г. Киров |
|
21 февраля 2022 г. |
Дело N А17-9583/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 февраля 2022 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ившиной Г.Г.,
судей Волковой С.С., Кононова П.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Маслениковой Ю.С.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя - Волковой Е.А., действующей на основании доверенности от 07.10.2021,
представителя ответчика - Тычинина К.А., действующего на основании доверенности 04.08.2021,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Объединенные электрические сети"
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 17.12.2021 по делу N А17-9583/2021
по заявлению акционерного общества "Объединенные электрические сети" (ОГРН 1093706000960, ИНН 3706016431)
к Центральному межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в лице Инспекции по Владимирской и Ивановской областям
о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Объединенные электрические сети" (далее - заявитель, АО "Объединенные электрические сети", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании незаконным предписания Центрального межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в лице Инспекции по Владимирской и Ивановской областям (далее - ответчик, ЦМТУ Росстандарта, Управление, надзорный орган) от 12.08.2021 N 382И-2Пр.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 17.12.2021 требования Общества оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель настаивает на незаконности оспариваемого предписания, считает, что на территориальную сетевую организацию обязанность по сертификации электрической энергии в силу действующего законодательства не может быть возложена. В апелляционной жалобе заявитель также указывает на нарушение правил подсудности. Подробно позиция Общества со ссылками на нормы права, судебную практику и фактические обстоятельства дела изложена в апелляционной жалобе.
Ответчик письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 20.01.2022 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 21.01.2022 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной статьи участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители сторон поддержали занятые по делу позиции.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в период с 02.08.2021 по 12.08.2021 на основании приказа от 23.07.2021 N 382 ЦМТУ Росстандарта в отношении АО "Объединенные электрические сети" проведена плановая выездная проверка на предмет соблюдения требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до вступления в силу технических регламентов. Проверка проведена применительно к деятельности по выпуску в обращение и обращению электрической энергии в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц, электрической энергии в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц, передаваемой Обществом:
- в г. Приволжск по ВЛ-04 кВ от ТП-11 фид. 5 в нормальном режиме потребителям по адресу: Ивановская область, Приволжский район, г. Приволжск, ул. Революционная, ул. Фролова, ул. К. Маркса;
- в г. Плес по ВЛ-04 кВ от ТП-15 фид. 1 в нормальном режиме потребителям по адресу: Ивановская область, Приволжский район, г. Плес, ул. Советская;
- в д. Хлябово Родниковского района по ВЛ-0,4 кВ от ТП-102 фид. 2 в нормальном режиме потребителям по адресу: Ивановская область, Родниковский район, д. Хлябово, ул. 1-я Восточная, ул. 2-я Восточная, ул. Углова.
При проведении проверочных мероприятий ответчиком установлено, что Общество, осуществляя деятельность по выпуску в обращение и по обращению электрической энергии в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц (оказывая услуги по передаче электрической энергии на основании договора от 14.12.2018 N 372000878, заключенного с ПАО "МРСК Центра и Приволжья") передает потребителям по адресам: Ивановская область, Приволжский район, г. Приволжск, ул. Революционная (в том числе физическим лицам в д. 51); Ивановская область, Приволжский район, г. Плес, ул. Советская (в том числе физическим лицам в д. 15-8); Ивановская область, Родниковский район, д. Хлябово (в том числе физическим лицам по ул. 2-я Восточная д. 3) и другим потребителям электрическую энергию в отсутствие обязательного подтверждения соответствия в виде сертификата соответствия. В связи с этим надзорный орган пришел к выводу о нарушении заявителем требований Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ), постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982 "Об утверждении Единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и Единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии", пункта 0110 "Электроэнергия" Единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982. Результаты проверки и выявленные нарушения оформлены актом проверки от 12.08.2021 N 382И.
12.08.2021 в адрес АО "Объединенные электрические сети" выдано обязательное для исполнения предписание N 382И-2Пр, которым Обществу указано на необходимость устранить допущенные нарушения обязательных требований:
1) разработать программу мероприятий по предотвращению вреда в соответствии со статьей 38 Закона N 184-ФЗ в течение десяти дней с момента получения настоящего предписания (пункт 1);
2) в срок до 22.08.2021 согласовать программу мероприятий по предотвращению вреда с руководителем ЦМТУ Росстандарта.
Не согласившись с предписанием Управления от 12.08.2021, Общество обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с требованием о признании его недействительным.
