный в пункте 12 Таблицы А, является нестандартным, изготавливается по приведенному в составе Технического задания чертежу N РК22.5К4.01.00.00 (к.90) СБ" (далее - Чертеж Заказчика).
Согласно пункту 1 Технического задания товар, указанный в Таблице А и имеющий нестандартные характеристики, заявлен в закупку на основе проектных решений ПАО "Газпром", отклонение от которых не допускается.
Вместе с тем в нарушение требований Таблицы А ООО "ИВК-Сервис" вместо соответствия чертежу Заказчика указал соответствие разработанным самим заявителем техническим условиям N 4861-001-92438172011 (далее - ТУ).
При этом в составе заявки Обществом был приложен чертеж N 4АВО-22.5К.20.00 СБ колеса, параметры которого не соответствуют требованиям документации по ряду характеристик:
- заявленная масса колеса составляет 55 кг, тогда как требуемая по чертежу Заказчика масса 50 кг.
- отсутствует диаметр посадочного диска для монтажа лопастей.
- имеется конструктивное несоответствие узла крепления лопастей (предложенный заявителем способ фиксации допасти через переходник (хомутик) не обеспечивает необходимую степень жесткости соединения и не соответствует требованию Заказчика об изготовлении единой неделимой детали).
При этом в составе заявки были приложены только титульный и последний листы указанных ТУ, что не позволяет выявить соответствие аналогов требованиям документации о закупке.
Как следует из пункта 1 раздела 1 Методики, непредставление документа, а также несоответствие технического предложения участника технической части Документации является основанием для отклонения заявки участника.
Податель жалобы считает, что у Заказчика отсутствовали правовые основания для установления требования о поставке товара определенного производителя.
Из материалов дела следует, что рассматриваемая закупка проведена в форме открытых маркетинговых исследований.
Проведение закупки способом открытого маркетингового исследования в электронной форме обусловлено положениями Закона N 223-ФЗ и Положением о закупках.
Обществом не учтен пункт 1.2.35 Положения о закупках маркетинговые исследования, в соответствии с которым маркетинговые исследования отнесены к неконкурентным способам закупки.
Заказчик формирует техническое задание документации в соответствии с собственными потребностями, устанавливая функциональные и технические характеристики закупаемого товара. Это обусловлено принципом целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг, который должен соблюдаться заказчиком наряду с принципом недопустимости необоснованного ограничения конкуренции по отношению к участникам закупки (часть 1 статьи 3 Закона о закупках).
Также в пункте 7 Обзора от 16.05.2018 Верховный Суд Российской Федерации
отмечается, что заказчик не ограничен в вопросах формирования системы закупок, позволяющей выявить участника закупки, способного своевременно и качественно удовлетворить потребности заказчика в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.
Учитывая вышеизложенное, Закупочная комиссия правомерно отклонила заявку на участие в закупке Общества по основанию, предусмотренному в пункте 1 раздела 1 Методики.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по жалобе N Т02-269/21 от 29.03.2021.
Нарушения судом первой инстанции норм материального и процессуального права не допущено, в связи, с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда первой инстанции от 09.11.2021 не имеется.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.11.2021 по делу N А56-58742/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-58742/2021
Истец: ООО "ИВК-СЕРВИС"
Ответчик: УФАС по Санкт-Петербургу
Третье лицо: ПАО "Газпром"