город Ростов-на-Дону |
|
22 февраля 2022 г. |
дело N А32-43564/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 февраля 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.,
судей Н.Н. Мисника, Н.В. Нарышкиной,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Плотниковой О.В.,
при участии:
от истца: Камьянова Н.И. по доверенности от 22.04.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Афипского городского поселения Северского района
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.12.2021 по делу N А32-43564/2021
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к администрации Афипского городского поселения Северского района,
при участии третьего лица: МТУ ФАУГИ в Краснодарском крае и Республике Адыгея
об обязании принять объекты недвижимого имущества в муниципальную собственность,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец, общество, железная дорога) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к администрации Афипского городского поселения Северского района (далее - ответчик, администрация), в котором просило:
- признать незаконным бездействие администрации, выразившнгося в непринятии решения, предусмотренного частью 4 статьи 22 Федерального закона от 07.11.2011 N 419-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", о согласовании вывода из эксплуатации объектов водоснабжения;
- обязать администрацию в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять в муниципальную собственность следующие объекты коммунально-бытового назначения:
- артезианская скважина (инв. N 0243303/4055);
- башня-колонная система Рожновского (инв. N 0243005/4055);
- водопровод напорный ст. Афипская, протяженностью 1163 м (инв. N 0303325/4055);
- разводящая водопроводная линия протяженностью 50 м (инв. N 0303324/4055).
Решением суда от 20.01.2022 исковые требования удовлетворены.
Администрация обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просила его отменить, отказать в удовлетворении требований в полном объёме.
В обоснование жалобы ответчик приводит доводы о том, что принятие объектов возможно после формирования земельного участка под ними при условии перехода права собственности на данный земельный участок к пользователю.
В судебном заседании представитель истца против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Ответчик явку представителя не обеспечил, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав представителя истца, апелляционная коллегия не находит оснований к отмене судебного акта.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ОАО "РЖД" является собственником объектов водоотведения: артезианская скважина (инв. N 0243303/4055); башня-колонная система Рожновского (инв. N0243005/4055);водопровод напорный ст. Афипская, протяженностью 1163 м (инв. N0303325/4055); разводящая водопроводная линия протяженностью 50 м, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 23:26:0000000:0003, общей площадью 3026899 кв. м, переданном в аренду на 49 лет обществу на основании договора от 24.12.2007 N7700000698. Право собственности ОАО "РЖД" на указанные объекты зарегистрирована в 2004 году.
В настоящее время абонентами указанного водопровода являются жители станицы.
Данные объекты водоотведения числятся на забалансовом учете Краснодарского территориального участка Северо-Кавказской дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО "РЖД" (далее - дирекция), что подтверждается представленными в материалы дела карточками инвентарного учета.
08.04.2004 распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации N 1499-р, Министерства финансов Российской Федерации N 110А и Министерства путей сообщения России N Т-92р, во исполнение пункта 7 Постановления Правительства РФ от 18.09.2003 N 585 "О создании ОАО "Российские железные дороги", утвержден перечень объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не подлежащих приватизации в составе имущества федерального железнодорожного транспорта и подлежащих передаче в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность (приложение N 1).
Пунктом 2 указанного Распоряжения от 08.04.2004 N 1499-р/110а/Т-92р установлено, что ОАО "РЖД" осуществляет содержание указанных в пункте 1 настоящего распоряжения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения до их передачи в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность либо закрепления на праве хозяйственного ведения за федеральным государственным унитарным предприятием "Дирекция инвестиционных программ Минимущества России".
24.05.2016 дирекция направила в адрес администрации уведомление о согласовании вывода из эксплуатации вышеуказанных объектов водоотведения, указав, что планируемая дата вывода из эксплуатации 26.05.2017. В этом же письме общество проинформировало администрацию о том, что орган местного самоуправления в течение шести месяцев с момента получения уведомления о выводе объекта централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения из эксплуатации принимает решение о согласовании вывода из эксплуатации указанных объектов, либо о выкупе или о заключении договора аренды указанных объектов.
