г. Ессентуки |
|
21 февраля 2022 г. |
Дело N А15-3614/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.02.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 21.02.2022.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей Жукова Е.В., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Афанасовым К.Б., в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу администрации внутригородского района "Советский район" города Махачкалы на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 09.12.2021 по делу N А15-3614/2021,
УСТАНОВИЛ:
первый заместитель прокурора Республики Дагестан (далее - заявитель, прокурор) обратился в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением к администрации внутригородского района "Советский район" города Махачкалы (далее - заинтересованное лицо, администрация Советского района г.Махачкалы) о признании незаконным бездействия, выразившегося в неразмещении на официальном сайте в сети "Интернет" информации, предусмотренной частью 2 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N209-ФЗ) и обязании в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу разместить указанную информацию на официальном сайте в сети "Интернет".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена администрация муниципального образования с внутригородским делением "город Махачкалы" (далее - третье лицо, администрация г.Махачкалы).
Решением от 09.12.2022 заявленные требования удовлетворены. Суд первой инстанции указал, что отсутствие на официальном сайте органа местного самоуправления либо на сайте информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети "Интернет" необходимой информации влечёт нарушение прав хозяйствующих субъектов на получение информационной поддержки, прав неопределённого круга лиц на получение предусмотренной законом информации и препятствует созданию на территории муниципального образования благоприятных условий для развития бизнеса.
Не согласившись с решением суда, администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. По мнению подателя апелляционной жалобы, размещение на официальном сайте в сети "Интернет" предусмотренной частью 2 статьи 19 Закона N 209-ФЗ информации, необходимой для развития малого и среднего предпринимательства, о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства и об их классификации по видам экономической деятельности, о числе замещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства в соответствии с классификацией по видам экономической деятельности, о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства не являются обязанностью администрации внутригородского района "Советский район" города Махачкалы, поскольку органы местного самоуправления внутригородских районов оказывают лишь содействие развитию малого и среднего предпринимательства, благотворительной деятельности и волонтерства.
Отзыв на жалобу суду не предоставлен.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте суда и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте судебного заседания, по имеющимся материалам.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 09.12.2021 по делу N А15-3614/2021 подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Советского района г. Махачкалы проведена проверка исполнения администрацией Советского района г.Махачкалы законодательства о развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации и об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, в ходе которой выявлено, что на официальном сайте администрации в сети "Интернет", расположенном по электронному адресу:http://sovetmkala.ru, отсутствует информация, предусмотренная частью 2 статьи 19 Закона N 209-ФЗ (акт осмотра сайта от 28.06.2021).
Посчитав, что отсутствие на официальном сайте органа местного самоуправления указанной информации нарушает права хозяйствующих субъектов на получение информационной поддержки, прокурор обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 11 Закона N 209-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе: 1) формирование и осуществление муниципальных программ (подпрограмм) с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей; 2) анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований; 3) формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований и обеспечение ее деятельности; 4) содействие деятельности некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, и структурных подразделений указанных организаций; 5) образование координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления.
Согласно части 2 статьи 14, части 2 статьи 16 Закона N 209-ФЗ при обращении заявителей за оказанием поддержки такие лица должны представить документы, подтверждающие их соответствие категории субъектов малого и среднего предпринимательства, и условиям, предусмотренным федеральными, региональными, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Исходя из части 2 статьи 19 Закона N 209-ФЗ к числу информации, обеспечение которой субъектов малого и среднего предпринимательства является целью создания инфраструктуры их поддержки, отнесены, в том числе сведения: о реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм) (пункт 1); о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства и об их классификации по видам экономической деятельности (пункт 2); о числе замещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности (пункт 3); об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности (пункт 4); о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства (пункт 5).
В силу части 1 статьи 19 Закона N 209-ФЗ оказание информационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем, официальных сайтов информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети "Интернет" и информационно - телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
При этом, установленные в части 3 статьи 19 Закона N 209-ФЗ, позволяют информацию, указанную в части 2 данной статьи, и являющуюся общедоступной, размещать в сети "Интернет" на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, наделенных отдельными полномочиями в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства в пределах их компетенции, не исключая возможности создания для этих целей указанными органами официальных сайтов информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети "Интернет".
Следовательно, предусматривая обязательное наличие такой информации на сайте органа местного самоуправления, законодатель имел в виду необходимость ее использования для оценки экономической ситуации на конкретной территории как субъектами малого и среднего предпринимательства, так и непосредственно органами местного самоуправления для осуществления полномочий в этой сфере.
Частью 2 статьи 19 Закона N 209-ФЗ к числу информации, обеспечение которой субъектов малого и среднего предпринимательства является целью создания инфраструктуры их поддержки, отнесены, в том числе сведения о числе замещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности; об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности; о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона N 209-ФЗ оказание информационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем, официальных сайтов информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети "Интернет" и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В то же время требования, установленные в части 3 статьи 19 Закона N 209-ФЗ, позволяют информацию, указанную в части 2 данной статьи, и являющуюся общедоступной, размещать в сети "Интернет" на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, наделенных отдельными полномочиями в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства в пределах их компетенции, не исключая возможности создания для этих целей указанными органами официальных сайтов информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети "Интернет".
Как верно отмечено судом первой инстанции, системный анализ приведенных выше положений действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что обязанность по опубликованию и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления в сети "Интернет" информации, указанной в части 2 статьи 19 Закона N 209-ФЗ, возложена на органы власти всех уровней, в том числе на органы местного самоуправления.
Возражая относительно удовлетворения требований прокурора, администрация ссылалась на то, что спорные обязанности не отнесены к её компетенции, а относятся к вопросам местного значения городского округа, куда в том числе входит и администрация Советского района г.Махачкалы.
Вместе с тем, в соответствии с частью 2 статьи 26 Закона Республики Дагестан от 08.02.2016 N 9 "Об отдельных вопросах местного значения городского округа с внутригородским делением и внутригородских районов в его составе" (далее - Закон РД N 9) к полномочия органов местного самоуправления внутригородских районов по решению вопроса местного значения внутригородских районов, в том числе относятся содействие развитию малого и среднего предпринимательства, благотворительной деятельности и добровольчества (волонтерства).
В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона РД N 9 к полномочиям органов местного самоуправления городского округа относятся: 1) формирование и осуществление муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей; 2) анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства на территории городского округа в разрезе внутригородских районов; 3) формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и обеспечение ее деятельности (часть 1 статьи 26 Закона РД N9).
Согласно пункту 28 части 1 статьи 14, пункту 25 части 1 статьи 15, пункту 33 части 1 статьи 16 и пункта 11 части 1 статьи 16.2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) содействие в развитии сельскохозяйственного производства - создание условий для развития сельскохозяйственного производства в поселениях; создание условий для расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия), а также создание условий для развития малого и среднего предпринимательства (содействие его развитию) - непосредственно относится к вопросам местного значения поселений (сельских и городских), муниципальных районов, городских округов, внутригородских районов.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции верно указал, что создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе путем создания муниципальных информационных систем, официальных сайтов информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети "Интернет" и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, относятся к персональным обязанностям каждого из указанного органа местного самоуправления и каждый из их самостоятельно исполняет указанные обязанности и самостоятельно несет ответственность за их нарушение.
Как усматривается из пункта 11 статьи 6 Устава администрации Советского района г.Махачкалы, к вопросам местного значения внутригородского района Советского района г.Махачкалы, в том числе, относится создание условий для расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства, благотворительной деятельности и добровольчества.
Между тем, доказательств соблюдения требований Закона N 131-ФЗ и Закона N 209-ФЗ администрацией Советского района г.Махачкалы в материалы дела не представлено. Отсутствие на официальном сайте органа местного самоуправления либо на сайте информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети "Интернет" необходимой информации влечёт нарушение прав хозяйствующих субъектов на получение информационной поддержки, прав неопределённого круга лиц на получение предусмотренной законом информации и препятствует созданию на территории муниципального образования благоприятных условий для развития бизнеса.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что администрацией Советского района г.Махачкалы допущено незаконное бездействие, выраженное в неразмещении на официальном сайте в сети "Интернет" информации, предусмотренной частью 2 статьи 19 Закона N 209-ФЗ, и необходимой для развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Следовательно, поскольку выявленное прокуратурой отсутствие на официальном сайте органа местного самоуправления указанной в пунктах 3 - 5 части 2 статьи 19 Закона N 209-ФЗ информации влечет нарушение прав хозяйствующих субъектов на получение информационной поддержки, прав неопределенного круга лиц на получение предусмотренной законом информации, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Довод администрации о том, что размещение на официальном сайте в сети "Интернет" предусмотренной частью 2 статьи 19 Закона N 209-ФЗ информации не являются обязанностью администрации внутригородского района "Советский район" города Махачкалы, не принимаются апелляционным судом, поскольку, как верно установлено судом первой инстанции, обязанность по опубликованию и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления в сети "Интернет" информации, указанной в части 2 статьи 19 Закона N 209-ФЗ, возложена на органы власти всех уровней, в том числе на органы местного самоуправления.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции надлежит оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 09.12.2021 по делу N А15-3614/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Е.В. Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-3614/2021
Истец: Первый заместитель прокурора РД в защиту прав и законных интересов субъектов предпрениматешльской деятельности
Третье лицо: Администрация г.Махачкалы, АДМИНИСТРАЦИЯ ВНУТРИГОРОДСКОГО РАЙОНА "СОВЕТСКИЙ РАЙОН" ГОРОДА МАХАЧКАЛЫ