Суд первой инстанции оставил требования заявителя без удовлетворения, признав соответствующим закону оспариваемое предписание.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов государственных органов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя.
В рассматриваемом случае оспариваемое заявителем предписание вынесено органом государственного контроля (надзора) по итогам проведенной в отношении Общества плановой выездной проверки в рамках государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов. Данное предписание оценивается арбитражным судом на момент его вынесения. При оценке вопроса о законности предписания помимо полномочий вынесшего это предписание органа и оснований для проведения проверки, в части чего замечаний у заявителя не имеется, выяснению подлежит наличие у Общества обязанности и возможности по проведению требуемых мероприятий.
Проанализировав нормативно-правовое регулирование отношений в рассматриваемой сфере в совокупности с установленными по делу обстоятельствами, апелляционный суд поддерживает вывод арбитражного суда первой инстанции о законности и обоснованности оспариваемого предписания на основании следующего.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии определены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ).
В соответствии со статьей 3 Закона N 35-ФЗ к субъектам электроэнергетики отнесены лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности. Потребителями электрической энергии являются лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд.
Территориальной сетевой организацией признается коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных Законом N 35-ФЗ, с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
В пункте 1 статьи 38 Закона N 35-ФЗ определено, что субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии регламентированы Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Правила N442).
Субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики, сетевые организации в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовом рынке и розничных рынках договорам совместными действиями обеспечивают на розничных рынках надежность снабжения потребителей и качество электрической энергии (пункт 7 Основных положений N 442).
Порядок взаимодействия субъектов розничных рынков, участвующих в обороте электрической энергии, с сетевой организацией в целях оказания услуг по передаче электрической энергии определяется в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 861 сетевыми организациями признаются организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном законом основании объектами электросетевого хозяйства. С использованием таких объектов сетевые организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
Услуги по передаче электрической энергии сетевые организации оказывают на основании договора оказания услуг по передаче электрической энергии.
При исполнении договора сетевая организация обязана: обеспечить передачу электрической энергии в точке поставки потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор), качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам с соблюдением величин аварийной и технологической брони (пункт 15 Правил N 861).
Пункт 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.
Отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации урегулированы Законом N 184-ФЗ.
Требования к продукции, установленные государственными стандартами, подлежат обязательному исполнению всеми субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения. Несоблюдение установленных законодательством о техническом регулировании обязательных требований создает угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений (статьи 1, 2, 18, 46 Закона N 184-ФЗ).
Частью 1 статьи 36 Закона N 184-ФЗ установлено, что за нарушение требований технических регламентов (обязательных требований государственных стандартов) изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно разделу 0110 Единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982, электрическая энергия в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц является товаром, подлежащим обязательной сертификации.
Показатели и нормы качества электрической энергии в точках передачи электрической энергии пользователям электрических сетей низкого, среднего и высокого напряжения систем электроснабжения общего назначения переменного тока частотой 50 Гц установлены ГОСТ 32144-2013 (раздел 1). Требования настоящего стандарта применяются во всех режимах работы систем электроснабжения общего назначения.
Система электроснабжения общего назначения: совокупность электроустановок и электрических устройств, предназначенных для обеспечения электрической энергией различных потребителей электрических сетей (пункт 3.1.1 ГОСТ 32144-2013).
По смыслу приведенных норм производство, передача и продажа электрической энергии взаимосвязаны и являются элементами единого процесса. Организации, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе сетевые организации, обеспечивающие передачу электрической энергии, обязаны поставить (передать) потребителю электроэнергию, качество которой должно соответствовать требованиям технических регламентов. Поскольку электрическая энергия является товаром, подлежащим обязательной сертификации, то субъектом, на которого возлагается обязанность по проведению сертификации, является лицо, участвующее в электроснабжении потребителей, в том числе сетевая организация.
Из материалов дела следует, что между Обществом и ПАО "МРСК Центра и Приволжья" заключен договор от 14.12.2018 N 372000878, по которому обязались оказывать услуги по передаче электрической энергии (мощности) путем осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии.
При этом в соответствии с названным договором АО "Объединенные электрические сети" обязалось обеспечить передачу электрической энергии (мощности) от границы раздела ответственности за состояние эксплуатации электроустановок до точек поставки электрической энергии потребителей и владельцев объектов электросетевого хозяйства, присоединенных к электрическим сетям Общества, а также ТСО; поддерживать на границах балансовой принадлежности значения показателей качества электрической энергии, обусловленные работой энергетических установок заявителя, соответствующие техническим регламентам и иным обязательным требованиям; обеспечить надежное функционирование и соблюдение в течение всего срока действия договора эксплуатационные требования, установленные в технических условиях и правилах технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, в отношении находящихся в его собственности или на ином законном основании оборудования, средств релейной защиты, противоаварийной и режимной автоматики, устройств, обеспечивающих регулирование реактивной мощности, а также иных устройств, необходимых для поддержания требуемых параметров надежности и качестве электроэнергии, защиты оборудования и линий электропередачи (пункты 3.2.1, 3.2.2 договора).
Согласно пункту 2.5 договора от 14.12.2018 N 372000878 параметры качества передачи электрической энергии (мощности) по договору определяются сторонами как соответствие совокупности параметров электрической энергии требованиям ГОСТов, НТД и технических регламентов.
Проанализировав изложенные нормативные положения в совокупности с условиями договора от 14.12.2018 N 372000878, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Общество как территориальная сетевая организация наряду с другими субъектами электроэнергетики участвует в отношениях по обеспечению снабжения электрической энергией потребителей.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что АО "Объединенные электрические сети" осуществляет передачу подлежащей обязательному подтверждению соответствия электрической энергии гражданам - потребителям по адресам: Ивановская область, Приволжский район, г. Приволжск, ул. Революционная (в том числе физическим лицам в д. 51); Ивановская область, Приволжский район, г. Плес, ул. Советская (в том числе физическим лицам в д. 15-8); Ивановская область, Родниковский район, д. Хлябово (в том числе физическим лицам по ул. 2-я Восточная д. 3). Однако требование о наличии сертификата соответствия на передаваемую по указанным адресам электрическую энергию Обществом не выполнено.
Учитывая изложенные выше требования действующего законодательства в совокупности с установленными по делу обстоятельствами, надзорный орган имел правовые и фактические основания для выдачи Обществу предписания от 12.08.2021 N 382И-2Пр об устранении выявленного нарушения. Доводы заявителя об отсутствии у него обязанности по сертификации электрической энергии подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм материального права применительно к фактическим обстоятельствам дела.
Приведенная в настоящем деле позиция соответствует позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 16.01.2018 N 305-АД17-20505, от 18.03.2020 N 304-ЭС20-1302, от 04.10.2021 N 309-ЭС21-17183.
Оспариваемое предписание, основанное на законе, направлено на устранение допущенных Обществом нарушений обязательных требований, является реально исполнимым способами, не противоречащими положениям действующего законодательства. Само по себе установленное на момент проведения проверки соответствие качества положениям ГОСТ не устраняет обязанность заявителя иметь сертификат соответствия на реализуемую населению электрическую энергию.
С учетом изложенного, предписание надзорного органа на момент его выдачи являлось законным, обоснованным и исполнимым, выдано ответчиком в рамках полномочий по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае отсутствует предусмотренная статьями 198, 201 АПК РФ совокупность условий, необходимых для признания оспариваемого предписания Управления незаконным.
Ссылка заявителя на судебную практику была правомерно отклонена судом первой инстанции в обжалуемом судебном акте.
Относительно доводов заявителя жалобы о нарушении судом первой инстанции правил подсудности в соответствии со статьей 35 АПК РФ, суд апелляционной инстанции отмечает, что в рассматриваемом случае заявитель обратился с соответствующим заявлением в Арбитражный суд Ивановской области, ходатайство о передаче дела по подсудности в суде первой инстанции не заявлял. Управление не возражало против разрешения спора в названном суде, вопрос о нарушении правил подсудности в суде первой инстанции сторонами не ставился. Таким образом, доводы Общества о подсудности отклоняются судом апелляционной инстанции.
Апелляционным судом исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении. Нормы материального и процессуального права применены судом первой инстанции правильно.
Таким образом, решение Арбитражного суда Ивановской области от 17.12.2021 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 17.12.2021 по делу N А17-9583/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу акционерного общества "Объединенные электрические сети" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ивановской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Г.Г. Ившина |
Судьи |
С.С. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-9583/2021
Истец: АО "Объединенные электрические сети"
Ответчик: Инспекция по Владимирской и Ивановской областям ЦМТУ Росстандарта
Третье лицо: Второй Арбитражный Апелляционный суд, Государственный инспектор Инспекции по Владимирской и Ивановской областям ЦМТУ Росстандарта Новожилова Галина Рудольфовна