По результатам рабочей встречи, состоявшейся 05.10.2018 при участии заместителя главы администрации, сотрудника дирекции и представителя ресурсоснабжающей организации ООО "Транс-Водоканал", приняты следующие решения:
1) на дирекцию возложена обязанность по подготовке пакета документов для передачи объектов водоснабжения, в том числе на земельный участок, а также обязанность по уборке боя кирпича, расположенного на земельном участке;
2) администрация обязалась принять в дар указанное имущество;
3) на ООО "Транс-Водоканал" возложена обязанность по подготовке информации о мероприятиях и их стоимости в целях подключения абонентов к центральной водопроводной сети ООО "Транс-Водоканал".
08.11.2018 в адрес дирекции поступило уведомление администрации о готовности принять в муниципальную собственность комплекс объектов водоснабжения, расположенных в границах земельного участка площадью 950 кв. м, входящего в состав земельного участка с кадастровым номером 23:26:0000000:0003, арендуемого ОАО "РЖД".
В соответствии с протоколом заседания комиссии Центральной дирекции по тепловодоснабжению, филиала ОАО "РЖД" от 03.07.2019 N 266 принято решение о передаче объектов водоотведения в муниципальную собственность по договору дарения (пожертвования) имущества.
В ходе длительной переписки стороны не достигли согласия в вопросах передачи спорного имущества. Администрация в качестве условия принятия имущества в муниципальную собственность неоднократно ссылалась на необходимость формирования земельного участка, непосредственно занятого объектами водоотведения, а также на возможность принятия объектов при условии перехода права собственности на земельный участок.
Предпринятые истцом мероприятия по разрешению вопросов, связанных с передачей объектов водоотведения в муниципальную собственность, оказались безрезультатными.
24.06.2021 дирекция направила в администрацию претензию с требованием в срок до 30.07.2021 провести мероприятия по принятию в муниципальную собственность объектов водоснабжения.
До настоящего времени передача имущества в муниципальную собственность спорного имущества водоотведения не состоялась, что послужило основанием для обращения в суд с иском по настоящему делу.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) в целях недопущения ущемления прав и законных интересов абонентов организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны согласовывать с органами местного самоуправления поселений, городских округов вывод объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации, в том числе в связи с консервацией или сносом (демонтажом) таких объектов.
В силу части 3 статьи 22 Закона N 416-ФЗ собственники или иные законные владельцы объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, планирующие вывод их из эксплуатации, не менее чем за один год до планируемого вывода обязаны уведомить орган местного самоуправления поселения, городского округа о сроках и причинах вывода указанных объектов из эксплуатации в случае, если такое решение не предусмотрено схемой водоснабжения и водоотведения.
Орган местного самоуправления поселения, городского округа в течение шести месяцев с момента получения уведомления о выводе объекта централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения из эксплуатации принимает решение о согласовании вывода указанного объекта из эксплуатации либо о выкупе или заключении договора аренды указанного объекта.
Собственники и иные законные владельцы объекта централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, принявшие решение о выводе этого объекта из эксплуатации, не вправе отказать в выкупе или заключении договора аренды такого объекта органу местного самоуправления поселения, городского округа по цене или по размеру арендной платы, которые определяются независимым оценщиком, в случае, если такой объект используется для горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения населения (пункт 4 статьи 22 закона N 416-ФЗ).
В соответствии с частью 5 статьи 22 Закона N 416-ФЗ орган местного самоуправления поселения, городского округа вправе потребовать от собственников или иных законных владельцев объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения приостановить их вывод из эксплуатации (консервацию или ликвидацию) на срок не более трех лет (одного года в случае вывода из эксплуатации объектов централизованной системы горячего водоснабжения) при наличии угрозы возникновения дефицита воды или сверхнормативных сбросов сточных вод, а собственники или иные законные владельцы указанных систем (объектов) обязаны выполнить данное требование органа местного самоуправления.
Таким образом, по результатам рассмотрения заявления (уведомления) собственника сетей об их выводе из эксплуатации орган местного самоуправления с учетом положений Закона N 416-ФЗ может либо согласовать такой вывод, либо потребовать приостановить вывод из эксплуатации, либо принять решение о продолжении эксплуатации соответствующего объекта самостоятельно.
Следовательно, органу местного самоуправления предоставлено два альтернативных способа реагирования на поступившее заявление о выводе объекта сетей водоотведения из эксплуатации: либо согласовать такой вывод, либо продолжать эксплуатацию соответствующего объекта самостоятельно.
