г. Пермь |
|
21 февраля 2022 г. |
Дело N А60-43448/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 февраля 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И.В.,
судей Голубцова В.Г., Трефиловой Е.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шляковой А.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Государственного учреждения - Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 13),
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 07 декабря 2021 года
по делу N А60-43448/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Центр компетенции" (ИНН6670482791, ОГРН 1196658034066)
к Государственному учреждению - Свердловскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 13) (ИНН 6660013279, ОГРН 1026604952252)
о признании недействительным уведомления,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Центр компетенции" (далее - заявитель, ООО "Центр компетенции", общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Государственному учреждению - Свердловскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - заинтересованное лицо, Фонд социального страхования, учреждение) о признании недействительным уведомления о страховом тарифе на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 27.04.2021.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 07 декабря 2021 года заявленные требования удовлетворены: признано недействительным уведомление о страховом тарифе на обязательное социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний от 27.04.2021. Государственное учреждение - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 13) обязано устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Центр компетенции" в течение 10 дней со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Не согласившись с принятым судебным актом, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование доводов Фонд социального страхования указывает, что для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь заявление с приложением документов в филиал N 13 ГУ - СРО ФСС РФ в установленные сроки не представил. Данный факт общество подтверждает в своем заявлении. В связи с чем 27.04.2021 Фондом вынесено уведомление о страховом тарифе на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, ООО "Центр компетенции" был определен 22 класс профессионального риска, что соответствует страховому тарифу в размере 3,40 %. Ссылаясь на определения Верховного суда РФ от 11.09.2018 N 309-КГ18-7926 по делу N А76- 21618/2017, указывает, что у филиала N 13 ГУ - СРО ФСС РФ отсутствуют основания, предусмотренные законодательством для пересмотра установленного размера страхового тарифа ООО "Центр компетенции".
Заявителем письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не направили, что на основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "Центр компетенции" состоит на регистрационном учете в качестве страхователя в филиале N 13 ГУ-СРО ФСС РФ.
Уведомлением от 27.04.2021 с января 2021 ООО "Центр компетенции" установлен страховой тариф на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с заявленным основным видом деятельности "аренда и лизинг торгового оборудования" (ОКВЭД 77.39.27) в размере 3,40%, что соответствует 22 классу профессионального риска.
24.05.2021 ООО "Центр компетенции" направлено в адрес заинтересованного лица заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности и справку-подтверждение основного вида экономической деятельности с указанием основного вида деятельности по итогам 2020 г. - "Деятельность консультативная и работы в области компьютерных технологий", код ОКВЭД 62.02, и доли дохода и поступлений по данному виду экономической деятельности 100%. Указанный вид деятельности отнесен к 1 классу профессионального риска с размером страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 0,20%.
Полагая, что указанное уведомление является незаконным, ООО "Центр компетенции" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об их обоснованности.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов, решений и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ), в соответствии с положениями которого, одним из основных принципов обязательного социального страхования является дифференцированность страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска, под которым понимается уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся по видам экономической деятельности страхователя. Тарифы дифференцируются по отраслям экономики в зависимости от класса профессионального риска. Правила отнесения видов деятельности к классу профессионального риска утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В силу положений статьи 3 Закона N 125-ФЗ страховой взнос - обязательный платеж по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, рассчитанный исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу, который страхователь обязан внести страховщику; страховой тариф - ставка страхового взноса с начисленной оплаты труда по всем основаниям (дохода) застрахованных.
Согласно статье 4 Закона 125-ФЗ одним из основных принципов обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является дифференцированность страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска.
В подпункте 2 пункта 2 статьи 17 Закон N 125-ФЗ установлена обязанность страхователя, под которым статья 3 названного Закона понимает юридическое лицо любой организационно-правовой формы либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки, начислять и перечислять страховщику страховые взносы.
В соответствии со статьями 21, 22 Закона N 125-ФЗ страховые тарифы дифференцируются по отраслям экономики в зависимости от класса профессионального риска, а страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком.
Из части 1 статьи 21 Закона N 125-ФЗ следует, что размер тарифа зависит от класса профессионального риска, к которому относится основной вид деятельности страхователя.
В пункте 3 статьи 22 Закона N 125-ФЗ предусмотрено, что правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 утверждены Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска (далее - Правила N 713), которые определяют порядок отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска в целях установления страховых тарифов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В соответствии с пунктом 8 Правил экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами.
Пунктом 9 Правил предусмотрено, что основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг.
Согласно пункту 11 Правил N 713 основной вид деятельности страхователя - юридического лица, а также виды экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, ежегодно подтверждаются страхователем в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
В силу положений пункта 2 Порядка основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно в соответствии с пунктом 9 Правил, согласно которому основным видом экономической деятельности для коммерческой организации является вид деятельности, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг, а для некоммерческой организации - тот вид, в котором по итогам предыдущего года было занято наибольшее количество работников организации.
В силу положений пункта 14 Правил, если страхователь осуществляет свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, распределенным равными частями в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг, он подлежит отнесению к основному виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых им видов экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 3 Порядка N 55 для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок, не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации следующие документы:
а) заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку;
б) справку-подтверждение основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку;
в) копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей - субъектов малого предпринимательства).
Пунктом 13 Правил установлено, что, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, не подтверждает основной вид экономической деятельности, он подлежит отнесению к основному виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых им видов экономической деятельности.
Пунктом 5 Порядка также предусмотрено, что для подтверждения основного вида экономической деятельности в случае, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля не представил документы, указанные в пункте 3 Порядка, исполнительный орган Фонда относит данного страхователя к тому виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых им видов экономической деятельности, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
Как следует из материалов дела, после получения уведомления от 27.04.2021, ООО "Центр компетенции" обратилось в адрес Фонда с заявлением о подтверждении основного вида экономической деятельности от 24.05.2021 с приложенными документами, необходимых для установления страхового тарифа на 2021 год исходя из фактически осуществляемой деятельности.
Из заявления следует, что основным экономическим видом деятельности общества является деятельность "Деятельность консультативная и работы в области компьютерных технологий", код ОКВЭД 62.02. Указанный вид деятельности отнесен к 1 классу профессионального риска с размером страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 0,20%.
Таким образом, представленными доказательствами подтверждается факт осуществления экономической деятельности отличной от деятельности по ремонту и техническому обслуживанию прочих транспортных средств и оборудования, что соответствует 1 классу профессионального риска.
Из материалов дела следует, что фактически размер страхового тарифа определен Фондом исходя из вида деятельности, указанного в ЕГРЮЛ, который имеет наибольший класс профессионального риска, в отсутствие доказательств фактического осуществления страхователем такой деятельности.
Доказательств осуществления страхователем в 2020 году основного вида деятельности аренда и лизинг торгового оборудования" для подтверждения основного вида деятельности в 2020, Фондом не приведено и в материалы дела не представлено, поэтому оснований для установления заявителю страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с 2021 года в размере 3,4% процентов, отнесенных к 22-му классу профессионального риска, у Фонда не имелось.
Как усматривается из материалов дела, общество обращалось в учреждение с заявлением об изменении страхового тарифа, однако в ответах на обращение учреждение отказывало заявителю в применении тарифа в соответствии с заявленным видом экономической деятельности, мотивируя свои решения нарушением со стороны общества пунктов 3 и 5 Порядка.
При этом предусмотренное пунктом 5 Порядка право фонда самостоятельно отнести страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности и аналогичные положения пункта 13 Правил не являются санкцией, применяемой к страхователю за нарушение им сроков представления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, а являются мерой, призванной гарантировать права застрахованных лиц на страховое обеспечение в случае неисполнения страхователем своих обязанностей по подтверждению основного вида экономической деятельности.
Таким образом, по смыслу пункта 5 Порядка, страхователь, не представивший в установленный срок документы, указанные в пункте 3 данного Порядка, и после установления фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности, фонд должен оценить эти документы и принять решение об определении размера страхового тарифа с их учетом, что согласуется с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.11.2018 N 304-КГ18-9969.
Как установлено судом и не оспаривалось заявителем, общество в нарушение пункта 3 Порядка не представило в срок заявление и документы, подтверждающие вид экономической деятельности в отделение фонда социального страхования, в связи с чем, фонд самостоятельно определил страхователю 22 класс профессионального риска по виду экономической деятельности - "аренда и лизинг торгового оборудования" (ОКВЭД 77.39.27), которому соответствует размер страхового тарифа 3,4%.
При определении основного вида деятельности общества и, как следствие, определении класса профессионального риска и соответствующего ему страхового тарифа, учреждение руководствовалось сведениями об основных видах деятельности ООО "Центр компетенции", содержащимися в ЕГРЮЛ, выбрав из них соответствующий наиболее высокому классу профессионального риска.
Вместе с тем, как следует из пункта 8 Правил, экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 05.07.2011 N 14943/10, вид осуществляемой организацией деятельности не может быть определен лишь на основании документов, в которых приведены сведения о видах экономической деятельности организации.
Поскольку в пункте 5 Порядка указано на "осуществляемые виды деятельности", вид фактически осуществляемой предприятием деятельности не может быть определен лишь на основании данных ЕГРЮЛ, в которых отражены сведения о разрешенных видах экономической деятельности данного предприятия.
Однако учреждением не установлены фактические обстоятельства, ограничившись выводом об установлении обществу максимального тарифа в связи с пропуска срока на подачу заявления.
С учетом изложенного, принимая во внимание представленные обществом доказательства, подтверждающие ведение фактической деятельности в соответствии ОКВЭД 62.02 "Деятельность консультативная и работы в области компьютерных технологий", суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в рассматриваемом случае у учреждения отсутствовали правовые основания для применения максимального страхового тарифа по заявленным видам деятельности общества, основываясь только на пропуске срока для подачи соответствующего заявления, а также на не оспоренном уведомлении фонда об установлении страхового тарифа, учитывая, что учреждение вправе было, учитывая обращения страхователя, запросить и исследовать соответствующие документы для установления фактических обстоятельств, исключающих возможность применения формального подхода, учитывая, что применение повышенного тарифа не является санкцией за нарушение срока представления заявления.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что учреждение при вынесении оспариваемого уведомления неправомерно применен максимальный размер страхового тарифа на обязательное социальное страхование 3,4%.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемое уведомление учреждения не основано на законе и фактических обстоятельствах, нарушает права общества и его законные интересы.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют позицию заинтересованного лица по делу, были предметом полного и всестороннего рассмотрения и оценки судом первой инстанции, не опровергают выводы суда, положенных в основу принятого решения, выражают лишь несогласие с ними, в связи, с чем не могут служить основанием для отмены судебного акта и признаются несостоятельными, подлежат отклонению.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 07 декабря 2021 года по делу N А60-43448/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
И.В. Борзенкова |
Судьи |
В.Г. Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-43448/2021
Истец: ООО "ЦЕНТР КОМПЕТЕНЦИИ"
Ответчик: ГУ СВЕРДЛОВСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