Понуждение собственника объекта сетевого хозяйства водоотведения к продолжению эксплуатации помимо его воли невозможно и законом не допускается, за исключением прямо указанного случая приостановления реализации принятого собственником решения о выводе объекта сетей водоотведения из эксплуатации.
Учитывая изложенное, единственной причиной отказа в согласовании может быть доведенное до собственника сетей (объекта) решение о выкупе либо аренде сетей (объектов) в муниципальную собственность.
В случае, когда муниципальное образование не приняло решение о выкупе либо аренде спорного объекта сетей водоотведения, принятие решения о согласовании является обязательным.
После чего реализация согласованного решения собственника о выводе объекта из эксплуатации может быть в порядке части 5 статьи 22 Закона N 416-ФЗ приостановлена на срок не более трех лет и лишь в том случае, когда установлено наличие указанных в законе оснований для приостановления.
Однако, ответчиком не было принято ни решение о выкупе либо аренде спорного объекта сетей водоотведения, ни решение о согласовании вывода.
Администрация с учетом положений Закона N 416-ФЗ не приняла и надлежащим образом не оформила ни одного из возможных решений.
Таким образом, учитывая, что администрацией не рассмотрено заявление общества и не принято никакого решения по нему, бездействие администрации обоснованно признано судом первой инстанции незаконным.
Истцом также заявлено требование об обязании ответчика принять в муниципальную собственность спорные объекты.
В соответствии с пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ), находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в настоящей части решений в соответствии с передаточным актом.
В соответствии с названной нормой имущество, находящееся в федеральной собственности, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Вопрос об отнесении государственного имущества к тому либо иному уровню собственности разрешается по правилам, содержащимся в постановлении Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление N 3020-1).
В соответствии с пунктом 2 указанного постановления объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3 к постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов. Согласно подпункту 3 пункта 1 приложения N 3 к постановлению N 3020-1 объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов, относятся исключительно к муниципальной собственности.
В соответствии с разъяснением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данному в пункте 5 информационного письма от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий", объекты, указанные в приложении N 3 к постановлению N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности в силу прямого указания закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N131-ФЗ) в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Закона Краснодарского края от 08.08.2016 N 3459-КЗ "О закреплении за сельскими поселениями Краснодарского края отдельных вопросов местного значения городских поселений" за сельскими поселениями Краснодарского края закрепляются вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4, 5, 7.2, 8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 19 (в части организации использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 22, 26, 33.1, 34, 38 части 1 статьи 14 Закона N 131-ФЗ.
Таким образом, основным критерием отнесения имущества к собственности муниципального образования является назначение имущества для решения вопросов местного значения, но приведенный в указанных нормах перечень имущества не является исчерпывающим.
В данном случае спорные объекты находятся в границах Афипского городского поселения Северского района Краснодарского края.
Из материалов дела следует и не опровергнуто ответчиком, что находящиеся на балансе дирекции артезианская скважина, башня-колонная система Рожновского, водопровод напорный ст. Афипская, протяженностью 1163 м, разводящая водопроводная линия протяженностью 50 м используются в целях водоснабжения населения ст. Афипской.
Учитывая, что спорные объекты относятся к инженерной инфраструктуре, при помощи которой осуществляется снабжение коммунальными ресурсами поселения, спорные объекты представляют собой составную часть комплекса муниципального водоснабжения в поселении, обеспечивающего решение задач, не входящих в компетенцию ОАО "РЖД". Оказание коммунальных услуг муниципальному образованию и содержание объектов ЖКХ не свойственны профилю деятельности ОАО "РЖД" и не предусматриваются его уставной деятельностью.
Таким образом, спорные объекты предназначены для решения вопросов местного значения, и не могут находиться в федеральной собственности, поскольку не являются имуществом, необходимым для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, и подлежат безвозмездной передаче в муниципальную собственность в силу прямого указания закона.
По вопросу о порядке передачи имущества Конституционным Судом Российской Федерации принято Определение от 07.02.2012 N 234-О-Р, согласно которому арбитражные суды в каждом конкретном деле на основе исследования всего комплекса фактических обстоятельств самостоятельно решают вопросы о том, было ли учтено в процессе передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную волеизъявление соответствующего органа местного самоуправления, а если орган местного самоуправления по каким-то причинам отказался от согласования передачи имущества, то не является ли это его решение произвольным. Проверка законности и обоснованности конкретных решений арбитражных судов относится к компетенции их вышестоящих инстанций.
Следовательно, необоснованное непринятие соответствующего решения публичными образованиями при наличии в законе требования о передаче имущества из одного уровня собственности в другой в результате разграничения полномочий между органами власти не должно препятствовать процедуре передачи имущества в случаях, установленных законом.
Органы местного самоуправления не могут произвольно отказаться от принятия имущества, которое должно находиться в муниципальной собственности, согласование позиций органов власти должно осуществляться с учетом состава и назначения имущества, обеспечивать баланс интересов всех сторон правоотношения.
В данном случае спорные объекты водоснабжения находятся в рабочем состоянии, что подтверждается комиссионными актами от 03.08.2021, 17.10.2021, 20.11.2021, 08.12.2021, не являются аварийными. В материалах дела отсутствуют доказательства невозможности фактического использования муниципальным образованием указанного объекта в целях решения установленных Законом N 131-ФЗ вопросов местного значения.
Имеющаяся в деле длительная переписка сторон по вопросу безвозмездной передачи указанного имущества также подтверждает использование спорных объектов в комплексе муниципального водоснабжения.
Передача имущества вопреки волеизъявлению публичного собственника сама по себе не может свидетельствовать о незаконности действий передающей стороны, поскольку установлению подлежат материально-правовые основания такой передачи и правомерности сохранения имущества в собственности передающей стороны в условиях перераспределенных полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления.
Поскольку спорные объекты находятся на территории муниципального образования и используются для водоснабжения городского поселения, следовательно, указанные объекты предназначены для организации водоснабжения населения и объектов инфраструктуры поселения, то есть для решения вопросов местного значения муниципального образования, и в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона N 131-ФЗ должны находиться в собственности данного муниципального образования.
Основополагающие правовые значения содержатся в статье 22 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" от 07.12.2011 N 416-ФЗ. Законодатель возлагает на орган местного самоуправления, в течении шести месяцев с момента получения уведомления о выводе объекта централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения из эксплуатации принять решение о согласовании вывода указанного объекта из эксплуатации либо о выкупе или заключении договора аренды указанного объекта.
Ответчиком не было принято решения в отношении передаваемых объектов, предназначенных для нужд коммунально-бытового назначения социально-значимого слоя население ст. Афипской, до подачи искового заявления. Также администрацией не были учтены особенности, а именно возложенные обязательства на администрацию Афипского городского поселения - в соответствии со статьей 2 Закона Краснодарского края от 08.08.2016 N 3459-КЗ "О закреплении за сельскими поселениями Краснодарского края отдельных вопросов местного значения городских поселений" за сельскими поселениями Краснодарского края закрепляются вопросы местного значения, предусмотренные пунктом 4 частью 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а именно организация в границах поселения водоснабжения населения.
Право собственности на передаваемые объекты водоснабжения оформлены и сформированы для безвозмездной передачи в дар администрации Афипского городского поселения. Настоящие объекты водоснабжения были внесены в утвержденный советом директоров ОАО "РЖД" реестр непрофильных активов от 13.04.2018 N НПА/2017/СВОД/001 с реализацией в IV квартале 2019 года. Планируемый способ реализации - безвозмездное отчуждение, что подтверждается Протоколом заседания комиссии Центральной дирекции по тепловодоснабжению, филиала ОАО "РЖД" от 03.07.2019 N 266.
Оказание коммунальных услуг населению не является основным видом деятельности открытого акционерного общества "Российские железные дороги", Сведения об основном виде деятельности ОАО "РЖД" согласно записи в ЕГРЮЛ (ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) Код и наименование вида деятельности 49.10 Деятельность железнодорожного транспорта: междугородные и международные пассажирские перевозки.
При таких обстоятельствах требование истца об обязании ответчика принять в муниципальную собственность имущество являются законными, обоснованными и правомерно удовлетворено судом.
С учетом изложенного, у судебной коллегии отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.12.2021 по делу N А32-43564/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Р.Р. Илюшин |
Судьи |
Н.Н. Мисник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-43564/2021
Истец: ОАО "РЖД" в лице Северо-Кавказской дирекции по тепловодоснабжению, ОАО "Российские железные дороги" в лице Северо-Кавказской дирекции по тепловодоснабжению
Ответчик: Администрация Афипского городского поселения Северского района
Третье лицо: МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея